КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
АНАЛИЗ ДИНАМИЧЕСКОГО ТЕКСТА
(по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита")
- Сыграйте и со мной в такую колоду, весело попросил какой-то толстяк в середине партера.
- Авек плезир! - отозвался Фагот, - но почему же с вами одним? Все примут горячее участие! - и скомандовал: - Прошу глядеть вверх!.. Раз! - в руке у него оказался пистолет, он крикнул: - Два! - пистолет вздернулся кверху. Он крикнул: - Три! - сверкнуло, бухнуло, и тотчас же из-под купола, ныряя между трапециями, начали падать в зал белые бумажки.
Они вертелись, их разносило в стороны, забивало на галерею, откидывало в оркестр и на сцену. Через несколько секунд денежный дождь, все густея, достиг кресел, и зрители стали бумажки ловить.
ЦЕЛЬ УРОКА: выяснить, какие языковые средства участвуют в создании динамического текста.
1. АНАЛИЗ ПУНКТУАЦИОННО-СИНТАКСИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕКСТА
1.1. Составьте схемы предложений, составляющих 2 абзац текста.
Сколько предложений составляют второй абзац текста? В чем их необычность? - Булгаков объединяет простые предложения в составе сложного неправильно с точки зрения грамматики современного русского языка.
1.2. Перестройте предложения в соответствии с нормами русской грамматики.
Каковы различия между авторским текстом и перестроенным нами текстом? - Мы представили смену законченных действий. А у автора действия настолько быстры и резки, что невозможно определить границы между ними, они как будто слиты в единый процесс. Наш текст потерял напряженность.
1.3. Рассмотрим роль знаков препинания в этом тексте.
Зачем автор использует вопросительный и восклицательный знаки? - Вопросительный и восклицательный знаки передают повышенное эмоциональное состояние публики, ее возбужденность, волнение.
Для чего автор использует знак тире? - Знак тире обозначает короткую паузу в цепи действий, события настолько стремительны, что кажется, будто они происходят в один миг.
1.4. Какие синтаксические конструкции помогают создать динамичный текст?
Дайте краткую характеристику каждому предложению.
1 - нечленимое предложение (предложение-междометие),
2 - Предложение простое, нераспространенное, инверсия (сказуемое перед подлежащим),
3 - неполное предложение,
4 - предложение полное, двусоставное, распространенное,
5 - неполное предложение,
6 - предложение определенно-личное,
7 - нечленимое предложение (предложение-междометие),
8 - бессоюзное сложное предложение, инверсия (сказуемое перед подлежащим, дополнение перед сказуемым),
9 - предложение нераспространенное,
10 - бессоюзное сложное предложение, в составе которого простые предложения нераспространенные,
11 - сложносочиненное предложение.
Почему в тексте используются нераспространенные предложения? - Автору важно передать само действие, назвать его.
Перестройте нераспространенное предложение в распространенное.
Н: Фагот с радостью отозвался на просьбу из зала.
Почему автор использует неполные предложения? - Неполное предложеное более эмоционально, чем полное. Речевая ситуация данного текста - живая разговорная речь, участники коммуникации пользуются как вербальными, так и невербальными средствами общения. Неполные предложения придают тексту разговорный характер. Перестройте неполное предложение в полное.
Н: Но почему же я должен с вами одним сыграть в такую колоду?
Почему в тексте употребляются односоставные предложения? - Для передачи остроты действия опускается слово, обозначающее субъекта действия. Односоставные предложения так же, как и неполные, являются приметой разговорного стиля.
Перестройте односоставные предложения в двусоставные.
Н: Я прошу вас глядеть вверх.
В чем отличие сложных бессоюзных предложений от сложных союзных с точки зрения стилистики? - Бессоюзные предложения более резкие, чем союзные. Логические отношения между частями бессоюзного предложения нечетки.
Перестройте БСП в ССП.
Н: Пистолет оказался у него в руке, и он крикнул: "Два!"
Появление между предложениями связующего звена, выраженного гласным звуком, как бы сглаживает напряженность действия.
С какой целью в тексте используются безличные предложения? - Безличные предложения передают только действие.
Перестройте безличное предложение в двусоставное.
Н: Сверкнула яркая молния.
Для чего употребляются разные виды инверсии? - Инверсия - это стилистическая фигура, придающая особую экспрессивность высказыванию. В предложениях с инверсией внимание акцентируется на действии, а не на субъекте.
Перестройте предложения так, чтобы порядок слов был прямой.
Н: Фагот отозвался.
ВЫВОД: в тексте используются такие синтаксические конструкции и стилистические фигуры, которые помогают передать стремительность и напряженность действия.
2. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.
2.1. Какие морфологические категории передают действие? Выпишите все слова, обозначающие действие.
(Отозвался, примут, скомандовал, прошу глядеть, оказался, крикнул, вздернулся, сверкнуло, бухнуло, ныряя, начали падать.) - В назывании действия участвуют такие морфологические категории, как глаголы и глагольные формы. Их количество в сравнении с другими частями речи велико.
Определите вид у всех глаголов. Почему большинство глаголов употреблено в форме совершенного вида? Какое значение имеет суффикс глагола -ну-? - Совершенный вид глагола передает не длящееся действие, а произведенное.Именно совершенный вид глагола придает резкость движению.
Значение суффикса -ну- - одномоментность действия. Чередование глаголов с -ну- создает ритмичность текста.
2.2. Каково количество именных частей речи по сравнению с глаголами? - Количество именных частей речи не велико по сравнению с глаголами.
Выпишите прилагательные. Каким становится текст, если в нем отсутствуют прилагательные? - В тексте встретилось только три прилагательных: горячее участие, белые бумажки, денежный дождь.
Прилагательные придают описательность тексту. Отсутствие прилагательных в данном тексте объясняется тем, что внимание автора сосредоточено на действии.
Введите в текст прилагательные.
Н: в правой руке, черный блестящий пистолет, зрительских кресел, долгожданные, многообещающие бумажки и др.
ВЫВОД: передать динамику действия позволяют глаголы и глагольные формы; наличие форм совершенного вида глагола передает одномоментность действия; небольшое количество именных частей речи в сравнении с глагольными позволяет создать атмосферу остроты действия.
3. АНАЛИЗ ЛЕКСИЧЕСКОГО СОСТАВА ТЕКСТА.
3.1. Для передачи действия используются слова с семантикой действия.
3.2. Лексика какого стиля представлена в отрывке? - В основном в тексте представлена лексика нейтрального стиля. Но обращают на себя внимание некоторые слова разговорного стиля: бухнуть, вертеться, забивать.
3.3. Зачем автором используется экспрессивная лексика? - Экспрессивной в основном является глагольная лексика: вздернуться, крикнуть, сверкнуть, бухнуть, вертеться, откидывать, толстяк, денежный дождь, белые бумажки.
Экспрессивная глагольная лексика подчеркивает динамизм ситуации.
ВЫВОД: лексика помогает создать эффект напряженности действия.
4. АНАЛИЗ ФОНЕТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКСТА.
Текст не только передает действие, он еще и озвучен. Найдите слова, передающие звук: крикнуть, бухнуть. Эти слова передают резкий звук, что также создает динамизм, напряженность действия.
ВЫВОД УРОКА: мы рассмотрели языковые особенности динамического текста, выяснили,какие единицы разных уровней языка участвуют в передаче напряженности действия.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: перестроить текст таким образом, чтобы он потерял напряженность.