КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
УРОК № 4.
"КАК РАБОТАЕТ ИМЯ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ
/заключительный урок по теме "Имя
существительное"./
П: -Мы познакомились с очень интересной частью речи - именем существительным. И сегодня я предлагаю вам понаблюдать за ролью существительных в художественной литературе.
Сейчас я прочитаю вам два отрывка из поэмы А.С.Пушкина "Евгений Онегин", а вы понаблюдайте, слова какой части речи встречаются наиболее часто.
- 1. Все было просто: пол дубовый,
- Два шкафа, стол, диван пуховый,
- Нигде ни пятнышка чернил...
- Онегин шкафы отворил.
- 2. Везде высокие покои,
- В гостиной шелковы обои,
- Царей портреты на стенах
- И печи в пестрых изразцах.
У: -Наиболее часто встречаются имена существительные.
П: -А как вы думаете, чего автору удалось добиться благодаря столь частому употреблению существительных, какую картину он нарисовал?
У: -Перед нами описание помещения.
П: -А каковы по настроению эти описания?
У: -Они спокойны, в них нет движения.
П: -То есть мы можем сказать, что при помощи существительных можно создать спокойное описание застывшей картины, так?
У: -Да.
П: -Кстати, объясните, пожалуйста, значения слов "покои" и "изразцы".
У: -/Объясняют, в случае затруднения помогает учитель/
П: -Слово "изразец" запишите в словарик; напишите и форму множественного числа, подчеркните орфограмму.
А теперь я прочитаю вам другой отрывок из того же произведения. Подумайте, какую картину нарисовал автор и что ему помогло нарисовать ее?
- ...Уже столпы заставы
- Белеют; вот уж по Тверской
- Мелькают мимо будки, бабы,
- Мальчишки, лавки, фонари,
- Дворцы, сады, монастыри,
- Бухарцы, сани, огороды,
- Купцы, лачужки, мужики,
- Бульвары, башни, казаки,
- Аптеки, магазины моды,
- Балконы, львы на воротах
- И стаи галок на крестах.
- На что похоже это описание?
У: -Оно напоминает быструю смену кадров. Создается впечатление передвижения.
П: -Верно, но пр помощи какой части речи создано это описание?
У: -При помощи имен существительных.
П: -Сделайте вывод: что же можно нарисовать при помощи имен существительных?
У: -Используя только имена существительные, можно нарисовать и застывшую картину, и создать впечатление движения.
П: -Но и этим не ограничиваются возможности существительных.
- Давайте запишем следующее четверостишие:
- О красном вечере задумалась дорога,
- Кусты рябин туманней глубины,
- Изба-старуха челюстью порога
- Жует пахучий мякиш тишины.
/По цепочке объясняются орфограммы/
А теперь давайте посмотрим, как удалось автору создать столь яркую картину, почти не прибегая к помощи других частей речи, кроме имен существительных. Для начала обратите внимание на следующие словосочетания: кусты рябин, мякиш тишины, изба-старуха.
Роль какой части речи выполняют слова "рябин", "мякиш" и "старуха"?
У: -Прилагательных.
П: -Почему вы так решили, объясните.
У: -Эти слова характеризуют главное слово с точки зрения признаков.
П: -Давайте попробуем перестроить эти словосочетания по схеме: сущ. + прил.
У: -Рябиновые кусты, старая изба, мягкая тишина.
П: -Сравните: старая изба и изба-старуха - какое из словосочетаний кажется вам более выразительным и почему?
У: -Конечно, изба-старуха, т.к. при этом автор говорит об избе как о живом существе, и возникает очень яркий образ дряхлой ветхой хижины.
П: -Хорошо, а теперь сравните звучание слов "старая" и "старуха". Что дает автору использование звука "х"?
У: -Изба как будто кряхтит.
П: -Замечательно. А что же такое "челюсть порога"?
У: -Это дверной проем. По всей видимости, дверь открыта или, может быть, она от времени покосилась, и теперь "рот" избы не закрывается.
