Планирование уроков литературы в 6 классе

I четверть
Сокращения:
Р/р. - развитие речи
В/ч. - внеклассное чтение
Т/л. - теория литературы
1 (урок). Р/р. Введение. значение художественной культуры в жизни человека.
2. Мифы народов мира. Мифы древней Греции. Подвиги Геракла. " Скотный двор царя Авгия". "Яблоки Гесперид".
3. Р/р. Обучение рассуждению. Представление о добрых и злых силах природы.
Быт, нравы, верования древних греков.
5-7. В/ч. "Легенды и мифы Древней Греции". Мифы о героях. Отличие мифа от сказки. Т/л. Миф.
8. Мифология в живописи. Устное описание картины Лосенко "Прощание Геракла с Андромахой".
9. Из Библии. Новый завет. Рождение Иисуса Христа. Притча о блудном сыне.
10. Притча о добром самаритянине. Историческое и художественное значение Библии.
Утверждение общечеловеческих нравственных идеалов.
11.Р/р. Библейские мотивы в мировом искусстве ( живопись, музыка, литература ).

12. Мифы древних славян. Народный миф о солнце.
13. Древнерусская литература. Русская летопись "Повесть временных лет". Сказание о Кожемяке.
14. Сказание о Белгородском киселе. Исторические события и народные идеалы, изображенные в летописи.
15. Р/р. Древняя Русь в живописи. Творчество древнерусских зодчих. Д/з. "Мое понимание картины".

А. С. Пушкин.
16. А. С. Пушкин. О поэте. "Узник".
17. Дружба в жизни поэта. "И. И. Пущину". ( Книга Пущина "Записки о Пушкине").
18. "Зимнее утро". Мотивы единства и красоты природы и красоты человека.
Т/л. Размеры.
19. Р/р. Любимый уголок природы.
20. "Бесы". Человек и стихия. Болдинская осень в жизни Пушкина.
21. "Метель". Герои и события. Стихия, ворвавшаяся в судьбы людей.
22. Особенности построения повести. Роль детали. Авторская ирония.
23. "Станционный смотритель". История Вырина и его дочери. Роль детали.
24. Нравственные проблемы повести, ее гуманизм. Образ автора.
25. Р/р. "О чем заставляет задуматься произведение Пушкина".
26. М. Твен. О писателе. "Приключение Гека Финна".
27. Судьба обездоленного мальчика. Поведение Тома и Гека в критических
ситуациях.
II четверть
( 23 урока, из них В/ч - 4 ч., - Р/р - 2 ч. )
1. М. Ю. Лермонтов. О поэте. Знакомство с лирикой М. Ю. Лермонтова. "Парус".
Жажда борьбы и свободы - основной мотив стихотворения.
2. "Тучи". Чувство одиночества, тоска поэта-изгнанника. Прием сравнения как основа для построения стихотворения. Особенности интонации. Т/л. Инверсия.
3. Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. "Листок", "На севере диком",
"Утес", "Три пальмы". Т/л. Понятие об антитезе.
4. В/ч. М. Ю. Лермонтов. "Воздушный корабль", "Казачья колыбельная песня". Т/л. Трехсложные размеры стиха.
5. Н. В. Гоголь. Об авторе. "Вечера на хуторе близ Диканьки". "Ночь перед Рождеством". Знакомство с героями.
6. Народные обычаи в повести, фантастика и реальность.
7. Нравственно-этическое содержание повести "Ночь перед Рождеством".
Т/л. Юмор и сатира.
8. В/ч. "Сорочинская ярмарка" или другая повесть из сборника "Вечера на
хуторе близ Диканьки"( "Вечер накануне Ивана Купалы" ).
9. Р/р. Какой персонаж из сборника " Вечера на хуторе близ Диканьки" Вам кажется наиболее смешным и почему ? ( Необычным, добрым, страшным ).
10. Н. А. Некрасов. О поэте. Знакомство со стихотворением "Железная дорога".
11. Своеобразие композиции стихотворения. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Роль пейзажа в стихотворении.
12. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа-созидателя всех духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа. Некрасов. "Школьник".
13. В/ч. Н. А. Некрасов. "На железной дороге". Я. П. Полонский "Миазм".
Сходство и различие в авторской позиции поэтов. Вера поэта в прекрасное будущее.
14. Н. С. Лесков - знаток и ценитель народной жизни и народного слова. Сказ "Левша".
15. Трудолюбие, талантливость, патриотизм народа. Униженность и бесправие его.
16. Урок-семестр. Авторская позиция в сказке "Левша". Насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка сказа.
17. В/ч. Н. С. Лесков. "Человек на часах". Нравственные проблемы рассказа.
18. Природа и родина в стихотворениях русских поэтов 19 века. Ф. И. Тютчев.
"Неохотно и несмело", "Листья". Настроение, выраженное в стихотворении. Образ - настроение.
19. А. А. Фет. " Ель рукавом мне тропинку завесила...". Роль метафоры при создании художественного образа.
20. И. С. Никитин. "Встреча зайца", "Ярко звезд мерцание".
21. А. Н. Майков. "Рассвет", "Осень", "Пейзаж".
22. А. К. Толстой. "Где гнутся под омутом лозы...".
23. Р/р. Мое любимое стихотворение русских поэтов. Итоговый урок. Живопись, музыка, литература.
III четверть.
( Всего 30 часов, из них В/ч. - 5 ч., Р/р - 6 ч. )
1., 2. А. П. Чехов. О писателе. "Врач, учитель, человек". Личность А. П. Чехова.
Смех Антоши Чехонте над невежеством, глупостью, чванством.
3. А. П. Чехов. "Лошадиная фамилия", "Хирургия", "Налим", "Жалобная книга".
Речь героев как источник смешного.
4. В/ч. А. П. Чехов. "Человек в футляре".
5. Зарубежная литература. Джек Лондон. Судьба и личность писателя. Привлечь : Ирвинг Стоун, "Моряк в седле".
6. Рассказ о быте, нравах золотоискателей и коренных жителей Северной Америки. ("Там, где расходятся пути").
7. Р/р. Кто из героев рассказа прав : Хичкок или его бывшие товарищи ?
8. Мифы североамериканских индейцев. Лонгфелло, "Песнь о Гайавате".
Произведения русских писателей.
9. Л. Андреев. "Петька на даче". ( В сборнике "В мире русской литературы
для 5-го класса").
10. А. П. Платонов. В/ч. "В прекрасном и яростном мире". Знакомство с героями рассказа, с авторской позицией.
11. Труд как основное содержание человеческой жизни. Смысл названия рассказа.
12. А. Платонов. "Корова". Тема детства, ее значение.
13. Р/р. Почему о герое рассказа машинист говорит : "Он с малолетства уже
полный человек"?
14. Эрнест Сентон - Томпсон. "Снап" ( " История бультерьера" )
15. Героические чувства Снапа. Напряженность. Острая сюжетность повествования.
16. В/ч. Мир Сентон - Томпсона. Писатель, художник, человек. ( "Мальчик и рысь",
"Барсучиха").
17. М. М. Зощенко ( "Аристократка" и др. ) "Рождественские рассказы".
18. Смех писателя над волокитчиками, бюрократами, самодовольными мещанами,
ловкачами. Своеобразие языка в рассказах Зощенко.
19. В/ч. По рассказам Зощенко ( " Аристократка" и др. ) "Рождественские
рассказы".
20. М. М. Пришвин. Знакомство с автором и его героями.
21. Взаимоотношения Насти и Митроши. Труд в жизни детей.
22. Значение истории Травки для понимания идеи повести. правда Антипыча.
Одухотворение природы, ее участие в судьбах героев.
23. Сказка - быль в "Кладовой солнца". Смысл названия произведения.
24. В/ч. М. Пришвин. "Таинственный ящик", "Синий лапоть", "Лесная капель" и другие рассказы. Мудрость и доброта рассказов Пришвина.
25. Р/р. "Почему Травка спасла Митрошу ?".
26. Природа и родина в стихотворениях русских поэтов конца 20 века. А. Блок "Летний вечер", С. А. Есенин, "Задремали звезды золотые...".
27. А. Ахматова. "Перед весной бывают дни такие". Постижение красоты.
28. Н. Рубцов. "Звезда полей". Своеобразие стихов Рубцова.
29. Р/р. Мое любимое стихотворение русских поэтов 20 века о природе и родине.

