УРОК № 8.
ЯВЛЕНИЕ ПАРАЛЛЕЛИЗМА
(на примере лирики Ф.И.Тютчева.)
П: -Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с явлением, которое в литературоведении получило название "параллелизм". Мы посмотрим, каким образом используется это явление в литературе, в тексте, с какой целью авторы обращаются к нему. А наблюдать параллелизм мы будем,обращаясь к лирике известного поэта Ф.И.Тютчева, творения которого отличаются необычайной выразительностью и мелодичностью.
Как вы думаете, от какого слова образовано слово "параллелизм"?
У: -От слова "параллель".
П: -Как вы понимаете значение слова "параллелизм"?
У: -Это прием, состоящий в сопоставлении двух явлений путем их параллельного изображения.
П: -С какой целью он может использоваться?
У: -Такое сопоставление подчеркивает сходство или различие явлений.
/УЧЕНИКИ ЗАПИСЫВАЮТ ТЕМУ УРОКА В ТЕТРАДЯХ/П: -Для начала обратимся к стихотворению "Не рассуждай, не хлопочи!"
/читает учитель./П: -На листах у вас напечатано это стихотворение без знаков препинания. Перепишите его в тетрадь, расставив знаки. Устно объясните их. На полях составьте схемы первых трех предложений и двух вопросительных предложений во втором четверостишии.
/ОДИН УЧЕНИК РИСУЕТ СХЕМЫ НА ДОСКЕ, ОСТАЛЬНЫЕ СВЕРЯЮТ. УСТНО ОБЪЯСНЯЕТСЯ ПОСТАНОВКА ЗНАКОВ./
- Не рассуждай не хлопочи!..
- Безумство ищет глупость судит,
- Дневные раны сном лечи
- А завтра быть чему то будет.
- Живя умей все пережить
- Печаль и радость и тревогу.
- Чего желать? О чем тужить?
- День пережит - и слава богу!
Схемы:
- =, =!..
- - =, - =.
- - - = ? - - =? ]
П: -Почему в первом предложении стоит восклицательный знак?
У: -Создается ощущение недосказанности. Читатель может даже сам продолжить этот ряд.
П: -Какие виды предложений преобладают в стихотворении?
У: -Односоставные, определенно-личные.
П: -В какой форме стоят хдесь сказуемые?
У: -Они стоят в форме повелительного наклонения, 2 лица, ед.числа.
П: -Почему поэт использует именно такие формы?
У: -Он обращается к каждому читателю лично, дает советы каждому с высоты своего опыта.
П: -Посмотрите на первое предложение. Здесь однородные сказуемые употреблены с частицей "не". Почему?
У: -Частица "не" усиливает высказывание, подчеркивает отрицательное отношение поэта к такому качеству, как суетность.
П: -Далее Тютчев объясняет, почему не стоит рассуждать и хлопотать: "Безумство ищет, глупость судит". Из схем, которые мы составили, видно, что оба предложения имеют одмнвковое строение. Почему поэт не использует распространенные предложения, а берет одинаковые по структуре нераспространенные предложения?
У: -Чтобы сделать свою мысль ясной, четкой, емкой, а все высказывание выразительным.
П: -Обратимся к вопросительным предложениям во втором четверостишии. К какому типу предложений они принадлежат?
У: -Это односоставные, безличные предложения, имеющие одинаковую структуру.
П: -Почему используются безличные конструкции?
П: -Чтобы придать высказываниям обобщенный смысл. Эти вопросы Тютчев задает и себе, и нам, читателям, и отвечает на них в следующей строке: "День прожит - и слава богу".
П: -Итак, мы заметили, что в стихотворении нам несколько раз встретились одинаковые по своему строению предложения. Так вот повторение одних и тех же синтаксических конструкций, употребление однородных по синтаксическому построению фраз называется синтаксическим параллелизмом.
Мы увидели, что этот прием используется с целью усиления выразительности, подчеркивания определенной мысли, чувства.
