КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

УРОК № 6.

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
/Стихотворения А.Фета./
9 класс


П: -Преподаватель выразительно читает стихотворение А.А.Фета "Бабочка".

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым сияньем
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот - дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
-Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

У: -Складывается ощущение, что все происходящее в мире сосредоточилось на этой бабочке, в данный момент она - центр Вселенной, это мгновение очень важно для поэта.

П: -Почему именно бабочка привлекла внимание автора?

У: -Бабочка - воплощение красоты и изменчивости мира, она живет очень недолго, но в эти мгновения жизни она прекрасна.

П: -Почему неважными становятся вопросы о том, где, куда, откуда появилась эта бабочка?

У: -Поэт уловил один миг существования ее красоты, неважны ее истоки, самое главное - ухватить этот миг.

П: -Итак, для Фета важен лишь миг, когда прекрасная бабочка опустилась на цветок - в это время красота мира в его глазах сосредоточилась на ней, мир достиг гармонии на миг, но он так важен, этот миг.

Мы сделали литературоведческий анализ этого стихотворения, выявили идею, образы, лейтмотивы, но за пределами нашего внимания остался вопрос, как же художнику удалось достичь такого эффекта, как "сделано" это стихотворение. На сегодняшнем уроке мы попытаемся понять, каким образом поэт строит свои стихотворения. Дома вы обратитесь к этому стихотворению, а в классе мы проанализируем другое стихотворение, более вам знакомое. Как вы знаете, русский язык состоит из ряда уровней, которые вы последовательно изучали: фонетика, лексика, морфология, синтаксис, все они взаимосвязаны, каждый из них играет свою роль в тексте. Сегодня мы попытаемся определить, какую.

/Преподаватель выразительно читает стихотворение "Шепот, робкое дыханье..."/

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Как бы вы описали настроение этого стихотворения?

У: -Светлое, радостное, взволнованное.

П: -Давайте проанализируем звуковой состав этого стихотворения и попробуем проследить, как звуки создают такое настроение.

Сделайте транскрипцию первых двух строчек.

У: -[  ШОПОТ, РОПКОЙЭ ДЫХАН`ЙЭ, ТР`ЭЛ`И СОЛОВ`ЙА ]

П: -Какие гласные звуки преобладают?

У: -О,Э,А.

П: -Обратитесь к таблице, что помещена на доске, каким цветам соответствуют эти звуки? (Сведения были почерпнуты из книги Сидоренкова "Углубленное изучение русского языка".)

У: -Желтому, белому.

П: -Какому настроению человека соответствуют эти цвета?

У: -Они светлые, радостные, в то же время желтый цвет привносит какую-то изменчивость, непостоянность.

П: -Сделайте транскрипцию последней строчки.

У: -[ И ЗАР`А, ЗАР`А ! ]

П: -Какой гласный звук преобладает?

У: -"А".

П: -Какому цвету он соответствует и какое настроение привносит?

У: -Звук "А" соответствует красному цвету, он будоражащий, соответствует и цвету зари, и настроению восторга при виде нее.

Итак, мы увидели, что при помощи звукового ряда уже создается настроение: светлое, неяркое, в то же время в нем есть какая-то изменчивость, непостоянство. Обратимся к следующему уровню текста - лексическому и попробуем понять, как лексический состав текста отражает подмеченные нами явления.

П: -Опишите время, когда происходит действие в стихотворении.

У: -Это переходное время суток, предрассветный час, когда вот-вот будет светло, но темнота еще царит.

П: -Как автор характеризует это время суток, выпишите в столбик эти слова.

У: -Шепот, робкий, сонный, тени, ночной.

П: -Статична ли природа в этот час?

У: -Нет, в мире все изменчиво.

П: -Какие слова употребляет автор, чтобы показать ее изменчивость? Выпишите их в другой столбик.

У: -Колыханий, волшебных изменений, отблеск, дыханье.

П: -Итак, мы увидели, что слова в тексте можно разделить на две группы: одни создают атмосферу таинственности и красоты ночи, другие - эффект движения, изменчивости природы.

Выпишите отдельно сочетание слов: "серебро и колыханье сонного ручья". Как называются слова-определения, придающие выражению образность и эмоциональность?

У: -Эпитеты.

П: -Найдите эпитеты в этой строчке.

У: -Серебро, колыханье, сонного.

П: -Найдите в этой строчке все возможные словосочетания, определите вид связи.

У: -Серебро ручья (упр.); колыханье ручья (упр.); сонного ручья (согл.).
              /признак/                     /действие/

П: -Вы видите, что все эпитеты относятся к одному предмету - ручью. Какой оттенок значения передает эпитет "серебро"?

У: -Перед нами возникает цвет ручья.

П: -Какой оттенок значения передает эпитет "колыханье"?

У: -Значение легкого движения.

П: -Сделайте словообразовательный анализ слова "колыханье"; почему автор решает использовать не глагол, а имя существительное?

