НЕЗАВИСИМЫЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР
"РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ"
РУССКИЙ ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ. 7 - 8 КЛАСС
Примерное поурочное планирование
№ п/п |
Тема |
Колич. часов |
Материал для работы |
|
Введение (10 часов) |
||||
1 | Слово как грамматическая единица языка. Роль грамматических значений в языке. | 1 |
Учебник В.В. Репкина, 6 класс, § 67, 68 |
|
2 | Слово и словоформа. Слово как система словоформ. Начальная форма слова. Грамматические значения словоформы. Полная и частная парадигмы. | 2 |
§ 69, 70 | |
3 | Грамматическое значение и грамматическая категория. Словоизменительные и словоразличительные грамматические категории. | 2 |
§ 71 | |
4 | Грамматические классы слов. Части речи как основные грамматические классы слов. Принцип выделения частей речи (на примере имени существительного и имени прилагательного). Общее (частеречное) значение слова и средства его выражения. | 2 |
§ 72 | |
5 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 |
§ 73 | |
6 | Место местоимений в системе частей речи. | 1 |
§ 73 | |
7 | Проблема отношения к частям речи вводных слов и междометий. | 1 |
§ 73 | |
Служебные
части речи (26 часов) |
||||
1 | Предлог как дополнительное средство выражения грамматической зависимости имени существительного (имени числительного) от других слов. Выражение с помощью предлогов разных отношений (пространственных, временных, причинных, и т.д.). Употребление предлогов с падежами. | 2 |
§ 74, 75 | |
2 | Производные предлоги и их употребление. Правописание производных предлогов. | 3 |
§ 76 | |
Союзы (10 часов) |
||||
1 | Понятие о союзах как части речи, выражающей связи между однородными словами в предложении или между частями сложного предложения. Сочинительные и подчинительные союзы. | 2 |
§ 78 | |
2 | Смысловые отношения между словами (частями сложного предложения), выражаемые с помощью сочинительных союзов (соединительные, противительные, разделительные, сопоставительные). Понятие о сложносочиненном предложении. Знаки препинания в предложениях с сочинительными союзами (систематизация). | 2 |
§ 78 | |
3 | Смысловые отношения между частями сложного предложения, выражаемые с помощью подчинительных союзов (временные, причинные и т.д.). Изъяснительные союзы как особый тип подчинительных союзов. Сложноподчиненные предложения и их основные виды. | 3 |
§ 78 | |
4 | Простые и составные союзы. | 1 |
§ 79 | |
5 | Особенности правописания союзов. | 2 |
§ 79 | |
Частицы (6 часов) |
||||
1 | Понятие о частице как части речи, вносящей дополнительные смысловые оттенки в высказывание. Разряды частиц (модальные и отрицательные). Синтаксическая роль частиц. | 2 |
§ 80,81 | |
2 | Правописание частиц. | 2 |
§ 82 | |
3 | Частицы не и ни и омонимичные приставки. | 2 |
§ 83 | |
Связочные слова (2 часа) |
||||
1 | Понятие о связочных словах (слова, выражающие грамматическую связь между подлежащим и сказуемым, выраженным именами или наречиями). Глагольная связка быть. Связочные слова как неоформившаяся часть речи. | 2 |
§ 84 | |
Междометия (3 часа) |
||||
1 | Роль междометий в языке. Положение междометий в системе частей речи. | 1 |
§ 85 | |
2 | Употребление полнозначных слов в роли междометий. | 1 |
§ 85 | |
3 | Пунктуация в предложениях с междометиями. | 1 |
§ 85 | |
Самостоятельные
части речи |
||||
1 | Общее грамматическое значение глагола (обозначение процессуальных признаков), его сходство и различие с общим грамматическим значением прилагательного. Грамматические категории глагола. Парадигма глагола. Синтаксическая роль глагола. | 2 |
Учебник В.В. Репкина, 7-8 класс, § 2-6 |
|
2 | Грамматическая характеристика инфинитива. Наличие в инфинитиве значений вида и залога. Отсутствие значений наклонения, времени, лица (рода) и числа. Окончание инфинитива как морф, указывающий на отсутствие словоизменительных категорий. Нулевое окончание инфинитива. | 2 |
§ 7 | |
3 | Основы инфинитива и настоящего времени. Формообразовательные классы глаголов (общее представление). Глаголы, с усекаемыми и неусекасмыми основами. | 2 |
§ 8 | |
4 | Правописание инфинитива. | 2 |
§ 9 | |
5 | Грамматическое значение залога (указание на направленность действия на предмет, названный подлежащим). Глаголы действительного и страдательного залога. Залоговая пара. Постфикс -ся как средство выражения значения залога. | 2 |
§ 10 | |
6 | Многозначность постфикса -ся. Возвратные глаголы. | 1 |
