КОНТРОЛЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

6 класс

Рыжова Н.П.,
методист кабинета русского языка ИПК


Текущий и итоговый контроль включает пять основных блоков.

I. Первый компонент контроля нацелен на отработку навыков правописания приставок, изучение которых завершается.

ЗАДАНИЯ.

I.1. /13 мин./ Прочитайте слова:

сдвинуть, расчистить, преодолеть, разбросать, беспокойный, сгладить, уехал, вспугнуть, приободренный, доверчивый, бездорожье, сгребать, преобразовать, растительный, сдержанный, преследовать, сбросить, прелюбопытный.

Сгруппируйте их, где возможно,по каждому виду приставок:

1) Неизменяемые приставки:____________________________________________

_______________________________________________________________________________

2) Приставки на З - С: _____________________________________________________

_______________________________________________________________________________

3) Приставки пре-, при-: __________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Ответы (проверка):

1) Сдвинуть, сгладить, сгребать, сдержанный, сбросить(5 слов).

/Возможно включение в эту группу еще двух слов: уехал, доверчивый./

2) Расчистить, разбросать, беспокойный, вспугнуть, бездорожье(5 слов).

3) Преодолеть, приободренный, преобразовать, преследовать, прелюбопытный (5 слов).

I.2. /10 мин./ Сгруппируйте, где это можно,слова, вставляя пропущенные буквы:

предъявить ультиматум, заглядеться на медвежонка, прервать беседу,ра...смотреть ящерицу, ра...пространять газету, пр...обрести интересную книгу, бе...заботная жизнь, ...гребать снег, пр...нести бельё, пр...вскочить с места, ...делать альбом, ра...цепить кольца.

Группа 1:_________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Группа 2:_________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Группа 3:_________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

/Количество групп укажите сами.../

Ответы (проверка):

Группа 1: предъявить, заглядеться, сгребать, сделать (4 слова).

Группа 2: прервать, приобрести, принести, привскочить (4 слова).

Группа 3: рассмотреть, распространять, беззаботная, расцепить (4 слова).

I.3. Контрольное списывание (6 мин.). Вставьте пропущенные буквы:

1) Пр...сутствовать на ...боре, пр...небречь советом, пр...дъявлять пр...тензии,...гребать листья, пр...одолеть пр...пятствие, пр...сечь пр...ступные действия, пр...дать товарищей, ...дать книги в библиотеку, шофер пр...тормозил, быстро ...дружиться, дождь пр...кратился.

Ответы (проверка):

/Всего 26 слов; с приставками пре- и при- 10 слов (с ПРИ- 2 слова; с ПРЕ-

8 слов); с приставкой с- 4 слова; с приставкой пред- 1 слово./

Присутствовать на сборе, пр енебречь советом, пр едъявлять претензии, сгребать листья, пре одолеть пр епятствие, пресечь пр еступные действия, пр едать товарищей, сдать книги в библиотеку, шофер притормозил, быстро сдружиться, дождь прекратился.

I.4. Выделите слова с приставкой пред- в группу _1; слова с приставкой при- в группу _ 2, с приставкой пре- - в группу _3 (10-12 мин.):

1. Не надо пр...думывать ситуации, достаточно воспользоваться подлинными фактами истории.

2. Надо было пр...дать образу живые, типические черты.

3. Линия фронта подходила к пр...дместьям города.

4. Содержание и ритм каждой сцены зависит от пр...дыдущей и последующей.

5. Качество драматического произведения пр...дрешает результаты творческой работы актера.

6. Он непр...рывно ищет более правдивые обстоятельства.

7. Режиссер может пр...дугадать его дремлющие способности.

8. Все это казалось мне труднопр...одолимым пр...пятствием.

9. Наблюдая в зеркале, как беспр...рывно пр...ображался мой облик, я восхищался мастерством гримера.

10. Вопрос этот так и оставался для него камнем пр...ткновения.

11. Мое пр...дложение оказалось кстати - по-видимому, пр...глянулся мой высокий рост.

12. С его пр...ходом каждый раз начинались пр...рекания и пр...пирательства.

13. Пр...даваться размышлениям брат не любил.

14. Как только пр...дставлялась возможность, старался не пропустить ни одной репетиции.

Ответы (проверка):

/всего 19 слов/

_1 - с приставкой пред-: предместьям, предыдущий, предрешает, предугадать, предложение, представлялась (6 слов).

_2 - с приставкой при-: придумать, придать, приглянулся, приходом (4 слова).

_3 - с приставкой пре-: непрерывно, труднопреодолимым, препятствием, беспрерывно, преображался, преткновения, пререкания, препирательства, предаваться (9 слов).

