КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

УРОК № 7.
ДВА ПЕТЕРБУРГА ДОСТОЕВСКОГО
10 класс


 П: -На уроке мы с вами будем работать с двумя текстами. Первый взят из "Преступления и наказания" Достоевского, второй - из другого произведения этого писателя - "Белых ночей". Герой первого - бывший студент Родион Раскольников, герой второго не назван по имени, но из произведения совершенно ясно, что этот человек - влюбленный.

Прочитаем тексты.

( Ученики читают тексты).

1. На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши.

Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины.

Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло в тонких чертах молодого человека.

Квартал был таков, что костюмом здесь трудно было кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурою.

( "Преступление и наказание").

2. Есть что-то неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей небом силы, опушится, разрядится, упестрится цветами. Как-то невольно напоминает она мне ту девушку, чахлую и хворую, на которую вы смотрите иногда с сожалением, иногда с какою-то сострадательной любовью, иногда же просто не замечаете ее, но которая вдруг, на один миг, как-то нечаянно сделается неизъяснимо, чудно прекрасною, а вы, пораженный, упоенный, невольно спрашиваете себя: что так внезапно вызвало силу, жизнь и красоту на лицо бедной девушки, заставило его заблистать такой улыбкой, оживиться таким сверкающим, искрометным смехом?

Все приезжие смотрели на меня так приветливо, что решительно чуть не кланялись, все были так рады чему-то, все до одного курили сигары. Я шел и пел, потому что, когда я счастлив, я непременно мурлыкаю что-нибудь про себя, как всякий счастливый человек. Было такое светлое небо, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди?

( "Белые ночи").

П: -И в том, и в другом случае говорится о Петербурге. Но можно ли сказать, что перед нами описания города?

У: -Перед нами не описания Петербурга, а большей частью впечатления героев от города.

П: -Мы с вами готовимся к сочинению "Путешествие по Петербургу Достоевского". Увидеть улицы, переулки Петербурга легче, но гораздо труднее уловить и передать впечатления от города. А как это можно сделать, мы узнаем сегодня на уроке, обратившись к предложенным текстам, сопоставляя их. Чтобы было легче работать, в течение урока я предлагаю разделить тетрадный лист на две колонки и записывать факты, относящиеся к каждому тексту, в определенную колонку.

Озаглавьте каждый текст и запишите эти названия над каждой колонкой.

( Ученики делают записи в тетрадях.)

-В какое время года описывается Петербург в каждом тексте? Докажите.

У: -В первом тексте мы видим Петербург летом. Об этом свидетельствуют описания жары, духоты и особенной летней вони.

Во втором тексте - весенний Петербург: "...Петербургская природа... с наступлением весны ... вдруг ... опушится, разрядится, упестрится цветами".

П: -Почему именно эти времена года выбирает Достоевский?

У: -В первом тексте описывается лето, потому что это самое тяжелое время для человека. А весна, наоборот, является временем, когда расцветает природа и расцветют человеческие чувства.

У: -В каждом тексте есть слова, непосредственно не выражающие цвет, но которые сообщают дополнительную информацию о цвете. Например, слово "кирпич" передает ощущение чего-то серого или, напротив, рыжего, но и тот и другой цвет создают неприятное впечатление.

Найдите в текстах слова, косвенно выражающие цветовую гамму каждой картины. Выпишите некоторые из них.

У: -

"Пыль", "известка" - серый цвет; "распивочные" - желтый, серый цвета. Это цвета, раздражающие людей и наводящие уныние. "Цветы","упестрится","светлое небо" - слова, означающие что-то нарядное, яркое,  праздничное.

П: -Какими предстают перед нами жители Петербурга в каждом тексте?

У: -В первом тексте это цеховое и ремесленное население, пьяные, нищие, люди с расстроенными нервами.

Во втором тексте показаны приветливые, радостные жители, курившие дорогие сигары.

