Кабинет
русского языка и литературы
ИПК работников образования
рекомендует
для использования в работе
варианты примерного
планирования
учебного материала по
литературе.
- Примерное
планирование учебного
материала по литературе в 7
классе
- Авт.
Турьянская Б.И.
- 1 четверть
- Цель уроков
литературы в 7 классе - переход
от изучения отдельных
произведений к осознанию
своеобразия в позиции,
творчестве писателя.
- 1урок .
Введение. Изображение человека
как важнейшая задача
литературы. Личность автора,
его труд, его позиция и
авторское отношение к героям.
- Устное
народное творчество. Былины
- 2урок.
Исторические и художественные
основы былин. Былина "Вольга
и Микула Селянинович".
- 3урок.
Прославление мирного труда
человека-труженика. Образный
строй былины.
- 4урок. В/ч
Былина "Илья Муромец и
Соловей - разбойник".
Бескорыстное служение родине и
народу.
- Теория
литературы. Понятие о былине.
- Дополнительная
литература:
- 1) "Былины".
Книга для внеклассного чтения
5-7 кл. Составитель Ю.Г.Круглов
(серия "Школьная
библиотека"),
- М.,
"Просвещение", 1985 г.;
- 2) А.К. Толстой
"Курган", "Илья
Муромец", "Змей
Тугарин";
- 3) Владимир
Прокопьевич Аникин. "К
мудрости ступенька". М.,
Детская литература, 1988 г.
- 5 урок. Р/р.
Устное сочинение по картине
В.М. Васнецова "Богатыри".
Русские богатыри как выражение
национального представления о
героях. Дополнительный
материал: былины "Добрыня и
Змей", "Святогор и Илья
Муромец" и др.
- 6 урок.
Пословицы и поговорки как жанр
устного народного творчества.
- Русские
пословицы и поговорки,
поговорки народов мира.
- 7 урок.
Евангелие от Матфея. Великий
литературный памятник
человечества. Общая
характеристика книги.
- 8 урок.
История жизни и смерти Иисуса
Христа. "Нагорная
проповедь"-
сконцентрированное выражение
идей гуманизма. Причины
современного интереса к
христианству.
- 9 урок.
Владимир Мономах.
"Поучение". Духовный облик
Владимира Моно- маха (1053 -1125) -
одного из самых видных
государственных деятелей
Древней Руси.
- 10 урок.
Лаврентьевская летопись (1096г.),
включающая в себя сочинения
Владимира Мономаха. Принятие
христианства на Руси.
- 11 урок.
"Повесть о Петре и Февронии
Муромских". Нравственные
заветы Древней Руси.
- 12 урок.
Зачетный урок по темам уроков NN
1-11.
- 13 урок.
М.В.Ломоносов - Человек, Ученый,
Поэт. Знакомство с
произведениями М.В.Ломоносова:
"Ода на день восшествия...",
"К статуе Петра Великого",
"Случилось вместе два
астронома в пиру...".
- 14 урок.
Выражение научных, гражданских
взглядов Ломоносова в его
лирике. Уверенность Ломоносова
в будущем русской науки и ее
творцов, призыв к миру. Теория
литературы: ода.
- 15 урок.
Г.Р.Державин. Очерк жизни и
творчества. Знакомство с
отдельными лирическими
произведениями:
"Признание", "На
птичку", последние стихи
Державина. Своеобразие его
лирики.
- 16 урок.
Русская литература 19 века.
А.С.Пушкин "Полтава". Петр 1
в поэме "Полтава".
Сопоставление Петра I и Карла.
- 17 урок.
Интерес А.С.Пушкина к истории
России. Мастерство в
изображении Полтавской битвы,
прославление мужества и отваги
русских солдат. Работа с
фрагментами картины.
- 18 урок.
"Медный всадник". Деяния
Петра I. Петербург Пушкина.
- 19 урок.
А.Пушкин. "Песнь о вещем
Олеге". Художественное
воспроизведение быта и нравов
Древней Руси. Летописный
источник "Песни о вещем
Олеге".
- 20 урок.
Смысл сопоставления князя
Олега и волхва.
- 21 урок.
Основная мысль стихотворения.
Особенности композиции;
своеобразие языка
"Песни...".
- 22 урок. В/ч.
Баллады о Робин Гуде.
- 23 урок.
А.С.Пушкин. "Борис Годунов"
(сцена в Чудовом монастыре).
Образ летописца.
- 24 урок. В/ч.
А.С. Пушкин: "Маленькие
трагедии", "Скупой
рыцарь".Герои, проблемы,
характеры, композиция.
- 25 урок.
Контрольное сочинение по
произведениям А.С.Пушкина.
