Кабинет русского языка и литературы ИПК работников образования рекомендует для использования в работе варианты примерного планирования учебного материала по литературе.

Примерное планирование учебного материала
по литературе в 8 классе


I четверть

1 урок. Искусство слова. Поиски смысла жизни - важнейшая нравственная проблема литературы.

2 урок. Образное отражение жизни. Литература и другие виды искусства.

3 урок. Виды устного народного творчества (теория литературы- русские народные сказки, правда жизни и правда вымысла).

4, 5 уроки. Русские народные лирические и исторические песни. Утверждение нравственного достоинства человека.

Отражение исторических событий. Рассказ о народных героях.

6 - 9 уроки. Древнерусская литература в жанрах жития. "Житие С.Радонежского".

"... Аввакума". Личность героя, его судьба. Дополнительная литература Б.Зайцев.

"Преподобный С. Радонежский"

10 урок. Зачет по урокам 1 - 9.

11 урок. А.С. Пушкин (М.Цветаева "Мой Пушкин", И. Пущин "Записки о Пущине").

12урок. Лирика Пушкина. "Во глубине ...", "Анчар".

13урок. Нравственные идеалы поэта ("Анчар" и "19 октября 1825 г").

14 урок. Развитие монологической речи. Выразительное чтение стихов + вопросы.

15, 16 уроки. Тема: А.Пушкин "Капитанская дочка". Историческая основа романа, художественный вымысел. Теория литературы: исторический роман.

Повторение: "Дубровский". Своеобразие повествовательной манеры в исторических романах Пушкина.

17 урок. Особенности композиции и система характеров в романе. Письменная работа по тексту (изложение).

18 урок. Тема верности и чести. Основные герои романа.

19 урок. Развитие речи. Сравнительная характеристика героев.

20 урок. Нравственная сила Пугачева. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и крестьянскому восстанию. Историческая тема у Пушкина.

21 урок. Подведение итогов. Художественное мастерство Пушкина. Зеркальные сцены романа. Мотивы устного народного творчества. Роль эпиграфов (обобщение).

22 урок. Изображение истории у В.Скотта ("Айвенго") и в романе Пушкина.

23 - 24 уроки. Контрольное сочинение.

25 урок. Заключительный урок по творчеству Пушкина.

II четверть

1 - 2 уроки. Творческий потенциал поэта. М. Лермонтов.

Предварительное домашнее задание:

1) доклады (рефераты) по страницам биографии Лермонтова ( смерть матери, разлука с отцом и т.д.);

2) подобрать стихотворения Лермонтова, которые с точки зрения учащихся наиболее полно отражают мысли, чувства поэта об окружающем его мире, человеке;

3) по учебнику читать стр. 53-55.

3 урок. Романтический мир поэзии Лермонтова. Самостоятельная работа исследовательского характера. "Узник" Пушкина и "Узник" Лермонтова - сравните.

4 урок. Концепция мира и человека в поэзии Лермонтова ( нравственные и эстетические идеалы). "Три пальмы", "Узник", "Пленный рыцарь".

5 урок. Обучение анализу лирического произведения. "Сосед", "Завещание". Тема и идея художественного произведения.

6 урок. Контрольный урок ( анализ стихотворения по данному учителем плану). Выбор стихов со стр. 55 учебника.

7 урок. "Мцыри". Понятие о романтическом герое. Характер и обстоятельства в романтической лирике. Разрешение нравственных проблем.

8 урок. Тайна характера Мцыри, его сила и слабость.

9 урок. Романтический герой поэм Лермонтова "Мцыри" и "Демон".

10 урок. Контрольное сочинение.

11 урок. Анализ сочинения, подведение итогов.

12 урок. Комедия Н.Гоголя "Ревизор". Своеобразие построения сюжета и система характеров в комедии. Теория литературы: комедия.

13 урок. Композиция произведения. Основной конфликт.

14 урок. Способы создания характеров и комического в произведении. Урок-консультация, подготовка к зачету.

15 урок. Письменный зачет. Стр.160-161.

16 урок. Подведение итогов зачета и устное сочинение "Город, в котором происходит действие комедии".

17 урок. Внеклассное чтение. Гоголь, "Женитьба".

18,19 уроки. Сочинение обучающего характера.

20 урок. Добро и зло в повестях Гоголя из циклов "Вечера..." и "Миргород".

