Холодяков И.В.
Современная проза: нравственные и художественные поиски

Урок по теме:
Художественный и духовный мир "другой прозы"


Эпиграфы к уроку:

Я не верю в литературу. Опыт гуманистической русской литературы привел к кровавым казням двадцатого столетия.
Не может быть речи ни о какой художественности после колымских лагерей и освенцимов.
В. Шаламов

Великая русская литература - великая обманщица молодежи, потому что она настраивает и мобилизует на такую жизнь, которой не может быть никогда.
В.Пьецух

Души в вас нет, господа: и не выходит литература
В.В.Розанов

I. Вступительное слово учителя:

Говоря о тех явлениях, которые происходят в современной литературе, о тех произведениях, которые обратили на себя внимание и читателей, и критиков своей нетрадиционностью, необычностью, один из литературоведов дал определение: "Другая проза". (С.Чупринин). А второй - уточнил: "Плохая проза". (Д.Урнов). Попробуем сравнить характеристики?

Вопрос. Что означает другая проза?

Ответ. Другая - нетипичная, нетрадиционная, непривычная, какая-то не похожая на все то, что называем мы русской литературой.

Вопрос. А чем отличается это определение от второго?

Ответ. Второе явно несет негативную оценку. Другая может быть и лучше, ярче, интереснее, пусть и необычнее, а здесь уже диагноз, приговор, обжалованию не подлежащий.

Учитель. Да, это так, слово вы почувствовали, поняли, что перед нами явление спорное. Мы не будем судьями, а попытаемся понять, что же это такое - новая волна в русской прозе. Обратим внимание, что современная русская литература переживает ситуацию, явно схожую с той, что сложилась на рубеже XIX - XX веков: бесконечный поиск истины, резкое изменение взглядов даже на общепринятые и общепризнанные моральные, социальные, политические и эстетические принципы, богатейшее разнообразие жанров, стилей, направлений.

Вопрос. В чем причина?

Ответ 1. Распалась прежняя система ценностей. Рухнула советская идеология, а вместе с ней и те принципы жизни, которые казались вечными.

Ответ 2. Ушли в прошлое прежние герои литературы советской: покорители целины, героические рабочие, мудрые секретари обкомов ...

Вопрос. Обратимся к тем двум высказываниям, которые стали эпиграфами к уроку. Какую мысль они несут?

Ответ. Перед нами совершенно ясно выражено убеждение: все прежние ценности, все прежние истины, которые несла русская классическая литература, несостоятельны, даже ложны, их необходимо оставить в прошлом.

Вопрос. Характеризуя классическую русскую литературу, можно говорить о ее величайшем психологизме, постижении самых тонких духовных переживаний героя, о поиске великого смысла жизни человека, о стремлении понять, в чем заключаются истинные ценности, но есть черта у нашей литературы, которую можно назвать самой главной. Какая?

Ответ. Наша литература стремится к гармонии. Ее суть - гармония жизни, когда человек находится в равновесии с миром, со своей душой, с Богом.

Вопрос. Докажите это. Какая же гармония возможна, когда полон желчи и отрицания Базаров, когда мечется на жизненном пути Безухов, когда страдает Раскольников?

Ответ 1. Но Базаров, пройдя через неверие, презрение к людям, отрицание, обретает перед смертью самое высокое чувство, свойственное только духовному человеку - он обретает любовь. Он отбросит свое неверие, еще раз преодолев себя, открыв, что любовь не физиология, не стремление "к роскошному телу", а высокое и прекрасное чувство. А ведь мы знаем, "Бог есть любовь".

Ответ 2. И Безухов вдруг почувствует зависть к обычному мужику, темному, неграмотному, но живущему без тоски, сомнений, терзаний. Пьер будут искать и найдет такой естественный путь по жизни.

Ответ 3. И.Раскольников, пройдя через грех гордыни, отрицание, страдания и муки, обретет любовь - не к женщине, не к великой личности, а к человеку. Значит, гармония есть в этом мире!

