ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НОВОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
”ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР”
(5 класс)

Доссэ Т.Г., доцент кафедры гуманитарных дисциплин ЯрОИПК,
методист высшей категории


Новый комплект пособий по литературе для 5 класса “Вокруг тебя - мир” поступил в школы Ярославской области в 1996 году. В течение двух лет он постепенно входит в практику работы учителей русского языка и литературы, так как представляет несомненный интерес с точки зрения литературного образования, нравственного воспитания учащихся и распространения знаний о международном гуманитарном праве.

Идея создания пособия принадлежит Международному комитету Красного Креста: одной из важнейших задач деятельности движения Красного Креста и Красного Полумесяца является распространение идей гуманности, солидарности и взаимного уважения. Разрабатывался материал преподавателями МПГУ, к. п. н. В.Ю. Выборновой и М.Р. Соловьевой.

УМК “Вокруг тебя - мир” дополняет основной курс литературы в 5 классе и может быть использован на уроках развития речи, внеклассного чтения, на факультативных занятиях (как единый блок) и комбинированно; его содержание соотнесено с программой по литературе под ред. Т.Ф. Курдюмовой и имеет ярко выраженную гуманитарную направленность.

Комплект состоит из “Книги для ученика” и “Методических рекомендаций для учителя”. В “Книге для ученика” представлены тексты для чтения, словарь к каждой теме, задания для работы в классе и дома. В “Методических рекомендациях” предложены разработки тем, включающие:

- формулировки общих целей воспитывающего характера и частных целей, связанных с решением задач преподавания литературы;

- выделенные структурные компоненты каждого урока;

- описание хода занятий с вариантами вступительного слова учителя, вопросов и заданий для учащихся, выводов по каждому этапу урока;

- комментарии, содержащие дополнительную информацию для учителя и советы методического характера.

Материалы “Книги для ученика” содержат специально подобранные для реализации гуманитарных идей тексты (многие из них интересны и в художественном отношении), удачно взаимодействуют с основным курсом литературы, ориентируют учащихся на самостоятельную творческую деятельность. “Методические рекомендации для учителя” в целом отвечают современным требованиям к преподаванию литературы, имеют четкую структуру, продуманную систему заданий для учащихся, развивающих их мышление и творчество, расширяющих кругозор, формирующих нравственную жизненную позицию. Особенно важно, что вопросы опираются на социальный опыт детей, на их видение мира, помогают ориентироваться в этом мире. Кроме того, УМК “Вокруг тебя - мир” может оказать большую помощь молодым педагогам в планировании материала и моделировании урока литературы вообще.

Таким образом, данный комплект представляет, на наш взгляд, удачную научно-методическую разработку, которую необходимо использовать в школьной практике.

Но вместе с тем пособие требует углубления и расширения с учетом общей тенденции изучения литературы как искусства слова и решения не только воспитательных задач, но и задач развития читательских навыков и умений. Авторы УМК определили следующие цели:

- начать работу по подготовке детей к восприятию основ международного гуманитарного права;

- формировать навыки содержательного, смыслового и стилевого анализа художественного текста;

- формировать читательские навыки;

- развивать речь детей.

Диалоговый принцип построения уроков, система заданий, обращение к социальному опыту детей подтверждают достижение первой и последней из указанных целей. Но цели формирования читателя в ребенке и навыка анализа текста, которые являются важнейшими в процессе преподавания литературы как школьного предмета, явно недостаточно реализуются в разработках конкретных уроков: в работе над текстом преобладает содержательный и смысловой анализ, а художественные достоинства того или иного рассказа или отрывка отодвинуты на второй план; совершенно не используются принципы сопоставления и опоры на изученный ранее литературный материал; вступительное слово учителя часто излишне дидактично.

В связи с этим мы считаем, что для практического использования пособия в школе необходимо внести дополнения, которые не изменят его сути, но придадут нужную законченность:

- указанные в “Методических рекомендациях” частные цели, которые связаны с решением задач преподавания учебной дисциплины, следует полнее реализовывать в уроке;

- во вступительном слове учителя не “диктовать” учащимся определенное мнение, а постепенно подводить к нему;

- круг заданий, нацеленных на изучение литературы как вида искусства и на формирование квалифицированного читателя, необходимо расширить, включив все понятия и термины, которые можно ввести в 5 классе при работе с тем или иным текстом (естественно, что знакомство с терминами, как и предполагают авторы пособия, не означает их заучивания наизусть);

- в связи с подобным подходом к предмету некоторые вопросы следует скорректировать, а в отдельных случаях изменить последовательность работы с тестом: идти от конкретных вопросов по тексту к обобщениям, а не наоборот;

- необходимо чаще проводить параллель с уже изученным литературным материалом и жизненным опытом детей.

Как же все это осуществить загруженному сверх всякой нормы учителю литературы?

