ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА. МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ
Часть 3-6.
Материалы представлены автором экспериментальной программы "Школьная риторика" доцентом кафедры русского языка Ярослав ского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского Антоновой Любовью Геннадьевной.
ЧАСТЬ 3. КОНСПЕКТ УРОКА РИТОРИКИ В 5"Б" КЛАССЕ ШК.63 Г.ЯРОСЛАВЛЯ
Тема. "Учимся общаться с книгой". Цель. Познакомить с правилами общения с книгой, как необходимой составляющей диалога с текстом, речевого общения. Оборудование. Плакаты /с речевым клише для правила №1 и №2, с названием правил/. Треугольник для обозначения текста. 1 этап. Постановка цели урока. Сегодня мы узнаем новые условия полноценного общения читателя с книгой,узнаем что нужно, чтобы по-настоящему побеседовать с книгой. - Если бы вам представилась возможность, какие книги вы поставили бы на "золотую" книжную полку? - А сейчас представьте свою любимую книгу /5-6 учащихся/. - Назовите мне, пожалуйста, первое правило общения с книгой. - О чем могут сказать оболочка и титульный лист? / Автор. издательство, название, год, жанр, художник/. Задание. Пользуясь информацией, которую дает титульный лист и обложка, представить свою любимую книгу так, чтобы другие ребята, еще не зная ни сюжета, ни содержания, захотели бы прочитать эту книгу. А помогут в вашем ответе опорные слова. /Спросить 2-3 человека, оценить их ответы попросить учеников. Основной критерий оценки: полнота /неполнота/ ответа, эмоциональный фон/. Алгоритм ответа. Я хочу представить вам мою любимую книгу /название/. Книгу написал /ФИО автора/. Книга вышла в издательстве /название/ в _году. Это жанр /название/. Книга одета /суперобложка, переплет/, который/ая/ /рассказ об оформлении/. Автору помогал художник /ФИО художника/. Если вы увидите книгу /название/, то обязательно прочитайте её! Вывод. Мы составили визитную карточку книги и тем самым выполнили первое правило. Оно называется "познакомься с книгой" или "составь визитную карточку книги". /Вывешивается плакат/. 3 этап. Введение второго правила. Но настоящему, вдумчивому читателю интересна не только рубашка книги, но и как эта книга построена. Он хочет узнать как можно больше о книге, ещё не читая текст, находясь на пороге чтения. Для этого в книге есть четыре помощника: оглавление, предислови е, послесловие, иллюстрации. /Вывешивается плакат/ Вы мне рассказывали о своих любимых книгах. Сейчас я вас познакомлю с очень интересной и красочно оформленной книгой С.Образцова "Моя Кунсткамера". В моем представлении помогут, так же как вам, опорные слова. Задание. Вы следите за моим рассуждением и будьте готовы ответить на вопросы, помочь мне. Начнем с оглавления. - Для чего служит оглавление? Где оно расположено? Что оно может рассказать о книге? С.Образцов разместил свое оглавление в начале книги.Почему? После полезно познакомиться с предисловием. -Посмотрите на значение написанного слова. Где оно находится? -Я вам прочитаю предисловие, которое дает С.Образцов. Ответьте на вопрос: что можно узнать из предисловия? Вывод. Автор формулирует основное содержание произведения. Часто предисловие содержит объяснения, почему эта книга написана, почему так названа. Нужно познакомиться и с послесловием. -Посмотрите на строение слова. Где должно находится послесловие? Я прочитаю послесловие , а вы подумайте, для чего оно да- но? Вывод. В послесловии подводится итог всему написанному, делаются обобщения, выводы. Задание. Напишите предисловие, послесловие для любой известной вам книги. Работа по творческим группам. Предварительное знакомство с книгой включает и её постраничный просмотр, а именно, есть ли в книге иллюстрации, схемы. - Зачем книге иллюстрации? Помогают ли иллюстрации нам представить все то, о чем говорится в тексте? Если бы вам пришлось иллюстрировать книгу "Волшебник изумрудного города", какие иллюстрации вы бы создали и почему? Домашнее задание: Составить свою брошюру, автором которой будете вы сами,обозначьте в ней все нужные элементы.
