Кабинет русского языка и литературы ИПК работников образования
рекомендует для использования в работе варианты примерного
планирования учебного материала по литературе.
Примерное планирование учебного материала по литературе в 7 классе
Авт. Турьянская Б.И.

1 четверть
Цель уроков литературы в 7 классе - переход от изучения отдельных произведений к осознанию своеобразия в позиции, творчестве писателя.
1урок . Введение. Изображение человека как важнейшая задача литературы. Личность автора, его труд, его позиция и авторское отношение к героям.
Устное народное творчество. Былины
2урок. Исторические и художественные основы былин. Былина "Вольга и Микула Селянинович".
3урок. Прославление мирного труда человека-труженика. Образный строй былины.
4урок. В/ч Былина "Илья Муромец и Соловей - разбойник". Бескорыстное служение родине и народу.
Теория литературы. Понятие о былине.
Дополнительная литература:
1) "Былины". Книга для внеклассного чтения 5-7 кл. Составитель Ю.Г.Круглов (серия "Школьная библиотека"),
М., "Просвещение", 1985 г.;
2) А.К. Толстой "Курган", "Илья Муромец", "Змей Тугарин";
3) Владимир Прокопьевич Аникин. "К мудрости ступенька". М., Детская литература, 1988 г.
5 урок. Р/р. Устное сочинение по картине В.М. Васнецова "Богатыри". Русские богатыри как выражение национального представления о героях. Дополнительный материал: былины "Добрыня и Змей", "Святогор и Илья Муромец" и др.
6 урок. Пословицы и поговорки как жанр устного народного творчества.
Русские пословицы и поговорки, поговорки народов мира.
7 урок. Евангелие от Матфея. Великий литературный памятник человечества. Общая характеристика книги.
8 урок. История жизни и смерти Иисуса Христа. "Нагорная проповедь"- сконцентрированное выражение идей гуманизма. Причины современного интереса к христианству.
9 урок. Владимир Мономах. "Поучение". Духовный облик Владимира Моно- маха (1053 -1125) - одного из самых видных государственных деятелей Древней Руси.
10 урок. Лаврентьевская летопись (1096г.), включающая в себя сочинения Владимира Мономаха. Принятие христианства на Руси.
11 урок. "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Нравственные заветы Древней Руси.
12 урок. Зачетный урок по темам уроков NN 1-11.
13 урок. М.В.Ломоносов - Человек, Ученый, Поэт. Знакомство с произведениями М.В.Ломоносова: "Ода на день восшествия...", "К статуе Петра Великого", "Случилось вместе два астронома в пиру...".
14 урок. Выражение научных, гражданских взглядов Ломоносова в его лирике. Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов, призыв к миру. Теория литературы: ода.
15 урок. Г.Р.Державин. Очерк жизни и творчества. Знакомство с отдельными лирическими произведениями: "Признание", "На птичку", последние стихи Державина. Своеобразие его лирики.
16 урок. Русская литература 19 века. А.С.Пушкин "Полтава". Петр 1 в поэме "Полтава". Сопоставление Петра I и Карла.
17 урок. Интерес А.С.Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Работа с фрагментами картины.
18 урок. "Медный всадник". Деяния Петра I. Петербург Пушкина.
19 урок. А.Пушкин. "Песнь о вещем Олеге". Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Летописный источник "Песни о вещем Олеге".
20 урок. Смысл сопоставления князя Олега и волхва.
21 урок. Основная мысль стихотворения. Особенности композиции; своеобразие языка "Песни...".
22 урок. В/ч. Баллады о Робин Гуде.
23 урок. А.С.Пушкин. "Борис Годунов" (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца.
24 урок. В/ч. А.С. Пушкин: "Маленькие трагедии", "Скупой рыцарь".Герои, проблемы, характеры, композиция.
25 урок. Контрольное сочинение по произведениям А.С.Пушкина. Рыцарь и рыцарство в понимании А.С.Пушкина.
