Изучение библейских тем в 5-6 классах общеобразовательных школ
Гуменюк А.А.,
методист кабинета литературы
ИПК
Работа с библейскими темами, введенными в базовую школьную программу, является для учителя совершенно новой: ни методического опыта, ни элементарной мировоззренческой подготовки учащихся нет.
Поэтому методисты кабинета литературы областного ИПК педагогических и руководящих работников образования сочли необходимым предложить учителям области разработки уроков, которые могут стать ориентиром во время изучения фрагментов из Библии.
В 5 классе ученики знакомятся с семью ветхозаветными текстами: Кто сотворил мир? Кто сотворил человека? Каин и Авель, Ной, Ковчег, Потоп, Вавилонская башня.
В 6 классе работа над Библией продолжается на материале новозаветных сказаний: Рождение Иисуса Христа, Притча о добром самарянине, Притча о блудном сыне.
На изучение ветхозаветных преданий предлагается материал на 3-6 уроков в 5 классе и 2-3 урока в 6, в зависимости от интеллектуального уровня детей, степени мотивированности на изучение данной темы и т.д. Рекомендуется возможность небольшой перестановки в изучении материала: открытие учебного года по литературе в 5-6 классе изучением фрагментов из Библии как Книги Книг. Это обусловлено тем, что в 5 классе, например, библейские тексты "зажаты" между двумя блоками сказок ( народными и авторскими), что нередко приводит к недопустимой ошибке рассмотрения библейских текстов как еще одного вида сказок.
В учебнике 6 класса учитель и учащиеся сталкиваются с анонимными пересказами (особенно неудачен, на наш взгляд, холодный, далекий от евангельского прочтения текст "Рождество Иисyca Христа"), поэтому рекомендуется пользоваться на уроках не только материалом хрестоматии, но, в обязательном порядке, и текстами Священного Писания. Только тогда учащиеся смогут ощутить бесценность мгновений соприкосновения с Библией.
По ходу работы над библейскими текстами целесообразно использовать слайды, диафильмы, репродукции с картин великих мастеров.
Каждый урок должен быть уроком искусства, где, знакомясь с библейскими сюжетами, школьник осмысливает их в контексте лирики русских поэтов, русской и западно-европейской живописи.
Следует дать также начальные сведения об устройстве и убранстве православного храма, иконописи, духовной музыке.
Работу над осмыслением библейских текстов нельзя начинать с чтения фрагмента, повествующего о сотворении мира. На первом уроке, на наш взгляд, учитель должен рассказать о Библии как Книге Книг.
План
Урок 2
Кто сотворил мир? Ветхий Завет. Пятикнижие Моисея.
План
Урок 3
Кто сотворил человека?
План
Урок 4
Каин и Авель
План
Урок 5
Ной. Ковчег. Потоп.
План
Урок 6
План
6 класс
Урок 1
Рождество Иисуса Христа
План
Урок 2
Жизнь Иисуса Христа. Притчи.
План
Урок 3
Распятие и Воскресение Христа
План
При разработке рекомендаций к урокам использовались тексты Священного Писания, статьи диакона Андрея Кураева и протоиерея Михаила Дронова, комментарии Б.Пушкаря, труды Игнатия Брянганинова, игумена Филарета, Иоанна Кронштадского и др.