Учитель. Да, так рождается гармония, которую обретают герои русской литературы, когда находят свой путь, путь Божий. Отсюда удивительная теплота, оптимистичность нашей литературы, которая знает, что страдания - это путь к постижению истины, к возвышению души.

II. Что же представляет собой новая, другая литература?

Пожалуй, ярче всего мы увидим основные черты этой литературы в творчестве писательницы, о которой сегодня будем говорить.

Л. Петрушевская. (Желательно сообщение ученика о творческом пути).

Учитель. Вспомните, как настойчиво повторял Л.Толстой главную свою идею: вокруг человека существует некая сфера его поступков, которая складывается из всего того доброго (или злого), что он совершает.

Чувствуете, к чему я клоню?

Ответ. Наверно, можно соотнести эту мысль Толстого с рассказом Петрушевской "Свой круг".

Учитель. Очень важная перекличка образов, идей. Толстой говорит о круге добра, тепла, сострадания. А о каком круге идет речь у Петрушевской?

Ответ. Сначала перед нами просто круг друзей, знакомых, приятелей героини: физик Серж, красавица Таня, аферистка Ленка, прихлебала Андрей, темпераментный Жорка ... И вместе с тем это тот заколдованный круг, из которого никому не дано вырваться. Если у Толстого вокруг героя возникает круг сострадания, любви, добра, то вокруг героини Петрушевской сложился круг обыденности, заурядности, бесчеловечности - и повседневности.

Учитель. Толстой говорит о естественности в жизни человека, но это естественность гармонии. А у Петрушевской?

Ответ. У писательницы речь также идет о естественной жизни, но это жизнь, лишенная простоты, добра и гармонии. Это круг, по которому можно идти до бесконечности.

Учитель. Автор одной важной деталью подчеркивает эту идею. Какой?

Ответ. Наверно, можно сказать, что таких деталей несколько. Это тот бесконечно повторяющийся круг тем, которые обсуждает (или пережевывает) компания: "... без детей как-то жить нелепо, и не принято было жить, самый-то эффект заключался в том, чтобы возиться с кашами, с детскими садами, а в ночь на субботу почувствовать себя людьми и загулять ...", "... событие вызвало жуткий смех на всю ночь, но все знали, что тут есть игра, что Жора играет со студенческих лет бонвиана и распутника...", "... Валера опять спрашивал ...", "... коронным номером Андреевой программы были танцы с Маришей...". Так возникает и развивается тема движения по кругу, бесконечного повторения слов, событий, ситуаций, вечеров по пятницам, когда "свой круг" развлекался по одной и той же программе. Но есть еще более яркая, а может, даже страшная деталь. Героиня только что похоронила мать, а теперь у себя находит те же симптомы страшной и неизлечимой болезни. Теперь она пройдет круг страданий.

Учитель. Так возникает тема бессмысленности и жестокости жизни, в которой все, кажется, вместе, но невероятно одиноки. Герой новой прозы живет в мире, где нет и не может быть душевного покоя, равновесия, целостной личности, опирающейся на некие извечные устои. Смотрите, что происходит: героиня в разводе с мужем, у того новая семья, она сама смертельно больна, остается восьмилетний сын. Что с ним будет? Скажите, именно этот вопрос станет трагедией, будет центром рассказа, его кульминацией?

Ответ. Кульминации вообще не будет, композиция рассказа у Петрушевской как-то даже демонстративно разрушена, нет завязки, нет развязки, плавно идет сплошной поток мыслей.

Вопрос. Скажите, а как синтаксически автор подчеркивает именно эту особенность - не просто повествование, а поток сознания?

Ответ. Весь рассказ - это огромный монолог героини, причем в монологе удивительный синтаксис, работающий на авторский замысел: бесконечные, по полстраницы, предложения, перечисляющие происходящее: "... пролетели годы ... Андрей успел стать ... все еще любил ..." Фразы бесконечно льются, вьются, кружатся, и так же бесконечно и однообразно идет жизнь.