Рыцарь и рыцарство в понимании
А.С.Пушкина.
- 26 урок.
Заключительный урок по
творчеству А.С.Пушкина
(обобщение, зачет, конференция,
викторина).
- II четверть
- 1 урок.
М.Ю.Лермонтов. Страницы жизни и
творчества. Работа со статьей
И.Андроникова.
- 2 урок.
М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях
современников.
Противоречивость воспоминаний
о поэте.
- 3 урок.
"Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого
опричника и удалого купца
Калашникова" - поэма об
историческом прошлом России.
Знакомство с текстом.
- 4 урок.
Картины быта XVI века, их
значение для понимания
характеров
- и идеи поэмы.
Семейный уклад в доме
Калашниковых. Образ Алены
- Дмитриевны.
- 5 урок.
Кулачный бой - состязание в
силе, удали или как способ
разрешения сложных жизненных
вопросов?
- Смысл
столкновения купца
Калашникова с Кирибеевичем и с
царем Иваном Грозным.
- 6 урок.
Защита Калашниковым
человеческого достоинства,
готовность стоять за честь до
конца и позиция Ивана Грозного.
- Оценка героев с
позиций народа, образ гусляров.
Авторское отношение к героям.
Язык и стих поэмы.
- 7 урок. В/ч.
А.К.Толстой. "Князь
Серебряный". Опричнина и
земщина в романе. Трагическая
судьба героев.
- К.Васильев
"Встреча" (картина)
- 8 урок. Р/р.
Контрольное сочинение по поэме
М.Ю.Лермонтова или описание
картины В.М.Васнецова "Иван
Грозный".
- 9 урок.
М.Ю.Лермонтов. Стихотворения:
"Молитва", "Когда
волнуется желтеющая нива..."
Душа и лира поэта.
- 10 урок.
Джордж Гордон Байрон -
"властитель дум" целого
поколения.
- Судьба и
творчество гениального поэта.
Героические мотивы в лирике
Байрона. Стихотворение "Ты
кончил жизни путь...".
- 11 урок. Н.В.Гоголь.
Страницы биографии. (Работа со
статьями Н.Л.Степанова и
В.В.Вересаева).
- 12 урок.
Н.В.Гоголь. "Тарас Бульба".
Запорожская Сечь и ее законы.
- Анализ 1 и 2 глав
повести.
- 13 урок.
Основные проблемы повести:
прославление боевого
товарищества и осуждение
предательства. Сопоставление
образов Остапа и Андрия.
- 14 урок.
Героизм и самоотверженность
Тараса и его
товарищей-запорожцев в борьбе
за родную землю.
Герои-запорожцы и былинные
богатыри.
- 15 урок. Речь
Тараса о товариществе и
подтверждение справедливости
ее жизнью и гибелью Тараса
Бульбы.
- Теория
литературы: развитие понятия о
литературном герое.
- 16 урок. Р/р
Контрольное сочинение по
повести "Тарас Бульба".
- 17 урок. В/ч.
Н.В.Гоголь. "Страшная
месть". Патриотический пафос
и фантастические образы
повести.
- 18 урок.
Трагическая судьба героев и
причины ее. Тема греха и
возмездия в повести.
- 19 урок.
Н.В.Гоголь. Сборник
"Миргород". "Повесть о
том, как поссорился Иван
Иванович с Иваном
Никифоровичем". Знакомство с
героями.
- 20 урок.
Сатирическое изображение
жизни героев. Ничтожность их
помыслов и поступков. Теория
литературы: система образов
художественного произведения.
- 21 урок.
Итоговый урок по творчеству
Н.В.Гоголя. Сборники: "Вечера
на хуторе близ Диканьки" и
"Миргород".
- Итоги работы во
II четверти.
- III четверть
- 1 урок.
И.Тургенев "Бирюк"
Мастерство в изображении жизни
народа. Сочувствие к
бесправным и обездоленным.
Художественные особенности
рассказа. Форма и содержание.
Роль пейзажа. Теория
литературы: понятие о
конфликте в художественном
произведении.
- 2 урок.
Стихотворение в прозе
"Русский язык".
- Тургенев о
красоте и богатстве русского
языка. Особенности жанра
стихотворения в прозе.
- 3 урок.
Тургенев и его время,
отраженное в нетрадиционном
жанре.
- По выбору:
"Два богача",
"Близнецы", "Певцы".
- Нравственность
и человеческие
взаимоотношения.
- 4 урок.
"Бежин луг". Страшные
рассказы ребят и связь их с
устным народным творчеством.
Образ Павлуши.
- 5 урок.
Конкурс на лучшее исполнение
стихотворений или отрывков из
прозы. Формирование умения
выразительного чтения.
