Холодяков И.В.
Современная проза: нравственные и художественные поиски

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ СПЕЦКУРСА
"СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ПРОЗА"
в 11 классе общеобразовательной средней школы


 

Несомненно, сразу же возникает вопрос: что за спецкурсы в обычной школе? В чем смысл? Нужно ли вводить элементы системы высшего образования пусть в выпускной, но все-таки школьный класс? Нам представляется, что это логично. Школьники начинают изучение произведений, которые объединяются не только тематически (деревенская проза, военная, городская повесть и т.д), но прежде всего своим нравственным, философским началом. Произведения, о которых пойдет речь, позволяют рассмотреть проблемы традиции и новаторства, эстетического и духовного поиска, выявить связь современной литературы с духовными исканиями русской классической прозы. Таким образом, особенностями данного спецкурса как этапа литературного образования будут:

1) Необходимость выявления тех черт, которые показывают пути воссоединения литературы современного периода и русской классической литературы как эстетического целого, в преодолении разрыва в восприятии русской литературы, возникшего после 1917 года.

2) Органическое соединение исследования литературоведческих аспектов произведений и поиска нравственных, общечеловеческих ценностей, которые провозглашает своим творчеством писатель.

3) Необходимость взаимосвязанного изучения произведений прозы традиционной и новаторской, выявление эстетических принципов, провозглашаемых различными направлениями современной прозы, и нравственных основ творчества различных авторов.

4) Продолжение совершенствования навыков литературоведческого анализа произведений, объединенных в данный спецкурс.

Спецкурс предполагает сочетание лекционных, семинарских занятий, уроков анализа текста, занятий, посвященных анализу языка, стиля, самостоятельных работ учащихся. Предполагается, что лекции будут давать общетеоретический материал, вводить учащихся в проблему, а семинары и практические занятия позволят расширить и углубить представления учащихся о своеобразии жанровых, стилевых, языковых особенностей произведения, нравственных, философских позиций авторов на основе прежде всего самостоятельной работы учащихся. Таким образом, возникает два основных направления в изучении спецкурса: лекция учителя, в которой наибольшее внимание уделяется авторам и произведениям, или недавно включенным в школьную программу, или требующим новых, современных подходов в изучении, вызывающим затруднение в понимании художественного мира, нравственной, философской позиции писателя. Конечно, это должна быть лекция, включающая и элементы беседы, дискуссии, активного участия школьников.

Второе направление - самостоятельная работа учащихся, которая завершится выступлением на семинаре, на уроке - практикуме, а также контроль в форме ответов на проблемные вопросы, мини-сочинения, итоговое домашнее сочинение и итоговый зачет по спецкурсу. Практика показывает, что многие учащиеся затем выбирают один из вопросов семинара для дальнейшей разработки и на его основе готовят реферат для устного экзамена по литературе, что можно только приветствовать.

Распределить темы уроков, количество часов на каждую из тем, формы уроков представляется возможным следующим образом:

 

Тема урока

Форма урока

Количество часов

1. Традиции русской классический литературы и ее духовная суть.

2. Отражение русского национального характера в деревенской прозе.

3. Деревенская проза: традиции и открытия.

В.Белов "Плотницкие рассказы".

В.Распутин "Прощание с Матёрой" ("Пожар", "Последний срок").

В.Астафьев "Царь-рыба".

4. Портрет, пейзаж и художественная деталь как средство раскрытия духовного мира героев.

5. Старое и молодое поколение россиян глазами В.Распурина

6. Городская проза как осмысление судьбы человека в современном мире.

Ю.Трифонов "Обмен", "Другая жизнь".

В Маканин "Полоса обменов".

Лекция с элементами беседы

Лекция с элементами беседы

Семинар

Урок-практикум

Сочинение-миниатюра

Лекция

2

2

2

2

1

2

7. Человек на войне глазами писателей XIX и XX веков

8. "Я знаю, никакой моей моей вины..." Военная проза и христианские заповеди

9. Постмодернизм: обретение или потери?

10. Художественный и духовный мир "другой прозы".

Л.Петрушевская, Т.Толстая, Вен.Ерофеев, В.Пьецух и др.

11. Урок - зачет.

12. Домашнее сочинение по изученным темам.

Семинар

Практикум

Лекция

Семинар

Зачет

2

2

2

2

2

Всего:

Из них лекций

семинаров

практикумов

зачетов

сочинений классных

 

21

8

6

4

2

1

 

Естественно, что и распределение часов, и формулировки тем, и выбор произведения и авторов достаточно свободен, от отражает те представления о данном разделе русской литературы, которые сложились у автора в настоящее время.

Автор не претендует на то, чтобы создать развернутые конспекты уроков - каждый учитель готовит их, ориентируясь на конкретный класс, его уровень, собственные задачи и цели. Но есть те элементы урока, его составляющие, основные компоненты, которые в данную конкретную тему войдут непременно. Вот об этом и хочет сказать автор. Чтобы конкретизировать вышеизложенные варианты уроков, автор предлагает познакомиться с одним из фрагментов работы над произведениями "другой прозы". Но прежде чем изложить ход урока, автор считает необходимым отметить, что современная проза - явление сложное, многоплановое, не имеющие пока сколь-нибудь четкого трактования в литературоведении. Именно поэтому, начиная работу над спецкурсом в классе, автор предлагает в качестве руководства для учеников очень емкие слова поэта:

Не бойтесь тюрьмы,
Не бойтесь сумы,
Не бойтесь мора и глада,
А бойтесь единственного
Только того,
Кто скажет: "Я знаю, как надо!"

А.Галич

Да, я, учитель, не знаю, как надо читать эти произведения, как к ним относиться. Иногда я их (уже не как учитель, а как читатель) не могу принять, иногда равнодушен, иногда потрясен, а порой возмущен и даже жалею, что миновала пора цензуры. (Кстати в практике автора были случаи, когда родители учеников приходили в школу, требуя запретить, прекратить, не трогать это безобразие, разврат, порнографию, бред сивой кобылы...). Поэтому на уроках представляется необходимым подчеркнуть: мы имеем дело с совершенно необычным явлением, кто знает, что получиться из гадкого утенка, поэтому наша задача — вместе (именно так!) попытаться понять, почувствовать, что же это такое — новая русская проза.

на предыдущую страницу