Под схемами, которые нагдядно отражают этот прием, подпишите название данного параллелизма.
Еще раз прочитайте это стихотворение про себя и скажите, о чем оно.
У: -Это стихотворение о смысле жизни, о жизненной позиции человека.
П: -Частое употребление какого слова подчеркивает эту мысль?
У: -"Живя" - деепричастие, "пережить" - глагол, "пережит" - причастие.
П: -Выпишите эти слова и подпишите над ними часть речи. В данном случае мы имеем дело уже с другим типом пареллелизма - звуковым, когда одна и та же часть речи повторяется в различных формах.
Рядом со словами напишите название этого вида параллелизма.
Кроме того, рифмы тоже относят к звуковому параллелизму. Назовем их и выпишем некоторые.
Параллелизма можно найти и внутри стихотворения, ведь если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что поэт употребляет различные по значению глаголы - глаголы активного и неактивного действия.
Найдите глаголы, относящиеся к одной и к другой группе, и выпишите их в той последовательности, как они даны в стихотворении.
/Учитель выполняет эту работу на доске вместе с учениками./П: -Какую жизненную позицию отражают глаголы активного действия?
У: -Позицию деятельной, ищущей личности.
П: -А глаголы неактивного действия?
У: -Позицию человека уставшего, подавленного.
П: -То есть на уровне тематики идет противопоставление двух образов жизни, двух жизненных позиций - активной и пассивной.
Посмотрите на схему, которая у нас получилась. Возможно, Тютчев расположил глаголы таким образом намеренно. Если это действительно так, то почему он не сделал расположение глаголов по группам параллельным?
У: -Может быть, он хотел подчеркнуть, что все эти действия могут быть свойственны и одному человеку, что в душе одного человека могут иметь место противоречивые чувства - от упадка до желания действовать и творить?
П: -В каком слове как бы пересекаются все эти действия и чувства?
У: -В слове "всё": "Живя, умей всё пережить". Неслучайно оно даже выделено в тексте.
П: -Таким образом, мы увидели, что в данном стихотворении сопоставляются различные по своему содержанию явления, чувства, действия. Такой вид параллелизма называется тематическим. Запишите его название рядом с тематическими рядами глаголов.
Обратимся теперь к стихотворению "Сияет солнце, воды блещут..."
/ Читает учитель. /О чем это стихотворение?
У: -О празднике в природе и в душе человека.
П: -Найдите и выпишите контекстуальные синонимы при описании природы.
У: -Сияет, блещут, трепещут, купаясь, жизнь, поют, любовь, упоен.
П: -Какие чувства они передают?
У: -Они передают ликование в природе, восторг человека перед миром природы, любовь, которую он переносит из своей души на природу.
П: -Почему Тютчев употребляет слово "голубой" ( "в небе голубом"), а не "синий"?
У: -Это цвет красоты, неуловимости, прозрачности, цвет мечты.
П: -Какие эмоционально окрашенные слова передают чувства героя?
У: -"Умиление", "упоение".
П: -Вы, наверное, заметили, что Тютчев постоянно использует одни и те же слова: жизнь, воды блещут - блещут воды, упоение, улыбка... О чем это говорит? Разве у поэта бедный словарный запас?
У: -Это говорит о том, что герой влюблен, его переполняют чувства, эти чувства спонтанны, поэтому герой и говорит одно и то же одними и теми же словами. Именно сейчас, в данный момент, рождается его признание.
П: -Но какие слова говорят нам, что это состояние очень хорупко, изменчиво?
У: -"Трепещут", "одна улыбка".
П: -Почему стихотворение заканчивается многоточием?
У: -Ощущение недосказанности, умолчания.
П: -В этом стихотворении поэт уравнивает великолепие цветущей природы с состоянием души лирического героя, который видит и чувствует близость между своими переживаниями и природой. Известный литературовед Веселовский назвал такой пераллелизм между состоянием природы и чувствами человека психологическим. И именно психологический параллелизм характерен более, чем для других поэтов, для лирики Тютчева.
