Кабинет русского языка и литературы ИПК работников образования рекомендует для использования в работе варианты примерного планирования учебного материала по литературе.
Примерное планирование учебного материала
по литературе в 8 классе
I четверть
1 урок. Искусство слова. Поиски смысла жизни - важнейшая нравственная проблема литературы.
2 урок. Образное отражение жизни. Литература и другие виды искусства.
3 урок. Виды устного народного творчества (теория литературы- русские народные сказки, правда жизни и правда вымысла).
4, 5 уроки. Русские народные лирические и исторические песни. Утверждение нравственного достоинства человека.
Отражение исторических событий. Рассказ о народных героях.
6 - 9 уроки. Древнерусская литература в жанрах жития. "Житие С.Радонежского".
"... Аввакума". Личность героя, его судьба. Дополнительная литература Б.Зайцев.
"Преподобный С. Радонежский"
10 урок. Зачет по урокам 1 - 9.
11 урок. А.С. Пушкин (М.Цветаева "Мой Пушкин", И. Пущин "Записки о Пущине").
12урок. Лирика Пушкина. "Во глубине ...", "Анчар".
13урок. Нравственные идеалы поэта ("Анчар" и "19 октября 1825 г").
14 урок. Развитие монологической речи. Выразительное чтение стихов + вопросы.
15, 16 уроки. Тема: А.Пушкин "Капитанская дочка". Историческая основа романа, художественный вымысел. Теория литературы: исторический роман.
Повторение: "Дубровский". Своеобразие повествовательной манеры в исторических романах Пушкина.
17 урок. Особенности композиции и система характеров в романе. Письменная работа по тексту (изложение).
18 урок. Тема верности и чести. Основные герои романа.
19 урок. Развитие речи. Сравнительная характеристика героев.
20 урок. Нравственная сила Пугачева. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и крестьянскому восстанию. Историческая тема у Пушкина.
21 урок. Подведение итогов. Художественное мастерство Пушкина. Зеркальные сцены романа. Мотивы устного народного творчества. Роль эпиграфов (обобщение).
22 урок. Изображение истории у В.Скотта ("Айвенго") и в романе Пушкина.
23 - 24 уроки. Контрольное сочинение.
25 урок. Заключительный
урок по творчеству Пушкина.
II четверть
1 - 2 уроки. Творческий потенциал поэта. М. Лермонтов.
Предварительное домашнее задание:
1) доклады (рефераты) по страницам биографии Лермонтова ( смерть матери, разлука с отцом и т.д.);
2) подобрать стихотворения Лермонтова, которые с точки зрения учащихся наиболее полно отражают мысли, чувства поэта об окружающем его мире, человеке;
3) по учебнику читать стр. 53-55.
3 урок. Романтический мир поэзии Лермонтова. Самостоятельная работа исследовательского характера. "Узник" Пушкина и "Узник" Лермонтова - сравните.
4 урок. Концепция мира и человека в поэзии Лермонтова ( нравственные и эстетические идеалы). "Три пальмы", "Узник", "Пленный рыцарь".
5 урок. Обучение анализу лирического произведения. "Сосед", "Завещание". Тема и идея художественного произведения.
6 урок. Контрольный урок ( анализ стихотворения по данному учителем плану). Выбор стихов со стр. 55 учебника.
7 урок. "Мцыри". Понятие о романтическом герое. Характер и обстоятельства в романтической лирике. Разрешение нравственных проблем.
8 урок. Тайна характера Мцыри, его сила и слабость.
9 урок. Романтический герой поэм Лермонтова "Мцыри" и "Демон".
10 урок. Контрольное сочинение.
11 урок. Анализ сочинения, подведение итогов.
12 урок. Комедия Н.Гоголя "Ревизор". Своеобразие построения сюжета и система характеров в комедии. Теория литературы: комедия.
13 урок. Композиция произведения. Основной конфликт.
14 урок. Способы создания характеров и комического в произведении. Урок-консультация, подготовка к зачету.
15 урок. Письменный зачет. Стр.160-161.
16 урок. Подведение итогов зачета и устное сочинение "Город, в котором происходит действие комедии".
17 урок. Внеклассное чтение. Гоголь, "Женитьба".
18,19 уроки. Сочинение обучающего характера.
20 урок. Добро и зло в повестях Гоголя из циклов "Вечера..." и "Миргород".