ЧАСТЬ 4. УРОК НА ТЕМУ: ЗАГОЛОВОК - "ВХОДНАЯ ДВЕРЬ"
Цель. Показать, что заголовок - это мини-текст, способный о многом рассказать читателю, познакомить с видами заголовков. Развивать умение по-разному озаглавить прочитанное, в зависимости от поставленной задачи. Оборудование. Карточки /с названием типов заголовков, с заголовками к тексту С.Михалкова "Где очки?"/. Треугольники для обозначения текста. 1. На прошлом уроке мы узнали два правила общения с книгой. Назовите их? Пользуясь этими правилами, представьте нам книгу, которую я вам предложу. /Работа творческими группами/. 2. Выслушать и оценить ответы, используя карточку 4П. 3. Введение нового материала. Первый этап. Подготовка к восприятию. Послушайте письмо академика, исследователя древнерусской литературы, знатока и ценителя русского языка Дмитрия Сергеевича Лихачева, адресованное всем нам, которые стремятся стать вдумчивыми читателями, слушателями, собеседниками. Задание. Внимательно выслушайте письмо и постарайтесь вычленить советы, которые дает Д.С. Лихачев. Письмо Д.С.Лихачева Литература дает нам колоссальный, обширный, и глубочайший опыт жизни. Он делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание - понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником и в другие эпохи и к другим народ ам, раскрывает перед вами сердца людей. Но все это делается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное кроется в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием... Если первый раз прочли предложение невнимательно - читайте еще раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях... Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают все - она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассуд- но тратить самый драгоценный капитал, каким он обладает своё время. Итак мы выделим следующие советы: 1. Читайте, вникая во все мелочи. 2. Читайте с удовольствием. 3. Читайте с интересом, не торопясь. 4. Перечитывайте любимые произведения. Какой бы из этих советов вы выделили как главный, основ- ной? /1/. Итак, нельзя вдумчивому, талантливому читателю упустить какую-то деталь, а особенно не задуматься над тем, без чего книга может существовать. - А без чего книга не может существовать? Задача нашего урока познакомиться с видами заголовков, учиться "вычерпывать" из них информацию, подбирать заголовки разного вида к одному тексту. Сейчас вы послушаете стихотво- рение С.Михалкова "Где очки?" На доске даны несколько заго- ловков к данному текс ту. Выберите подходящий, докажите свою точку зрения. Карточки с заголовками./"Где очки?", "Потерянные очки", "История о том, как у тёти Вали пропали очки и после долгих поисков нашлись"/. С.Михалков "Где очки?" Что стряслось у тети Вали? У нее очки пропали! Ищет бедная старушка За кадушкой, под подушкой. С головою залезала Под матрац, под одеяло. Заглянула в ведра, крынки, В боты, в валенки, ботинки, Всё вверх дном перевернула, Посидела, отдохнула, Повздыхала, поворчала И пошла искать сначала. Снова шарит под подушкой, Снова ищет за кадушкой. Засветила в кухне свечку, Со свечой полезла в печку. Обыскала кладовую - Все напрасно! Всё впустую! Нет очков у тети Вали, Очевидно, их украли. На сундук старушка села. Рядом зеркало висело. И старушка увидала, Что не там она искала, Что они на самом деле У неё на лбу сидели. Так чудесное стекло Тете Вале помогло. Какой заголовок выбрали вы? " Где очки?" - вопросно- ответный заголовок /вывешивается плакат/ "Потерянные очки" - смысловой заголовок. "История о том,..." - тематический заголовок. Почему мы такое название даем заголовку? Какие виды заголовков мы узнали? Есть ещё один вид - "загадочные". В них содержится загадка текста, что-то необычное, удивительное, волшебное. Придумайте загадочный заголовок. "Так волшебное стекло тете Вале помогло". Как вы думаете, какой и этих заголовков придумал сам поэт? - Если мы текст обозначим треугольником, сам текст мы обозначим большим треугольником, а заголовок - маленьким тре- угольником, какой вывод мы можем сделать? - Почему мы можем назвать заголовок текстом? Вывод. Заголовок обладает законченностью,он является провод- ником информации, следовательно, мы можем его назвать хоть и маленьким, но текстом. Можно узнать отношение автора, "Поте- рянные" очки - ирония. 