IV четверть
( Всего 22 часа, В/ч - 2 ч., Р/р. - 2 ч. )
1. К. Паустовский. О писателе. "Разливы рек", "Старый повар".
2. "Кот - ворюга". Отношение писателя к животным в рассказах Паустовского.
3. В/ч. Гармония человека и природы в рассказах Паустовского.
4. Н. А. Заболоцкий. О поэте. "Журавли", "Одинокий дуб".
5. Размышления поэта о непреходящих духовных ценностях, о воле к борьбе, стойкости, постоянном совершенствовании человека.
6. " Не позволяй душе лениться ". Высокая требовательность поэта к себе, к другим.
7. А. Я. Яшин. "Орел". Утверждение силы духа, любви к жизни, природе.
8. А. Я. Яшин. "Орел", "Покормите птиц", "Спешите делать добрые дела".
Жизненная позиция.
9. В. П. Астафьев. "Конь с розовой гривой". Быт и жизнь сибирской деревни.
10. Герой рассказа "Санька Левонтьев". Бабушка Катерина Ивановна, ее честность, мудрость, доброта.
11. Нравственные проблемы рассказа. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность народной речи.
12. В. Г. Распутин. "Уроки французского". Отражение в повести трудностей послевоенного времени.
13. Стойкость героя, жажда знаний, чувство собственного достоинства.
14. Духовная щедрость учительницы. Ее роль в жизни мальчика. Смысл названия повести.
15. Фазиль Искандер. "Тринадцатый подвиг Геракла". Влияние учителей на
формирование детских характеров. Юмор в рассказе.
16. Скандинавские мифы. " Сказание о путешествии Тора в Утград".
В/ч. "Сказки про брауни".
17. Астрид Линдгрен. "Мио, мой Мио".
18. Мечта героя о доме и родительской любви. Фантастическое и реальное
в повести.
19. Рей Д. Бредбери. "Каникулы", "Зеленое утро".
20. Фантастика Бредбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле.
21. Мечта Рея о победе добра над злом. Предостережения в рассказах Бредбери.
22. Рекомендация книг для летнего чтения. Итоги года.

Начало   Возврат   Дистанционная поддержка   
Комментарии и предложения можно присылать по адресу rcnit@iro.yar.ru