26 урок. Заключительный урок по творчеству А.С.Пушкина (обобщение, зачет, конференция, викторина).
II четверть
1 урок. М.Ю.Лермонтов. Страницы жизни и творчества. Работа со статьей И.Андроникова.
2 урок. М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников. Противоречивость воспоминаний о поэте.
3 урок. "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" - поэма об историческом прошлом России. Знакомство с текстом.
4 урок. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров
и идеи поэмы. Семейный уклад в доме Калашниковых. Образ Алены
Дмитриевны.
5 урок. Кулачный бой - состязание в силе, удали или как способ разрешения сложных жизненных вопросов?
Смысл столкновения купца Калашникова с Кирибеевичем и с царем Иваном Грозным.
6 урок. Защита Калашниковым человеческого достоинства, готовность стоять за честь до конца и позиция Ивана Грозного.
Оценка героев с позиций народа, образ гусляров. Авторское отношение к героям. Язык и стих поэмы.
7 урок. В/ч. А.К.Толстой. "Князь Серебряный". Опричнина и земщина в романе. Трагическая судьба героев.
К.Васильев "Встреча" (картина)
8 урок. Р/р. Контрольное сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова или описание картины В.М.Васнецова "Иван Грозный".
9 урок. М.Ю.Лермонтов. Стихотворения: "Молитва", "Когда волнуется желтеющая нива..." Душа и лира поэта.
10 урок. Джордж Гордон Байрон - "властитель дум" целого поколения.
Судьба и творчество гениального поэта. Героические мотивы в лирике Байрона. Стихотворение "Ты кончил жизни путь...".
11 урок. Н.В.Гоголь. Страницы биографии. (Работа со статьями Н.Л.Степанова и В.В.Вересаева).
12 урок. Н.В.Гоголь. "Тарас Бульба". Запорожская Сечь и ее законы.
Анализ 1 и 2 глав повести.
13 урок. Основные проблемы повести: прославление боевого товарищества и осуждение предательства. Сопоставление образов Остапа и Андрия.
14 урок. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Герои-запорожцы и былинные богатыри.
15 урок. Речь Тараса о товариществе и подтверждение справедливости ее жизнью и гибелью Тараса Бульбы.
Теория литературы: развитие понятия о литературном герое.
16 урок. Р/р Контрольное сочинение по повести "Тарас Бульба".
17 урок. В/ч. Н.В.Гоголь. "Страшная месть". Патриотический пафос и фантастические образы повести.
18 урок. Трагическая судьба героев и причины ее. Тема греха и возмездия в повести.
19 урок. Н.В.Гоголь. Сборник "Миргород". "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". Знакомство с героями.
20 урок. Сатирическое изображение жизни героев. Ничтожность их помыслов и поступков. Теория литературы: система образов художественного произведения.
21 урок. Итоговый урок по творчеству Н.В.Гоголя. Сборники: "Вечера на хуторе близ Диканьки" и "Миргород".
Итоги работы во II четверти.
III четверть
1 урок. И.Тургенев "Бирюк" Мастерство в изображении жизни народа. Сочувствие к бесправным и обездоленным. Художественные особенности рассказа. Форма и содержание. Роль пейзажа. Теория литературы: понятие о конфликте в художественном произведении.
2 урок. Стихотворение в прозе "Русский язык".
Тургенев о красоте и богатстве русского языка. Особенности жанра стихотворения в прозе.
3 урок. Тургенев и его время, отраженное в нетрадиционном жанре.
По выбору: "Два богача", "Близнецы", "Певцы".
Нравственность и человеческие взаимоотношения.
4 урок. "Бежин луг". Страшные рассказы ребят и связь их с устным народным творчеством. Образ Павлуши.
5 урок. Конкурс на лучшее исполнение стихотворений или отрывков из прозы. Формирование умения выразительного чтения.
6,7 уроки.
Н.А.Некрасов. О поэте (по учебнику).
