От автора

Закончила Ярославский государственный педагогический институт в 1970 году, стаж работы 26 лет, 13 выпусков. Выпуск 1993/94 учебного года - с углубленным изучением литературы, в настоящее время 11-й и два 9-х класса -  с углубленным изучением литературы.

С 1991 года после прохождения в Москве курсов работаю по программе литературного образования (А.Г.Кутузов, М.Б.Ладыгин, А.Б.Есин). Авторская концепция счастливо совпала с моими практическими находками. Чтение как творчество и сотворчество. Естественность подхода к изучаемому произведению: произведение, автор, эпоха - а не наоборот. Постижение мира художественного произведения - ответ на вопрос: как это сделано? И наконец, что и как понял ученик, что дало ему это произведение, каково отношение ученика к позиции автора? В "Теоретико-литературном и психолого-педагогическом обосновании новой программы литературного образования" вышеуказанных авторов читаем следующее:

  1. "Программа предусматривает реализацию провоцируемой потребности в чтении".
  2. "Исследователи различают три фазы процесса художественного восприятия произведения искусства. Первую фазу называют по-разному: предварительная, или предкоммуникативная. Эту фазу справедливо связывают с формированием художественно-психологической установки, как общей - ожидание радости общения с искуссвом, так и частной - подготовка к предстоящей работе с данным конкретным произведением. Для этой фазы очень важны  указанные психологические установки. Ведь на волне ожидания радости от встречи с произведением искусства только и может появиться устойчивый интерес к конкретному произведению.
    Следующая фаза - коммуникативная, т.е. непосредственный контакт с произведением искусства.
    Завершается формирование модели и готовых читательских оценок, установок только в посткоммуникативной фазе в результате осмысления того, что было воспринято, пережито, передумано после прямого контакта с произведением искусства. (...)
    Все три фазы взаимосвязаны."

В соответствии с этими творческими выкладками   в моей практике сложилась следующая система уроков, посвященных изучению прозаического произведения:

урок проверки знания текста,
урок первых впечатлений,
урок постижения нового,
урок подведения итогов.

Расскажу о двух типах уроков первой группы, т.е. уроках проверки знания текста.

на предыдущую страницу