I.5. Определите значение приставки при- в словах, распределите их по следующим группам (8-10 мин.) - задание повышенной трудности :

1 - значение приближения, присоединения, прибавления; нахождения вблизи чего-нибудь;

2 - значение неполноты действия;

3 - значение постепенного доведения действия до конца, совершения действия "в свою пользу";

4 - при- является частью корня, значение затемнено.

1) Встревоженные глухари подняли головы, присмотрелись...(А.Яковлев.)-[ ] 2) Вам теперь нет никакой причины отказываться от присяги Николаю Павловичу. (Ю.Тынянов.) - [ ]

3) Ушинский придавал огромное значение изучению иностранных языков.

(Е.Водовозова.) - [ ]

4) Наконец мне удалось привстать.(Е.Водовозова.) - [ ]

5) В генерала прицеливается молодой гвардеец.(Ю.Тынянов.) - [ ]

6) Передние ряды притихли.(Ю.Тынянов.) - [ ]

7) Зима переломилась, солнце стало пригревать сильнее, дни заметно увеличились.(А.Яковлев.) - [ ]

8) Я не хотела мешать тому, кто привык веселиться.(А.Ахматова.) - [ ]

9) Сон с колотушкой бродит - и о нем скучает кто-то, дальний, бесприютный.(И.Бунин.) - [ ]

10) И все же я никак не мог привыкнуть к тому пренебрежительному тону...(К.Чуковский.) - [ ]

11) И он показал на целую груду ельника, нарезанного им в прибрежном лесу.

(В.Лидин.) - [ ]

12) На пригорке дремлет мельница.(А.Ахматова.) - [ ]

Ответы (проверка):

1 - прибрежном (_11), на пригорке (_12);

2 - привстать (_4), притихли (_6), пригревать (_7);

3 - присмотрелись (_1), придавал (_3), прицеливается (_5);

4 - причины (_2), присяги (_2), привык (_8), бесприютный (_9), привыкнуть (_10).

I.6. Определите, какую гласную в приставке следует писать (6 мин.)

1 - приставка пре-; 2 - приставка при-.

1) Когда старый глухарь пр...кращал песню и слушал тишину леса, человек

стоял неподвижно.(А.Яковлев.) - [ ].

2) Владимир обнял их с восторгом и поехал домой пр...готовляться.

(А.Пушкин.) - [ ].

3) У него пр...любопытные люди бывают.(Ю.Тынянов.) - [ ].

4) Но будет ли пр...дел тишине!(В.Белов.) - [ ].

5) Под ногами снег, пр...хваченный легким морозом.(В.Песков.) - [ ].

6) Дыханье тяжкое пр...рывистой работы...(М.Волошин.) - [ ].

7) Старик на ходу пр...вычным движением плеча поправил на спине шарманку...

(А.Куприн.) - [ ].

8) Твое пр...бывание здесь становится действительно неудобным.

( Ю.Тынянов.) - [ ].

9) "Подавайте его сюда, Константина!"- крикнул пр...земистый матрос.

(Ю.Тынянов.) - [ ].

Ответы (проверка) :

[1] - пре- (5 слов): прекращал, прелюбопытные, предел, прерывистый, пребывание.

[2] - при- (4 слова): приготовляться, прихваченный, привычным, приземистый.

I.7. Напишите словарный диктант.

Пр...дать свежий вид р...стениям, ...держать слово, пр...мьера спектакля, р...конструкция ...дания, с...ёжиться от хол...да, ант...гуманный п...ступок, пр...следовать пр...тивника, пр...чудливое нагр...м...ждение скал, пр...бежище в г...рах, ...бросить т...ж...лую ношу, бе...мысленный взгляд, пр...льстить обещаниями, борот...я за пр...стиж, пр...творить окно, пр...ободрить друга, пр...образовать действительность, ...гладить бе...тактное п...в...дение.

Ответы (проверка):

Придать свежий вид растениям, сдержать слово, премьера спектакля, реконструкция здания, с ъёжиться от холода, антигуманный поступок, преследовать противника, причудливое нагромо ждение скал, прибежище в горах, с бросить т яжёлую ношу, бессмысленный взгляд, пре льстить обещаниями, бороться за престиж, притворить окно, приободрить друга, преобразовать действительность, сгладить бестактное поведение.

I.8. Напишите контрольный диктант.

Вставьте пропущенные буквы в приставках, в окончаниях и корнях слов с безударными гласными.

Стоит моя избушка на пр...брежной п...лосе. Впереди море, сзади сопки. Неказисто мое ж...лище, но на каждой охотнич...й и лётной карте ...бозначено.

Каждое утро я напр...влялся за водой к заросш...му б...лотцу. Кругом травы,

да мох, да б...резки ростом с куриную лапу - больше они не р...стут. Я вдавливаю

к...телок в тр...ву, нацеживаю воды.

Внизу л...ниво шумит море, и в замутившейся у бер...га воде п...качиваются красные, как цветы, медузы. Шумит ветер, ра...секается со свистом в острых камнях и ж...стких травах, кричат п...морники. (А.Старостин.) (79 слов.)

Ответы (проверка) :

Стоит моя избушка на прибрежной полосе. Впереди море, сзади сопки. Неказисто мое жилище, но на каждой охотничьей и летной карте обозначено.

Каждое утро я направлялся за водой к заросш ему болот цу. Кругом травы, да мох,

да березки ростом с куриную лапу - больше они не раст ут. Я вдавливаю котелок в

траву, нацеживаю воды.

Внизу лен иво шумит море, и в замутившейся у берега воде покачиваются красные, как цветы, медузы. Шумит ветер, рассекается со свистом в острых камнях и жёстк травах, кричат поморники.

I.9. Напишите итоговый контрольный диктант.

Перед походом.

П...йти в п...ход х...телось всем. Мы ...говорились встрети...ся в шесть утра. Я бе...п...коился, что пр...сплю, и из-за этого сон мой был пр...рывистый. Едва ра...вело, я ...бросил с себя од...еяло, в...кочил и встал под душ, чтобы осв...жи...ся и пр...ободри...ся. Я быстро ра...правился с завтр...ком, схватил рю...зак и очутился на улиц... .

Было пустынно, но со...це уже ласково пр...гр...вал..., п...года ст...яла чуде...ная!

Бе...аботно нап...вая, я устр...мился к месту встречи, самоуверенно ра...читывая быть первым. Увы! Ок...залось, что некоторые мои однокла...ники пр...ворней меня. Они ра...п...л...жились кружком и ож...влённо о...суждали маршрут пре...ст...ящего п...хода. Я пр..сп...койно пр...со..динился к их шумной б...седе, стал г...рячо раз...яснять сл...жившиеся у меня пре...ставления о том, как лучше организовать наше пут...шествие. (110 слов.)

Ответы (проверка):

Перед походом.

Пойти в п оход хотелось всем. Мы сговорились встретить ся в шесть утра. Я бес покоился, что просплю, и из-за этого сон мой был прерывистый. Едва расс вело, я сбросил с себя оде яло, вскочил и встал под душ, чтобы осв ежиться и приободри ться. Я быстро расправился с завтраком, схватил рю кзак и очутился на улице.

Было пустынно, но солнце уже ласково пригревал о, погода стояла чуде сная!

Беззаботно напевая, я устремился к месту встречи, самоуверенно рассчитывая быть первым. Увы! Оказалось, что некоторые мои однокла ссники пр оворней меня. Они распо ложились кружком и ож ивленно о бсуждали маршрут пре дстоящего похода. Я пр еспокойно присоединился к их шмной беседе, стал горячо раз ъяснять сл ожившиеся у меня пред ставления о том, как лучше организовать наше путе шествие.

I.10. Тест.

Тест состоит из 5 заданий (8 мин.).

Задание _1 - вписать недостающие слова в определение приставки.

Задания __ 2 - 5 - выбрать один вариант ответа.

1. Приставка - часть слова, которая находится __________________________________ и служит для____________________________________________________________________________

2. Такой же состав, как в слове подводный , имеют слова:

а/ перезвон, осенний, просьба

б/ переводчик, растительность, набег

в/ протяжный, перелётный, заграничный

3. Орфограмма-гласная находится в приставке:

а/ шофёр, медвежонок, местность

б/ обозначить, прекратить, вспугнуть

в/ длинный, терраса, винегрет

4. Правописание приставки зависит от начального звука в корне слова:

а/ предатель, ответный, переезжать, сбегать, предлагать

б/ подосиновик, предвидеть, скопировать, отглаженный, надземный

в/ возраст, издание, бездарный, чрезмерный, растянутый

5. Неизменяемые приставки:

а/ по-, без-, с-, раз-, под-...

б/ под-, с-, на-, по-, перед-...

в/ без-, пре-, раз-, вос-, из-...

Ответы (проверка):

1. ... перед корнем ... образования новых слов.

2. в/ протяжный, перелётный, заграничный

3. б/ обозначить, прекратить, вспугнуть

4. в/ возраст, издание, бездарный, чрезмерный, растянутый

5. б/ под-, с-, на-, по-, перед-


Начало   Возврат   Дистанционная поддержка   
Комментарии и предложения можно присылать по адресу rcnit@iro.yar.ru