Вниманию
учителей- словесников
предлагается тематический
перечень творческих работ
учителей русского языка и
литературы области первой и
высшей категории 1993-1996г.г.
Русский язык
1. Дифференцированное обучение
на уроках русского языка.
Гордеева Г.А., сш. № 79 г. Ярославль,
1993г.
2. Коллективная творческая
деятельность на уроках русского
языка.
Обрываева Т.Л., сш. № 51, г.
Ярославль, 1993г.
3. Лингвистический анализ
текста. Каракозова Д.Ю., сш. № 67, г.
Ярославль, 1993г.
4. О некоторых приемах работы
по формированию
орфографической и
пунктуационной грамотности
учащихся.
Генкина А.С., сш. № 43, г.
Ярославль, 1993г.
5. Обучение школьников умению
описывать живописный портрет.
Мамонова С.Г., сш. № 42, г.
Ярославль, 1993г.
6. О некоторых приёмах
активизации мыслительной
деятельности и развития
интереса к русскому языку
учащихся 5 класса в процессе
изучения темы "Морфемика"
по новому учебному комплексу.
Щедрова Н.Л., сш. № 49, г.
Ярославль, 1993г.
7. Опыт использования нового
учебного комплекса под
редакцией В.В Бабайцевой
в 5 классе.
Трофимова О.В., сш. № 3, г.
Ярославль, 1993г.
8. Проблема сотрудничества и
развития.
Мельникова М.В., сш. № 80, г.
Ярославль, 1993г.
9. Подготовка и проведение
уроков развития речи на
краеведческом материале.
Изотова Г.Д., сш. №42,
г.Ярославль, 1993г.
10. Роль элементов
занимательности на уроках
русского языка в 5 классе.
Бахвалова Н.С., Любимская
неполная сш., 1993г.
11. Система обобщающего
повторения раздела
"Морфология" на уроках
русского языка
в 6 классе.
Орехова Г.В., сш. № 73, г.
Ярославль, 1993г.
12. Обучение русскому языку
детей с ЗПР ( 5 класс).
Корнилова Э.А., сш. № 3, г.
Рыбинск, 1993г.
13. Элементы шаталовской
системы ( творческое
осмысление).
Калебин А.Г., сш. № 73, г.
Ярославль, 1993г.
14. Знаково- графическое
моделирование как средство
осуществления развивающего
обучения на уроках русского
языка.
Кузнецова Е.В., сш. 22(гимназия) ,
г. Ярославль, 1994г.
15. Обучение чтению на уроках
риторики в 5 классе.
Антошина Л.Н., сш. № 63(гимназия),
г. Ярославль, 1994г.
16. Развитие наблюдательности
учащихся как основа подготовки
к сочинениям-описаниям
природы.
Маслова Т.Н., сш. № 42, г.
Ярославль, 1994г.
17. Стилистика русского языка
в 10 классе.
Смирнова Т.В., сш. № 8, г.
Ярославль, 1994г.
18. Коррекционная
направленность методики
обучения русскому языку в
классе компенсирующего
обучения. Кривцова С.Н., сш. № 69, г.
Ярославль, 1995г.
19. Развитие познавательного
интереса учащихся к урокам
русского языка на примере
изучения темы "Лексика" по
учебному комплексу
В.В.Бабайцевой.
Слесарева А.М., Мокеевская сш.,
Ярославский р-н, 1995г.
20. Содержание и методика
работы по анализу создания
текста в курсе
"Школьная риторика" 5
класс.
Клементьева Н.В., сш. № 63
(гимназия), г. Ярославль, 1995г.
21. Воспитание
познавательного интереса
школьников на уроках русского
языка при изучении темы
"Причастие".
Жаркова И.В., сш. № 21, г.
Ярославль, 1996г.
22. Дифференцированное
обучение на уроках русского
языка в 5 классах.
Белякова О.А., Октябрьская сш.,
Рыбинский р-н, 1996г.
23. Обучение речевому этикету
на уроках риторики.
Воробьёва Л.И., сш. № 8
(гимназия), г. Рыбинск, 1996г.
24. Методика формирования
коммуникативно-ориентированной
языковой личности ( на примере
уроков русского языка и
риторики в 8-9 классах) .
Григорьева Н.Е., сш. № 63
(гимназия), г. Ярославль, 1996г.
25. Психолого-педагогические и
методические особенности
процесса обучения русскому
языку в классах
компенсирующего обучения и
классах выравнивания.
Использование нетрадиционных
форм и методов обучения (на
материале 5 класса
выравнивания).
Журавина Г.Б., сш. № 66, г.
Ярославль, 1996г.
26. Поэтика Николая Рубцова.
Опыт лингвистического анализа
в школе.
1. " Если душа родилась
крылатой"... (жизнь и
творчество М.И. Цветаевой).