Стихотворение "Еду ли ночью по улице темной". Новаторство поэта. "Размышления у парадного подъезда". А.Панаева "Воспоминания" (об истории создания стихотворения). Боль поэта за судьбу народа. Возмущение пустой жизнью вельможи. Прием антитезы в стихотворении. Лексика, ритмика, настроение в стихотворении.
8 урок. Некрасовская муза гнева и печали. "Вчерашний день часу в шестом". Тема страданий народа в стихотворении "Арина..." и отрывок из поэмы "Мороз..."(плач).
9 урок. Поэма "Русские женщины". Историческая основа поэмы - восстание декабристов и подвиг русских женщин, поехавших в Сибирь.
10 урок. Урок-семинар по произведениям Некрасова.
11 урок. М.Е.Салтыков-Щедрин. "Повесть о том, как один мужик..." Знакомство со сказкой.
12 урок. Паразитизм генералов. Трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение его покорности. Юмор и сатира. Сопоставление сказа со сказом Лескова "Левша".
13 урок. С.-Щедрин. "Дикий помещик". Аллегория и сатира в сказке.
14 урок. Р.речи: зачетная работа по сказкам Салтыкова-Щедрина.
15 урок. Л.Толстой. Детство в Ясной Поляне.
Первое произведение Толстого - повесть "Детство". Работа со статьей Умнова и Смольникова.
Дом. задание: прочитать главы повести "Классы" и "Наталья Саввишна".
16,17 уроки. Работа над главой повести. Детство как открытие мира. Драматичное познание ребенком противоречий жизни. Развитие самосознания. Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя.
Теория литературы: понятие об автобиографической повести.
Жизненный материал и художественный сюжет.
18 урок. Внеклассное чтение. С.Аксаков " Детские годы Багрова внука".
19 урок. И.Бунин. Судьба и творчество писателя. Работа с биографическими материалами пособия ("В творческой лаборатории Бунина").
20 урок. И.Бунин Рассказ "Цифры". Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Обретение доброты и гармонии.
21 урок. И.Бунин "Лапти" Самоотверженная любовь Нефеда к чужому больному ребенку. Особенности языка и построения рассказа.
22 урок. А.Чехов О писателе. Воспоминания о Чехове. Особенности творческого пути молодого Чехова.
23 урок. Рассказ "Хамелеон" - живая картина нравов. Смысл названия рассказа. Осмеяние трусости и угодничества.
24 урок. Р/речи: ролевое чтение рассказа. Говорящие фамилии как средство юмористической характеристики. Теория литературы:
развитие представления о юморе и сатире.
25 урок. Рассказ "Злоумышленник" Авторская позиция и юмор в рассказе (грустный юмор). Очерк Горького "А.П.Чехов". Р.речи: ролевое чтение рассказа.
26 урок. Внеклассное чтение. Рассказы "Пересолил", "Маска", "Тоска".
27 урок. Мастер короткого рассказа - О'Генри. "Дары волхвов". Грустный юмор.
28 урок. Тема: "Край ты мой, родимый край". (стихотворения о русской природе).
Чтение и анализ стихотворений русских поэтов 19 в.: Жуковского, А.Толстого, И.Бунина.
29-30 урок. Открытый зачет по программе русской литературы 19 века.
IV четверть
Русская литература 20 в.
1 урок. М. Горький. Воспоминания. Письма. Автобиографический
материал. Начало работы над повестью "Детство". Смысл названия, ее автобиографический характер.
2 урок. "Свинцовые мерзости жизни", изображенные в повести.
Братья Каширины. Губительная власть денег над семьей деда.
3 урок. "Яркое, здоровое, творческое в русской жизни". Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело. Быт и характеры, вера в творческие силы народа. Теория литературы: развитие понятия об автобиографической повести. (Рассказчик и герой).
4 урок. Внеклассное чтение. Э.По "Лягушонок". Осуждение жестокости и сочувственное внимание к униженному и оскорбленному человеку. Проблема добра и зла в отношениях между людьми.
5 урок. М.Горький. Легенда о Данко.