У: -Колыханье - колыхать: глагол выражает более конкретное действие, если бы автор использовал его, исчезла бы поразительная легкость стихотворения.

П: -Какая картина складывается в результате сочетания этих двух эпитетов?

У: -Тихо-тихо колеблется ручей, от этого его серебряная поверхность переливается, мерцает.

П: -Подберите аналогичный пример в тексте.

У: В дымных тучках пурпур розы,
                Отблеск янтаря...

/Ученики выделяют все словосочетания, определяют тип связи, делают аналогичный вывод о роли эпитетов в этой стихотворной строчке./

П: -Итак, мы выяснили, что лексический состав этого текста также позволяет нам выделить стремление автора передать читателю неповторимую атмосферу предрассветного часа, когда ночь еще так таинственна, но заря приближается. Обратимся теперь к морфологическому анализу этого текста.

Какая особенность этого текста сразу бросается в глаза?

У: -В стихотворении нет глаголов.

П: -Почему Фет не использует глаголы?

У: -Глагол передает движение чересчур резко, Фет хочет показать умиротворенность и спокойствие природы в этот час.

П: -Все же в тексте мы наблюдали , что некоторое движение все-таки есть. За счет чего оно возникает?

У: -Автор употребляет отглагольные имена существительные.

П: -Выпишите из текста отглагольные имена существительные, сделайте словообразовательный анализ.
У:

-Дыханье - дышать
колыханье - колыхать
изменение - изменить
отблеск -блеск -блестеть
шепот - шептать

П: -Мы уже обращали внимание на словосочетания "серебро ручья" и "пурпур розы". Какой частью речи представлены эпитеты?

У: -Это имена существительные.

П: -Какую часть речи заменяют имена существительные?

У: -Прилагательное.

П: -Мы увидели, что в тексте главную роль играют имена существительные - они заменяют и глагол, и имя прилагательное. Как вы думаете, почему Фет использует этот прием?

У: -В семантике имени существительного заложено соединение предмета и признака, предмета и действия. Следовательно, в имени существительном большая сила, чем в других частях речи.

П: -Обратимся теперь к последнему уровню, уровню синтаксиса.

Давайте составим интонационную схему этого стихотворения.

(Учитель обращает внимание на место длинных и коротких пауз в стихотворении, повышение и понимжение голоса.)

Почему последняя строчка нарушает интонационное единство стихотворения?

У: -В этой строчке достигнута кульминация - заря пришла.

П: -Какое это предложение по наличию предикативных единиц?

У: -Это сложное предложение, состоящее из ряда номинативных.

П: -Выпишите предложение "Свет ночной, ночные тени, тени без конца."

Какую роль играет инверсия в первом предложении?

У: -С одной стороны, подчеркивается некая таинственность этого света, с другой - это служит оправданием авторского приема: последнее слово предложения является первым другого.

П: -С какой целью автор использует этот прием?

У: -Для того, чтобы создать эффект плавного перетекания, слитности в природе всех ее проявлений.

П: -Какие виды связи встречаются в этом предложении?

У: -На протяжении всего текста бессоюзная, лишь в конце появляется повторяющийся союз "и".

П: -С какой целью автор использует этот прием?

У: -Это убыстряет темп, подводит к кульминации - ЗАРЯ.

П: -Как бы вы определили синтаксическое время этого предложения?

У: -Точно время определить нельзя, оно может быть и настоящим, и прошедшим, и будущим.

П: -В этом особенность номинативных предложений, они не соотнесены с реальностью, запечатлевают и миг, и вечность.

Сделайте общий вывод о том, как "создает" Фет свое стихотворение.

У: -В стихотворении важную роль играют все уровни языка. Звуковая структура стихотворения указывает, что настроение светлое, неяркое, взволнованное, в то же время в нем есть определенные колебания. В целом преобладают гласные звуки с белой и желтой цветовой окраской. Лексический состав текста стихотворения можно разделить на две группы слов: первая характеризует состояние природы в предрассветный час, ее таинственность, вторая - еле заметные колебания и изменения в ней. Созданию эффекта незаметного движения способствует морфологическая структура текста: в нем отсутствуют глаголы, имен прилагательных также немного, их роль выполняют имена существительные, так как в их семантике заложено сочетание предмета и признака, предмета и действия. Синтаксическая организация текста также способствует разрешению авторской задачи - перед нами СП, состоящее из ряда номинативных предложений. Это создает эффект вневременности всего происходящего, это и миг, и вечность.

Дома вы обратитесь к анализу одного из стихотворений, "Бабочка" или "Это утро...".

При анализе стихотворения ответьте на следующие вопросы:
1) Какую роль играет звукопись?
2) На какие смысловые группы можно разбить лексику?
3) Какую роль играют контекстуальные синонимы?
4) Почему в тексте нет глаголов?
5) Определите тип предложений, сделайте синтаксический разбор.

======================================================================================

ЭТО УТРО...
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все - весна.

на предыдущую страницу