Для оказания практической помощи в работе с данным учебным комплексом созданы материалы в виде методического комментария ко всем темам, имеющимся в пособии, которые помогут учителю выстроить каждый урок с учетом современных тенденций в преподавании литературы и внедрить новый УМК “Вокруг тебя - мир” в учебный процесс. В качестве примера предлагаем конкретные материалы по дополнению и углублению содержания некоторых тем пособия.

Первым уроком в системе занятий по УМК “Вокруг тебя - мир” мы предлагаем провести урок-беседу на тему: “Что такое Международный комитет Красного Креста и Международное Гуманитарное Право”, на котором следует познакомить учащихся с этой международной организацией, ее гуманными целями и задачами, ее уставом, ее ролью в мировом сообществе, а также с целью создания МГП и его статьями, естественно связав это с социальным опытом детей, с событиями в современном мире. Следующий урок “Анри Дюнан - основатель Красного Креста” будет экскурсом в историю создания такой международной организации, как МККК, на основе сформированного у учащихся на 1 уроке понимания важности ее существования.

Далее даются предложения к каждой теме на основе “Методических рекомендаций”. “Методические рекомендации” (далее МР).

К теме 1 “Анри Дюнан - основатель Красного Креста”

1. Стр.10. Аналитическая работа по тексту. После первого вопроса необходим вопрос,

вводящий понятие о рассказе биографического характера, т.к. об этом заявлено в частных целях урока. Практическое ознакомление не должно исключать знакомства с понятием:

- Что вы узнали об Анри Дюнане? (Когда родился, где жил, где работал, что делал). Что представляют собой такие сведения о человеке? (Биография).

Если учащиеся не называют термин, учитель вводит его сам и делает вывод о рассказе биографического характера.

2. Стр.10. После беседы по тексту (1-5 вопросы) необходимо ввести вопросы:

- К какому стилю вы отнесете рассказ об Анри Дюнане? А отрывок из его книги “Воспоминание о битве при Сольферино”?

- Почему?

Ряд программ по русскому языку для начальной школы предполагает ознакомление учащихся с художественным и публицистическим стилями. Если учащиеся с ними не знакомы, то учитель подведет их к этому понятию на основе данного текста в сравнении с художественным текстом о войне.

3. Стр.10. Задание № 6 (“Книга для учащихся” (далее КУ), с.14, № 1) требует дополнительных вопросов, т.к. для детей это, вероятно, первая встреча с комиксом в учебной книге (урок литературы все-таки предполагает работу с текстом):

- Что тебе больше понравилось: текст или комикс? Почему?

На основе этого вопроса выявляются достоинства и недостатки текстов и комиксов.

4. Стр.11. (КУ, с.14, № 7). Домашнее задание не предполагает осмысления фрагментов из книги А.Дюнана “Воспоминание о битве при Сольферино”. После предложения прочитать фрагменты следует дополнить:

- Какое впечатление произвели на вас эти фрагменты? О чем они? Какое слово, употребленное здесь, вы назвали бы ключевым, раскрывающим отношение А.Дюнана к войне? (... “принуждены быть человекоубийцами”...)

- От чьего лица ведется рассказ?

На основе последнего вопроса вводится понятие о жанре воспоминаний (мемуаров).

К теме 6. “Л. Толстой. Отрывки из романа “Война и мир”

Урок 1. “Война и дети”.

Частные цели следует дополнить: “... изучаемого отрывка”; дать понятие о системе образов.

1. Стр.44. Вступительное слово учителя ко всей теме требует обращения к знаниям учащихся о Л. Толстом, полученным ранее (“Рассказы для детей”, “Кавказский пленник”):

- Что вы знаете о Л.Н. Толстом? С какими его произведениями вы знакомы? О чем он писал?

2. Стр.45. Вступительное слово к первому занятию тоже следует предварить вопросом: Что вы знаете о войне 1812 года? (Учащиеся уже знакомы с историей России). К выводу о том, что Петя Ростов хотел с оружием в руках защищать Россию, дети должны прийти сами после прочтения отрывков, не следует им об этом сообщать заранее.

3. Задания по анализу текста хорошие, но понятие сравнительной характеристики не дается, цель использования этого приема автором не выявлена.

Не определена также роль картин природы и петиных фантазий, а они занимают большое место в тексте. Таким образом, можно сделать вывод, что художественным особенностям текста, т.е. форме произведения, не уделяется должного внимания.

Стр.45. Задание № 5 необходимо дополнить:

- Каково душевное состояние Пети в эти дни? Как это показывает автор? Какую роль играют картины природы, фантазии Пети, в том числе и музыкальные?

Стр. 46. Задание № 10.

- Какое чувство вызывает он у вас? А у автора? Почему вы так думаете? (Далее по тексту).