Подвиг во имя людей. Развитие речи (фрагмент): работа над художественным пересказом.
6 урок. Л.Андреев "Кусака".
Авторское отношение к героям и событиям. Домашнее задание: написать отзыв о рассказе.
7 урок. В.Маяковский. Ранние стихи как отражение души поэта
("Послушание", "Хорошее отношение к лошадям" и др.).
8 урок. В.Маяковский. "Необычайное приключение..." Представления Маяковского о роли поэта и поэзии в жизни человеческого общества. Теория литературы - ритм, лексика, тропы в стихах Маяковского.
9 урок. А.Платонов "Юшка".
Формирование осознания необходимости сострадания, милосердия; недопустимость жестокости.
10 урок. Развитие речи: написание рецензии на рассказ А.Платонова "Неизвестный цветок". (объяснить смысл названия, в чем символика его, дать истолкование авторской позиции, сказать о композиции).
11 урок. Стихи, рожденные войной.
А.Ахматова "Клятва", "Мужество". К.Симонов "Ты помнишь, Алеша..." А.Твардовский, В.Сурков. Фрагменты статьи "Час мужества" (с.249-255). Дополнительно стихи: В.Шефнер "Весть", А.Яшин "Баллада о танке", С.Орлов "Его зарыли в шар земной".
12 урок. А.Твардовский. Судьба и личность. Стихотворение "Братья". Размышления о трудной судьбе родных, воспоминания о детстве.
13 урок. Внеклассное чтение. Стихи А.Твардовского (по выбору, можно главы из "В.Теркина").
14 урок. Ф.А.Абрамов "О чем плачут лошади". Нравственные проблемы рассказа.
15 урок. А.Грин "Алые паруса".Преданность мечте. Вера в счастье героев.
Личность и судьба писателя.
16 урок. Внеклассное чтение. А.Беляев "Человек - амфибия" (или "Ариэль").
17 урок. Ю.Казаков. О писателе. Рассказ "Тихое утро".
18 урок. Поведение мальчиков в минуту опасности. Самоотверженность, взаимопомощь героев, их взросление. Тема: "Тихая моя Родина"
19 урок. Д.С.Лихачев Главы из книги "Земля родная".Теория литературы: публицистика.
20 урок. Стихотворения о родной природе русских поэтов 20 в. В.Брюсов, Ф.Соллогуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов.
21 урок. Зарубежная литература. Р. Бернс. Рассказ о нем. Стихотворение "Честная бедность". Грустный и шутливый характер песни.
22 урок. Японские трехстишия (окку). Своеобразие, глубинный смысл трехстиший.
23 урок. Д. Олдридж. "Отец и сын" (из повести "Последний дюйм") Ответственность за судьбу близкого человека.
24 урок. Итоги года. Рекомендации на лето.
Вопросы к зачету по темам:
Фольклор и древнерусская литература в 7-классе.
1. К какому циклу былин относится былина о Вольге и Микуле? Докажите свою правоту.
2. Дайте характеристику Микуле или Вольге (на выбор).
3. Что означают такие слова из былины: оратай, орать, оболока, омешики, пабедье, соловая, гужики, сляги, мех по сто пуд?
4. Выразительно прочитай отрывок из былины (по выбору учащихся).
5. Подбери пословицы на следующие темы, используя материал учебного пособия:
а) работа, труд;
б) польза ученья;
в) правила жизни человека среди людей.
6. Какую пользу видел в книгах Ярослав Мудрый?
7. История русской летописи.
8. В чем "Поучение Владимира Мономаха" следует евангельским законам? К чему он призывает, а что осуждает?
9. Какие сказочные или христианские мотивы звучат в "Повести о Петре и Февронии"?
10. На основе текста составьте рассказ о любви и преданности Петра и Февронии.
11. Найдите строки, в которых подтверждается мысль о мудрости Февронии.

Начало   Возврат   Дистанционная поддержка   
Комментарии и предложения можно присылать по адресу rcnit@iro.yar.ru