§ 10 | |
7 | Переходные и непереходные глаголы. | 2 |
§ 11 | |
8 | Категория залога в причастиях. Действительные и страдательные причастия.. | 2 |
§ 12 | |
9 | Полные и краткие страдательные причастия. Синтаксическая роль кратких причастий. | 2 |
§ 12 | |
10 | Грамматическое значение вида (указание на ограниченность / неограниченность действия во времени). Глаголы совершенного и несовершенного вида, различия в их лексической сочетаемости. | 1 |
§ 13 | |
11 | Формы времени как средство выражения значения вида. | 1 |
§ 13 | |
12 | Различия в строении основы у глаголов совершенного и несовершенного вида. Видовая пара. Двувидовые глаголы. Связь значения вида с лексическим значением слова. Вид как словоразличительная категория. | 2 |
§ 14 | |
13 | Маркированная и немаркированная форма вида. Общее понятие о маркированных (немаркированных) грамматических формах. Совершенный вид как маркированная форма. Немаркированность несовершенного вида. Значение маркированности/ немаркированности грамматических форм для их употребления в речи (наблюдения). | 2 |
§ 15 | |
14 | Значение вида у причастий и деепричастий. Проявление значения вида в формах времени причастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида (способы образования). | 2 |
§ 16 | |
15 | Значение времени (указание на отношение действия к моменту речи). Три формы времени. Маркированные (прошедшее и будущее) и немаркированная (настоящее) формы времени, особенности их употребления в речи. | 2 |
§ 17 | |
16 | Немаркированная форма времени у глаголов совершенного вида. | 1 |
§ 18 | |
17 | Прошедшее время, его значение и особенности формы. Отсутствие значения лица в формах прошедшего времени. Роль форм рода и числа. Нулевые аффиксы в формах прошедшего времени. Чередование фонем и смещение ударения при образовании форм прошедшего времени. | 2 |
§ 19 | |
18 | Особые формы прошедшего времени (наблюдения). | 1 |
§ 20 | |
19 | Будущее время, его значение и особенности формы. Отсутствие специальной (маркированной) формы будущего времени у глаголов совершенного вида. | 2 |
§ 21 | |
20 | Настоящее время, его значение и особенности формы. | 1 |
§ 22 | |
21 | Стилистически окрашенное употребление формы настоящего времени. | 1 |
§ 23 | |
22 | Формы времени причастий. | 4 |
§ 24 | |
23 | Грамматическое значение наклонения (указание на реальность/нереальность действия). Три наклонения глагола. Сходство и различие между условным и повелительным наклонениями. | 3 |
§ 25 | |
24 | Сослагательное наклонение, особенности его формы. | 1 |
§ 26 | |
25 | Повелительное наклонение. Особые формы повелительного наклонения. | 2 |
§ 27 | |
26 | Правописание повелительного наклонения. | 2 |
§ 28 | |
27 | Употребление других форм глагола в значении повелительного наклонения. Употребление форм повелительного наклонения в значении сослагательного. | 1 |
§ 29 | |
28 | Грамматическое значение лица. Формы лица. Два набора личных окончаний. | 1 |
§ 30, 31 | |
29 | Суффиксы причастий у глаголов 1-го и 2-го спряжений. | 2 |
§ 31 | |
30 | Правописание личных окончаний глаголов. Определение типа спряжения по особенностям основы инфинитива. | 1 |
§ 32 | |
31 | Особые значения форм лица. | 2 |
§ 33 | |
32 | Безличные глаголы, особенности их значения и парадигмы. | 2 |
§ 34 | |
33 | Классификация односоставных предложений (личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные). | 2 |
||
34 | Предикативные и непредикативные формы глагола. | 1 |
§ 35 | |
35 | "Полупредикативность" причастий и деепричастий (наличие значения времени). | 1 |
§ 35 | |
36 | Причастные и деепричастные обороты. | 1 |
§ 35 | |
37 | Причастие как форма глагола, обозначающая второстепенное действие, равноправное по смыслу с действием, обозначенным предикативной формой. Зависимость падежной формы причастия от существительного, обозначающего носителя действия. | 1 |
§ 36 | |
38 | Основное (определительное) значение причастия (причастного оборота).Полупредикативность причастного оборота, стоящего после определяемого существительного. Отсутствие полупредикативного значения у препозитивного причастного оборота. | 2 |
§ 36 | |
39 | Случаи наличия полупредикативного значения у причастных оборотов в препозиции (замена придаточных причины и уступки). | 1 |
§ 36 | |
40 | Полупредикативность причастий, относящихся к местоимениям. | 1 |
§ 36 | |
41 | Зависимость дополнительного действия, обозначенного деепричастием от действия, обозначенного предикативной формой глагола. Полупредикативный характер деепричастий и деепричастных оборотов. | 2 |