П: -Какие чувства испытывает человек в данной обстановке? Найдите слова, несущие в себе эмоциональную окраску, отражающие настроение героя.

У: - В первом тексте это слова: толкотня, духота, вонь, неприятно, отвратительный, омерзение. Все они передают негативное отношение героя к окружающей его обстановке.

Герой второго текста испытывает восторг, счастье. Это подтверждают слова: трогательное, чудно, прекрасная, искрометный, заблистать - и др.

П: -Как называются ряды синонимов в тексте, которые вне текста могут и не быть синонимами?

У: -Они называются контекстуальными синонимами.

П: -Дополните этот ряд другими контекстуальными синонимами.

У: -В первом тексте это слова: пьяные, грустный, известные заведения...

Во втором тексте это слова: любовь, оживиться, приветливо...

П: -Однако в каждом тексте присутствуют и контекстуальные антонимы, то есть слова, имеющие противоположные значения в данных отрывках. Найдем их.

У: -В первом тексте: толкотня, духота, вонь, пыль... - дача; пьяные - буднее время.

Во втором: чахлая, хворая - прекрасная, сила, жизнь, красота...; счастливый - сердитые и капризные.

П: -Во втором тексте встречаются слова высокого, книжного стиля. Например, слово "мощь". Найдите еще примеры, возможно, из тех слов, которые вы уже выписали.

У: -Слова книжного стиля: неизъяснимо, упоенный, дарованные, искрометный.

П: -Почему в первом тексте мы не находим слов книжного стиля, а, напротив, здесь часты слова разговорного стиля? Найдите слова разговорного стиля из тех, что вы выписали, и ответьте на вопрос.

У: -Слова разговорного стиля: вонь, толкотня, омерзение.

В первом тексте описывается тягостная, неприятная обстановка, раздражающая героя, поэтому не используются слова книжного стиля. А во втором тексте чувства героя возвышенны, прекрасны, как прекрасно и все вокруг, поэтому Достоевский и употребил здесь слова высокого стиля.

П: -Какое сравнение с природой Петербурга приводит Достоевский?

У: -Это сравнение с чахлой, больной девушкой, преобразившейся на мгновение, неожиданно похорошевшей.

П: -А с чем или с кем можно было бы сравнить Петербург в первом тексте?

У: -В первом тексте можно было бы сравнить Петербург с той же больной девушкой, но уже неизлечимо больной, умирающей.

П: -В тексте говорится, что девушка "бедная". Она на самом деле бедная, нищая, или здесь подразумевается нечто другое?

У: -Автор называет ее бедной, потому что девушка больная, и герой жалеет ее и сострадает ей.

П: -Почему во втором тексте дважды используется слово "неизъсянимо"?

У: -Герой влюблен, он переполнен чувствами, и он так счастлив, что уже не может выразить словами то, что он чувствует.

П: -Употребление каких слов, какой части речи подтверждает эту же мысль?

У: -Часто употребляются неопределенные местоимения: как-то, что-то, какая-то, что-нибудь.

П: -Какие еще местоимения повторяются часто? Почему?

У: -Местоимения "я", "мы", "себя" повторяются часто, потому что повествование не обезличено, присутствует "я" героя. Человек не теряется в Петербурге, он личность. Он противопоставляет себя, свое "я" людям "сердитым и капризным".

П: -Почему, приводя сравнение с девушкой, герой говорит: "... на которую вы смотрите", "а вы, пораженный, упоенный..."?

У: -В данном случае прямое обращение к нам, читателям, - попытка организовать диалог. И герой надеется, что читатель будет испытывать те же чувства, что и он сам. Герой делится с нами своими чувствами, своим счастьем и хочет, чтобы и мы прониклись его радостью.

П: -Обратимся теперь к первому тексту. Видим ли мы здесь личность, "я" героя?

У: -Нет, героя-личности, "я" героя мы здесь не видим. Здесь присутствуют только его "расстроенные нервы", его отвращение и омерзение. Герой теряется в толпе пьяных, неприятных субъектов, "обилия известных заведений", "особенного множества распивочных", населения, "скученного" на улицах и переулках.

