Холодяков
И.В.
Современная проза: нравственные и
художественные поиски
МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ СПЕЦКУРСА
"СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ПРОЗА"
в 11 классе общеобразовательной средней школы
Несомненно, сразу же возникает вопрос: что за спецкурсы в обычной школе? В чем смысл? Нужно ли вводить элементы системы высшего образования пусть в выпускной, но все-таки школьный класс? Нам представляется, что это логично. Школьники начинают изучение произведений, которые объединяются не только тематически (деревенская проза, военная, городская повесть и т.д), но прежде всего своим нравственным, философским началом. Произведения, о которых пойдет речь, позволяют рассмотреть проблемы традиции и новаторства, эстетического и духовного поиска, выявить связь современной литературы с духовными исканиями русской классической прозы. Таким образом, особенностями данного спецкурса как этапа литературного образования будут:
1) Необходимость выявления тех черт, которые показывают пути воссоединения литературы современного периода и русской классической литературы как эстетического целого, в преодолении разрыва в восприятии русской литературы, возникшего после 1917 года.
2) Органическое соединение исследования литературоведческих аспектов произведений и поиска нравственных, общечеловеческих ценностей, которые провозглашает своим творчеством писатель.
3) Необходимость взаимосвязанного изучения произведений прозы традиционной и новаторской, выявление эстетических принципов, провозглашаемых различными направлениями современной прозы, и нравственных основ творчества различных авторов.
4) Продолжение совершенствования навыков литературоведческого анализа произведений, объединенных в данный спецкурс.
Спецкурс предполагает сочетание лекционных, семинарских занятий, уроков анализа текста, занятий, посвященных анализу языка, стиля, самостоятельных работ учащихся. Предполагается, что лекции будут давать общетеоретический материал, вводить учащихся в проблему, а семинары и практические занятия позволят расширить и углубить представления учащихся о своеобразии жанровых, стилевых, языковых особенностей произведения, нравственных, философских позиций авторов на основе прежде всего самостоятельной работы учащихся. Таким образом, возникает два основных направления в изучении спецкурса: лекция учителя, в которой наибольшее внимание уделяется авторам и произведениям, или недавно включенным в школьную программу, или требующим новых, современных подходов в изучении, вызывающим затруднение в понимании художественного мира, нравственной, философской позиции писателя. Конечно, это должна быть лекция, включающая и элементы беседы, дискуссии, активного участия школьников.
Второе направление - самостоятельная работа учащихся, которая завершится выступлением на семинаре, на уроке - практикуме, а также контроль в форме ответов на проблемные вопросы, мини-сочинения, итоговое домашнее сочинение и итоговый зачет по спецкурсу. Практика показывает, что многие учащиеся затем выбирают один из вопросов семинара для дальнейшей разработки и на его основе готовят реферат для устного экзамена по литературе, что можно только приветствовать.
Распределить темы уроков, количество часов на каждую из тем, формы уроков представляется возможным следующим образом:
Тема урока |
Форма урока |
Количество часов |
1. Традиции русской
классический литературы и ее духовная суть. 2. Отражение русского национального характера в деревенской прозе. 3. Деревенская проза: традиции и открытия. В.Белов "Плотницкие рассказы". В.Распутин "Прощание с Матёрой" ("Пожар", "Последний срок"). В.Астафьев "Царь-рыба". 4. Портрет, пейзаж и художественная деталь как средство раскрытия духовного мира героев. 5. Старое и молодое поколение россиян глазами В.Распурина 6. Городская проза как осмысление судьбы человека в современном мире. Ю.Трифонов "Обмен", "Другая жизнь". В Маканин "Полоса обменов". |
Лекция с
элементами беседы Лекция с элементами беседы Семинар Урок-практикум Сочинение-миниатюра Лекция |
2 2 2 2 1 2 |
7. Человек на войне
глазами писателей XIX и XX веков 8. "Я знаю, никакой моей моей вины..." Военная проза и христианские заповеди 9. Постмодернизм: обретение или потери? 10. Художественный и духовный мир "другой прозы". Л.Петрушевская, Т.Толстая, Вен.Ерофеев, В.Пьецух и др. 11. Урок - зачет. 12. Домашнее сочинение по изученным темам. |
Семинар Практикум Лекция Семинар Зачет |
2 2 2 2 2 |
Всего: Из них лекций семинаров практикумов зачетов сочинений классных |
21 8 6 4 2 1 |
Естественно, что и распределение часов, и формулировки тем, и выбор произведения и авторов достаточно свободен, от отражает те представления о данном разделе русской литературы, которые сложились у автора в настоящее время.
Автор не претендует на то, чтобы создать развернутые конспекты уроков - каждый учитель готовит их, ориентируясь на конкретный класс, его уровень, собственные задачи и цели. Но есть те элементы урока, его составляющие, основные компоненты, которые в данную конкретную тему войдут непременно. Вот об этом и хочет сказать автор. Чтобы конкретизировать вышеизложенные варианты уроков, автор предлагает познакомиться с одним из фрагментов работы над произведениями "другой прозы". Но прежде чем изложить ход урока, автор считает необходимым отметить, что современная проза - явление сложное, многоплановое, не имеющие пока сколь-нибудь четкого трактования в литературоведении. Именно поэтому, начиная работу над спецкурсом в классе, автор предлагает в качестве руководства для учеников очень емкие слова поэта:
Не бойтесь тюрьмы,
Не бойтесь сумы,
Не бойтесь мора и глада,
А бойтесь единственного
Только того,
Кто скажет: "Я знаю, как надо!"А.Галич
Да, я, учитель, не знаю, как надо читать эти произведения, как к ним относиться. Иногда я их (уже не как учитель, а как читатель) не могу принять, иногда равнодушен, иногда потрясен, а порой возмущен и даже жалею, что миновала пора цензуры. (Кстати в практике автора были случаи, когда родители учеников приходили в школу, требуя запретить, прекратить, не трогать это безобразие, разврат, порнографию, бред сивой кобылы...). Поэтому на уроках представляется необходимым подчеркнуть: мы имеем дело с совершенно необычным явлением, кто знает, что получиться из гадкого утенка, поэтому наша задача — вместе (именно так!) попытаться понять, почувствовать, что же это такое — новая русская проза.