КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
УРОК № 3
СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
8 класс
П: -Здравствуйте, ребята. Мы с вами узнали, что такое согласованное и несогласованное определение, приложение, как их правильно определить в тексте, какие знаки препинания поставить. Но, усердно находя в предложении разные виды определений, мы подчас забывали даже подумать, а о чем это предложение, зачем автору потребовалось употребить именно такой оборот, какую функцию он выполняет. Поэтому тема нашего сегодняшнего урока "Стилистическая роль определений", на котором мы на время забудем об орфографии и пунктуации, нас будет интересовать только текст, его содержание и языковые средства.
В руках у меня книга Ивана Сергеевича Шмелева, называется она "Лето Господне". "Великий мастер слова и образа, Шмелев создал здесь в величайшей простоте утонченную и незабываемую ткань русского быта, Россия и православный строй ее души показаны здесь силою ясновидящей любви. Эта сила изображения возрастает и утончается еще оттого, что все берется и дается из детской души, вседоверчиво разверстой, трепетно отзывчивой и радостно наслаждающейся."
Я прочитаю вам отрывок из главы "Рождество", я прошу вас ненадолго забыть о себе и почувствовать то настроение, с которым мальчик ждал этого самого волшебного праздника - Рождества.
(Читает текст.)П: -Ночь перед Рождеством - что же это такое для мальчика?
У: -Волшебство, прозрачность, гармония, восхищение.
П: -Каков событийный ряд этого отрывка?
У: -Мальчик ждет появления первой звезды - знака того, что Рождество началось.
П: -Что важнее для автора, описать русское Рождество или передать состояние чего-то тайного, затрагивающего всю душу?
У: -Для автора гораздо важнее показать состояние мальчика в момент ожидания праздника.
П: -Какой тип текста перед нами?
У: -Это описание, несмотря на то, что в основе лежит событие - ожидание первой звезды.
П: -Что конкретно описывает автор?
У: -Зимнее звездное небо, воздух, снег, деревья.
П: -Каков стиль текста?
У: -Это художественный стиль.
П: -Наша задача на сегодня - понять, каким образом Шмелеву удалось, описывая в общем-то небо, передать состояние человека.
Давайте обратимся к тем предложениям, которые у каждого на столе (тексты заранее распечатаны):
В Кремле ударят - древний звон, степенный, с хрипотцой. А то - тугое серебро, как бархат звонный...
Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. А воздух... - синий, серебрится пылью, дымный, звездный.
Огнистые дымы столбами, высоко, до звезд. Звездный звон, певучий, - плывет, не молкнет, сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних, - Рождество.
-Какие это предложения по структуре?
У: -Простые.
П: -Давайте сделаем хотя бы две линейные схемы предложений. Что вы заметили?
У: -Преобладают определения.
П: -Если мы забудем на время о формальном делении членов предложения на главные и второстепенные, то какой член предложения будет нести на себе главную нагрузку?
У: -Основную смысловую нагрузку несут на себе определения.
П: -Вычлените определения в тексте.
Попробуйте логически объяснить мне, что значит "тугое серебро", "звездный воздух", "усатые, живые звезды".
При помощи логических категорий это достаточно трудно объяснить, но ведь почувствовать вы это смогли. Что вы можете сказать об определениях, используемых автором?
У: -Эти определения не изобразительные, не выразительные, а чувственные, опирающиеся на ассоциативное мышление.
П: -Итак, ребята, мы с вами увидели, как в художественном тексте вдруг главную роль стали играть определения, которые не столько описывают и изображают предмет, сколько воздействуют на наше ассоциативное мышление, помогая представить воочию атмосферу праздника.
Давайте кратко запишем наши наблюдения; я предлагаю сделать это в такой форме:
И.С.Шмелев "Рождество": "А воздух... - синий, серебрится пылью, дымный, звездный". /Определения несут основную смысловую нагрузку, воздействуют на ассоциативное мышление./
Попробуем сами придумать определения такого рода, но уже в другой ситуации - зимнее утро. Задание - составить короткие предложения (1-2) так, чтобы основную смысловую нагрузку несли определения. /Выполняется задание./
...А теперь перед нами совершенно другой текст. Я прочитаю вам отрывок из рассказа М.Зощенко "Облака":
"Давеча еду в трамвае. И стою, конечно, на площадке, поскольку я не любитель внутри ехать. Стою на площадке и любуюсь окружающей панорамой.
А едем через Троицкий мост. И очень вокруг поразительно красиво. Петропавловская крепость с золотым шпилем. Нева со своим державным течением. Тут же - солнце закатывается. Очень, как говорится, божественно.
И вот стою на площадке, и душа у меня очень восторженно воспринимает каждую краску, каждый шорох, каждый отдельный момент.
