Холодяков И.В.
Современная проза: нравственные и художественные поиски

Современная проза: нравственные и художественные поиски


ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Данная работа предполагает обращение к чрезвычайно интересной и одновременно столь же сложной проблеме: русская проза последних десятилетий в школьном курсе. Интересные, яркие имена, произведения, вызывающие неоднозначную, порой расходящуюся от восхищения до неприятия реакцию читателей и литературоведов, крупные, яркие характеры героев и проникновение в глубины души - все это требует от учителя особо пристального внимания. Вместе с тем очень показательным является тот факт, что издание "Истории мировой литературы", осуществляемое Академией наук, было приостановлено, а редакция сообщила в последнем вышедшем томе, что не готова вести разговор о современной литературе. Академия не готова, а учитель должен идти на урок и этот разговор вести. На каком уровне? Анализируя результаты письменных и устных экзаменов по литературе в ЯГПУ им.К.Д.Ушинского, приемная комиссия сделала вывод: абитуриенты хуже всего знают современную литературу, не только не могут выделить ее художественные особенности, отличительные черты, но даже не способны назвать тех писателей, которых можно отнести к представителям современной прозы. У комиссии создалось впечатление, что "во многих школах литература преподается как и 15-20 лет назад" (Ярославский педагогический вестник. Ярославль, 1997. № 1 (7), с.128). Автору этих строк доводилось неоднократно присутствовать на уроках литературы, где в качестве лучших образцов современных произведений изучались и анализировались поэмы А.Вознесенского "Лонжюмо", Е.Евтушенко "Братская ГЭС", Р.Рождественского "Письмо в ХХI век", романы А.Рыбакова, В.Пикуля и даже П.Проскурина! И дело не в том, что более современные произведения трудно найти в библиотеках - проблема представляется гораздо сложнее. Учитель, работающий в старших классах, а тем более в выпускном, не готов вести разговор о современной литературе, ее художественном своеобразии, нравственных и эстетических принципах. Да и как это сделать учителю, воспитанному на традиционном восприятии монолита советской литературы, когда он сталкивается с именами и произведениями, порой совершенно невероятно, даже необъяснимо расходящимися в восприятии жизни, человека, нравственных идеалов, в художественных средствах, личностях героев?!

Отсюда вытекает следующие задачи, которые автор надеется решить (или поставить, что тоже важно, ибо обозначить, выделить проблему не менее важно, чем указать путь к ее решению) и которые требуют первоочередного осмысления:

1. Определить, что составляет суть русской классической литературы, ее наиболее важные, основополагающие черты.
2. Выяснить, что объединяет нравственный, идейный, эстетический поиск современной прозы с духовными и художественными традициями русской классической литературы, а в чем проявляются их расхождения.
3. Показать богатство и разнообразие, особенности стилевых, жанровых, языковых, идейных и нравственных поисков современной литературы, сложность и неоднозначность современного литературного процесса.
4. Познакомить с наиболее характерными направлениями в современной прозе, дать представления о самых ярких представителях различных направлений, течений, школ.

Естественно, что перед учителем встанут проблемы совершенствования навыков литературного анализа на уроке, интерпретации текста, развития самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.

Таким образом, возникает следующий (возможно, предварительный, черновой) план работы:

Введение. Духовные ценности русской классической литературы и современная проза.

Глава I. Изображение русского национального характера в деревенской прозе.

1. Справочный, библиографический материал. Жизнь, творчество ведущих писателей-дереенщиков.
2. Становление деревенской прозы.
3. Основные черты, традиции, корни.
4. Образ русского человека в привычном мире.
5. Роль деревенской прозы в литературе последних десятилетий.

Глава II. Городская проза как осмысление судьбы человека в современном мире.

1. Справочные материалы о писателях для учителя.
2. Ю.Трифонов — основоположник городской прозы 60 -70-х годов.
3. Человек и общество проблемы современного героя.

Глава III. Человек на войне глазами современного писателя.

1. Традиции русской классической литературы в изображении войны.
2. Современная военная проза: основные черты, художественные и нравственные принципы.
3. Справочный, библиографический материал для учителя.
4. "Проза лейтенантов", "окопная проза" или проза великой литературы?

Глава IY. Постмодернизм. Другая проза. Поиски, обретения, потери.

1. Проблема возникновения постмодернизма в русской литературе.
2. Основные черты постмодернизма.
3. Другая проза или плохая проза?
4. Справочный материал по авторам для учителя.
5. Краткая антология наиболее важных репрезентативных произведений В.Пьецуха, Л.Петрушевской, Т.Толстой, В.Маканина, Вен.Ерофеева и ряда других авторов - их все-таки трудно достать учителю.

Глава Y. Система уроков по изучению литературы последних десятилетий. Методические указания .Конспекты уроков. Темы сочинений, контрольных, проверочных работ.

Заключение.

Данная работа предполагает (план это отражает не в полной мере) деление на две своеобразные части.

Первая - скорее дискуссионная, это итоги работы автора на протяжении многих лет в выпускных классах. Разобраться, что же такое литература советская и постсоветская, в чем современная проза приближается по своему духу к русской литературе классической с ее высочайшими нравственными императивами, с поиском прежде всего духовного, горнего в человеке, почувствовать ту главную, определяющую черту этой литературы, которая сделала в XIX веке русскую литературу великой мировой, - вот важнейшая задача. А затем соотнести и сопоставить эти ценности с тем, что провозглашает современная проза, чтобы понять из этого сопоставления, сохранился ли у нынешних авторов этот нравственный идеал, опирающийся на вечные ценности?

Вторая часть - это попытка создать систему уроков по изучению современной прозы, поделиться своими наблюдениями над языком, художественными средствами, проблематикой, осмыслить, как же можно вести изучение произведений современных авторов на уроках литературы в старших классах, оценить методические особенности работы над данными произведениями.

Чтобы дать представление о практическом воплощении этого замысла, предлагаю два отрывка.

Один - фрагмент вступления.

Второй - фрагмент главы Y, методической.

на предыдущую страницу