§ 36 | |
42 | Грамматические значения причастий и способы их выражения. Грамматические значения, указывающие на носителя действия (род, число, падеж). Грамматические значения, характеризующие действие (вид, залог, время). | 1 |
§ 37 | |
43 | Наличие кратких форм у страдательных причастии. Синтаксическая роль страдательных причастий. Способы построения активных и пассивных оборотов в русском языке. | 1 |
§ 37 | |
44 | Значение времени у причастий. Средства его выражения. | 1 |
§ 37 | |
45 | Правописание страдательных причастий прошедшего времени. | 2 |
§ 38 | |
46 | Переход причастий в прилагательные и существительные. | 1 |
§ 39 | |
47 | Правописание не- с причастиями. | 2 |
§ 40 | |
48 | Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях. | 2 |
§ 41 | |
49 | Грамматические значения деепричастия и способы их выражения. | 1 |
§ 42 | |
50 | Наречия, соотносимые с деепричастиями. | 1 |
§ 43 | |
51 | Система грамматических форм глагола. | 1 |
§ 44 | |
52 | Глаголы, производные от существительных и прилагательных | 1 |
§ 45 | |
53 | Глаголы, производные от глаголов. | 2 |
§ 45 | |
Имя существительное (30 часов) |
||||
1 | Общая характеристика имени существительного. Общее грамматическое значение существительного. Грамматические категории существительного. Синтаксические функции существительного. | 2 |
§ 46 | |
2 | Род существительных. | 1 |
§ 47 | |
3 | Существительные общего рода. | 1 |
§ 48 | |
4 | Средства выражения значения рода существительных. | 2 |
§ 49 | |
5 | Значение числа у существительных. | 1 |
§ 50 | |
6 | Существительные, имеющие одну форму числа. | 1 |
§ 51 | |
7 | Выражение значения числа у несклоняемых существительных. | 1 |
||
8 | Значение падежа у существительных. Предлог как дополнительное средство выражения падежного значения. Омонимия и синонимия падежных форм. Основные значения падежных форм. Многозначность падежных форм. Падежные значения, выражаемые с помощью предлогов. | 2 |
§ 52 | |
9 | Дополнительные падежи существительных (местный, звательный). | 1 |
§ 52 | |
10 | Типы склонения существительных. Разносклоняемые существительные. Фонемные и нефонемные написания в падежных окончаниях существительных. | 2 |
§ 53 | |
11 | Особенности падежных форм множественного числа. | 2 |
§ 54 | |
12 | Несклоняемые существительные. | 1 |
§ 55 | |
13 | Категория одушевленности/неодушевленности. | 2 |
§ 56 | |
14 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 |
§ 57 | |
15 | Суффиксальный способ образования существительных. | 1 |
§ 58 | |
16 | Правописание суффиксов существительных. | 2 |
§ 59 | |
17 | Другие способы образования существительных. | 1 |
§ 60 | |
18 | Правописание сложных существительных с пол-. | 2 |
§ 60 | |
19 | Образование существительных путем субстантивации прилагательных и причастий. | 2 |
§ 60 | |
Местоимение (11 часов) |
||||
1 | Невозможность объединения местоименных слов в одну часть речи. Местоимение как особая часть речи. Грамматические категории местоимения | 2 |
§ 61, 62 | |
2 | Личные местоимения. | 2 |
§ 63 | |
3 | Возвратное местоимение, особенности его парадигмы. | 1 |
§ 63 | |
4 | Вопросительные местоимения. | 1 |
§ 64 | |
5 | Отрицательные местоимения. | 1 |
§ 64 | |
6 | Неопределенные местоимения. | 2 |
§ 64 | |
7 | Синтаксические функции местоимении. | 1 |
||
8 | Морфологичекий разбор местоимения. | 1 |
||
Имя прилагательное (28 часов) |
||||
1 | Общее грамматическое значение прилагательного (непроцессуальньшй признак предмета), его сравнение с общим грамматическим значением глагола. Словоизменительные значения рода, числа и падежа. Категория сравнительной степени (общее представление). Наличие у некоторых прилагательных полной и краткой формы. Синтаксическая роль прилагательных. | 2 |
§ 66 | |
2 | Род, число и падеж прилагательных. Отличие этих категорий от одноименных категорий существительного. Противопоставленность форм рода, числа и падежа. Типы склонения прилагательных. Правописание падежных окончаний прилагательных. | 2 |
§ 67 | |
3 | Сравнительная степень прилагательного. Грамматическое значение сравнительной степени. Синтаксические конструкции со сравнительной степенью. Образование сравнительной степени. Вопрос о составе сравнительной степени и о превосходной степени прилагательных. | 3 |
§ 68 | |
4 | Полная и краткая формы прилагательных. Грамматические значения полных и кратких форм. Образование кратких форм. | 2 |
