Доссэ Т.Г.
доцент кафедры теории и методики преподавания
гуманитарных дисциплин в средней школе ЯрИРО
Литературные переложения псалмов в школе.
Пути изучения стихотворения Г.Р. Державина
“Властителям и судиям” (81 псалом) в 9 классе.
Современное литературное образование в средней школе требует как нового содержания, так и новых подходов к преподаванию. Особой сложностью отличается изучение в 9 классе поэзии 18 века: слишком далеко эта эпоха отстоит от нынешних школьников, слишком неординарны личности поэтов (Тредиаковский, Сумароков, Ломоносов, Державин), слишком трудно осмыслить проблематику их сочинений, слишком архаичен язык. И если легкие анакреонтические стихи, раскрывающие мысли и чувства такого же, как мы, обычного человека, пусть жившего в далеком 18 столетии, еще возможно воспринять сердцем, если о жанре оды написано множество научных трудов, то жанр литературных переложений псалмов, который занимал в эпоху Просвещения одно из ведущих мест в поэзии, долгое время оставался за рамками школьного курса литературы. Школьные учебники не упоминали, что Тредиаковский и Сумароков перевели все 150 песен Псалтыри, что Ломоносов сделал поэтическое переложение более десяти псалмов, а Державин – двадцати шести.
И одно из этих двадцати шести переложений – знаменитое “революционное” стихотворение Г.Р. Державина 1780 года “Властителям и судиям”, которое явилось результатом осмысления и перевода 81 псалма из самой лирической книги Ветхого завета – “Псалтырь”.
Отсюда следует, что изучать данное стихотворение сегодня необходимо, рассматривая не только его социальную проблематику, но и высокодуховную религиозную основу.
Интересно это произведение и с точки зрения жанра. Учащиеся с 5 класса встречаются с пейзажной, любовной, гражданской и философской лирикой, имеют представление о таких классических жанрах как ода, элегия, сонет, стансы, мадригал, эпиграмма, послание и т.д. Но с жанром литературных переложений псалмов совершенно не знакомы, хотя Псалтырь в течение столетий была настольной книгой русского человека, играла большую роль в духовной сфере, быту и даже в школьном образовании. Так в фондах Государственного архива Ярославской области сохранилось несколько рукописных сборников стихотворений учащихся и преподавателей Ярославской семинарии и гимназии, относящихся к 1820-м годам, и рукописный вариант литературно-художественного журнала для юношества “Муза Ярославля” (1832 г.), в которых основное содержание составляют духовно-патриотические стихи, и прежде всего – переложения псалмов. Значимость этой старой школьной традиции переложения Псалтыри, ее нравственно-религиозный смысл ясно выражены в эпиграфе к журналу: “В честном и полезном ищу приятного”.
Каковы же основные пути ознакомления учащихся со знаменитым державинским стихотворением с позиции современного литературного образования?
На изучение данного произведения отводится 1-2 урока. Главная задача учителя – организовать и активизировать самостоятельную деятельность учащихся. В связи со сложностью восприятия стихотворения “Властителям и судиям” и необычностью жанра особое внимание следует уделить предкоммуникативной фазе, то есть фразе подготовки восприятия произведения и контекстного анализа. На этой фазе предполагается информирование и учащихся о Псалтыри и псалмах, об эпохе 18 века, а также о судьбе и личности Г.Р. Державина и основных направлениях его творчества, так как учащиеся впервые встречаются с этим поэтом.
Прочитайте материал учебника о жизни Державина и стихотворение и ответьте на вопросы:
Для выполнения этого задания учащихся следует обратить к учебнику-практикуму для 10 класса “Русская литература XIX века” под ред. Ю.И. Лыссого (М., Просвещение, 1997 год), задание № 3, стр. 6-7.
От должностей в часы свободны
Пою мою я радость дней;
Пою Творцу хвалы духовны,
И добрых я пою царей.
Приятны гласы становятся
И слезы нежности катятся,
Как Россов Матерь я пою.
Это способствует выявлению мироощущения Державина, определению особенностей его поэзии.
Автор сам очертил четыре круга тем своей лирики, выявил четыре своих ипостаси.
Первый круг – “легкая” поэзия, наполненная философией простых человеческих радостей, жизненного индивидуализма; второй круг – стихотворения на духовные и религиозные темы, третий круг – цикл стихотворений, объединенных именем Фелицы – Екатерины II, “Матери Россов”. Но содержание лирики Державина шире этих кругов. Его стихотворения социально-философского и религиозно-философского направления поднимает такие проблемы как человек и природа, человек и государство, человек и верховная власть, человек и Бог (“Властителям и судиям”, “На смерть князя Мещерского”, “Вельможа”, “Водопад”, “Памятник” и т.д.). Особенностью содержания стихотворения “Властителям и судиям” является органичное сочетание и философского, и религиозного, и гражданского направления в лирике.
На этом работа по подготовке восприятия завершена, но контекстный анализ еще не закончен.
Коммуникативная фаза предполагает общение с произведением и анализ текста.
Творческая история стиха представлена в уже упомянутом учебнике-практикуме для 10 класса (стр. 11), в книге В. Корнилова “Покуда над стихами плачут” (М., Academia, 1997, стр. 159-161), в очерках А.В. Западова “Поэты XVIII века” (Изд. Московского университета, 1979, стр. 186-187).
Обязательной частью анализа должна быть небольшая работа над типологией жанра и способами выражения поэтом своей веры и чувств христианина. Для этого необходимо сравнение текста псалма 81 и стихотворения “Властителям и судиям”. Данную работу интересно предлагают провести авторы учебника-практикума для 10 класса под ред. Ю.И. Лыссого (задание № 7, стр. 12-13).
Осуществление посткоммуникативной фазы общения с произведением предполагается в ходе выполнения домашнего задания и на следующем уроке.
Тексты литературных переложений псалмов широко представлены в книге “Псалтирь в русской поэзии XVII-XX веков. Золотая библиотека русской религиозной поэзии” (сост. Б.Н. Романов; М., “Ключ”, светло-троицкая Сергиева Лавра, 1995).
Дома учащимся предлагается:
а) ознакомиться с любым псалмом, определить его смысл и разновидность жанра. Желающие могут сделать литературное переложение псалма в стихах или прозе;
б) прочитать оду “Фелица”, определить, что объединяет ее со стихотворением “Властителям и судиям”, к какому кругу державинской лирики она относится, как в ней воплощены черты классицизма.
Предложенная система изучения стихотворения “Властителям и судиям” не является идеальной, ее можно сокращать, дополнять и видоизменять, но в ней воплощено современное понимание проблем изучения духовной лирики и решается задача формирования квалифицированного читателя в ходе эмоционально-воспринимающей, аналитической, оценочной, коммуникативной, речевой и творческой деятельности учащихся, что соответствует целям литературного образования в современной школе.