Вопросы и задания для второго (заключительного) тура
первой Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
9 класс 1996г.


1. Приведите примеры слов, в которых наблюдается чередование н/ш.
2. Запишите слова, "зашифрованные" в транскрипции.
[ч'истата]
[при'м'ир'ят']
[аб'ижат']
[бач'ок]
[молат]
3. Напишите слова, в составе которых сохранились корни уста- ревших слов ( в скобках даны их значения):
скора (шкура)
пита (пища)
тук (жир)
дребезг (осколок)
лепый (красивый)
щеть (щетина)
ул (проход)
4. В русском языке есть слова, в корнях которых наблюдается че- редование сочетаний оро//ра, оло//ла, ере//ре: ворота - вра- тарь, голова - главарь, берег - прибрежный. Что вы знаете об этом явлении языка? Приведите отрывки из художественных тек- стов, где бы встречались подобные слова.
5. Как образованы наречия:
воочию сегодня досрочно навсегда трижды
6. Подберите синонимы к фразеологическим оборотам:
втирать очки как вкопанный тянуть канитель седьмая вода на киселе
7. Укажите (подчеркните) индивидуально-авторскую переработку фразеологизмов. Назовите их общеупотребительную форму. Объяс- ните, с какой целью авторы изменили их первоначальный вид.
а) Ни к городу и ни к селу -
Езжай, мой сын, в свою страну, -
В край - всем краям наоборот.
(М.Цветаева)
б) Дитя мое... Мое? Ее -
Дитя! То самое былье,
Которым порастает быль.
(М.Цветаева)
в) Был тихий вечер. В воздухе пахло. Соловей пел во всю Ива- новскую.
(А.Чехов)
8. Как вы понимаете значение выделенных слов в следующих от- рывках из романа А.Пушкина "Евгений Онегин"? В каких значениях эти слова употребляются в современном языке?
а) Все, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щ е п е т и л ь н ы й...
б) В дверях другой д и к т а т о р бальный
Стоял картинкою журнальной.
в) Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес,
Т р и б у н т р а к т и р н ы й.
9. Чем различаются по своему значению пары слов:
Абонент - абонемент
Болотистый - болотный
Доверительный - доверчивый
Предоставить - представить
Знаете ли вы, как называются эти слова?
10. Выберите и подчеркните слова, подходящие по смыслу, кото- рые, на ваш взгляд, содержатся в тексте И.Бунина.
В пути после того все казалось мне трогательно: и этот (ма- ленький, коротенький, небольшой) поезд, который то еле тянул- ся, то вдруг пускался отчаянно качаться и греметь, и те (пус- тые, тихие, безлюдные) станции и полустанки, на которых неиз- вестно зачем стоял без конца, и все то, уже свое, знакомое, что снова окружало меня: косыми буграми идущие мимо окон поля, еще (пустые, голые, незасеянные) и потому особенно (непривлекательные, невзрачные), (прозрачные, голые, пустые) березовые перелески, тихо ждущие весны (скудные, неяркие, се- рые) горизонты... Вечер тоже был скудный, по-весеннему прох- ладный, с (светлым,неярким,бледным) низким небом.
11. Выделите в приводимых далее отрывках устаревшие факты мор- фологии. Укажите соответствующие формы, существующие в совре- менном русском языке. Чем объясняется присутствие устаревших явлений у авторов этих текстов?
а) О сладость тайныя мечты. (В.Жуковский)
б) Весны роскошныя смиренныя сестра. (П.Вяземский)
в) "Пишите оды, господа,
Как их писали в мощны годы,
Как было встарь заведено...
(А.Пушкин)
г) На крик испуганный ея
Ребят дворовая семья
Сбежалась шумно
(А.Пушкин)
12. Укажите форму повелительного наклонения от глагола видеть, существующую в современном русском языке. Знаете ли вы, какой она была в старославянском языке? В каком известном стихотворении А.Пушкина она встречается?
13. Образуйте формы именительного падежа множественного числа от слов:
учитель лагерь колено плечо сани корень
Чем объясняется наличие разных окончаний в некоторых словах?
14. Продолжите предложения на тему "Советы выступающему", ис- пользуя сложные предложения.
1. Речь лучше говорить, а не читать по бумажке...
2. Не будь многословен...
3. Говори не слишком торопливо, но и не слишком медленно...
4. Не упоминай слишком много цифр, фактов...
15. Напишите не менее трех пословиц, представляющих собой односоставные предложения. Укажите их вид.
16. В полном собрании сочинений А.Пушкина (1964г.) в 5 главе романа "Евгений Онегин" знаки препинания расставлены так:
Он знак подаст - и все хлопочут;
Он пьет - все пьют и все кричат;
Он засмеется - все хохочут;
Нахмурит брови - все молчат...
В трехтомнике 1989г. вместо "тире" стоят "двоеточия".
Он знак подаст: и все хлопочут;
Он пьет: все пьют и все кричат;
Он засмеется: все хохочут;
Нахмурит брови: все молчат...
Докажите, что знаки одного из вариантов легко оспорить, зная особенности бессоюзных сложных предложений. Какой вариант верен?
17. Подчеркните грамматические основы, укажите вид каждого предложения. Дайте синтаксическую характеристику последнего предложения.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
(С.Есенин)
18. Каким предложением - простым или сложным является стихот- ворение А.Фета? Обоснуйте свою точку зрения. Каким членом предложения является слово э т о т и его формы?
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все - весна.
Какие художественные приемы использовал автор в этом тексте?
19. Какими языковыми средствами автор дает возможность читателю увидеть, услышать и почувствовать, как ранний летний вечер сменяется ночью?
Вечер в поле встречает нас целым архипелагом пышных золотисто-лиловых облаков на западе, необыкновенной нежностью и ясностью далей... Свежеет, и блеск вечера меркнет. Меланхолично засинели поля, далеко-далеко на го- ризонте уходит за черту земли огромным мутномалиновым шаром солнце. И что-то старорусское есть в этой печальной картине, в этой синеющей дали с мутномалиновым щитом. Вот он еще более потускнел, вот от него остался только сегмент, потом - дрожащая огневая полоска... Быстро падает сине- ватый сумрак летней ночи, точно кто незримо сеет его; в лужках уже хо- лодно, как в погребе, и резко пахнет росистой зеленью - только изредка повевает откуда-то теплом... В сумраке мелькают придорожные лозинки, и на них, нахохлившись, спят вороны... А на востоке медленно показывается большая голова бледного месяца.
Как печальны кажутся в это время темные деревушки, мертвую тишину ко- торых будит звук рессор и бубенчиков! Как глуха и пустынна кажется ста- рая большая дорога, давно забытая и неезженная! Слава богу, хоть месяц всходит! Все веселее... (И.Бунин)
20. Выскажите свое отношение к словам А.Ахматовой.
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово!

Начало   Возврат   Дистанционная поддержка   
Комментарии и предложения можно присылать по адресу rcnit@iro.yar.ru