КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В ЛИРИКЕ А.А.ФЕТА
Учитель выразительно читает стихотворение "Шепот, робкое дыханье..."
П: - Ребята, я прочитала вам лиричное и нежное стихотворение А.А.Фета. Давайте запишем его и устно прокомментируем ( один из учеников вызывается к доске). Обратите внимание на слово ПУРПУР.
Каким словом вы могли бы его заменить в тексте?
У: -К этому слову можно подобрать синоним - ярко-красный.
П: -Правильно. Как бы ты описал картину, которую рисует поэт?
У: -Вечером сидят и разговаривают двое, поют птицы, льется свет луны - в мире все меняется.
П: -Спасибо, ты хорошо рассказал, но обратил ли ты внимание на то, каким коротким получился рассказ? Как ты думаешь, почему?
У: -В стихотворении нет событий, оно представляет собой описание природы.
П: -Я согласна с тем, что в стихотворении отсутствуют события, но обрати внимание на следующие строчки: " ... ряд волшебных изменений милого лица..., серебро и колыханье сонного ручья..."
Что, по-твоему, придает движение стихотворению?
У: -Имена существительные "изменений, колыханье".
П: -Правильно, выпишите из текста все им.сущ., которые придают значение движения стихотворению и подберите к ним соответствующие глаголы.
У: -Изменений - изменить, колыханье - колыхать, дыханье - дышать, шепот - шептать.
П: -Хорошо. А теперь обратите внимание на доску:
Ветер спит и все неме..т
Только бы уснуть
Ясный воздух сам робе..т
На мороз дохнуть.(Один из учеников выразительно читает отрывок).
П: -Если бы я предложила тебе сделать интонационный рисунок этого отрывка, как бы ты расставил паузы и знаки "В"(вверх), "ВН"(вниз)?
У: -"В" - "ВН" немеет
"ВН" уснуть
"В" - "ВН" робеет
"ВН" дохнуть
П: -Какую особенность ты заметил?
У: -В конце строки мы понижаем голос.
П: -Хорошо, а теперь давайте выразительно прочитаем 1-е четыре строчки стихотворения "Шепот...", с тем чтобы попытаться составить интонационную схему.
У: -В - ВН дыханье
ВН соловья
В - ВН колыханье
ВН ручья
П: -Что вы можете сказать о схеме в сравнении с первой?
У: -Схемы получились одинаковыми.
П: -Над каждым знаком, обозначающим повышение голоса, аккуратно подпишите то слово, которому оно соответствует.
К какой части речи вы отнесете слова в первом отрывке?
У: -Это глаголы.
П: -Сравните со вторым отрывком.
У: -Во втором отрывке приведены им. существительные.
П: -Как вы думаете, какую роль играют им. сущ.?
У: -Они отражают те действия, которые происходят в природе, передают звуки, движения и создают атмосферу хрупкости и мягкости природы.
П: -Давайте вспомним пересказ стихотворения, сделанный учеником в начале урока, чем он кардинально отличается от стихотворения самого автора.
У: -Он употреблял в своем пересказе глаголы, а у поэта их нет ни одного, так как их роль выполняют имена существительные.
П: -Итак, ребята, мы на примере стихотворения А.А.Фета увидели одну удивительную особенность имени существительного - обозначать не только предмет, но и возможное действие. Попробуйте образовать свои примеры от глаголов, написанных на доске:
бегать - бег,
ожидать - ожидание,
переживать - переживание.П: -Очень хорошо, однако это еще не все, что могут имена существительные. Давайте обратимся к стихотворению, написанному на доске. Какие эпитеты использует автор?
У: -"Сонный ручей, робкое дыханье".
П: -Правильно. Какими частями речи они выражены?
У: -Это имена прилагательные.
П: -Запишите в столбик словосочетания:
серебряный ручей, пурпурная роза.
Являются ли имена прилагательные эпитетами?
У: -Да, так как описывают ручей и розу.
П: -Найдите в тексте словосочетания, которые соотносятся с теми, что мы только что привели.
У: -Серебро ручья и пурпур розы.
П: -Какими частями речи они выражены?
У: -Это имена существительные.
П: -В таком случае какую роль они играют в тексте?
У: -Они так же, как и имена прилагательные, описывают предмет, характеризуют его с точки зрения какого-либо признака.
П: -Сделаем вывод, какую же роль может играть имя существительное в тексте? Постарайтесь также привести свои примеры, воспользовавшись текстом стихотворения, помещенного на доске:
Не жалею, не зову, не плачу.
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
(С.Есенин.)У: -Итак, ребята, мы смогли понаблюдать, как ведет себя имя существительное в тексте. Теперь я попрошу вас распределиться на группы; какждой я дам отрывок из стихотворения, постарайтесь найти в нем необычные имена существительные: музыкальные, цветные - и объясните их роль.
Примеры:
СКРИП шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали,
На стенах оледенелых
Блещут ХРУСТАЛИ.
(А.А.Фет.)Постояла она у крыльца,
Поискала дверного кольца,
И поднять не посмела лица.
И ушла в синеватую ДАЛЬ,
Где дымилась весенняя ТАЛЬ,
Где дымилась над лесом ПЕЧАЛЬ.
(А.Блок.)Глухая пора ЛИСТОПАДА,
Последних гусей КОСЯКИ,
Расстраиваться не надо:
У страха глаза велики.
Ты завтра очнешься от СПЯЧКИ
И, выйдя на зимнюю ГЛАДЬ,
Опять за углом водокачки
Как вкопанный будешь стоять.
(Б.Пастернак.)