Введение

Каждый преподающий литературу знает, что вряд ли можно серьезно говорить о произведении с учеником, если оно не прочитано. Двадцатипятилетний опыт работы в школе позволяет мне утверждать, что это должно быть сделано до того, как повесть или роман анализируется в классе. Пускай не все будет понято, а книге дана отрицательная оценка, это будет все-таки свое собственное восприятие, свое мышление, на которое каждый имеет право.
Работающим в массовой школе известна и школярская логика: "Это нужно - значит, я не хочу". Проблема в том, что и как сделать, чтобы произведение все-таки прочитали к моменту его изучения.
Естественно, знание текста должно оцениваться и, более того, служить основой для зачетной оценки. Но как учитель практик я вижу свою задачу в том, чтобы мое "надо" все чаще сменялось детским: "А у нас еще такой урок будет?"
Уроки-зачеты по тексту художественного произведения могут иметь разные формы, и в моем методическом арсенале есть кроссворды, зачеты по принципу "вертушки", письменные работы с элементами опережающего анализа, письменные задания, основанные на интересе к художественной детали, а также уроки-"путешествия" /название не отражает их сути в полной мере, так же как не делают этого другие названия: "урок-игра, "урок-викторина", "урок-конкурс на лучшего читателя"; последнее, может быть, лучше других, но длинное и громоздкое/.
Что представляют собой такие уроки, особенно любимые детьми, а для меня ставшие частью того, в чем реализуются мои скромные таланты, уроки, которые я сочиняю с удовольствием и с удовольствием провожу? /Часть их была проведена как открытые перед учителями Заволжского района Ярославля и слушателями КПК при ИПК/.
Работу в 8 классе с углубленным изучением литературы мы начали с путешествия по воображаемому Читай-городу /мысль не нова, но ведь у каждого он свой/, поэтому писали "фантастические" сочинения про этот удивительный город, редактировали трансформированный текст, а так как эта тема неисчерпаема, то в течение 2-х лет "путешествовали по нему /отсюда название "урок-путешествие"/.   За это время мы не только "путешествовали" по томам Пушкина /"Капитанская дочка"/, Гоголя /"Ревизор" и "Женитьба"/, Шекспира /"Гамлет"/, но и "спасали" Читайгород, пострадавший от "полкотрясения" /Шекспир, "Ромео и Джульетта", "Отелло"/, а также прошли полный курс наук в "Школе "Недоросля" /Фонвизин/.
Урок строится на необычно поставленных вопросах. Согласитесь, что одно дело спросить прочитавшего "Капитанскую дочку": "В каком помещении в Белогорской крепости хранились шпаги наказанных офицеров?" - и совсем другое - сформулировать вопрос так: "В "Толковом словаре" слово "арсенал" значит "помещение для хранения оружия". Назовите арсенал Белгорской крепости". Ответ: "Чулан" - один и тот же, но если первый вариант "включает" только память ученика, то второй заставляет соображать, устанавливать определенные связи, предлагает и пошутить, и понять шутку, расширяет словарный запас ученика.
Необычно поставленные вопросы объединяются в тематические группы, например, "Словарь", "Интерьер", "Портретная галерея", "Уголок математики", "Костюмы", "Зоопарк", "Меню", "Аптечка", "Магнитофон", "Урок" и т.д., исходя из возможностей самого произведения /опыт убеждает, что такие уроки больше подходят для произведений среднего объема/.
Тематические группы в свою очередь соединены на основе несложного сценария: "Экскурсия", "Землетрясение /Полкотрясение/", "Школа".
Организуется занятие так: класс делится на секторы /в моем кабинете парты стоят "покоем"/, в каждом секторе свой консультант. Когда вопрос задан, каждый, кто может отвечать, поднимает руку и вполголоса говорит ответ консультанту; если ответ правильный, ученик получает жетон. Учитель следит за тем, чтобы последний ответ звучал вслух, для этого дает одному из поднявших руку карточку с буквой "О" /"ответ"/.
В конце урока жетоны подсчитываются, таким образом подводятся итоги. Оценка зависит от наибольшего количества баллов, полученных каким-то учеником на этом уроке, т.е. за одинаковое количество баллов, набранных на разных уроках такого типа, можно получить разные отметки. /Интересно, что на первом таком уроке высший результат был 8,5 балла, на втором - 25, на последнем - 57/.
Несмотря на то, что главная цель таких занятий - проверить знание текста художественного произведения, думается, что они шире, чем просто проверка, т.к. развивают память, сообразительность, находчивость, что помогает потом при его анализе; каждый раз перед детьми разворачивается своего рода театральное действо с одним или несколькими актерами.
Уроки такого типа позволяют привлекать детей-консультантов, которые каждый раз меняются, т.к. ими становятся победители последнего конкурса /в 8 классе мы называли их "библиофагами"/. Консультант не просто помогает в организации урока, он выступает в качестве артиста и принимает участие в создании урока /часть сценариев сделана при участии детей/. Кроме того, ребята, любящие ривовать, обязательно готовятся к уроку, реализуя свой талант в многочисленных рисунках-загадках, которыми сопровождаются эти занятия.
Требуя достаточно большой подготовки, такие уроки позволяют проводить зачет со всем классом сразу и сразу же получать результат: отметки получают все, в зачете участвующие.
Думаю, что такие уроки, хотя и не являются панацеей от всех бед преподавания литературы в школе и связаны с узкой частной методикой, т.е. не претендуют на универсальность, будут интересны для неравнодушно работающих словесников /это я могла видеть, выступая перед слушателями курсов в ИПК/. Возможно, идея этих занятий вдохновит кого-то на создание своих собственных уроков по другим произведениям, ведь разрабатывать легче, чем открывать, и многие успешно это делают. Кроме того, материал моих уроков-путешествий может использоваться во внеклассной работе по предмету, если такая проводится, пригодится для проведения литературных олимпиад, праздников и т.п.

Но, конечно, эти уроки лучше видеть, чем знакомиться с ними по описанию.

на предыдущую страницу