4. Придумайте иной вариант заголовка для известных произ- ведений: "Путешествие Гулливера", "Приключения Чипполино", "Денискины рассказы", "Винни-Пух и все,все, все,..." 5. Прочитайте текст и найдите в нем часть, которая не со- ответствует заголовку. Придумайте к тексту другой заголовок, который объединил бы все предложения. Тушканчик. Тушканчики - диковинные зверьки: тельце мыши, уши зайца, ноги кенгуру и львиный хвост с кисточкой! Днем спят, а бегают по ночам. И как бегают! все зверьки на четырёх ногах, а они на двух, как птицы. Много диковинного в пустыне. Даже ёж здесь не простой, а ушастый. Уши у него большие и очень чут- кие. В пустыне с другими не пожить, очень уж тихо там по но- чам. А глазами можно и близорукими обойтись - все равно ночью темным-темно. /По Н.Сладкову/ 6. Игра "кто больше". Обратитесь в кладовую своих знаний. Вспомните заголовки: - выражающие главную мысль, - Сформулированные в виде вопроса, - непонятные, интригующие, - обозначающие место, время действия или имя персонажа, - отражающие отношения автора к своим персонажам. Можно устроить конкурс на лучший заголовок раздела, главы. Итак, чем лучше обработан заголовок /вычерпан его смысл, возникли вопросы, сформулированы гипотезы/, тем полноценнее будет дальнейшее чтение. Задание . Определить, о какой книге идет речь. Дать тради- ционное название,Назвать автора. 1. "Сказка о маленькой девочке из цветочного горшка, кото- рой ласточка помогла найти счастье". 2. "Приключения девочки в стране, где было все наоборот". 3. "Сказочная история о том, можно ли почувствовать горо- шину под десятью пуховиками". Подведение итогов урока. - Что нужно уметь, чтобы общение с книгой состоялось? - Что составляет основу первого правила? - Что составляет основу второго правила? - На что обращаем внимание, собеседуя с книгой ещё до чте- ния, находясь на пороге текста? - Какие виды заголовков бывают? Домашнее задание: Подобрать текст, сделать карточку /двой- ную/. Подобрать все виды заголовков к стихотворению В.Орлова.
ЧАСТЬ 5. УРОК НА ТЕМУ "ДИАЛОГ С АВТОРОМ"
Ход урока. Сегодня мы продолжаем путешествие в волшебную страну "Чи- тайка". В любой волшебной стране должна быть королева. Уга- дайте, как зовут королеву этой страны? Отгадай загадку: "Без языка, без голоса, а все наскажет?" /Книга/. - Скажите, а надо ли человеку путешествовать в эту страну и встречаться с королевой? Почему? Итак, книга дает нам знания, учит размышлять, искренне плакать и смеяться вместе с героями и автором, любить и нена- видеть, презирать и прощать. Она помогает нам познать окружа- ющий мир, и нам необходимо общение с ней. - Какие правила общения мы уже знаем? 1. Познакомься с книгой или составь визитную карточку кни- ги. 2. Внимательно посмотри книгу или ответь на вопрос, как построена книга? Скажите, на что сразу же мы обращаем внимание при зна- комстве с книгой? Какие виды заголовков мы знаем? Посмотрите, рядом с заголовком я прикрепила маленький тре- угольник, а что мы обозначаем большим треугольником? Почему же и текст и заголовок мы обозначаем одним значком? /Заголовок тоже текст, только маленький/. Докажите правиль- ность своего ответа. Какую информацию может сообщить нам за- головок? Почему "Потерянные очки" содержится в кавычках? Итак, заголовок - это "входная дверь" текста. На прошлом уроке вы читали письмо Д.С.Лихачева, в котором он дает сове- ты, как стать хорошим, "идеальным" читателем. Один из них я вам напомню: "Не будьте суетны. Суетность заставляет человека тратить самый драгоценный капитал, каким он обладает, - своё время". - Как вы понимаете этот совет? Значит, общаясь с книгой, надо вчитываться, вдумываться в каждое предложение, в каждое слово. т.