КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

УРОК № 5.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БЕССОЮЗНЫХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ДНЕВНИКОВЫХ ЗАПИСЯХ ИВАНА БУНИНА
9 класс


П: -Сегодня на уроке мы проследим стилистические особенности использования бессоюзных конструкций в дневниках Ивана Бунина. Проследим, почему именно в таком жанре, как дневник, наблюдается большое количество бессоюзных конструкций и чем это объясняется. Перед вами БСК (бессоюзные сложные конструкции) из дневника Бунина. Одна из характерных особенностей его прозы - ее лиричность, субъективность, поэтичность, что особенно видно в дневниках. Может быть, поэтому он говорил: "Нет ничего лучше дневника. Тут жизнь как она есть - всего насовано. Дневник - одна из самых прекрасных литературных форм. Думаю, что в недалеком будущем эта форма вытеснит все прочие."

Дневник описывает переживания, впечатления, раскрывает внутренний мир автора. Именно БСК помогают выразить многообразные оттенки смысла, предоставляют возможность использования авторских пунктуационных знаков. Мы убедимся в этом, рассмотрев те записи, которые лежат перед вами:

21.04.1940г.
I. Ходил по саду - заросла высокой травой вторая (нижней дороги)  площадка. Все еще цветет бледно-розовыми, легкими, нежными, очень женственными цветами какого-то сорта вишня, цветут 2 корявых яблоньки белыми цветами (в бутонах тоже розовыми).

09.11.21г.
2. Возвращался почти бегом от холода - на синем небе луна точно 3/4 маски с мертвого, белая, светящаяся, совсем почти лежащая на левое плечо.

17 сентября.
3. Гляжу на бахтияровский сад: местами - клубы как будто цветной капусты этого цвета.

20.06.14г.
4.Все еще не стемнело как следует, все еще впереди дрожат в сумраке в речной ряби цветистые краски заката.

03.12.31г.
5. Когда зажег огонь у себя, облака над городом сделались цвета подсохших лиловых чернил (очень мягкого). Потушил огонь - лиловое превратилось в фиолетовое.

15.08.1894г.
6. Иногда ветер упадал, свет и тени лежали спокойно, на поляне сильно пригревало, в шелковистой траве замирали на солнце белые бабочки, стрекозы со стеклянными крыльями плавали в воздухе, твердые темно-зеленые листья сверкали в чаще лаковым блеском. Потом начинался шелковистый шелест тополей. Предложение записывается на доске.

7. Уже кое-где хрустит под ногами поджаренная листва, чуть пахнет яблоками (хотя их нет), корой, дымком, кое-где тепло, кое-где свежесть.

Все эти предложения связаны одной темой - темой описания природы, через которое раскрывается внутренний мир автора. Обратимся к предложению № 4.

П: -Какой вид связи в этом предложении?

У: -Бессоюзная связь, так как простые предложения в составе сложного связаны с помощью интонации и по смыслу. На письме разделяются запятой.

П: -Объясните выбор знака препинания.

У: -Смысловые отношения - одновременность происходящих явлений и интонация перечисления.

П: -Внимательнее посмотрите на смысловые отношения. Какие еще варианты здесь возможны?

У: -Пояснения, так как второе предложение раскрывает смысл первого, поясняет его. В таком случае между простыми предложениями надо ставить двоеточие.

П: -Тогда почему стоит запятая, а не двоеточие, как этого требуют смысловые отношения пояснения?

У: -Для автора важнее показать не причинно-следственные отношения, а констатировать именно те факты, которые важны для него - он смог зафиксировать трудноуловимые явления - смену вечера ночью.

П: -Можно ли это предложение считать текстом?

У: -Да, оно закончено по смыслу и грамматически.

П: -Можно ли этот текст считать поэтически организованным?

У: -Да, так как здесь мы видим один из приемов - анафору /все еще..., все еще.../.

П: -Если бы стояло двоеточие, то такой организации поэтического текста не было бы. Поэтому одной из причин постановки авторского знака является необходимость показать лиричность, эмоциональность описания, через которое раскрывается внутренний мир автора.

Составьте схему этого предложения.

У: - [ _  _ ], (:) [ _  _ ]. /в скобках знак по правилам грамматики; в схеме авторский пунктуационный знак/.

П: -Обратимся к первым двум предложениям. Посмотрим, есть ли в них авторские знаки. Объясните постановку тире в первом предложении.

У: -Смысловые отношения - дополнения, должно стоять двоеточие, а не тире, значит, это авторский знак.

П: -Зачем здесь стоит авторский знак?

У: -Для автора важно показать не то, что он видел, а быструю смену событий, сделать акцент на том, что автору наиболее близко в данный момент.

П: -Прочитайте следующее предложение и объясните постановку запятой.

У: -Здесь стоит запятая по правилам грамматики, так как перед нами последовательное перечисление событий, - это не авторский знак.

П: -Устно выделите основу и скажите, какой прием организации поэтического текста здесь присутствует?

У: -Синтаксический параллелизм - одинаковое расположение основ, сказуемое выражено одним и тем же глаголом (цветет), только в разной форме.

П: -Это еще раз подчеркивает поэтичность, лиричность, эмоциональность прозы Бунина.

Давайте попробуем вместо запятой поставить союз "и". Изменилось ли что-нибудь?

У: -Исчезла мгновенность, четкость описания, союз "и" сам по себе несет значение завершенности. Он заключает весь перечень событий. Данная бессоюзная сложная конструкция создает ощущение незаконченности, и хочется продолжить описания автора дальше.