Вопрос. Подумайте, почему Петрушевская избрала такого рассказчика, почему повествование идет от первого лица?

Ответ. Обычно автор использует такое повествование, когда нужно подчеркнуть доверительность, даже интимность, полную откровенность.

Вопрос. Подтвердите примерами из прочитанного.

Ответ. М.Ю. Лермонтов так строит композицию "Героя нашего времени": сначала о Печорине рассказывает Максим Максимыч, потом повествователь, а потом мы знакомимся с его дневником, еде открываются самые задушевные мысли.

Вопрос. И вот в этом потоке сознания вдруг открывается самая заветная мысль. Какая?

Ответ. Героиня просто и обыденно рассказывает, как она не даст сыну стать сиротой.

Героиня обречена, муж уже женат вторично, перед сыном один путь - детский дом, она называет его старым страшным словом - приют.

Вопрос. Почему же просто не сказать бывшему мужу, но все-таки отцу, что ребенка нужно взять? Что же он, изверг?

Ответ. Автор не говорит об этом прямо, опять деталь помогает понять. Отец во время вечеринки спросил, где Алеша, а мать ответила равнодушно:

- Не знаю, гуляет.

- Так уже первый час ночи! - сказал Коля и пошел в прихожую ...

Отец побежал в ночь за сыном, прекрасный и естественный порыв, но дальше ... "он не стал одеваться, а по дороге завернул в уборную и там надолго затих..."

Учитель. Наверно, больше и объяснять не стоит. На улицу не вышел, а уж тащить на себе ребенка от нелюбимой женщины ... Но у героини есть запасной выход. Расскажите, как вы поняли происходящее.

Ответ. Мать на глазах гостей (друзей, своего круга) избивает мальчика, все негодуют, отец хватает сына и тащит на улицу со словами:

- Все! Я забираю! Мразь такая!

Вопрос. Что же происходит с героиней, она действительно мразь? Ведь она заранее продумала сцену избиения, она не дала ребенку ключ, чтобы на него же и накинуться.

Ответ. Перед нами человек из этого страшного "своего круга", где ничего светлого, даже святого, и героине приходится совершить подлость, чтобы заставить друзей решиться на естественный человеческий поступок.

Вопрос. А как сам автор выражает свое отношение к происходящему?

Ответ. Авторская позиция просто отсутствует. Автор беспристрастно фиксирует события, нет ни осуждения, ни морали, нет ничего, кроме фактов: так было, такие были, такое было.

Учитель. Попробуем сформулировать, что же отличает рассказы Л. Петрушевской и ее повесть "Время ночь" от того, что называем мы традициями русской классической литературы.

Ответ. Можно выделить несколько принципов, которые прослеживаются и в творчестве Л. Петрушевской, и В.Пьецуха, и В. Нарбиковой, и других представителей "новой волны" в русской прозе.

1) Жизнь - это суетное, мелкое, часто бессмысленное копошение в обыденных делах и делишках, нет никаких высоких истин, нет никаких бессмертных идей и вечных ценностей.
2) Более того мир не логичен, не собирается воздавать добром за добро, жизнь несет только страдание.
3) Не существует никакой цели жизни, есть только цепочка случайностей.
4) Литература - это никакой не учебник жизни, не особая духовная сущность, а лишь изощренная игра ума, составление текстов ценных сами по себе.
5) Писатель не пророк, не мученик, не духовный наставник, а тот, кто умеет играть в эти словесные игры лучше других, поэтому не нужно ждать в произведении личности автора, его нравственной позиции, сопереживания или осуждения.

Выводы: Мы выделили очень важные черты, присущие писателям "новой волны", "другой прозы", которые отчетливо проявились в рассказе Л. Петрушевской. Как эти особенности раскрываются у других авторов, в чем их нравственные и эстетические особенности, мы рассмотрим на следующем уроке.

на предыдущую страницу