Если во втором тексте местоимение "все" подчеркивает значение "наше", "общее", где "наше" = "свое", то в первом тексте присутствует лишь толпа, обезличенная масса, объединенная не идеями, не настроениями, а местом  жительства.

П: -Значит, автор и в том и в другом тексте использует такие слова, которые способны передать настроение, эмоциональное состояние героя. Но настроение может создаваться и другими языковыми средствами. В частности, в русском языке существуют суффиксы, которые делают слова эмоциональными.

Например: узкий - узенький, -еньк- - уменьшительно-ласкательный суффикс.

Обратите внимание на состав слов в текстах и найдите, какие суффиксы, приставки придают словам эмоциональную окраску.

У: -В первом тексте: расстроенные - семантика разрушения, распада; глубочайшего - высшая степень признака; скученные - семантика тесноты, ограничения пространства, движения с разных сторон к одной точке; не имеющему, неприятно, нестерпимая - значение отрицания, невозможности что-либо делать или чувствовать.

Во втором тексте: сожаление, сострадательный - причастность к чему-то, совместность; прекрасный - значение "очень".

П: -Почему в первом тексте используется прилагательное в превосходной степени?

У: -Слово "глубочайший" используется, чтобы показать высшую степень неприятия. Таким образом, в первом тексте показан процесс разрушения, распада, затягивающая рутина, а во втором тексте процесс созидания, расцвета природы и чувств.

П: -Какой из двух текстов более динамичен? Докажите.

У: -Более динамичек второй текст, поскольку динамику здесь создают глаголы, причем глаголы совершенного вида: выкажет мощь, опушится, разрядится, упестрится. Кроме того, речь идет от имени главного героя. Он как бы выплескивает на нас свою радость, свои впечатления, свой восторг, поэтому в его речи много повторов, и его речь очень экспрессивна. Герой как бы захлебывается в своем счастье, хочет им поделиться со всеми, отсюда такие конструкции: "Я шел и пел, потому что, когда я счастлив..."

Подобные конструкции близки к разговорной речи.

А в первом тексте преобладают существительные, не несущие в себе никакой динамики. Герой чувствует отвращение ко всему, его ничто вокруг не интересует, ему неприятна такая обстановка.

П: -А теперь составим схемы некоторых предложений.

У: -Первый текст.

1 предложение: wpe1.jpg (2747 bytes)

Последнее предложение: wpe2.jpg (2362 bytes)

Второй текст.

1 предложение: wpe3.jpg (1975 bytes)

П: -Сделайте вывод, каков синтаксис в данных текстах и почему.

У: -В этих текстах синтаксис чрезвычайно сложный, состоит из различного вида конструкций. Но Достоевский использует такой синтаксис потому, что хочет не только детально передать обстановку, но и впечатление от нее, сложные чувства и переживания героев.

П: -В заключение обобщим все вышесказанное. Какими средствами писатель, описывая один и тот же город - Петербург, нарисовал две совершенно разные картины, в результате чего сложилось два противоположных впечатления от Петербурга?

У: -Автор нарисовал две противоположные картины Петербурга, используя различную эмоционально окрашенную лексику; слова книжного стиля во втором тексте и слова разговорного стиля в первом; морфемы, несущие в себе эмоциональный настрой; создавая динамичным второй текст, а первый делая статичным; описывая в одном случае Петербург летом, а в другом - весной; применяя сложный синтаксис для передачи переживаний героев.

П: -Почему же герой "Преступления и наказания" помещен в одну обстановку, а герой "Белых ночей" - в другую?

У: -Раскольников беден, у него расстроенные нервы, он бредит своей теорией.

И если для героя "Белых ночей" Петербург прекрасен, потому что в нем живет его возлюбленная, то для Раскольникова Петербург ужасен, потому что в нем живет старуха, которую герой собирается убить.

на предыдущую страницу