П: -Обратимся к следующему предложению. О чкм у нас говорится в первом простом предложении?

У: -О быстром шаге автора. Это предложение динамично, в нем есть движение, которое создается наличием глагола и наречия.

П: -О чем говорится во втором предложении?

У: -Дано описание, движение отсутствует.

П: -Что указывает на отсутствие движения?

У: -Отсутствие глагола указывает на статичность описания. Кроме этого сравнение с мертвым подчеркивает статичность картины.

П: -Какой мы можем сделать вывод, сравнив описания в первом и втором предложениях?

У: -Во втором предложении совсем другая картина описания, движение противопоставлено статичному описанию.

П: -Поэтому и стоит тире, чтобы подчеркнуть резкую смену событий, зафиксировать эффект мгновенности, удивления. Что во втором предложении указывает на субъективность восприятия?

У: -Выражение: "Совсем почти лежащая на левое плечо". Это субъективное видение автора, взгляд индивидуального человека, автора, присутствие которого мы ощущаем, несмотря на отсутствие движения.

П: -Прочитайте третье предложение и объясните постановку двоеточия.

У: -Смысловые отношения - дополнения, так как второе предложение дополняет смысл первого и между ними можно поставить "и вижу, что".

П: -Да, здесь знак стоит по правилам грамматики. Обратите внимание на второе простое предложение. Какое оно, полное или неполное?

У: -Неполное, так как в нем отсутствует сказуемое и вместо него стоит тире.

П: -Почему автор опускает сказуемое?

У: - Он хочет показать мгновенность восприятия.

П: -Да, кроме этого и построение сравнительного оборота указывает на мгновенность записи. Что увидел, то и записал без всякой грамматической обработки, и это одна из особенностей дневниковых записей.

Прочитайте предложения под цифрой 5 и охарактеризуйте их по виду связи.

У: -Первое - сложноподчиненное, так как состоит из главного и придаточного условия. Союз - основное средство связи.

Второе - бессоюзное, так как состоит из двух простых предложений, связанных между собой по смыслу и интонации. Смысловые отношения - мгновенность.

П: -Почему автор употребляет вначале СПП, а потом БСП?

У: -Первое предложение предполагает длительное действие, процесс, на это указывает глагол "сделались". Второе указывает на мгновенность (глагол "превратились"). Именно БСП создает эффект мгновенной смены описания.

П: -Выделите основу во втором простом предложении в составе БСП. Чем выражено подлежащее?

У: -Субстантивированным прилагательным.

П: -Почему не существительным, а субстантивированным прилагательным?

У: -Автор не нашел слов из разряда существительных, чтобы передать оттенки этих цветов. Сами прилагательные наиболее полно характеризуют цвет - лиловый (легкий, холодный), фиолетовый (тяжелый, холодный).

П: -Прочитайте шестое предложение и объясните знаки препинания.

У: -Смысловые отношения - перечисления, поэтому между простыми предложениями в составе БСП стоит запятая.

П: -Да, отношения перечисления фактов, которые должны создавать динамическую картину, но можем ли мы сказать, что эта картина динамична?

У: -Нет, так как глаголы в этом предложении в своем лексическом значении несут статичность. Например, "замирали, плавали, упадал", наречие "спокойно", белый цвет. Все это создает спокойную, умиротворенную картину (описание).

П: -В какой временной форме стоят глаголы?

У: -В форме прошедшего времени в значении настоящего.

П: -Если бы здесь стояли глаголы в настоящем времени, изменилось бы что-нибудь?

У: -Да, картина стала бы динамичной, а благодаря суффиксу -л- прошедшего времени картина описания получилась спокойная.

П: -Прочитайте следующее предложение. При чтении можно услышать этот шелест? Каким приемом создан данный эффект?

У: -Эффект шелеста создается благодаря приему аллитерации в словах "шелест", "шелковистый".

П: -Обратимся к предложению, записанному на доске, и объясним знаки препинания.

У: -Смысловые отношения - перечисления фактов, интонация перечисления, поэтому стоит запятая.

П: -Да, знак здесь стоит по правилам грамматики. Зачем необходимо повторение неопределенных наречий "кое-где"?

У: -Показать всеохватность, панорамность явления. Это также является приемом поэтической организации текста - анафорой.

П: -Какие слова выдают приход ранней осени?

У: -"Хрустит", "поджаренная".

П: -Выделите основы в данном предложении.

У: -Первое простое предложение - двусоставное, полное.

Второе - односоставное, безличное.

Третье - односоставное, безличное.

Четвертое - двусоставное, неполное.

П: -В первом предложении объективное восприятие, далее наблюдаем нарастание субъективности (температурные, обонятельные ощущения). Посмотрите, как с помощью синтаксических средств можно передать субъективность восприятия. Постройте схему предложения.

У: -/строят схему/

П: -Это предложение указывает на субъективность, эмоциональность и поэтичность прозы И.Бунина, особенно в таком жанре, как дневник, который не требует обработки мгновенной мысли.

Почему Бунин выбирает именно БСК, в которых большое количество авторских знаков?

У: -БСК помогают выразить многообразные оттенки смысла, запечатлеть быструю, мгновенную мысль, которая не требует обработки. БСК выражают также субъективность впечатлений, переживаний и дают большую возможность для постановки авторских знаков. Авторская расстановка знаков в предложении поиогает глубоко понять его, делает высказывание более содержательным и выразительным.

П: -Дома вам необходимо написать свой дневник (семь дней). Каждый день - одно сложное бессоюзное предложение.

на предыдущую страницу