е. надо уметь вести диалог с автором. - Что такое диалог? Как он строится? итак, мы будем спрашивать автора, а ответом будет смысл, который мы осознаем, читая текст, осмысливая, понимая инфор- мацию, заложенную в нем, Мы открываем дверь в текст, вместе с нами по тексту это путешествие будет совершать луч света сказочного фонарика, передвигающийся от начала к концу. В центр лучика будет попа- дать, высвечиваясь поочередно, одна за другой смысловые еди- ницы текста. А мы бу дем на этих отрезках пути беседовать с авторами. Есть три типа вопросов,помогающие понять информацию, кото- рые можно задать: 1.кто это? что это? где это? - "мы их называем тематичес- кими" Они помогут нам ответить, о чем этот текст. 2. Вопросы, которые помогут нам шаг за шагом понять автор- ское отношение к тому, о чем говорится в этом тексте, по- нять основную мысль. Почему именно так? Что из это следует? Я понял, вы хотите мне сказать, что этот вопрос напрямую адресован автору. Это смысловые вопросы. 3. Мы можем предполагать, как дальше будут развиваться со- бытия, прогнозировать их, можем выступать в роли соавторов - это прогнозирующие вопросы. /Вывешиваются плакаты/. Итак, свети, наш солнечный зайчик, мы отправляемся в путь. Открывается первая часть стихотворения: Какой-то странный тихий звук раздался в тишине. Что раздалось? Что привлекло внимание? Какой звук? Громкий ли он был? - тематические. Почему он был хорошо слышен? Почему этот звук вызвал удив- ление у автора? - смысловые. Что может быть? Может ли это быть звук проезжающей машины, или завывание ветра, или лай собаки? /Нет, такие звуки стран- ными не назовешь/. Может быть это... - прогнозирующие вопросы. Одной струной запела вдруг Гитара на стене. Стоит глубокий час ночной, И я включаю свет. На какие вопросы ответил наш автор? Какие вопросы возникли? Попро- Попробуйте их задать? 1 ряд - тематические, 2 - смысловые, 3 - прогнозирующие. 1. Как запела? Кто начинает действовать? 2. Почему запела? Почему одной струной? 3. Может быть, содрогнулась стена? Может, кто-то невиди- мый прикоснулся к её струнам? Начинает действовать автор, вместе с которым мы,удивившись странному звуку.Он хочет узнать, почему зазвучала струна. Наш световой зайчик оказывается в освещенной комнате, и нам кажется, что он прольёт свет на таинственное происшествие. Струна дрожит сама собой, А музыканта нет. 1. Как дрожит? Кто музыкант? 2. Почему дрожит сама собой? Почему нет музыканта? 3. Может быть, он успел спрятаться? Может быть, стена виб- рировала? И только муха на стене Блуждает наугад Итак, нам понятно, кто был музыкантом, издающим на гитаре странные звуки. Может быть, текст закончен? Вас ничто не сму- щает? На все ли вопросы мы получили ответ? Вдумчивые ли мы собеседники? Н.Матвеева отвечает: У мухи есть на лапках клей. Ну как ей не сыграть, Когда иначе лапку ей От струн не отодрать. Вот теперь мы можем сказать: Ясно! А что же ясно? Озаглавьте стихотворение, придумайте разные виды заголов- ков. Прочитайте выразительно. А теперь возьмите в руку карточку, на которой написано: немножко необычное нестихотворение. - Может быть, это не текст? Передает ли он какую-нибудь информацию, можем ли мы понять, что происходит? А что про- изошло? - Если бы вам нужно было подобрать тематический заголовок, как бы вы расшифровали эту информацию в нем? / "История о том, как кто-то гонялся за кем-то и поймал его"./ - А теперь посмотрите на ряд смысловых заголовков, запи- санных на доске. Есть ли среди них тот или те, которые бы по- дошли для нашего Нестихотворения?/ "Удивительное рядом", "Не- равная борьба", "Трагическое происшествие"./ Если мы подобрали смысловой заголовок, значит есть в нем основная мысль. Если мы подобрали заголовок, определили тему, основную мысль, увидели завершенность написанного, значит это текст. А теперь включаемся в диалог с автором. Выделите первые пять строчек, какие вопросы вы бы хотели задать автору? Берем следующие семь строчек и последний отрывок. Отноше- ние автора выражается в последней строчке. Но ведь авторами сейчас во многом были мы сами. В зависимости от нашей фанта- зии, от симпатии к героям будут разными и наши чувства. Кто-то может