Реализация принципов развивающего обучения Л.В. Занкова
на уроках русского языка в средней школе

Трофимова О.В.,
доцент кафедры теории и методики
преподавания гуманитарных дисциплин ЯрОИПК

    “Как красиво идет урок! На нем интересно! Дети поражают своей открытостью, раскованностью, умением думать, размышлять, отстаивать свою точку зрения, общаться друг с другом”, – примерно такие отзывы учителей можно услышать после посещения уроков в классах, обучающихся по системе Л.В. Занкова.
    Радуют такие дети, от работы с ними испытывают удовлетворение учителя.
    Чем же привлекает эта система педагогов? Прежде всего тем, что в ней решаются такие задачи, которые всегда волновали учителей, но оказывались нерешенными: как учить без принуждения, как развивать у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным, желанным.
    Кроме того, развитие детей в данной системе понимается не как развитие отдельных психологических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, - а как общее развитие личности – развитие воли, ума и чувств. Это является основной целью обучения в системе Л.В. Занкова . Не только усвоение, а переработка знаний, в которых участвуют различные виды умственной деятельности – логическое мышление, наблюдательность, различные виды памяти, воображение, характеризуют развитие ума. В свою очередь развитие ума связано с развитием воли - желанием и умением поставить перед собой цель и мобилизовать себя на достижение ее. И наконец, развитие чувств во всем своем многообразии – эстетических, нравственных, интеллектуальных – это то, что составляет духовное богатство человека.
    Являясь личностно ориентированной, система отличается верой в каждого ребенка, в его силы, она принимает его таким, каков он есть, и учитывает, что при общем обучении развитие ребенка сугубо индивидуально.
    Сегодня в Ярославской области реализацией идей Л.В. Занкова занимается 25% школ (400 классов 150 школ), несмотря на отсутствие научно-методического обеспечения средней школы.
    Состояние неудовлетворенности традиционной системой образования, желание кардинально перестроить учебный процесс приводит учителя к осмыслению системы развивающего обучения, разработанной Л.В.Занковым, к реализации ее дидактических принципов и типических свойств.
    Отдельные свойства методической системы Л.В. Занкова: многогранность, процессуальность, вариативность процесса обучения, коллизии (проблематизация содержания), работа над развитием сильных и слабых детей, включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы, продвижение в изучении материала быстрым темпом (обучение русскому языку именно это и предполагает) – в той или иной мере были свойственны и традиционной школе. Поэтому в рамках данной статьи целесообразно показать возможность реализации на уроках русского языка тех дидактических принципов, которые отличают систему развивающего обучения Л.В Занкова от традиционной школы: системность обучения, ведущая роль теоретических знаний, обучение на высоком уровне трудности, предполагающее применение метода сравнения, осознание ребенком процесса обучения. Отличает систему развивающего обучения и то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют ребенку вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. (2) Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку трудных заданий. Взрослый (учитель, родители) руководит поиском ответов на поставленный ребенком вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка. Деятельность школьника в рамках своей зоны ближайшего развития предусматривает использование им дополнительных сведений из вспомогательных источников (словарей, справочников, энциклопедий), с которыми ребенок работает самостоятельно. Работа учителя с учетом зоны ближайшего развития способствует актуализации у детей самоконтроля, саморегуляции и планирования собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя. Знания, умения, навыки, формирование которых является основной задачей традиционной школы, в системе Занкова являются только базой, информационным фундаментом, необходимым для развития потенциальных возможностей ребенка.
    Ядром системы Занкова является не изолированное изучение отдельных тем программы, а системность обучения. Человеческий язык – сложная система, и обучение языку должно быть организовано таким образом, чтобы ученик привыкал искать связи между различного уровня языковыми единицами, мог рассматривать слово с разных точек зрения (фонетики, графики, словообразования, лексикологии, грамматики), тем не менее осознавая неповторимое единство всех этих сторон в одном слове, восхищаясь удивительным даром – языком.
    Посмотрим, как могут быть реализованы основные дидактические принципы Л.В.Занкова на уроке русского языка по теме “Понятие о языковой системе”. Начать урок можно с чтения легенды о языке.
    “Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?” Предлагаем детям ответить на вопрос: “Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире?” Такое начало урока помогает ребятам с первых минут активно включиться в познавательную деятельность. Высказывание Эзопа о языке заинтересовало учащихся, позволило им, опираясь на жизненный опыт, высказать свои мнения о языке. Ответ на вопрос вылился в живой разговор о значении языка в жизни человека, о многообразии функций языка. Следующий вопрос “Как языку удается выполнить все эти сложные задачи?” имел целью заинтересовать детей, разбудить их фантазию, воображение, так как “без интенсивной работы ищущей мысли школьника невозможно формирование системы знаний (1) Размышления привели детей к желанию разобраться в том, как устроен язык. Учащиеся, испытывая незнание, сталкиваются с трудностью, то есть ставят перед собой учебную задачу, а затем ищут приемлемый способ для ее решения. Это говорит об умении детей выйти при помощи учителя из затруднительной ситуации, а учителю осуществлять “учение от ученика” Намеченная детьми пока еще интуитивно связь между строением языка и его функциями подвела учащихся к необходимости уяснить понятие “языковая система” Цель учителя на данном уроке – убедить учащихся в том, что язык представляет собой систему, познакомить со строением языковой системы, взаимосвязью ее компонентов, с назначением ее – стала целью самих школьников, а их деятельность приобрела внутреннюю мотивацию.
    Выход на само понятие “система” даем через сравнение двух рядов чисел:

1). 2,3,8,11,27,15,9, …
2).2,4,8,16,32,64,128, …

Отмечая, что во втором ряду чисел обнаруживается порядок, определенная закономерность (дети это знают из уроков математики), школьники приходят к выводу, что этот ряд чисел и представляет систему.
    Толкуя значение слова “система”,ученики обращаются для уточнения к толковому словарю, а затем составляют словосочетания с данным словом: солнечная система, водопроводная система, система чисел, языковая система. Предлагаем детям сравнить систему чисел и систему языка, увидеть различие и сходство двух систем.
    Так возникает следующая учебная задача, в результате решения которой дети выявляют единицы языка, убеждаются в том, что они, как и числа, соотносятся друг с другом в определенном порядке, по определенным законам. Отмечают, что языковая система более сложная, чем система чисел, так как каждый компонент языковой системы не один элемент, как число, а целый ряд элементов (языковых единиц), которые, соотносясь друг с другом, образуют подсистемы внутри языковой системы: звуки образуют звуковую подсистему, слово-лексическую и т.д. Каждая подсистема изучается в особом разделе науки о языке. Вспоминаем их, но более осознанном уровне.
    Выявив единицы языка, дети подошли к следующей учебной задаче “Какая из единиц самая главная, какую можно назвать “солнцем” языковой системы и почему?” Ребята не просто припоминают материал, как это бывает в традиционной системе обучения, а наблюдают, сравнивают, выясняют закономерности, делают выводы. Их действия с учебным материалом носят преобразующий характер.
    Предлагаем детям оформить решение этой учебной задачи в виде схемы, модели, рисунка. До этого времени ученик был субъектом коллективной деятельности, руководимым учителем, а теперь он должен осознать себя самостоятельным деятелем, проверить правильность своих суждений, критически осмыслить свою работу. Выполненное задание может иметь такой вид:

Слово – Солнце языковой системы.

ris_tr.jpg (32927 bytes)

Эту работу проводили в 5 классе перед изучением Основного курса языка. Это своеобразное планирование того, что предстоит освоить в средней школе. В дальнейшем при изучении определенной темы курса русского языка дети будут конкретизировать свои знания о слове, осознавать его как часть определенной системы понятий, то есть обучение будет осуществляться от общего к частному. Продолжением диалога – полилога на уроке может быть решение следующей учебной задачи “Связаны ли между собой разные подсистемы в языковой системе?”
Дети работают в группах. Задания подобраны так, что помогают учащимся увидеть связь отдельных подсистем друг с другом.