Романова Т.П., сш. № 8, г. Рыбинск,
1993г.
2. Идейно-художественное
своеобразие поэзии Марии
Петровых.
Румянцева Н.А., Шельшедомская н.
сш.. 1993г..
3. Изучение творчества
Ахматовой в 11 классе.
Мещерская Г.Л., Ильинская сш.,
1993г.
4. Изучение поэмы Н.В. Гоголя
"Мёртвые души" в 9 классе
средней школы.
Корнеева В.П., сш. № 1, г. Рыбинск,
1993г.
5. Изучение в 9 классе повести
В.Быкова "Дожить до
рассвета".
Гольц Е.П., сш. № 7, г. Тутаев, 1993г.
6. Изучение темы "Авторская
песня в 11 классе".
Виноградова Л.Д., сш. № 49, г.
Ярославль, 1993г.
7. К вопросу об изучении темы
"Творчество И.С. Тургенева в
средних и старших классах.
(трудные моменты, уроки
развития устной речи,
внеклассные занятия и уроки
внеклассного чтения).
Щегловская Т.Н., сш. № 1, г. Углич,
1993г.
8. "Котлован" - самое
совершенное произведение
"сокровенного" Платонова.
Климова В.Н., сш. № 3, г. Рыбинск,
1993г.
9. К проблеме изучения
психологизма как основы
художественности тургеневской
прозы на материале его
повестей.
Токарева Г.П., сш. № 1, г.
Ярославль, 1993г.
10. Литература и театр.
Максакова Л.Н., Кузнечихинская
сш., Ярославский р-н, 1993г.
11. О некоторых подходах к
изучению произведений
зарубежных писателей в курсе
литературы 7 класса средней
общеобразовательной школы ( по
программе института общего
образования МО РСФСР, сост. Т.Ф.
Курдюмова).
Филимонова Л.Д., сш. № 49, г.
Ярославль, 1993г.
12. Организация внеклассной
работы (на примере создания
экскурсии по селу
"Вятское"). Кузнецова
О.В., Вятская сш., Некрасовский
р-н, 1993г.
13. Проект программы
"Изучение русской
литературы в 10 классе средней
общеобразовательной
краеведческой школы-интерната
№ 2 г. Рыбинска".
Соколова Т.В., сш.-интернат № 2,
г. Рыбинск, 1993г.
14. Проблема выбора жизненной
позиции в повести Дж. Д.
Селинджера
"Над пропастью во ржи".
Колышкина Т.Б., сш. № 39, г.
Ярославль, 1993г.
15. "Неисчерпаемость". (
Жизнь и творчество В.М. Шукшина.
Нравственные проблемы в
рассказах Шукшина ).
Есаян Г.С., сш. № 2, г. Данилов,
1993г.
16. Нравственные проблемы в
рассказах В. Шукшина.
Мишин С.В., Лахостская сш, 1993г.
17. Работа над содержанием
романа "Война и мир" в
связи с переходом
на зачетную систему.
Кононова А.П., сш. № 41, г.
Рыбинск, 1993г.
18. Работа по внеклассному
чтению с учащимися 5-6 классов.
Пархоменко Э.Я., сш. № 42, г.
Ярославль, 1993г.
19. Развитие письменной речи
учащихся при изучении
литературы в 9 классе.
Благонравова З.П., сш. № 34, г.
Рыбинск.
20. Связь урочной и внеурочной
работы в 8 классе по теме:
"Устное народное творчество.
Народные песни" ( с
использованием краеведческого
материала ).
Стрижова Н.А., Радищевская н.сш.,
1993г.
21. "Серябреный век русской
поэзии". Система уроков в 11
классе.
Бахвалова И.А., Ермаковская сш.,
1993г.
22. Семинарские занятия в
курсе преподавания литературы
в старших классах.
Феденкова Л.М., сш. № 34, г.
Рыбинск, 1993г.
23. Система творческих заданий
при изучении литературы в 5
классе.
Данилова О.В., сш. № 30, г.
Ярославль, 1993г.
24. Творчество В.М.Шукшина на
уроках литературы в старших
классах.
Соболева Г.И., сш. № 53, г.
Ярославль,1993г.
25. Уроки по современной
русской литературе в 9-11
классах .
Бучнева А.Б., Пружинская сш.,
Гаврилов-Ямский р-н, 1993г.
26. Эмоционально- образные
формы урока.
Верезгова А.В., Благовещенская
сш., Большесельский р-н, 1993г.
27. Активные формы
преподавания литературы в
старших классах.
Кандалова М.А., сш. № 86 (лицей), г.
Ярославль, 1994г.
28. Вечные проблемы русской
литературы на занятиях
факультативного курса в 10-11
классах. Соловьева М.А., сш. №
23, г. Рыбинск,1994г.
