- Планирование уроков
литературы в 6 классе
- I четверть
- Сокращения:
- Р/р. - развитие речи
- В/ч. - внеклассное чтение
- Т/л. - теория литературы
- 1 (урок). Р/р. Введение.
значение художественной
культуры в жизни человека.
- 2. Мифы народов мира. Мифы
древней Греции. Подвиги
Геракла. " Скотный двор царя
Авгия". "Яблоки
Гесперид".
- 3. Р/р. Обучение рассуждению.
Представление о добрых и злых
силах природы.
- Быт, нравы, верования древних
греков.
- 5-7. В/ч. "Легенды и мифы
Древней Греции". Мифы о
героях. Отличие мифа от сказки.
Т/л. Миф.
- 8. Мифология в живописи. Устное
описание картины Лосенко
"Прощание Геракла с
Андромахой".
- 9. Из Библии. Новый завет.
Рождение Иисуса Христа. Притча
о блудном сыне.
- 10. Притча о добром
самаритянине. Историческое и
художественное значение
Библии.
- Утверждение общечеловеческих
нравственных идеалов.
- 11.Р/р. Библейские мотивы в
мировом искусстве ( живопись,
музыка, литература ).
- 12. Мифы древних славян.
Народный миф о солнце.
- 13. Древнерусская литература.
Русская летопись "Повесть
временных лет". Сказание о
Кожемяке.
- 14. Сказание о Белгородском
киселе. Исторические события и
народные идеалы, изображенные
в летописи.
- 15. Р/р. Древняя Русь в живописи.
Творчество древнерусских
зодчих. Д/з. "Мое понимание
картины".
- А. С. Пушкин.
- 16. А. С. Пушкин. О поэте.
"Узник".
- 17. Дружба в жизни поэта. "И. И.
Пущину". ( Книга Пущина
"Записки о Пушкине").
- 18. "Зимнее утро". Мотивы
единства и красоты природы и
красоты человека.
- Т/л. Размеры.
- 19. Р/р. Любимый уголок природы.
- 20. "Бесы". Человек и стихия.
Болдинская осень в жизни
Пушкина.
- 21. "Метель". Герои и
события. Стихия, ворвавшаяся в
судьбы людей.
- 22. Особенности построения
повести. Роль детали. Авторская
ирония.
- 23. "Станционный
смотритель". История Вырина
и его дочери. Роль детали.
- 24. Нравственные проблемы
повести, ее гуманизм. Образ
автора.
- 25. Р/р. "О чем заставляет
задуматься произведение
Пушкина".
- 26. М. Твен. О писателе.
"Приключение Гека Финна".
- 27. Судьба обездоленного
мальчика. Поведение Тома и Гека
в критических
- ситуациях.
- II четверть
- ( 23 урока, из них В/ч - 4 ч., - Р/р - 2
ч. )
- 1. М. Ю. Лермонтов. О поэте.
Знакомство с лирикой М. Ю.
Лермонтова. "Парус".
- Жажда борьбы и свободы -
основной мотив стихотворения.
- 2. "Тучи". Чувство
одиночества, тоска
поэта-изгнанника. Прием
сравнения как основа для
построения стихотворения.
Особенности интонации. Т/л.
Инверсия.
- 3. Основные мотивы лирики М. Ю.
Лермонтова. "Листок",
"На севере диком",
- "Утес", "Три пальмы".
Т/л. Понятие об антитезе.
- 4. В/ч. М. Ю. Лермонтов.
"Воздушный корабль",
"Казачья колыбельная
песня". Т/л. Трехсложные
размеры стиха.
- 5. Н. В. Гоголь. Об авторе.
"Вечера на хуторе близ
Диканьки". "Ночь перед
Рождеством". Знакомство с
героями.
- 6. Народные обычаи в повести,
фантастика и реальность.
- 7. Нравственно-этическое
содержание повести "Ночь
перед Рождеством".
- Т/л. Юмор и сатира.
- 8. В/ч. "Сорочинская
ярмарка" или другая повесть
из сборника "Вечера на
- хуторе близ Диканьки"(
"Вечер накануне Ивана
Купалы" ).
- 9. Р/р. Какой персонаж из
сборника " Вечера на хуторе
близ Диканьки" Вам кажется
наиболее смешным и почему ? (
Необычным, добрым, страшным ).
- 10. Н. А. Некрасов. О поэте.
Знакомство со стихотворением
"Железная дорога".