П: -Какой глагол автор использует для описания избы и как вы думаете, зачем он это делает?
У: -Автор использует глагол "жует", а нужно ему это для того, чтобы изба предстала перед нами как живая.
П: -Как называется этот прием?
У: -Олицетворение.
П: -Обратите внимание на последнюю строчку. Прочитаем ее еще раз, наблюдая за звучанием. Какие согласные здесь преобладают?
У: -Глухих согласных здесь больше.
П: -Хорошо. А как вы думаете, почему именно к помощи глухих согласных прибегает автор? Вспомните, какую картину рисует поэт в этом четверостишии.
У: -Он создает картину тихого вечера.
П: -Да, именно тихого вечера. Какое слово помогает нам это понять?
У: -Слово "тишина".
П: -Замечательно. Давайте подумаем, почему именно глухие согласные использует поэт, а не звонкие?
У: -Звонкие согласные звучат слишком громко, они не могут передать тишину. А глухие согласные произносятся как бы шепотом. Они сами по себе тихие.
П: -Вспомните, мы говорили с вами, как произносятся глухие согласные, в чем их главное отличие.
У: -При их произнесении не участвует голос, ака при произнесении звонких согласных.
П: -Прекрасно. Мы посмотрим с вами, как поэт может использовать, обыгрывать значение слова и его звуковую оболочку. Но существительное обладает еще целым рядом признаков, которые в художественной речи авторы тоже используют с целью создания наиболее выразительных картин и образов.
Давайте рассмотрим, как это может происходить на примере категории рода. Вспомните, сколько родов в русском языке.
У: -Три: мужской, женский и средний.
П: -А может ли имя существительное изменяться по родам?
У: -Нет, это постоянный признак.
П: -То есть если слово "книга" - женского рода, то оно не может быть среднего, так?
У: -Да.
П: -Скажите, а какого рода существительное "облако"?
У: -Среднего рода.
П: -А слово"мышь"?
У: -Женского.
П: -А теперь послушайте строчку из стихотворения С.Есенина:
- Облак, как мышь, подбежал и взмахнул
- В небо огромным хвостом.
Давайте запишем это предложение и определим род существительного "облак".
У: -Это существительное мужского рода.
П: -Как мы можем доказать, что это мужской род?
У: -Нулевое окончание не бывает у слов среднего рода. Кроме того, глаголы прошедшего времени "подбежал" и "взмахнул" тоже употреблены в форме мужского рода.
П: -Кстати, объясните, как вы написали приставки в этих глаголах.
У: -/объясняют./
П: -Кроме того, с каким приемом мы здесь вновь встречаемся: "Облак подбежал..."?
У: -С олицетворением.
П: -А как здесь работает этот прием, какую вы себе представляете картину?
У: -Серый маленький облак с большим пушистым хвостом летает по небу.
П: -Верно, то есть автору удалось нарисовать очень яркую картину, используя неправильную форму слова "облако". Не правда ли, "облак" кажется живее, чем просто "облако"? Как вы думаете, почему автор пошел на искажение слова: он был неграмотным человеком или по каким-то другим причинам, и имел ли он на это право?
У: -Да, имел, так как слово "облако" слишком обычное и правильное, "облако" не может взмахнуть хвостом.
П: -А какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение?
У: -Шутливое, радостное.
П: -Очень хорошо. Вот мы с вами и посмотрели, что может имя существительное, попав в руки умелого художника. Давайте теперь вместе сделаем вывод.
У+П: 1.Имя существительное может быть использовано и для описания застывшей картины и для передачи движения.
2.Неодушевленные существительные могут "оживать" (олицетворение).
3.Существительные могут заменять прилагательные при описании.
4.Используя звуковую оболочку слов, поэт может передать настроение и создать наиболее выразительные образы.
5.Изменяя род существительных, поэт "оживляет" их, придавая им шутливую окрашенность.
П: -И еще многое-многое другое могут имена существительные.
Вот какая это замечательная часть речи!