- 6,7 уроки.
- Н.А.Некрасов. О
поэте (по учебнику).
- Стихотворение
"Еду ли ночью по улице
темной". Новаторство поэта.
"Размышления у парадного
подъезда". А.Панаева
"Воспоминания" (об истории
создания стихотворения). Боль
поэта за судьбу народа.
Возмущение пустой жизнью
вельможи. Прием антитезы в
стихотворении. Лексика,
ритмика, настроение в
стихотворении.
- 8 урок.
Некрасовская муза гнева и
печали. "Вчерашний день часу
в шестом". Тема страданий
народа в стихотворении
"Арина..." и отрывок из
поэмы "Мороз..."(плач).
- 9 урок.
Поэма "Русские женщины".
Историческая основа поэмы -
восстание декабристов и подвиг
русских женщин, поехавших в
Сибирь.
- 10 урок.
Урок-семинар по произведениям
Некрасова.
- 11 урок.
М.Е.Салтыков-Щедрин. "Повесть
о том, как один мужик..."
Знакомство со сказкой.
- 12 урок.
Паразитизм генералов.
Трудолюбие и сметливость
мужика. Осуждение его
покорности. Юмор и сатира.
Сопоставление сказа со сказом
Лескова "Левша".
- 13 урок.
С.-Щедрин. "Дикий помещик".
Аллегория и сатира в сказке.
- 14 урок.
Р.речи: зачетная работа по
сказкам Салтыкова-Щедрина.
- 15 урок.
Л.Толстой. Детство в Ясной
Поляне.
- Первое
произведение Толстого -
повесть "Детство". Работа
со статьей Умнова и
Смольникова.
- Дом. задание:
прочитать главы повести
"Классы" и "Наталья
Саввишна".
- 16,17 уроки.
Работа над главой повести.
Детство как открытие мира.
Драматичное познание ребенком
противоречий жизни. Развитие
самосознания. Мастерство
писателя в раскрытии духовного
роста, нравственного
становления героя.
- Теория
литературы: понятие об
автобиографической повести.
- Жизненный
материал и художественный
сюжет.
- 18 урок.
Внеклассное чтение. С.Аксаков
" Детские годы Багрова
внука".
- 19 урок.
И.Бунин. Судьба и творчество
писателя. Работа с
биографическими материалами
пособия ("В творческой
лаборатории Бунина").
- 20 урок.
И.Бунин Рассказ "Цифры".
Сложность взаимоотношений
взрослых и детей в семье.
Обретение доброты и гармонии.
- 21 урок.
И.Бунин "Лапти"
Самоотверженная любовь Нефеда
к чужому больному ребенку.
Особенности языка и построения
рассказа.
- 22 урок.
А.Чехов О писателе.
Воспоминания о Чехове.
Особенности творческого пути
молодого Чехова.
- 23 урок.
Рассказ "Хамелеон" - живая
картина нравов. Смысл названия
рассказа. Осмеяние трусости и
угодничества.
- 24 урок.
Р/речи: ролевое чтение
рассказа. Говорящие фамилии
как средство юмористической
характеристики. Теория
литературы:
- развитие
представления о юморе и сатире.
- 25 урок.
Рассказ "Злоумышленник"
Авторская позиция и юмор в
рассказе (грустный юмор). Очерк
Горького "А.П.Чехов".
Р.речи: ролевое чтение
рассказа.
- 26 урок.
Внеклассное чтение. Рассказы
"Пересолил", "Маска",
"Тоска".
- 27 урок.
Мастер короткого рассказа -
О'Генри. "Дары волхвов".
Грустный юмор.
- 28 урок.
Тема: "Край ты мой, родимый
край". (стихотворения о
русской природе).
- Чтение и анализ
стихотворений русских поэтов 19
в.: Жуковского, А.Толстого,
И.Бунина.
- 29-30 урок.
Открытый зачет по программе
русской литературы 19 века.
- IV четверть
- Русская
литература 20 в.
- 1 урок. М.
Горький. Воспоминания. Письма.
Автобиографический
- материал.
Начало работы над повестью
"Детство". Смысл названия,
ее автобиографический
характер.
- 2 урок.
"Свинцовые мерзости
жизни", изображенные в
повести.
- Братья
Каширины. Губительная власть
денег над семьей деда.
- 3 урок.
"Яркое, здоровое, творческое
в русской жизни". Алеша,
бабушка, Цыганок, Хорошее Дело.
Быт и характеры, вера в
творческие силы народа. Теория
литературы: развитие понятия
об автобиографической повести.
(Рассказчик и герой).
- 4 урок.
Внеклассное чтение. Э.По
"Лягушонок". Осуждение
жестокости и сочувственное
внимание к униженному и
оскорбленному человеку.