Задание первой группе.
Из данных слов костер, и, у, охотник, полночь, около, сидеть, собака, небольшой, опять составьте одно предложение. Сделайте синтаксический разбор предложения, укажите, какими частями речи выражены члены предложения. О связи каких разделов языка позволяет говорить это упражнение? Выполнение этого задания помогает учащимся установить связи между двумя разделами грамматики: морфологией и синтаксисом – и, в свою очередь, разграничить понятия “член предложения” и “часть речи” Таким образом, новое сталкивается с уже изученным, абстрактное и конкретное находятся рядом.

Задание второй группе.
Как определить, какая перед вами часть речи, если запрещено задавать к слову вопрос? Определите части речи в искусственно составленном предложении.
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.
Это задание позволяет увидеть связь между морфемикой и морфологией, так как именно морфемный состав слов в данном предложении позволяет узнать часть речи и как-то осознать смысл.


Задание третьей группе.
Определите лексическое значение слов. Ошеломить, понедельник.
Что вам помогло в определении значения слов?
В результате выполнения этого задания дети видят связь морфемики и лексики, так как знание морфемного состава слова позволяет более глубоко осознавать лексическое значение слов,

Задание четвертой группе.
Прочитайте письмо мальчика своему брату.
Дорогой Петя!
Сейчас я дома один. Мама пошла поласкать белье. Мне надоело дома седеть. Я скоро пойду на лук. Там будит военная игра. У меня спрятан кот. Приду домой вечером. Мама на объеденной скатерти оставит мне ужин и приготовит пастель. Я улягусь и буду спать.
Коля.
Помогите Коле исправить ошибки. Почему мальчик допустил их?
    Это задание позволяет увидеть связи между орфографией, лексикой, фонетикой и графикой. Работа в микроколлективах предоставляет каждому учащемуся, исходя из индивидуальных возможностей, проявить себя, внести посильную лепту в поиски истины.
                                  Так, при достижении поставленной на уроке цели учитель, отдавая ведущую роль теоретическим знаниям, организовал обучение на высоком уровне трудности. Создавшаяся на уроке атмосфера общей заинтересованности, искренности и доверия способствовала рассмотрению ребятами вопросов, далеко выходящих за рамки традиционной программы и учебника.
    Важно то, что ученик не только находит ответ на вопрос, затронутый на уроке, но уходит с урока с новым вопросом, который появляется на основе нового знания.
    В конце данного урока читается продолжение легенды о языке: “Хорошо, - сказал Ксанф. – Иди теперь на базар и принеси самую худшую в мире вещь”. Эзоп ушел и принес … язык”. Дети заинтригованы.
    Дома им предлагается осмыслить противоположное мнение Эзопа о языке и подумать, что дает повод называть язык “ самой худшей вещью в мире”.
    Наверное, это самое главное, что ученик уходит с урока с вопросом, который будит его воображение, мысль и является источником внутреннего конфликта, неудовлетворенности, заставляющим периодически возвращаться к вопросу и вести поиск истины.
    Это домашнее задание позволит на следующем уроке повести разговор о том, какая речь вредит человеку, становится его врагом, отсюда выход на разграничение понятий “язык” и “литературный язык” и в связи с этим работа над нормами литературного языка.
    Поисково-исследовательская деятельность придает учебному процессу целостность и непрерывность из-за того, что вновь открытое знание высвечивает новое незнание у школьника. Но это не расстраивает его, а формирует твердое убеждение, что он способен решать поставленные перед ним задачи, приводит его к осознанию процесса обучения.
    Таким образом, организованный на высоком уровне трудности, с учетом ведущей роли теоретических знаний учебный процесс способствует как прочному усвоению знаний (самостоятельно добытое знание долговечно), формированию умений и навыков, так и разностороннему развитию личности ребенка.

Л и т е р а т у р а :

  1. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Новая школа, 1996.- С. 37.
  2. Реализация идей развивающего обучения Л.В. Занкова в основной школе (5 – 9 классы): Сборник материалов. – М.: Новая школа, 1996. – С.4.

Начало   Возврат   Дистанционная поддержка   
Комментарии и предложения можно присылать по адресу rcnit@iro.yar.ru