21 урок. Фантастика и реальность, назначение искусства в представлении Гоголя. "Портрет".

III четверть

1-2 уроки. Художественный мир повести И.С.Тургенева " Ася". Композиция повести, образ рассказчика.

3 урок. Характер и поступки Аси. Картины природы.

4 урок. "Жить честно". Творческий портрет Л.Н. Толстого.

5 урок. Автор и рассказчик в повести Толстого "После бала".

6 урок. Развитие речи: анализ эпизода ( по повести "После бала").

7 урок. Авторская позиция и способ ее выражения в повести.

8 урок. Письменная работа обучающего характера ( ответы на вопросы и тестовое задание ).

9 урок. Внеклассное чтение. А.П.Чехов, "Палата № 6 ". Тема ответственности человека за все происходящее вокруг него.

10 урок. Письменная работа по вариантам. I - вопросы на сопоставление Ив.Вас. - Громов.

II - вопросы на сопоставление Ив. Вас. - Рагин.

11 урок. В.Г Короленко. Поэтический мир Короленко. Миниатюра " Огоньки ". Реалистичные метафоры и символы в миниатюре. Обобщающий смысл произведения.

12-14 уроки. Художественный мир повести Короленко "Парадокс". Система образов и особенности композиции. Смысл и назначение человеческой жизни с точки зрения автора.

Авторская позиция в повести и способы ее выражения.

15 урок. М.Горький, "Неугасимая вера в победу разума". Трагедия писателя.

16 урок. "Песня о Соколе". Художественный мир произведения и основные способы его построения.

17 урок. Композиция "Песни...". Особенности жанра. Образы Сокола и Ужа. Авторская позиция. Пафос "Песни...".

18 урок. Контрольный урок (можно тест).

19 урок. Рассказ Горького "Ма- а- ленькая". Идеалы писателя. Особенности языка.

20 урок. Понятие о рамочной композиции (рассказ в рассказе). Развитие речи: рассказ учащихся с использованием рамочного построения повествования.

21,22 уроки. Внеклассное чтение. Горький о смысле жизни. "Старуха Изергиль".

23 урок. А.Грин. Сказка и действительность в произведениях Грина.

24 урок. "Зеленая лампа". Смысл названия.

25 урок. Самостоятельная работа литературоведческого характера.

26,27 уроки. Внеклассное чтение. А.Толстой, "Аэлита". Нравственная проблематика.

Авторский замысел, его воплощение.

28,29 уроки. Сочинение. Темы:

1) Мечта о счастье человека у А.Толстого и А.Грина;

2) Мечта о счастье человека у А.Толстого и М.Горького.

30 урок. Анализ сочинения. Итоги работы в III четверти.

IV четверть.

1,2 уроки. Внеклассное чтение. Б.Васильев, "Завтра была война".

3 урок. А.Твардовский. Поэт и гражданин. Основная тема лирики. Стихи.

4 урок. "Василий Теркин". Книга про бойца. Характер Теркина.

5 урок. Поэтическое мастерство Твардовского.

6 урок. Внеклассное чтение. Стихи о Великой Отечественной войне.

7 урок. М.Джалиль. Художественный мир поэзии Джалиля.

8 урок. Развитие речи: выразительное чтение (по выбору учащихся).

9 урок. К.Паустовский. Художественный мир очерков и рассказов. Образ Родины в произведениях Паустовского.

10 урок. "Телеграмма". Характеры героев, их судьбы.

11 урок. Способы создания образов произведения.

12 урок. В.Астафьев. Глава из повести "Последний поклон"

("Фотография, на которой меня нет"). Деревенская жизнь в изображении Астафьева.

13,14 уроки. Сочинение обучающего характера по произведениям Астафьева и Паустовского.

15 урок. Н.Рубцов. "Поэт есенинской чистоты". Мир человеческой души в стихах Рубцова.

16 урок. Тема Родины, природы в стихах Рубцова.

17 урок. Художественный мир стихотворений В.Бокова. Своеобразие лиризма Бокова.

18 урок. Урок современной поэзии (стихи по выбору учащихся).

19,20 уроки. В.Шекспир, "Ромео и Джульетта". Трагическая вина героев.

Письменная работа: "Кто виноват в трагедии Ромео и Джульетты?"

21 урок. Итоги, рекомендации на лето.

Начало   Возврат   Дистанционная поддержка   
Комментарии и предложения можно присылать по адресу rcnit@iro.yar.ru