Понятие об этимологии

Урок-исследование

Цель урока:

  1. Познакомить с понятием этимология
  2. Научить работать с этимологическим словарём.
  3. Убедить в важности этимологического разбора слова для выяснения морфемного состава слова, его значения и правильного написания.

Ход урока

I. Создание мотивации изучения темы.

Вам надо сделать орфографический, морфемный и лексический разбор слов подлинный, подноготная. В каком порядке вы их будете выполнять, чтоб один вид разбора помогал сделать другой.
Возможные варианты работы:
1.Дети могут по-разному сделать морфемный разбор: с точки зрения современного и исторического членения слова на морфемы.
ПОДЛИНН - ЫЙ
ПОДНОГОТН - АЯ
ПО - ДЛИН - Н - ЫЙ
ПОД - НОГОТ - Н - АЯ
Спросим, почему так сделали морфемный разбор. (Исходили из значения слова в древности)
2.Может возникнуть трудность при орфографическом разборе слов. Спросим, что может помочь правильно написать слова. (Знания о том, что обозначали слова в Древней Руси.)
Таким образом выходим на новый вид разбора – этимологический.

II. Введение понятия этимология, этимологический анализ.

Этимология (гр. etymon – истина, основное значение слова + logos – учение) – это наука о происхождении слова.
Произвести этимологический анализ – значит исследовать происхождение слова. При этимологическом анализе привлекаются данные не только из истории русского языка, но и из истории народа, используются языковые факты близкородственных языков, диалектов. Этимологический анализ помогает выяснить древнее звучание слов, их морфемный состав и значение.

III. Знакомство с “Кратким этимологическим словарём” Н.М. Шанского, В.В. Иванова, Т.В. Шанской, со словарной статьёй словаря.

IV. Сообщения учеников.

1) Об этимологическом фонетическом анализе слов.
(по упр. №688. Сборник задач и упражнений. Русский язык. Практика. Учеб. пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений /Под ред. В.В. Бабайцевой.- М.: Просвещение, 1992)
Можете ли себе представить, что бык и пчела – слова родственные. Давайте проследим, как с течением времени может измениться (порой до неузнаваемости) облик слова.
Глагол букать у древних славян означал “мычать, реветь”, то есть издавать низкий, протяжный звук. В корне -бук- звук у мог произноситься долго. Впоследствии такой долгий у превратился в ы – получился бык. Но у мог произноситься и очень кратко и обозначался особой буквой –ъ(ером), как и другой краткий звук о. Отсюда второй “мычащий зверь” выглядел так: бъчела. Затем краткий у исчез и получилось бчела. Однако сочетания бч оказалось довольно трудным для произношения. Следовало, чтобы оба звука стали либо звонкими, либо глухими. Так и получилось: украинский язык выбрал первое – бджола, русский – второе – пчела. И действительно, бык и пчела похожи: упитанные и мычат, вернее, бучат.

Какие известные вам фонетические процессы изменили внешний облик слова пчела? Почему в слове бчела появилась буква П?
2)Первичное, прямое значение слова может быть восстановлено при изучении истории слова.
Почему новая строка в тексте называется красной?
Это название появилось в те времена, когда ещё не было книгопечатания и книги переписывались вручную.
В рукописных и старопечатных книгах красная строка была очень заметной, так как основной текст писали обычно чернилами (чёрной тушью), а начиная новую страницу или новую часть текста, писец рисовал сложный узор, выводил красной краской первую фигурную букву. В некоторых памятниках древнерусской письменности такие рисунки представляли собой яркие художественные миниатюры.
В современном русском языке отступ в начале строки называют или красной строкой, или абзацем.
3) Этимологический анализ помогает правильно написать слово.
Почему в слове аллея пишется ЛЛ?
Написание слова аллея передаёт орфографию своего французского первоисточника – allee – “проход, дорога”, которое унаследовало ЛЛ от своего “родителя” – глагола aller – “идти, проходить”.
Вывод: Для чего надо уметь производить этимологический разбор слова? (помогает выяснить древнее звучание слов, их морфемный состав и значение, помогает правильно написать слово).

V. Игра “Брейн-ринг”. (Класс делится на команды, предполагается работа со словарями.)

Вопросы к игре:
1)Правда ли, что слово врач образовалось от врать? (Образовано с помощью суффикса -ЧЬ от ВЬРАТИ, но в его старом, исконном значении “говорить”.)
2)Правда ли, что танкеры предназначены для перевозки танков? (Танкеры предназначены для перевозки жидких грузов, а танк – боевая бронемашина. Однако, с другой стороны, баки, в которых перевозятся жидкости, по-английски называются тоже танками.)
3)Правда ли, что астрономы - это специалисты по астрам? (Астрономы занимаются изучением небесных тел. Но, учитывая, что астра в переводе с греческого означает “звезда”, можно считать, что в этом предположении есть доля истины.)
4)Почему стол назвали столом? (Образовано от стьлати – “стать”. Первоначальное значение – “подстилка”, затем – “стул” и, наконец, “стол”.)
5)Имеет ли юг отношение к ужину? (Образовано с помощью суффикса -ИНЪ (совр. -ИН) от угъ – “юг, полдень”. Первоначальное значение слова ужин – “полдник”.)
6)Известно, что газель можно поймать, приручить, но можно ли её выучить наизусть? (Существительное газель, пришедшее к нам из французского языка, обозначает животное из группы антилоп. А газель, заимствованное из арабского, - это название особой стихотворной формы лирической поэзии у народов Востока.)
7)Почему мешок называют мешком? (Первоначально словом мешок называлось вместилище, изготовленное только из шкуры (меха) дикого зверя или домашнего животного.)
8)Есть ли что-то общее между глаголом знать и существительным знамя? (Слово знамя образовано от знати в значении “отличить, заметить”. Первоначальное значение – “отличительный знак, отметина”.)
9)Докажите, что в слове сердце должен быть непроизносимый согласный. (Исторически в слове сердце корень тот же, что и в слове середина, среда.)
10)Выскажите предположение, почему в слове печать надо писать букву Е. (Образовано с помощью суффикса –ТЬ от peketi (печати), являющегося производным к pekti – “печь”. Первоначальное значение – “выжженный знак”.)
11)Докажите, что в корне прилагательного голубой надо писать букву О. (Название цвету дано по окраске оперения шейки голубя.)
12)Выскажите предположения, почему в корне слова трава пишется буква А. (Образовано от трути – “тратить”. Трава – буквально “то, что тратится, потребляется, съедается.)
13)Связано ли существительное быльё со глаголом быть? (Быльё – “трава, былинки”. В диалектах слово быльё в этом значении встречается и сейчас. Первоначальное прямое значение фразеологизма быльём поросло – “заросло травой”. В современном языке фразеологизм имеет значение “давно забыто”.)

VI. Знакомство с понятиями ономастика и топонимика.

Ономастика (от гр. onomastikos – относящийся к имени) - раздел лексикологии, посвящённый изучению собственных имён.
Топонимика (от гр. topos – место, местность + onyma – имя.) – раздел лексикологии, посвященнрый изучению географических названий.

Домашнее задание:

1)Выяснить происхождение и значение своего имени и фамилии, обратившись к книгам:
Л. Успенского “Слово о словах. Ты и твоё имя”, В.А. Никонова “Словарь русских фамилий”,
А.В. Сусловой, А.В. Суперанской “О русских именах”.
2)Почему Волгу назвали Волгой? (В книге Н.М. Шанского “В мире слов”).
3)Подобрать один-два вопроса по этимологии для всего класса.

на предыдущую страницу