§ 69 | |
5 | Синтаксические функции полных и кратких форм. Особенности употребления полных и кратких форм в роли сказуемого. | 2 |
§ 69 | |
6 | Качественные и относительные прилагательные как лексико-грамматические разряды. Семантические и грамматические различия между ними. | 1 |
§ 70 | |
7 | Разряды относительных прилагательных. Особенности их образования. Употребление относительных прилагательных в значении качественных. | 2 |
§ 70 | |
8 | Местоименные прилагательные. Лексико-грамматические разряды местоименных прилагательных (указательные, определительные, притяжательные, вопросительные, отрицательные и неопределенные). Особенности их склонения и правописания. | 3 |
§ 71 | |
9 | Порядок морфологической характеристики прилагательного. | 1 |
§ 72 | |
10 | Словообразование прилагательных. Суффиксальный способ образования, правописание суффиксов прилагательных. | 4 |
§ 73 | |
11 | Префиксальный способ образования прилагательных. | 1 |
§ 74 | |
12 | Правописание не- с прилагательными. | 2 |
§ 74 | |
13 | Образование прилагательных путем сложения. Правописание сложных прилагательных. | 3 |
§ 75 | |
Имя числительное (9 часов) |
||||
1 | Общее грамматическое значение имени числительного. Грамматические категории имени числительного. Числительные и тематический класс счетных слов. Особенности сочетания числительных с существительными. | 2 |
§ 76, 77 | |
2 | Лексико-грамматические разряды числительных (числительные количественные и собирательные). 0пределенно-количественные и неопределенно-количественные числительные. Вопрос о порядковых числительных. | 2 |
§ 78 | |
3 | Простые, сложные и составные числительные. Простые непроизводные и производные числительные. Правописание производных и сложных числительных. | 2 |
§ 79 | |
4 | Типы склонения числительных. | 2 |
§ 80 | |
5 | Морфологическая характеристика числительного. | 1 |
||
Наречие (13 часов) |
||||
1 | Общая характеристика наречия. Общее грамматическое значение наречия, его сходство и различие с общим грамматическим значением глагола и прилагательного. Неизменяемость наречия как средство выражения его общего грамматического значения. Синтаксическая роль наречия. | 2 |
§ 81 | |
2 | Сравнительная степень наречия. Омонимичность форм сравнительной степени наречия и прилагательного, различие в их синтаксических функциях. | 2 |
§ 82 | |
3 | Местоименные наречия. Лексические разряды местоименных наречий (указательные, вопросительные, отрицательные, неопределенные), их правописание. | 2 |
§ 83 | |
4 | Словообразование наречий. Суффиксальный способ образования наречий- | 1 |
§ 84, 85 | |
5 | Префиксально-суффиксальный способ образования наречий. | 3 |
§ 86 | |
6 | Префиксальный способ образования наречий. Значение приставки не- в наречиях и ее правописание. | 3 |
§ 87 | |
Предикативы (З часа) |
||||
1 | Наличие в русском языке слов, способных выполнять в предложении только функцию сказуемого. Их сходство (неизменяемость) и различие (не обозначают признака действия) с наречиями. Сходство предикативов и наречий (существительных), выступающих в роли сказуемых в безличных предложениях. | 3 |
§ 88 | |
Модальные слова (2 часа) |
||||
1 | Наличие в русском языке слов, способных выполнять только функцию вводных слов в предложении. Их общее грамматическое значение (указание на субъективную Модальность высказывания). Отличие модальных слов от других частей речи, выступающих в роли вводных слов. | 2 |
§ 89 | |
Заключение. Слово как грамматическая единица языка (2 часа) |
||||
1 | Возможность рассмотрения слова с разных позиций. Слово как фонетическая единица языка. Слово как лексическая единица языка. Слово как словообразовательная единица языка. Слово как грамматическая единица языка. Грамматические значения слова и средства их выражения. Проявление грамматических свойств слова в предложении. Способность слова присоединять к себе другие слова и присоединяться к другим словам как свойства, характеризующие слово в качестве части речи. Многообразие частей речи. "Грамматические" и "неграмматические" части речи. | 2 |
§ 90 | |
Предложенный вариант примерного планирования изучения морфологического материала в 7-8 классах не включает уроки развития речи, уроки проведения контрольных работ и т.п. Эти уроки учитель должен учесть при собственном календарном планировании. |
Ответственный за публикацию:
Трофимова О.В., доцент кафедры теории и методики
преподавания гуманитарных дисциплин ЯрОИПК