Введение

Каждого учителя всегда волновали вопросы: как учить без принуждения, как развивать у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным, желанным. Решить данные вопросы позволяет система развивающего обучения Л.В. Занкова, отличительными принципами которой являются системность обучения, ведущая роль теоретических знаний, обучение на высоком уровне трудности, предполагающее применение метода сравнения, осознание ребёнком процесса обучения 1.

Представленные в первой части пособия развёрнутые планы уроков составлены с учётом принципов дидактической системы Л.В. Занкова и предназначены для творческого их использования.

Ввиду отсутствия учебника для учащихся, работающих в системе развивающего обучения Л.В. Занкова, данные разработки уроков подготовлены с опорой на программу и учебный комплекс по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой. Однако они могут быть использованы в работе по учебникам авторских коллективов, руководимых Т.А. Ладыженской, М.М. Разумовской, в той мере, в какой содержание параллельных программ и учебников позволяет это.

Программный материал2 дополнен темами “Паронимы”, “Виды омонимии”, “Понятие об этимологии”, изучение которых способствует совершенствованию речевой культуры школьников, развитию теоретического мышления. Сведения о разновидностях омонимов: омографах, омофонах, омоформах – способствуют лучшему осмыслению грамматики, фонетики, взаимосвязи между фонетикой и лексикой, грамматикой и лексикой. Практическое знакомство с паронимами предупреждает наиболее распространенную лексическую ошибку в письменных работах учащихся – смешение паронимов и ошибочное употребление их. Сведения об этимологии слов формируют навык работы со справочной литературой. Умение производить этимологический разбор слова помогает учащимся выяснить древнее звучание слов, их морфемный состав и значение, помогает правильно написать слово.

В пособии не все темы доведены до поурочной структуры. По темам “Слова общеупотребительные и ограниченные сферой употребления”, “Архаизмы и неологизмы”, “Заимствованные слова” предлагается дидактический материал. Вторая часть пособия содержит дополнительный к урокам материал, который учитель может по своему усмотрению использовать и как основной (для постановки учебной задачи, результатом решения которой является новое знание, отработки найденного способа действия и других целей), и как средство для организации индивидуальной, самостоятельной работы учащихся. Многие задания составлены с учетом текстоцентрического подхода к преподаванию русского языка.

Данное пособие поможет организовать обучение русскому языку на мотивационной основе. Эффективным является обучение, когда цель, поставленная учителем, становится целью самих учащихся. Процесс познания происходит более активно и глубоко. Стремление разобраться в каком-либо вопросе побуждает учащихся к исследовательской работе. Поэтому во многие уроки включён лингвистический эксперимент, развивающий не только мышление, но и языковое чутьё. Один из приёмов создания мотивации изучения темы – приём “открытия детьми темы”, опирающийся на психологические особенности детского восприятия, на естественное желание разгадать загадку, поставленную в интересной форме; ответить на вопрос, возникший в ходе учебного диалога; увидеть незнакомое в тексте и попытаться самостоятельно разобраться в нём. Главное не давать детям знания в готовом виде. На уроках возможна организация групповой работы, работы в парах, направленной на открытие нового знания.

Чтобы учение было посильным всем детям, используются разноуровневые задания на уроке и в качестве домашнего задания, разноуровневые контрольные работы, карточки дозированной помощи. Являясь личностно ориентированной, дидактическая система Л.В. Занкова предполагает индивидуальные домашние задания с учетом интересов, возможностей, желания учащихся. Учитель предоставляет детям возможность выбирать содержание и форму домашнего задания.

Учителю на уроке отводится роль соучастника диалога, полилога, способного к импровизации, умеющего быстро отреагировать на возможные версии; друга, которому можно доверить даже сомнительную гипотезу, для которого ход рассуждений так интересен и нов, сколько он интересен и нов для учащихся.

Все представленные уроки апробированы.


1 См. подробнее. Занков Л.В. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975.Трофимова О.В. Реализация принципов развивающего обучения Л.В. Занкова на уроках русского языка в средней школе // Традиции и новации в современном образовании. Ярославль, 1999.

2 Купалова А.Ю. Ориентировочное планирование по русскому языку для V класса на основе учебного комплекса под редакцией В.В. Бабайцевой // Русский язык в школе, 1997, №6; 1998 №1.

на предыдущую страницу