Запишите название этого параллелизма.
Одно из самых известных стихотворений Тютчева - "К.Б." ("Я встретил вас...")
/ Учитель читает стихотворение. /Попробуйте найти в стихотворении известные вам виды параллелизмов.
У: -/Ученики называют, но не записывают/
1) синтаксический:
1-ый абзац:
- 1) - = - -.
- 3) - = - -.
5-ый абзац: последние две строки и т.д. 2) звуковой: тут - тут, я - я, и то же - и та ж; а также рифма.
3) тематический:
П: Обратите внимание, что во всем стихотворении нет ни одной точки.
Все стихотворение можно рассматривать как единый текст, единое признание.
Какие же знаки здесь преобладают и почему?
(Преобладают тире. Они указывают на смену чувств, состояний, времен: прошлое - настоящее. То есть тире являются своеобразными связями, соединяющими разные времена и чувства).
П: Что же это за связь между настоящим и прошлым? Что соединяет эти времена, по словам Тютчева?
( Эта связь - "вековая разлука", прожитая жизнь. То есть тире в стихотворении как прожитая жизнь, соединяющая прошлое и настоящее).
П: Какой еще знак здесь часто встречается?
( Многоточие как недоговоренность, недосказанность, возникшая между прошлым и настоящим).
П: Таким образом, даже знаки препинания могут являться средством передачи параллелизма.
Но обратимся к последнему четверостишию. Здесь представлен не прямой параллелизм, а отрицательный:
- "Тут не одно воспоминанье,
- Тут жизнь заговорила вновь".
Как вы поняли, что значит отрицательный параллелизм?
( Это прием, при котором первый ряд поэтического сравнения используется в сочетании с отрицательной частицей НЕ.)
П: Следовательно, сравниваемые явления, при которых нет этой частицы при параллельном их изображении, будут называться прямым параллелизмом.
Выпишите пример отрицательного параллелизма и подпишите его название, а с любым другим примером параллелизма рядом напишите "прямой параллелизм".
П: Но параллелизм может быть не только в литературе, внутри одного произведения, но существует и параллелизм разных видов искусств.
Послушайте романс неизвестного автора на стихи Тютчева. Романс так и наэывается - "Я встретил вас..." по первой строке стихотворения.
Исполняет его Валерий Агафонов. Во время прослушивания думайте над вопросом, как голосом, музыкой передается настроение стихотворения.
( Ученики слушают романс и отвечают.)П: Весь урок мы наблюдали явление параллелизма в поэзии, затем увидели его и в музыке, но параллелизм может быть использован и в прозе.
Я прочитаю вам высказывание И.С.Тургенева о Тютчеве из его письма к А.А.Фету, а вы найдите здесь параллелизм: " О Тютчеве не спорит, кто его не чувствует, тем самым доказывая, что он не чувствует поэзии".
( Параллелизм тематический и звуковой: по мнению Тургенева, не чувствовать Тютчева все равно что не чувствовать поэзии ).
П: Сделайте вывод, с каким новым явлением мы познакомились и с какой целью его используют.
( Мы познакомились с явлением параллелизма - приемом, состоящим в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения.
- Существуют разные виды параллелизма:
- - синтаксический,
- - тематический,
- - звуковой,
- - психологический,
- - прямой и отрицательный,
- - параллелизм разных видов искусств и в разных видах литературы.
Параллелизм используется, чтобы подчеркнуть сходство или различие явлений, для усиления выразительности и эмоциональности. )
Д/З: написать миниатюру "Мое отношение к поэзии Тютчева", используя разные виды параллелизма. Параллелизмы подчеркнуть и указать их тип.
/ К этому уроку должны быть размножены тексты стихотворений "Не рассуждай, не хлопочи!" ( без знаков ) и "Сияет солнце, воды блещут". Сборники со стихотворением "К.Б." ("Я встретил вас...") приносят сами ученики. /