КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

УРОК № 4.

"КАК РАБОТАЕТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ
/заключительный урок по теме "Имя существительное"./


П: -Мы познакомились с очень интересной частью речи - именем существительным. И сегодня я предлагаю вам понаблюдать за ролью существительных в художественной литературе.

Сейчас я прочитаю вам два отрывка из поэмы А.С.Пушкина "Евгений Онегин", а вы понаблюдайте, слова какой части речи встречаются наиболее часто.

1. Все было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде ни пятнышка чернил...
Онегин шкафы отворил.
 
2. Везде высокие покои,
В гостиной шелковы обои,
Царей портреты на стенах
И печи в пестрых изразцах.

У: -Наиболее часто встречаются имена существительные.

П: -А как вы думаете, чего автору удалось добиться благодаря столь частому употреблению существительных, какую картину он нарисовал?

У: -Перед нами описание помещения.

П: -А каковы по настроению эти описания?

У: -Они спокойны, в них нет движения.

П: -То есть мы можем сказать, что при помощи существительных можно создать спокойное описание застывшей картины, так?

У: -Да.

П: -Кстати, объясните, пожалуйста, значения слов "покои" и "изразцы".

У: -/Объясняют, в случае затруднения помогает учитель/

П: -Слово "изразец" запишите в словарик; напишите и форму множественного числа, подчеркните орфограмму.

А теперь я прочитаю вам другой отрывок из того же произведения. Подумайте, какую картину нарисовал автор и что ему помогло нарисовать ее?

...Уже столпы заставы
Белеют; вот уж по Тверской
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
На что похоже это описание?

У: -Оно напоминает быструю смену кадров. Создается впечатление передвижения.

П: -Верно, но пр помощи какой части речи создано это описание?

У: -При помощи имен существительных.

П: -Сделайте вывод: что же можно нарисовать при помощи имен существительных?

У: -Используя только имена существительные, можно нарисовать и застывшую картину, и создать впечатление движения.

П: -Но и этим не ограничиваются возможности существительных.

Давайте запишем следующее четверостишие:
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины,
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.

/По цепочке объясняются орфограммы/

А теперь давайте посмотрим, как удалось автору создать столь яркую картину, почти не прибегая к помощи других частей речи, кроме имен существительных. Для начала обратите внимание на следующие словосочетания: кусты рябин, мякиш тишины, изба-старуха.

Роль какой части речи выполняют слова "рябин", "мякиш" и "старуха"?

У: -Прилагательных.

П: -Почему вы так решили, объясните.

У: -Эти слова характеризуют главное слово с точки зрения признаков.

П: -Давайте попробуем перестроить эти словосочетания по схеме: сущ. + прил.

У: -Рябиновые кусты, старая изба, мягкая тишина.

П: -Сравните: старая изба и изба-старуха - какое из словосочетаний кажется вам более выразительным и почему?

У: -Конечно, изба-старуха, т.к. при этом автор говорит об избе как о живом существе, и возникает очень яркий образ дряхлой ветхой хижины.

П: -Хорошо, а теперь сравните звучание слов "старая" и "старуха". Что дает автору использование звука "х"?

У: -Изба как будто кряхтит.

П: -Замечательно. А что же такое "челюсть порога"?

У: -Это дверной проем. По всей видимости, дверь открыта или, может быть, она от времени покосилась, и теперь "рот" избы не закрывается.

П: -Какой глагол автор использует для описания избы и как вы думаете, зачем он это делает?

У: -Автор использует глагол "жует", а нужно ему это для того, чтобы изба предстала перед нами как живая.

П: -Как называется этот прием?

У: -Олицетворение.

П: -Обратите внимание на последнюю строчку. Прочитаем ее еще раз, наблюдая за звучанием. Какие согласные здесь преобладают?

У: -Глухих согласных здесь больше.

П: -Хорошо. А как вы думаете, почему именно к помощи глухих согласных прибегает автор? Вспомните, какую картину рисует поэт в этом четверостишии.

У: -Он создает картину тихого вечера.

П: -Да, именно тихого вечера. Какое слово помогает нам это понять?

У: -Слово "тишина".

П: -Замечательно. Давайте подумаем, почему именно глухие согласные использует поэт, а не звонкие?

У: -Звонкие согласные звучат слишком громко, они не могут передать тишину. А глухие согласные произносятся как бы шепотом. Они сами по себе тихие.

П: -Вспомните, мы говорили с вами, как произносятся глухие согласные, в чем их главное отличие.

У: -При их произнесении не участвует голос, ака при произнесении звонких согласных.

П: -Прекрасно. Мы посмотрим с вами, как поэт может использовать, обыгрывать значение слова и его звуковую оболочку. Но существительное обладает еще целым рядом признаков, которые в художественной речи авторы тоже используют с целью создания наиболее выразительных картин и образов.

Давайте рассмотрим, как это может происходить на примере категории рода. Вспомните, сколько родов в русском языке.

У: -Три: мужской, женский и средний.

П: -А может ли имя существительное изменяться по родам?

У: -Нет, это постоянный признак.

П: -То есть если слово "книга" - женского рода, то оно не может быть среднего, так?

У: -Да.

П: -Скажите, а какого рода существительное "облако"?

У: -Среднего рода.

П: -А слово"мышь"?

У: -Женского.

П: -А теперь послушайте строчку из стихотворения С.Есенина:

Облак, как мышь, подбежал и взмахнул
В небо огромным хвостом.

Давайте запишем это предложение и определим род существительного "облак".

У: -Это существительное мужского рода.

П: -Как мы можем доказать, что это мужской род?

У: -Нулевое окончание не бывает у слов среднего рода. Кроме того, глаголы прошедшего времени "подбежал" и "взмахнул" тоже употреблены в форме мужского рода.

П: -Кстати, объясните, как вы написали приставки в этих глаголах.

У: -/объясняют./

П: -Кроме того, с каким приемом мы здесь вновь встречаемся: "Облак подбежал..."?

У: -С олицетворением.

П: -А как здесь работает этот прием, какую вы себе представляете картину?

У: -Серый маленький облак с большим пушистым хвостом летает по небу.

П: -Верно, то есть автору удалось нарисовать очень яркую картину, используя неправильную форму слова "облако". Не правда ли, "облак" кажется живее, чем просто "облако"? Как вы думаете, почему автор пошел на искажение слова: он был неграмотным человеком или по каким-то другим причинам, и имел ли он на это право?

У: -Да, имел, так как слово "облако" слишком обычное и правильное, "облако" не может взмахнуть хвостом.

П: -А какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение?

У: -Шутливое, радостное.

П: -Очень хорошо. Вот мы с вами и посмотрели, что может имя существительное, попав в руки умелого художника. Давайте теперь вместе сделаем вывод.

У+П: 1.Имя существительное может быть использовано и для описания  застывшей картины и для передачи движения.

2.Неодушевленные существительные могут "оживать" (олицетворение).

3.Существительные могут заменять прилагательные при описании.

4.Используя звуковую оболочку слов, поэт может передать настроение и создать наиболее выразительные образы.

5.Изменяя род существительных, поэт "оживляет" их, придавая им шутливую окрашенность.

П: -И еще многое-многое другое могут имена существительные.
Вот какая это замечательная часть речи!

на предыдущую страницу