Разные возвышенные мысли приходят. Разные туманные фразы теснятся в голове. Разные стихотворения на ум приходят. Из Пушкина что-то такое выплывает в память: "Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца..."
-Как вы думаете, что общего между этими двумя текстами?
У: -Это тексты - описания.
П: -Почему же в одном случае текст-описание вызывает у нас восхищение, а в другом смех? Это нам и предстоит выяснить.
К какому стилю вы отнесете данный текст?
У: -Это разговорный стиль.
П: -Давайте проанализируем лексику лица говорящего: на какие две группы вы разбили бы его словарный запас?
У: -Если исключить нейтральные слова, то его словарный запас можно разбить на две грппы - слова, принадлежащие к высокому стилю, например, "божественно, державным", и слова, принадлежащие к разговорному стилю, например, "давеча, разные".
П: -Сравните две группы слов: "возвышенные, туманные, божественно", и "теснятся в голове, выплывает в память" и т.п.
Итак, ребята, мы выяснили, что, в принципе, лексика героя складывается из двух групп слов - высокого стиля, свойственного книжной речи, и просторечного.
Попробуем теперь проанализировать небольшой отрывок с точки зрения совмещения этих двух слоев лексики: сравните два словосочетания: "Возвышенная мысль о бессмертии души посетила его" и "Разные возвышенные мысли приходят в голову" (запишите).
В каком предложении слово "возвышенный" более уместно?
Давайте посмотрим на его окружение: посетила, бессмертие души.
К какому типу лексики мы их отнесем?
У: -Книжная лексика.
П: -Посмотрим на второе предложение: какие "соседи" окружают ег?
К какому типу лексики мы отнесем данные слова?
У: -Разговорная лексика.
П: -Получается, что слово "возвышенный" попало в несвойственную ему лексическую группу. На этом и строится комический эффект.
Найдите еще случаи, когда слово попадает в несвойственную ему языковую группу (Нева со своим державным течением. Разные гуманные фразы в голове...).
Давайте найдем определения в этом тексте.
Какую закономерность можно выделить?
У: -Случаи несовпадения коннотаций приходятся на определения.
П: -Итак, мы можем сделать вывод о том, что комический эффект достигается автором за счет совмещения слов разной стилевой принадлежности, приводящего в несоответствие реальную окраску слова с той, которую оно получает в данном тексте.
Я предлагаю вам такое задание: составьте пары предложений, в которых бы определение звучало в свойственном ему контексте и несвойственном: наимудрейший, громогласный.
Мы имели возможность пронаблюдать, как ведут себя слова с книжной окраской в разговорном стиле, а теперь найдите в тексте словосочетание, принадлежащее официально-деловому стилю.
У: -Отдельный момент.
П: -Как вы думаете, какую роль играет здесь определение?
У: -Оно создает комический эффект.
П: -Я предлагаю вам переключиться с разговорного стиля на стиль
официально-деловой речи, посмотреть на определения в этой обстановке.
Обратимся к такой известной форме официально-деловой речи как заявление. На доске образец:
Директору школы-гимназии № 24
от ученика 8 "А" класса ...
заявление
прошу Вас освободить меня от занятий на срок с 24.11 по 1.12 ввиду поездки в Москву на соревнования.
Прилагаю справку за подписью тренера.
29.11.98. Подпись
На примере этой формы объясните особенности официально- делового стиля.
У: -Используются строго регламентированные фразы - клише, лексика должна быть нейтральной, предложение несет лишь информацию без каких-либо эмоций.
П: -Обратите внимание на то, как пишется заявление: в нем есть лишь одна точка - в конце его. Эту форму мы еще используем на нашем уроке.
Найдите определения. Какую роль они здесь играют?
У: -Определения не несут на себе того эмоционального заряда, который мы наблюдали в первом отрывке, а также не несут в себе и того комического эффекта. Их роль состоит в том, чтобы определить, что это за соревнования.
П: -Итак, ребята, мы увидели определения в разных стилях речи, и везде они выполняют свою функцию. Приведите примеры, в которых определение описывало бы предмет.
У: -"У лукоморья дуб зеленый..." и т.д.
П: -Какую еще роль может играть определение в художественном тексте?
Приведите примеры.
У: -Они могут передавать состояние человека, описывать его внешность, привычки.
П: -Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в своей обстановке определения, как правило, описывают, изображают, передают чувства и т.д. Но мы наблюдали за определениями в несвойственном им окружении, и тогда возникает комический эффект.
Составьте заявление по образцу, использовав ситуацию: вы требуете награду за то, что уступили бабушке место в трамвае.
/Учащиеся составляют "заявления", читают их./У: -Почему вы все засмеялись?
П: -Потому что все определения, которые мы использовали, не
принадлежат к официально-деловому стилю, в котором должно писаться заявление.
Я надеюсь, что сегодняшний урок показал вам давно знакомые определения с несколько иной стороны.