отнесется к происходящему с иронией, кто-то со- болезнует, кто-то сомневается, станет ли тихо. Попробуйте вы- разить своё отношение к происходящему с помощью интонации. Прочитайте последнюю строчку, выразив то чувство, которое вы испытываете. Итак, на примере этого необыкновенного стихотво- рения мы убедились, что правильно поставленные вопросы помо- гают разобраться даже в таком трудном тексте. можно сказать, что есть действующие лица. Есть информация - А что произошло? Если бы вам нужен был тематический заголовок, как бы вы расшифровали информацию в тематическом заголовке. Авторское отношение выражено? Подберите смысловой заголовок ( дать ва- рианты). Если мы подобрали заголовок, определили тему, основную мысль - то это текст. Включитесь в диалог с автором. Выделяем пять строчек - какие вопросы? Кто действует? Ка- кой он? Как себя ведет? Почему так себя ведет? /Посмотреть на разницу этих строчек/. Следующие семь строчек. Как мы догады- ваемся, что произошло что-то, что изменило события? Почему разные звуки слышит автор? Оценивается в последнем предложе- нии. Прочитать с разной интонацией /ирония, соболезнование, скрытый вопрос/. Какой заголовок вам кажется наиболее удач- ным? /дать авторский вариант/. Неравная борьба. Нарушитель спокойствия. Трагический слу- чай. На примере этого необычного стихотворения правильно поста- вить вопросы. Третье правило /оформить по опорным схемам/. А теперь посмотрите на этот красочный плакат, на котором я изобразила текст в виде ступенек, по которым мы сейчас спус- кались шаг за шагом. Попробуйте с помощью этого опорного ри- сунка ответить на вопрос: Что же нужно, чтобы стать "идеаль- ным" читателем? /Надо уметь задавать вопросы тематические, смысловые, прогнозирующие/. Пользуясь опорной схемой, сформулируйте третье правило общения с книгой. Веди ________________ Помни о ______________________
ЧАСТЬ 6.
Учителям,ведущим уроки риторики в 5 классе адресовано мето- дическое пособие Л.Г.Антоновой "Школьная риторика"./Ярос- лавль: ЯГПУ им. К,Д.Ушинского, 1994 - 78с./ Оно содержит примерную учебную программу, комплект заданий и упражнений к каждому учебному блоку программы; дидактичес- кие материалы для индивидуальной и коллективной работы на уроках риторики. От автора Данное методическое пособие адресовано учителям, которые вместе со своими учениками осваивают новый учебный предмет - Р и т о р и к у. В настоящее время существует несколько вариантов программ этого учебного курса. Мы предлагаем свой вариант перспектив- ной программы "ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА. 5-9 КЛАССЫ". Введение опре- деления "школьная" (риторика ) в названии курса позволяет подчеркнуть ориенти рованность курса на решение задач речево- го развития учащихся; познавательно-практический характер курса и его связь с конкретной практикой речевого общения школьников. Основное место в пособии занимают методические материалы к урокам риторики в 5 классе. Они представлены в соответствии с предложенными в программе тематическими блоками и имеют спе- циальные заставки: практикум по технике речи, коммуникативный практикум, и нтеллектуально-речевой практикум, практикум ра- боты с текстом. Предлагаемые методические материалы включают как конкрет- ный дидактический материал для упражнений, так и возможные варианты заданий, позволяющие формировать определенную группу коммуникативных умений. Предлагаются в пособии, как правило, коммуникативно-о риентированные задания, требующие от учени- ков выполнения упражнения с учетом предложенной ситуации об- щения, моделирования возможных вариантов речевого поведения. Все эти задания строятся на текстовой основе художественных произведений, адресованных детям, В пособии учитель найдет материалы для отсроченного, ито- гового контроля за формированием коммуникативных умений. В пособии предлагаются также образцы ученических работ, полу- ченные в ходе экспериментального обучения.
Автор пособия благодарит за оказанную помощь
в организации
экспериментальной работы по новой программе
учителей школ: