Трофимова О.В., доцент кафедры теории
и методики преподавания гуманитарных
дисциплин в средней школе ЯИРО

Особенности урока русского языка в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Урок – основная организационная форма обучения в общеобразовательной школе. Является таковым он и в дидактической системе Л.В. Занкова. Обучение проводится по учебному плану и, как обычно, сопровождается домашними заданиями. При этом урок в данной системе обучения благодаря новым дидактическим принципам (системность обучения,< ведущая роль теоретических знаний, обучение на высоком уровне трудности, предполагающее применение метода сравнения, осознание ребенком процесса обучения) имеет другие функции, приобретает иной характер и форма его организации.
Цели урока подчиняются не только сообщению учебного материала и проверке ЗУН, но развитию интеллектуальных, волевых, нравственных и эстетических чувств. В работу задействованы не отдельные учащиеся, а весь класс, общение на уроке организовано не в форме диалога “учитель – ученик”, а как полилог, основанный на самостоятельной мыследеятельности детей. Меняется соотношение удельного веса речи учащихся и учителя. От педагога требуется большое искусство, чтобы, сохранив ведущую роль учителя, обеспечить свободу самореализации ребенка, создать условия, при которых школьник не боялся бы высказывать свои пусть ещё не совсем зрелые мысли. Учитель становится как бы дирижёром, организующим подлинно творческую поисковую деятельность.
Методическая цель любого урока в системе развивающего обучения Л.В. Занкова – создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.
Эта цель на уроке русского языка может быть достигнута следующими путями.

I. Учитель создаёт проблемные ситуации, коллизии, содержанием которых является противоречие (между двумя фактами, новым фактом и старой теорией), а признаком – эмоциональное переживание (удивление, затруднение). Поиск решения проблемы представляет собой выдвижение и проверку гипотез. Выдвижение гипотез может быть одновременным или последовательным, а гипотеза – либо ошибочной, либо решающей. Данный этап завершается нахождением решения, то есть открытием (пониманием) нового знания. Приведём примеры возможных проблемных ситуаций на уроках русского языка.
1) –ть в инфинитиве глагола суффикс или окончание? (предъявить школьникам противоречивые факты, аргументировать их, достичь компромисса, примирить противоречия, познакомить с тем, как трактуют этот вопрос авторы учебников, по которым предстоит заниматься детям)
2) Проверьте работу ученика, которому надо расставить знаки препинания в предложениях. Что вы ему посоветуете?
Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
Рыбы говорят: рыболовы охотно идут на приманку.
(К уроку по теме “Понятие о синтаксисе и пунктуации”). Проблемная ситуация создаётся практическим заданием “на ошибку”. В результате её решения создаётся мотивация изучения данной темы, формируется мнение о важности умения правильно расставлять знаки препинания, так как нарушение правил пунктуации ведёт к неточности выражения мысли в письменной речи.
3) Сравните два предложения. Объясните пунктограммы. Чем объяснить различие в постановке знаков препинания?
Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков.
Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое всё: мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков.
(К уроку по теме “Обобщающие слова при однородных членах предложения”). Через сравнительный пунктуационный анализ предложений выйти на понятие “обобщающее слово при однородных членах”, рассмотреть варианты постановки знаков препинания при них.
4) В науке морфемы трактуются как значимые части слова. Как вы думаете почему? Обоснуйте ответ, взяв в качестве примеров слова тигрёнок, лисёнок, бусинка (к уроку по теме “Морфемика”). Через анализ лингвистического факта учащиеся приходят к выводу, что в корне заключается лексическое значение слова, в суффиксе – словообразовательное, в окончании – грамматическое, то есть каждая морфема имеет какое-либо значение.
5) Определить склонение существительных в данном тексте (в текст включить слово путь). При выполнении упражнения возникнет проблемная ситуация: к какому склонению отнести существительное путь, в результате решения которой будет введено понятие “разносклоняемое существительное” (к уроку по теме “Разносклоняемые существительные”).
6) Выяснить, от чего зависит написание суффиксов о-а в наречиях: справа, издалека, изредка, снова, добела; направо, наскоро, задолго, влево; извилисто, досрочно, избыточно, сноровисто. Составить схему, объясняющую выбор суффиксов.
7) Чем объяснить разное написание слов в предложениях?
По моему совету он пришёл. Всё решилось по-моему. (К уроку по теме “Дефис в наречиях”).

II. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, “ориентированной на пробуждение самостоятельной мысли и чувства ребенка”. В занковских классах активно используются все формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Фронтальная работа возможна при актуализации прежних знаний, являющихся опорой для изучения нового материала (например, вспомнить сравнительную степень прилагательных, её значение, формы для привлечения этих знаний к изучению новой темы “Сравнительная степень наречий”). Групповая работа может иметь целью выработать продуктивное решение, необходимое для понимания темы; высказать точку зрения на языковое явление, обосновать её; обеспечить долевое участие в решении вопроса, требующего большого количества времени урока. Например, при разграничении омонимов и сходных с ними языковых явлений предлагается следующая групповая работа.
Сопоставьте выделенные слова с точки зрения значения, произношения и написания, принадлежности к части речи. Свои наблюдения оформите в виде модели, обозначив в ней: произношение – П, написание – Н, часть речи – ЧР, значение –З.
1 группа. Простой трактора произошел по простой причине. Вследствие холодных утренних рос хлеб рос медленно.
2 группа. Соревнование переносится на другой день. – У боксера была перебита переносица. Замечательный плот соорудили ребята. – Плод тыквы был огромных размеров.
3 группа. В этот замок можно было попасть после того, как открыли тяжелый замок. Маленькие гвоздики были рассыпаны по полу. – Мы подарили маме красивые гвоздики.
4 группа. Нужно купить тетрадь в косую линейку. Свою линейку я отдал товарищу. В линейку запрягали двух вороных коней.
В результате групповой работы появляется запись в тетрадях детей.

Омонимы

Омофоны

Омографы

Омоформы

Многозначные слова

П=П
Н=Н
ЧР=ЧР
ЗЗ

П=П
НН
ЧР=илиЧР
ЗЗ

П П
Н=Н
ЧР=ЧР
З З

П=П
Н=Н
ЧР=илиЧР
ЗЗ

В одной или нескольких формах слов

П=П
Н=Н
ЧР=ЧР
ЗЗ
1®2

Значения не одина-ковы, а смысловая связь существует

Данная таблица – опорный материал для выполнения дальнейших упражнений по этой теме, например, детям предлагается определить, чем являются слова.
Везти – вести, орёл – Орёл, костный – косный, старожил – сторожил, плач – плачь, много белок – белок яйца, атлас – атлас, лист клена – лист тетради, держать под большим секретом – замок с секретом, стакан из стекла – вода стекла, мазать стены краской – мазать из ружья.
Индивидуальная работа организуется с учётом уровня обученности детей, их возможностей, интересов. Примеры индивидуальных домашних заданий, дающих возможность расширить знания, углубить их.
- Какое отношение имеет повелительное наклонение глагола к слову “пожалуйста”?
- Как образовалось это слово?
- Узнать, какие знаки препинания когда появились?
- Всегда ли в русском языке существовало два числа: единственное и множественное?
- Одинаково ли количество падежей в разных языках?
- Когда и в связи с чем в русском языке появились беглые гласные о и е?
- Как появились в языке безличные глаголы?
Эти задания предполагают самостоятельную работу учащихся с дополнительной лингвистической литературой, формируют навыки конспектирования, учат детей монологической речи. Выполнение индивидуальных заданий позволяет реализовать такие свойства дидактической системы Л.В. Занкова, как многогранность и вариантность.
Широко практикуются различные активные формы организации урока: ролевая игра, соревнование, путешествие, КВН, кроссворд и др.

Предлагаем материал к итоговому уроку по теме “Числительное” в форме заочной экскурсии по Ярославлю

Оборудование урока: карта – схема Ярославля, виды Ярославля, тексты.
Вместо слов “Классная работа” детям предлагается записать “Путевой лист экскурсовода (Ф.И. в род. П)”
Ход урока.
1.Выяснение значения, этимологии слова “экскурсия”.
2. Постановка цели урока: сегодня мы совершим заочную экскурсию по Ярославлю. Мы поговорим, о прошлом города, пройдём по современным улицам. И вы лишний раз убедитесь, что имя числительное – важная часть речи. Поскольку наша экскурсия образовательная, мы повторим изученное нами по теме “Имя числительное”.
3.Слово экскурсовода. (Этот и последующие тексты есть для каждого ученика.)
Ярославль по воле Ярослава Мудрого стал первым городом на берегах великой Волги. Сегодня ему более 985 лет. В 1010 году на Стрелке ростовский князь Ярослав Мудрый заложил город-крепость и назвал его своим именем - Ярославль. Первое упоминание о Ярославле в летописи "Повести временных лет" относится к 1071 году.
- Обратите внимание на числительные в этом тексте. Какую роль играют числительные в тексте? Может ли этот текст обойтись без числительных?
4. Фронтальная работа (теоретический материал о числительных).
5.Оформление путевых листов.


Числительное

Количественные


Порядковые

Целые

Дробные

Собирательные

Простые

 

 

 

 

Сложные

 

 

 

 

Составные

 

 

 

 

Сделайте первую запись. Встречающиеся в тексте словосочетания “сущ. + числ.” занесите в нужные графы таблицы, записав каждое числительное прописью.
- Как склоняются порядковые числительные? (устно просклонять числительное 1071-ый)
- Как склоняются количественные составные числительные? (один ученик склоняет числительное 985, класс оценивает работу)
6. Послушайте сведения о площади Ярославля.
В начале 19 века площадь, занимаемая городом, составляла 1000 гектаров, было 86 улиц. В 1910 году Ярославль занимал 1700 гектаров. Улиц было 160, площадей - 7. Общая площадь современного Ярославля составляет 17652 гектара, количество улиц, проездов, набережных достигло 950, общая протяженность их - 602 километра. В городе 15 площадей.
Площадь зеленых массивов и насаждений - 2950 гектаров. На каждого ярославца приходится 38,6 квадратных метров зеленых насаждений.
- Запишите в таблицу те числительные, в которых пишется “Ь” в середине (устно сказать правило).
- Просклоняйте числительные 602, 160, 86 (по вариантам).
- Какое числительное, кроме составных количественных есть в этом тексте? (дробное)
- Как склоняются дробные числительные? (устно просклонять)
7. Экскурсия продолжается – мы приближаемся к Волжской набережной.
Чтение текста.
Сооружение набережной на Волге относится к 18 столетию. При строительстве её израсходовали 17,5 тысяч кубометров булыжника, которые обязаны, были бесплатно доставлять по 4 кубометра все торговые суда, приходившие в Ярославль. Было завезено 113000 кубометров земли с левого берега и Нижнего острова, для чего потребовалось 838 судов и барж. Мосты, перекинутые над Волжским и Красным спусками, а также круглая беседка были построены в 40-е годы прошлого века.
- Найдите в тексте дробное числительное, запишите в таблицу.
- Запишите последнее предложение, определите синтаксическую роль числительных.
- Определите разряд числительных “к 18 столетию”, “в 40-е годы”.
- Какова особенность однокоренного количественного числительного, от которого образовалось порядковое “40-е”?
- Какие ещё числительные имеют только две формы?
- Сделайте морфологический разбор одного порядкового и одного количественного числительного из данного текста.
8.Путешествуем дальше.
Более полутора веков назад в Ярославле создаётся площадь для торговли скотом, дровами, сеном. Она получает название Сенной. В 1918 году площадь переименована в площадь Труда.
- Найдите в нём числительные, запишите их в нужную графу таблицы.
- Какова особенность числительного “полутора”?
9. О каких числительных мы еще сегодня не говорили? (собирательное)
- Как образуются собирательные числительные?
- Составьте словосочетания или предложения с собирательными числительными, выразив свои впечатления от экскурсии.
10. Игра. Назовите улицы, в названиях которых содержатся имена числительные. (18 марта, 8 марта, 905 года, 1–5 Портовая, 1-2 Железнодорожная, 1-2 Жилая).
- Чем от названия этих улиц отличаются такие, как Первомайский бульвар, Первомайская улица, улица Пятидесятилетия ВЛКСМ?
11. Заканчиваем путешествие в современном городе. Прочитайте текст и распределите в нём слова, имеющие количественное значение, по частям речи (сущ., прил., глаг., числ.).
Заканчивается двадцатое столетие. Ярославль изменил свой облик.
На смену одноэтажным и двухэтажным домам пришли девятиэтажные и двенадцатиэтажные современные здания. По сравнению с 60-ми годами утроилась численность населения. Во много раз увеличилась и сеть городского транспорта. За проезд в трамвае до 1986 года ярославцы платили 3 копейки, на проезд в троллейбусе давал право четырёхкопеечный билет. За пятак можно было проехать по автобусному маршруту. До 1998 действовала единая такса на все виды транспорта - 1000 рублей или тысячерублевый талон.
12. Последняя запись в путевом листе – словарный диктант.
Километр, миллион, площадь, фонтан, транспорт, троллейбус, трамвай, автобус, фонари, проспект, аллея, маршрут и др.
Домашнее задание: составьте текст-миниатюру о достопримечательностях нашего города, употребив в нём числительные.

III. Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, в более подготовленном классе можно планировать и целую тему, и весь курс русского языка (см. Трофимова О.В. Реализация принципов развивающего обучения Л.В. Занкова на уроках русского языка в средней школе./Традиции и новации в cовременном образовании. - Ярославль, 1999,с.62).
Цель урока планирования – наметить ход, способы, этапы учебной деятельности, поставить учебные задачи, которые предстоит решить на следующих уроках. Так, например, при решении проблемы “Как и почему меняется словарный состав языка?” дети путем планирования материала ставят для себя учебные задачи. Учитель предлагает учащимся конкретные вопросы, а они, пытаясь на них ответить, выясняют, что еще не знают, и записывают общие формулировки, которые становятся пунктами плана.

Примерные вопросы учителя

Запись учащихся

1. Можно ли утверждать, что слова “врач”, “дорога”, “абажур”, “штык” русского происхождения?
2. Что означает слово “карета” и почему не используется сейчас?
3. Как, когда и в связи с чем появилось слово “луноход”?
4. Почему люди на Севере называют белку векшей, а крольчиху на Дону– трусихой?
5. Кто в своей речи использует слова “пинцет”, “скальпель”?
1. Из каких языков пришли слова в русский язык?
2. По каким причинам слова уходят из языка и как они называются?
3. В связи с чем в языке появляются слова? Как они называются?
4. Почему жители разных областей называют одно и то же по-разному?
5. Какие слова используют представители разных профессий?

Далее учитель предлагает перечитать запись и подумать, что же они узнают, когда ответят на все эти вопросы. В ходе коллективного обсуждения дети делают вывод и записывают его перед вопросами: происхождение и употребление слов в русском языке – таким образом планируя материал на несколько уроков вперед.

IV. Учитель использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного задания. Это способствует созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в уроке. При изучении темы “Словосочетания подчинительные и сочинительные” ребёнок вправе выбрать одно из следующих заданий.
1)Найти словосочетания.
Свежим утром, бежать на зарядку, летел и крутился, лист крутился, на мокрой террасе, по дороге.
2)Найти словосочетания, определить их вид.
Резкого ветра, от тучи, налетел ветер, закружил и разбросал, разбросал листья, к дремучему лесу.
3)Выписать словосочетания из предложения.
Иней выпал на рассвете, хрупко лежал на земле и долго не таял.
4)При выполнении задания “Выпишите словосочетания из предложения” ученик допустил ошибку. Найдите её.
Тёплый ветер пролетает над полями и поднимает цветочную пыль.
а)тёплый ветер,
б)пролетает над полями,
в)пролетает и поднимает,
г)поднимает пыль,
д)цветочную пыль,
е)ветер пролетает.
К заданию третьему и четвёртому можно предложить дополнительное задание “Определите вид словосочетаний”.
При изучении темы “Корень слова” на одинаковом для всех учащихся дидактическом материале им предлагается выбрать задание и выполнить его.
1)Горе, нагорный, горевать.
2)Вода, водяной, водить.
3)Переносить, переносица, носовой.
4)Речонка, речь, заречье.
5)Морской, морить, моряк.
Задания:
1)Списать цепочки слов, обозначить корень.
2)Списать цепочки слов, найти “третье лишнее”, продолжить ряд однокоренных слов.
3)Подобрать к “третьим лишним” однокоренные слова, обозначить в них все морфемы.
4)Сформулировать задание к данному дидактическому материалу. Подготовить карточку для самопроверки.

Чтобы способствовать развитию мыслительной деятельности каждого учащегося, учитель для решения проблемных вопросов может предлагать затрудняющимся учащимся вариативные инструкции, причём дифференцированные. Дифференцированная методика предполагает оказание дозированной помощи учащимся путём предъявления одного и того же по содержанию задания по двум-трём разновидностям инструкции и переход от более трудной формулировки к менее трудной.
Задание: “Как связаны между собой выделенные слова в данном тексте?
Удивительно не то, что добрый человек в каждом человеке ищет доброе, а злой – злое. Удивительно, что оба находят. (Ц. Меламед)
Если учащийся не может выполнить задание сразу, он поднимает руку и просит помощь в виде инструкции №1 (или карточки №1).
Карточка №1
1)Посмотри, как связаны слова “добрый” и “доброе”, “злой” и “злое” с точки зрения словообразования.
2)Рассмотри, как связаны слова “добрый” и “злой”, “доброе” и “злое” по лексическому значению.
Если учащийся и дальше затрудняется выполнить задание, то он просит карточку №2.
Карточка №2
1)Слова “добрый” и “доброе”, “злой” и “злое” связаны по словообразованию: второе образовано от первого. А каким способом?
2)Слова “добрый” и “злой”, “доброе” и “злое” противоположны по значению. Как они называются?
В случае дальнейшего затруднения учащийся может попросить карточку №3. Эту же карточку могут взять и “сильные” ребята, справившиеся раньше других с заданием. По ней они осуществляют самоконтроль.
Карточка №3
1)Слово “доброе” является существительным, оно образовано путём перехода одной части речи в другую: из прилагательного в существительное. При этом переходе род для слова становится постоянным морфологическим признаком. Прилагательное “добрый” изменяется по родам: добрый – доброе, добрая. Слово “злое” - …
2)Слова “добрый” и “злой” противоположны по значению, являются антонимами. Слова “доброе” и “злое” - …
Путём последовательного изменения инструкции достигается проявление той меры самостоятельности, которая в данный момент возможна для ученика. Такой переход от трудных к лёгким условиям решения лингвистической задачи является основным дидактическим условием эффективного влияния данного задания на развитие мыслительной деятельности учащегося. Именно при этом условии обеспечивается соединение обучающей, воспитывающей и контролирующей функции задания.

V. Учитель поощряет стремление ученика находить свой способ работы (решение учебной задачи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные. Так, пятиклассники в связи с повторением сведений о глаголе, полученных в начальной школе, предлагают способ действия, как определить неопределённую форму по разным личным формам глагола:
1)Назвать глагол.
2)Поставить вопрос к нему.
3)Задать тот же вопрос в неопределённой форме.
4)Назвать неопределённую форму.
На каждом уроке возникает вопрос: что и как делать?
- Как определить гласную в безударном личном окончании глагола?
- Как отличить подлежащее от дополнения?
- Как отличить слово категории состояния от наречия?
- Как различить сравнительную степень прилагательных, наречий, слов состояния?
- От каких условий зависит выбор гласных в чередующихся корнях?
- Как отличить производный предлог от омонимичных форм существительного, деепричастия, наречия?
Учителю надо не торопиться с навязыванием детям своего решения проблемы, своего способа действия, а стремиться к тому, чтобы ученик не только усвоил новый материал, но и овладел способом его применения, сделал самостоятельные выводы. Открытый самим учеником способ действия запоминается им надолго

VI. На развитие учащихся влияет только их интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием. Для системы Л.В. Занкова характерен путь познания – “от учеников”. “Идти от учеников” – это значит организовать и направлять коллективный поиск. Цель урока, сформулированная учителем, не всегда становится целью самих учащихся. Поэтому важный момент урока – создание мотивации учения, постановка цели познавательной деятельности учеников. Только в этом случае цель, воспринимаемая как проблема, которая,будучи реально объектной, для ребёнка выступает как субьективная. Встречающееся на уроке незнание не расстраивает ученика, а мобилизует волю, мысли на решение возникшей учебной задачи. Так, при изучении темы “Слова состояния” (в традиционном учебнике этот материал отдельной темой не выделен, отсюда неразличение наречия и слов состояния, что затрудняет понимание темы “Безличное предложение” думающими детьми. У них поневоле возникает вопрос о том, может ли наречие являться сказуемым) учитель, организуя ход познания “от учеников”, предлагает определить части речи и члены предложения в следующих примерах.
1)Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка.
2)И тяжело Нева дышала,
Как с битвы прибежавший конь.
3)“Эй, пошёл, ямщик!” - “Нет мочи:
Коням, барин, тяжело…”
Первые два предложения затруднений не вызывают. Определив, что в третьем примере второе предложение состоит из двух безличных, так как в них нет и не может быть подлежащего, а интересующее нас слово тяжело является сказуемым, учащиеся задумываются: а какая же это часть речи. Рассмотрев несколько гипотез, дети приходят к мнению, что в слове тяжело в третьем примере одновременно сочетаются признаки прилагательного (оно сказуемое) и признаки наречия (оно не изменяется). Учитель сообщает, что Л.В. Щерба, открыв эту часть речи, назвал её “словами категории состояния”, отличающимися особым значением и свойствами: неизменяемостью и синтаксическою ролью сказуемого безличного предложения. Учитель стимулирует учащихся к высказыванию и аргументации своей точки зрения, поощряет не только конечный результат (правильно – неправильно), но и процесс деятельности ученика, имеющей преобразующий характер. Учащиеся наблюдают, сравнивают, выясняют закономерности, делают выводы. Такая деятельность захватывает всю личность, напрягаются ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства – удовлетворение от сделанной работы.

VII. В системе Л.В. Занкова иной характер заданий, предлагаемых ученику. Упражнения должны давать пищу для ума, поэтому ученикам не только предлагаются задания типа “списать, вставить пропущенные буквы”, “расставить знаки препинания”. Преобладают задания, которые от учащихся требуют размышления – с чего целесообразней начать работу, какое правило объединяет всё задание, чем отличаются упражнения от выполненных накануне.

VIII. Учителю в занковском классе следует отказаться от традиционной структуры урока: опрос, объяснение, закрепление. Урок в развивающем обучении отличается гибкой структурой. Он может начаться с совершенно нового для учащихся вопроса, связь которого с прежним своим опытом учащиеся осознают самостоятельно или с постепенным нарастанием меры помощи со стороны учителя. Начало урока может быть неожиданным, сразу включающим учащихся в активную умственную деятельность, захватывающую их эмоционально (кроссворд, вводящий новое понятие; игра, например, “Корректор”, “Третий лишний”; мотивационная проблемная ситуация и др.). Развёртываться урок может в виде учебного диалога как постепенное углубление в тему, чему способствует привлечение материала как из пройденных, так и из непройденных тем. Учителю надо помнить, что главное в учебном диалоге не только выдвижение гипотез, но и их доказательство (без доказательств знания усваиваются формально, непрочно, происходит запоминание без понимания). В занковских классах для учителя важна не “гладкость” урока, когда ученики безошибочно отвечают на задаваемые учителем вопросы, а естественный процесс развёртывания познания – с его ошибками, эмоциями удовольствия, радости, огорчения, смущения и др.

IX. На уроке каждый ребёнок проводит рефлексию – оценку собственных деятельностных усилий и приобретённых знаний. Отрабатывая, например, тему “Правописание Ь в разных частях речи ученики пишут словарный диктант, позволяющий провести рефлексию. Детям предлагается записать слова в три столбика:
1)знаю, почему надо писать Ь,
2)знаю, почему Ь писать не надо,
3)не знаю, надо писать Ь или нет.
Способствуют формированию рефлексии следующие упражнения:
1)Задания, выявляющие способность ученика к “орфографическому” чтению и помогающие становлению “природной” грамотности.
2)Упражнения на списывание с дополнительными заданиями (обнаруживает сформированность основных умений по орфографии)
3)Упражнения по созданию и анализу алгоритмов как упражнения, призванные научить планировать свою деятельность по осознанию способа действия, осуществлять “пошаговый” контроль за своими действиями:
- проанализировать готовый алгоритм,
- составить собственный алгоритм (таблицу, схему),
- определить, к каким правилам относится алгоритм (таблица, схема),
- закончить (восстановить) алгоритм (таблицу, схему).

X. В целях предоставления широких возможностей для индивидуального развития каждого школьника практикуются домашние задания, носящие вариативный характер. Они способствуют выявлению интересов, увлечений учеников, выявляют уровень притязаний школьников (выпишет предложение или составит сам), предоставляют широкий простор для развития образного и логического мышления, наблюдательности, способности соотнести теоретические знания с их практическим воплощением. По желанию учащихся им можно предлагать выполнение работ творческого характера (написание лингвистической сказки, стихотворения с целью лучшего запоминания правила, составление кроссворда, подбор дидактического материала, упражнений для одноклассников и др.).
Таким образом, урок, благодаря богатому содержанию, методам, ориентированным на пробуждение самостоятельной мысли и чувства ребёнка, характеру взаимоотношений между учителем и учащимися, может приобрести черты нестандартности, яркости, мобильности.

Литература

1. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения./“Школа 2100”. Образовательная программа и пути её реализации./Под ред. А.А. Леонтьева. Выпуск 3. – М., “Баласс”, 1999.
2. Репкин В.В. Развивающее обучение языку и проблемам орфографической грамотности./Вестник Международной Ассоциации “Развивающее Обучение”. – Москва-Рига, 1996, №1.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
4. Трофимова О.В. Реализация принципов развивающего обучения Л.В. Занкова на уроках русского языка в средней школе./Традиции и новации в современном образовании. – Ярославль, 1999.


Начало   Возврат   Дистанционная поддержка   
Комментарии и предложения можно присылать по адресу rcnit@iro.yar.ru