- Через неделю начинаем "Дубровского".
- А что будет, "путешествие" или "вертушка"?
- "Вертушка", дети.Из разговора под звонок.
Мой дом - "окнами в поле". Из окна кабинета литературы тоже видно поле - наша школа на окраине Ярославля, в районе, про который в объявлениях об обмене квартир обычно пишут "не предлагать". Обыкновенные поселковые дети.
"Что вы хотите? Это поселок", - можно слышать по самым разным поводам.
И действительно, чего хочу? Что может хотеть учительница литературы с 25-летним стажем работы от своих учеников? Чтобы читали, чтобы осознанно хотели читать.
Энтузиасты чтения в классе всегда находятся. Но сколько их? Мне надо, чтоб прочитали все. ЧТО и КАК сделать, чтобы прочитали? Как быть со шкалярской логикой: "Это надо - значит, я не хочу"?
Естественно, знание текста должно оцениваться (я ведь знаю медалистов, которые почти ничего не читали) и, более того, служить основой для зачетной оценки. Но как учитель-практик, я вижу свою задачу в том, чтобы мое "надо" все чаще сменялось детским: "а у нас еще такой урок будет?" Чтобы ребенок радовался тому, что завтра у него урок-зачет по тексту художественного произведения. Чтобы ждал встречи с этим произведением.
Уроки-зачеты по тексту изучаемого произведения могут иметь разные формы, и в моем методическом арсенале есть кроссворды, письменные работы с элементами опережающего анализа, письменные задания, основанные на интересе к художественной детали, уроки - "путешествия" (об одном из них, которой называется "Школа "Недоросля", можно прочитать в журнале "Русская словесность", 1996, № 2), зачеты по принципу "вертушки". Эти последние я провожу уже 9 лет и помню, что "вертушкой" в конце 80-х увлекались не только в школе. Я попробовала приспособить ее к уроку литературы.
Смотреть на этот урок неинтересно: учитель с часами в руках считает минуты: 1, 2,3,4,5 - и объявляет: "2-й переход, 3-й переход", а ученики 5 раз в течение урока переходят от стола к столу (их тоже 5) в непонятной последовательности и что-то вполголоса отвечают консультантам - и все.
Но "вертятся" они по плану, записанному на врученной карточке, № которой на время урока становится их личным номером. Таких карточек 25 (комплект для класса в 30 человек: 5 консультантов и 25 участников ). В 1-ой графе указаны переходы, во 2-й - столы (они обозначены буквами А,В,С,Д,Е, и такими же знаками обозначены сами столы), в 3-ей - роль (номер вопроса, на который нужно ответить).
- Итак, у нас сегодня урок-зачет по тексту романа А.С.Пушкина "Дубровский".
Я приглашаю вас "повертеться" вместе с учениками - только так вы поймете суть. Я дам вам карточку № 1, и в 1-й переход вы придете к столу А. Консультант называет общий вопрос: "Кто и кому писал эти письма?"
Ваша роль - 5, значит, вы отвечаете на 5-й вопрос:" ... она старалась возбудить в его сердце чувство великодушия, откровенно признавалась, что не имела к нему ни малейшей привязанности".
Вы знаете ответ: это Маша пишет князю Верейскому. Консультант ставит на особой карточке с номерами от 1 до 25 + напротив вашего номера.
Во 2-й переход вы попадаете на стол Е, будете отвечать на 4-вопрос: "Какие слова должны стоять вместо точек?"
"Если решитесь прибегнуть ко мне, то принесите ... сюда".
Ответ - "кольцо" - и 2-й консультант ставит вам +.
В третьем переходе у вас стол Д, общий вопрос: "Сколько лет?" Ваша роль З: Сколько лет Саше?"
Вы не помните, поэтому + не получаете. Когда все на вашем столе ответят, вопрос № 3 разыгрывается, на него отвечают другие: "Саше 9 лет".
Следующий переход - 4-й, вы идете к столу С, у вас вопрос № 2: "О ком идет речь?" - "Миша приказал долго жить, умер славной смертью от руки неприятеля".
Вы отвечаете, что речь идет о медведе, и получаете+.
Последний переход, стол В, у вас вопрос № 1: "Чей портрет?" - "Старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке".
Вы отвечаете, что это Андрей Гаврилович Дубровский, и получаете +. На вашем столе остался неотвеченным вопрос № 4. Консультант задает его желающим ответить: "Толстый мужчина лет 50, с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком".
Вы вспомнили, что это Спицын. На листке рядом с вашим № 1 появляется еще 1 +. Зачет закончен. Консультанты подводят итоги: у вас 5 +, но вы слышите, что есть и больше.
А теперь давайте посмотрим, как готовится 2 "вертушка". Здесь тоже есть свои правила:
1). 5 вопросов для 1-го стола объединены 1-й темой (портрет, пейзаж, интерьер, костюм, цифры, флора, фауна и т.д.);
2). вопросы должны быть расположены в строгой последовательности по сюжету произведения;
3). 3 группы вопросов - это вопросы более легкие, 2 группы - более сложные;
4). для консультантов зачет проводится накануне. У каждого из них есть карточка с вопросами, карточка с ответами и карточка с №№, где ставятся плюсы.;
5). в следующий раз консультантами становятся победители.
(Карточки с вопросами для каждого стола и ответы прилагаются).
На вид совершенно не эффективные, такие уроки эффективны, если проводятся в системе (имею в виду систему контроля над прочитанным, а не только уроки по принципу "вертушки", т.е. изучение каждого произведения начинается с урока-зачета того или иного вида, о которых говорилось выше), потому что в них нельзя участвовать, не прочитав произведение. Ученики постигают это и начинают ... читать. Ведь только тогда, когда произведение не прочитано, появляется на вопрос о том, "Кто там в малиновом берете с послом испанским говорит?" ответ: "Евгений Онегин". Вспоминаю Диму Ш., который на зачете по "Тарасу Бульбе" говорил, что любимый танец казаков в Запорожской Сечи - это танго (можно представить, как исполнял его Тарас Бульба в своих шароварах "шириною с Черное море" ) и, наученный горьким опытом, блестяще отвечал на зачете по "Скупому рыцарю". Когда я спросила, сколько раз он прочитал эту маленькую трагедию, он ответил: "Пять".
Есть и другое, не менее важное, чем контроль над чтением: такие уроки приучают детей читать КАЧЕСТВЕННО, что помогает им потом хорошо ориентироваться в тексте. Читать КАЧЕСТВЕННО значит читать вдумчиво, не торопясь.
Так подготавливается процесс дальнейшей работы над произведением, который именуется "медленным чтением", вчитыванием в художественный текст, осмысливанием его в единстве содержания и формы.Приложение:
Вопросы и ответы для "вертушки" по роману Пушкина "Дубровский". Путеводные карточки для вертушки.