21 урок. Фантастика и реальность, назначение искусства в представлении Гоголя. "Портрет".
III четверть
1-2 уроки. Художественный мир повести И.С.Тургенева " Ася". Композиция повести, образ рассказчика.
3 урок. Характер и поступки Аси. Картины природы.
4 урок. "Жить честно". Творческий портрет Л.Н. Толстого.
5 урок. Автор и рассказчик в повести Толстого "После бала".
6 урок. Развитие речи: анализ эпизода ( по повести "После бала").
7 урок. Авторская позиция и способ ее выражения в повести.
8 урок. Письменная работа обучающего характера ( ответы на вопросы и тестовое задание ).
9 урок. Внеклассное чтение. А.П.Чехов, "Палата № 6 ". Тема ответственности человека за все происходящее вокруг него.
10 урок. Письменная работа по вариантам. I - вопросы на сопоставление Ив.Вас. - Громов.
II - вопросы на сопоставление Ив. Вас. - Рагин.
11 урок. В.Г Короленко. Поэтический мир Короленко. Миниатюра " Огоньки ". Реалистичные метафоры и символы в миниатюре. Обобщающий смысл произведения.
12-14 уроки. Художественный мир повести Короленко "Парадокс". Система образов и особенности композиции. Смысл и назначение человеческой жизни с точки зрения автора.
Авторская позиция в повести и способы ее выражения.
15 урок. М.Горький, "Неугасимая вера в победу разума". Трагедия писателя.
16 урок. "Песня о Соколе". Художественный мир произведения и основные способы его построения.
17 урок. Композиция "Песни...". Особенности жанра. Образы Сокола и Ужа. Авторская позиция. Пафос "Песни...".
18 урок. Контрольный урок (можно тест).
19 урок. Рассказ Горького "Ма- а- ленькая". Идеалы писателя. Особенности языка.
20 урок. Понятие о рамочной композиции (рассказ в рассказе). Развитие речи: рассказ учащихся с использованием рамочного построения повествования.
21,22 уроки. Внеклассное чтение. Горький о смысле жизни. "Старуха Изергиль".
23 урок. А.Грин. Сказка и действительность в произведениях Грина.
24 урок. "Зеленая лампа". Смысл названия.
25 урок. Самостоятельная работа литературоведческого характера.
26,27 уроки. Внеклассное чтение. А.Толстой, "Аэлита". Нравственная проблематика.
Авторский замысел, его воплощение.
28,29 уроки. Сочинение. Темы:
1) Мечта о счастье человека у А.Толстого и А.Грина;
2) Мечта о счастье человека у А.Толстого и М.Горького.
30 урок. Анализ сочинения. Итоги работы в III четверти.
IV четверть.
1,2 уроки. Внеклассное чтение. Б.Васильев, "Завтра была война".
3 урок. А.Твардовский. Поэт и гражданин. Основная тема лирики. Стихи.
4 урок. "Василий Теркин". Книга про бойца. Характер Теркина.
5 урок. Поэтическое мастерство Твардовского.
6 урок. Внеклассное чтение. Стихи о Великой Отечественной войне.
7 урок. М.Джалиль. Художественный мир поэзии Джалиля.
8 урок. Развитие речи: выразительное чтение (по выбору учащихся).
9 урок. К.Паустовский. Художественный мир очерков и рассказов. Образ Родины в произведениях Паустовского.
10 урок. "Телеграмма". Характеры героев, их судьбы.
11 урок. Способы создания образов произведения.
12 урок. В.Астафьев. Глава из повести "Последний поклон"
("Фотография, на которой меня нет"). Деревенская жизнь в изображении Астафьева.
13,14 уроки. Сочинение обучающего характера по произведениям Астафьева и Паустовского.
15 урок. Н.Рубцов. "Поэт есенинской чистоты". Мир человеческой души в стихах Рубцова.
16 урок. Тема Родины, природы в стихах Рубцова.
17 урок. Художественный мир стихотворений В.Бокова. Своеобразие лиризма Бокова.
18 урок. Урок современной поэзии (стихи по выбору учащихся).
19,20 уроки. В.Шекспир, "Ромео и Джульетта". Трагическая вина героев.
Письменная работа: "Кто виноват в трагедии Ромео и Джульетты?"