Проблема добра и зла в
отношениях между людьми.
- 5 урок.
М.Горький. Легенда о Данко.
- Подвиг во имя
людей. Развитие речи (фрагмент):
работа над художественным
пересказом.
- 6 урок.
Л.Андреев "Кусака".
- Авторское
отношение к героям и событиям.
Домашнее задание: написать
отзыв о рассказе.
- 7 урок.
В.Маяковский. Ранние стихи как
отражение души поэта
- ("Послушание",
"Хорошее отношение к
лошадям" и др.).
- 8 урок.
В.Маяковский. "Необычайное
приключение..."
Представления Маяковского о
роли поэта и поэзии в жизни
человеческого общества. Теория
литературы - ритм, лексика,
тропы в стихах Маяковского.
- 9 урок.
А.Платонов "Юшка".
- Формирование
осознания необходимости
сострадания, милосердия;
недопустимость жестокости.
- 10 урок.
Развитие речи: написание
рецензии на рассказ
А.Платонова "Неизвестный
цветок". (объяснить смысл
названия, в чем символика его,
дать истолкование авторской
позиции, сказать о композиции).
- 11 урок.
Стихи, рожденные войной.
- А.Ахматова
"Клятва", "Мужество".
К.Симонов "Ты помнишь,
Алеша..." А.Твардовский,
В.Сурков. Фрагменты статьи
"Час мужества" (с.249-255).
Дополнительно стихи: В.Шефнер
"Весть", А.Яшин "Баллада
о танке", С.Орлов "Его
зарыли в шар земной".
- 12 урок.
А.Твардовский. Судьба и
личность. Стихотворение
"Братья". Размышления о
трудной судьбе родных,
воспоминания о детстве.
- 13 урок.
Внеклассное чтение. Стихи
А.Твардовского (по выбору,
можно главы из
"В.Теркина").
- 14 урок.
Ф.А.Абрамов "О чем плачут
лошади". Нравственные
проблемы рассказа.
- 15 урок.
А.Грин "Алые
паруса".Преданность мечте.
Вера в счастье героев.
- Личность и
судьба писателя.
- 16 урок.
Внеклассное чтение. А.Беляев
"Человек - амфибия" (или
"Ариэль").
- 17 урок.
Ю.Казаков. О писателе. Рассказ
"Тихое утро".
- 18 урок.
Поведение мальчиков в минуту
опасности. Самоотверженность,
взаимопомощь героев, их
взросление. Тема: "Тихая моя
Родина"
- 19 урок.
Д.С.Лихачев Главы из книги
"Земля родная".Теория
литературы: публицистика.
- 20 урок.
Стихотворения о родной природе
русских поэтов 20 в. В.Брюсов,
Ф.Соллогуб, С.Есенин,
Н.Заболоцкий, Н.Рубцов.
- 21 урок.
Зарубежная литература. Р.
Бернс. Рассказ о нем.
Стихотворение "Честная
бедность". Грустный и
шутливый характер песни.
- 22 урок.
Японские трехстишия (окку).
Своеобразие, глубинный смысл
трехстиший.
- 23 урок. Д.
Олдридж. "Отец и сын" (из
повести "Последний дюйм")
Ответственность за судьбу
близкого человека.
- 24 урок.
Итоги года. Рекомендации на
лето.
- Вопросы к
зачету по темам:
- Фольклор и
древнерусская литература в
7-классе.
- 1. К какому
циклу былин относится былина о
Вольге и Микуле? Докажите свою
правоту.
- 2. Дайте
характеристику Микуле или
Вольге (на выбор).
- 3. Что означают
такие слова из былины: оратай,
орать, оболока, омешики,
пабедье, соловая, гужики, сляги,
мех по сто пуд?
- 4. Выразительно
прочитай отрывок из былины (по
выбору учащихся).
- 5. Подбери
пословицы на следующие темы,
используя материал учебного
пособия:
- а) работа, труд;
- б) польза
ученья;
- в) правила
жизни человека среди людей.
- 6. Какую пользу
видел в книгах Ярослав Мудрый?
- 7. История
русской летописи.
- 8. В чем
"Поучение Владимира
Мономаха" следует
евангельским законам? К чему он
призывает, а что осуждает?
- 9. Какие
сказочные или христианские
мотивы звучат в "Повести о
Петре и Февронии"?
- 10. На основе
текста составьте рассказ о
любви и преданности Петра и
Февронии.
- 11. Найдите
строки, в которых
подтверждается мысль о
мудрости Февронии.
-
Начало Возврат Дистанционная поддержка
Комментарии и предложения можно присылать по адресу rcnit@iro.yar.ru