29. Изучение творчества
Ф.И.Тютчева и А.А.Фета на уроках
литературы и русского языка в 10
классе. Анфилова Т.В., сш. № 11,
г. Ярославль, 1994г.
30. Изучение жанровой
специфики древнерусской
литературы в старших классах.
Колодезнев А.Я., Болтинская сш.,
Рыбинский р-н, 1994г.
31. "Навсегда связанный с
Россией" ( К вопросу об
изучении творчества
И. С.Шмелева в школе).
Алатырева О.В., сш. № 53, г.
Ярославль, 1994г.
32. Народ. История. Культура.
Опыт синхронного изучения
гуманитарных предметов.
Москвина О.К., сш. № 71, г.
Ярославль, 1994г.
33. Нравственные проблемы в
творчестве М.Булгакова.
Капелюшникова В.А., сш № 70, г.
Ярославль, 1994г.
34. Нравственные проблемы в
творчестве В.М.Шукшина.
Ульянова Г.К., сш № 74, г.
Ярославль, 1994г.
35. Прозаические жанры
западноевропейской литературы
критического реализма ХIХ в.
и их изучение в школе.
Красильникова С.Н., сш. № 63
(гимназия ), г. Ярославль, 1994г.
36. Развитие
литературно-творческих
способностей старшеклассников
на занятиях школьного
поэтического кружка.
Васильева Е.В., сш. № 33, г.
Ярославль, 1994г.
37. Спецкурс по истории
художественной культуры в
средних классах школы:
содержание и методика работы.
Коптелова Н.Г., сш. № 2, г.
Рыбинск, 1994г.
38. Система уроков по роману
М.А.Шолохова "Тихий Дон" в
11 классе.
Милкова Л.В., сш. № 7 (гимназия ),
г. Переславль. 1994г.
39. Тема человека и природы в
современной литературе.
Шулепова, сш. № 88, г. Ярославль,
1994г.
40. Формирование эстетической
восприимчивости и
художественного вкуса у
учащихся 5-9 классов при
изучении пейзажной лирики.
Варива Л.Л., сш. № 7 (гимназия ), г.
Переславль, 1994г.
41. Художественный мир Андрея
Платонова на уроках литературы
и русского языка в старших и
средних классах. Свалова Н.И.,
сш. № 2, г. Переславль, 1994г.
42. Эстетическое воспитание на
уроках литературы (
использование музыки при
изучении жизни и творчества
писателей ). Дорошенко Е.В.,
сш. № 8, г. Рыбинск, 1994г.
43 Внеклассная работа по
литературе в 11 классе (опыт
проведения литературных
гостиных ). Лагуненок М.Е., сш.
№ 76, г. Ярославль, 1995г.
44. Деятельностные формы
уроков-бесед по современной
литературе в старших классах. Дороднова
Н.С., сш. № 57, г. Ярославль, 1995г.
45. Использование
нетрадиционных уроков и
внеурочной работы по
литературе для повышения
активности. Широкова Г.В.,
Семибратовская сш., Ростовский
р-н, 1995г.
46. Контекстный подход к
изучению литературы в вечерней
школе ( активные и
нетрадиционные формы уроков ).
Копышева И.И., всш. № 3, г.
Ярославль, 1995г.
47. Месяцеслов - уникальный
памятник устного народного
творчества.
Ефимова Т.А., сш. № 74, г.
Ярославль, 1995г.
48. Нетрадиционные уроки
литературы.
Давыдова Т.П., Дубковская сш.,
Ярославский р-н, 1995г.
49. Содержание
факультативного курса
"Литература родного края"
в 6 классе. Формы и методы
работы. Балашова О.А., сш. № 2,
г. Ярославль, 1995г.
50. Система формирования
эстетической зрелости у
учащихся 5 классов.
Хабатилова Л.В., сш. № 52, г.
Ярославль, 1995г.
51. Формирование интереса к
личности автора при изучении
биографии писателя в курсе
литературы в среднем звене.
Уткина Г.Н., сш. № 74, г.
Ярославль, 1995г.
52. Нравственные проблемы в
повести А.С.Пушкина
"Дубровский" в свете
христианской морали.
Чучко И.В., сш. № 76, г. Ярославль,
1996г.
53. Мифологические образы и
сюжеты классической древности
(факультативный курс ).
Ионова Г.Г., сш. № 77, г.
Ярославль, 1996г.
54. Освоение "языка
литературы" и организация
творческой и речевой
деятельности учащихся по
программе литературного
образования для школ, гимназий
и лицеев гуманитарного
профиля.
Щураковская Н.В., сш. № 1 (лицей ),
г. Тутаев, 1996г.
55. Работа над отзывом и
рецензией как форма развития
оценочной деятельности
учеников на уроках литературы.
Соколова И.Г., Купанская сш.,
Переславский р-н, 1996г.