- Зачем автор дает образы двух мальчиков? (Вспоминаем портрет и поведение героя как средства создания образа).

Полагаем, что подобные небольшие дополнения помогут учащимся увидеть, что талант писателя воплощается не только в его гуманных идеях, но и в умении оформить их средствами языка, донести их до читателя.

Урок 2. “Война и взрослые”.

Частные цели дополняем: продолжить работу над сравнительной характеристикой, системой образов, их ролью в замысле автора.

1. Стр. 48. Аналитическая работа по тексту.

Задание № 2 нацеливает только на работу над описанием внешности героев, в вопросах анализа не видно перехода к качествам человеческой личности, к характеру. Следует изменить и последовательность заданий: сначала выяснить, что объединяет этих людей, а потом их различия (от внешности к характеру, отношению к пленным).

Задание № 1 остается без изменений.

Задание № 2 выглядит так:

- Что объединяет этих людей? Как они себя проявляют на войне? Как сражаются?

Задание № 3 - это бывшее задание № 2 без изменений.

Вводится новое задание № 4.

- Каким вы себе представляете характер каждого героя? (Характеры очень разные, описывают дети).

- Посмотрите, какие разные люди оказались в одно и то же время в одном и том же месте. Зачем автор это делает? (Выходим на систему образов).

Задания № 5, 6, 7 без изменений.

Предлагаем ввести задание № 8 перед “Подсказкой” на стр.49:

- На чьей стороне Петя в вопросе о пленных? Докажите текстом. А вы?

И далее - плавный переход к “Подсказке” (изречениям) на стр. 49 и выполнение двух оставшихся заданий.

Урок 3. “Война и мир”.

Частная цель предлагает познакомить с фрагментами многопроблемного литературного произведения, но введения самого понятия проблематики не предполагает - возникает некоторый алогизм.

1. Стр.50. Вступительное слово учителя опять дает детям готовую информацию, а нужно, чтобы они сами больше размышляли, причем отталкиваясь от изученного произведения.

Вот наш вариант:

- Петя погиб нелепо, трагично, случайно.

- А он любил жизнь? Докажите текстом. (Да! Отношение к людям, жажда быть в гуще событий, действовать, слитность с природой, внутренняя богатая эмоциями жизнь подтверждают это. Следует опять подчеркнуть роль пейзажа, сна, музыки в раскрытии образа героя, его внутреннего мира). У каждого из вас тоже свое отношение к жизни. Расскажите, какое оно?

Вывод: Каждый человек и все люди вместе, их мысли и сны, окружающая их природа, вещи - это целый мир.

- В каких же отношениях с Миром находится Война?

2. Стр.50-51. Вопросы для “Беседы” интересные, но не следует забывать, что мальчики всегда играют в войну и хотят быть бесстрашными и побеждать врагов! Поэтому нам кажется необходимым:

а) показать детям соотношение игры и реальности (например, война в Чечне); б) объяснить, что хотя Война всегда была на Земле, нужно стремиться к идеалу - вечному миру; в) помочь детям соединить реальную ситуацию с идеальной через игру. Поставить их в ситуацию создания собственного “писаного” закона о Мире, наметить пути его реализации, обсудить при этом афоризмы Сенеки и Менандра о законах (стр.51).

3. Изменить последовательность вопросов для беседы от более конкретных к более общим, что значительно облегчит для учащихся понимание и самих вопросов, и общей идеи беседы: № 4; № 2; № 3; № 5; № 6; № 1.

4. Ввести задание № 8 о проблематике романа:

- А еще какие проблемы поднимает автор на прочитанных нами страницах романа? (Вводим понятие проблематики).

5. Задания № 2 и № 6 требуют дополнения.

Задание № 2 после вопросов о снах Пети нужно дополнить беседой о снах учащихся:

- А вы видите сны? О чем они?

В задании № 6 вывод об утрате человечности Долоховым не совсем соответствует истине, и дети с этим встретятся, читая роман (отношение Долохова к матери и сестре). У Пети тоже неоднозначное отношение к проблеме: жалость к Винсенту и восхищение Долоховым, не жалеющим пленных. Поэтому предлагаем дополнительные вопросы:

- Кто сильнее, заплакавший Денисов или бесстрастный Долохов? Слезы - это признак слабости? (Нет).

Вывод: Нельзя однозначно оценивать людей. Но человек, сохраняющий человеческие качества даже в самой жестокой ситуации достоин искреннего восхищения и подражания.

6. Для итоговой творческой работы (стр.51) следует выделить отдельный урок или предложить ее выполнить дома, т.к. на уроке времени для ее написания вряд ли хватит. (Но можно обсудить устно).


Начало   Возврат   Дистанционная поддержка   
Комментарии и предложения можно присылать по адресу rcnit@iro.yar.ru