- 11. Своеобразие композиции
стихотворения. Значение
эпиграфа. Сочетание реальных и
фантастических картин. Роль
пейзажа в стихотворении.
- 12. Гнетущие картины
подневольного труда. Мысль о
величии народа-созидателя всех
духовных и материальных
ценностей. Мечта поэта о
прекрасной поре в жизни народа.
Некрасов. "Школьник".
- 13. В/ч. Н. А. Некрасов. "На
железной дороге". Я. П.
Полонский "Миазм".
- Сходство и различие в
авторской позиции поэтов. Вера
поэта в прекрасное будущее.
- 14. Н. С. Лесков - знаток и
ценитель народной жизни и
народного слова. Сказ
"Левша".
- 15. Трудолюбие, талантливость,
патриотизм народа. Униженность
и бесправие его.
- 16. Урок-семестр. Авторская
позиция в сказке "Левша".
Насмешка над царскими
чиновниками. Особенности языка
сказа.
- 17. В/ч. Н. С. Лесков. "Человек
на часах". Нравственные
проблемы рассказа.
- 18. Природа и родина в
стихотворениях русских поэтов
19 века. Ф. И. Тютчев.
- "Неохотно и несмело",
"Листья". Настроение,
выраженное в стихотворении.
Образ - настроение.
- 19. А. А. Фет. " Ель рукавом мне
тропинку завесила...". Роль
метафоры при создании
художественного образа.
- 20. И. С. Никитин. "Встреча
зайца", "Ярко звезд
мерцание".
- 21. А. Н. Майков. "Рассвет",
"Осень", "Пейзаж".
- 22. А. К. Толстой. "Где гнутся
под омутом лозы...".
- 23. Р/р. Мое любимое
стихотворение русских поэтов.
Итоговый урок. Живопись,
музыка, литература.
- III четверть.
- ( Всего 30 часов, из них В/ч. - 5 ч.,
Р/р - 6 ч. )
- 1., 2. А. П. Чехов. О писателе.
"Врач, учитель, человек".
Личность А. П. Чехова.
- Смех Антоши Чехонте над
невежеством, глупостью,
чванством.
- 3. А. П. Чехов. "Лошадиная
фамилия", "Хирургия",
"Налим", "Жалобная
книга".
- Речь героев как источник
смешного.
- 4. В/ч. А. П. Чехов. "Человек в
футляре".
- 5. Зарубежная литература. Джек
Лондон. Судьба и личность
писателя. Привлечь : Ирвинг
Стоун, "Моряк в седле".
- 6. Рассказ о быте, нравах
золотоискателей и коренных
жителей Северной Америки.
("Там, где расходятся
пути").
- 7. Р/р. Кто из героев рассказа
прав : Хичкок или его бывшие
товарищи ?
- 8. Мифы североамериканских
индейцев. Лонгфелло, "Песнь о
Гайавате".
- Произведения русских
писателей.
- 9. Л. Андреев. "Петька на
даче". ( В сборнике "В мире
русской литературы
- для 5-го класса").
- 10. А. П. Платонов. В/ч. "В
прекрасном и яростном мире".
Знакомство с героями рассказа,
с авторской позицией.
- 11. Труд как основное содержание
человеческой жизни. Смысл
названия рассказа.
- 12. А. Платонов. "Корова".
Тема детства, ее значение.
- 13. Р/р. Почему о герое рассказа
машинист говорит : "Он с
малолетства уже
- полный человек"?
- 14. Эрнест Сентон - Томпсон.
"Снап" ( " История
бультерьера" )
- 15. Героические чувства Снапа.
Напряженность. Острая
сюжетность повествования.
- 16. В/ч. Мир Сентон - Томпсона.
Писатель, художник, человек. (
"Мальчик и рысь",
- "Барсучиха").
- 17. М. М. Зощенко (
"Аристократка" и др. )
"Рождественские
рассказы".
- 18. Смех писателя над
волокитчиками, бюрократами,
самодовольными мещанами,
- ловкачами. Своеобразие языка в
рассказах Зощенко.
- 19. В/ч. По рассказам Зощенко (
" Аристократка" и др. )
"Рождественские
- рассказы".
- 20. М. М. Пришвин. Знакомство с
автором и его героями.
- 21. Взаимоотношения Насти и
Митроши. Труд в жизни детей.
- 22. Значение истории Травки для
понимания идеи повести. правда
Антипыча.
- Одухотворение природы, ее
участие в судьбах героев.
- 23. Сказка - быль в "Кладовой
солнца". Смысл названия
произведения.
- 24. В/ч. М. Пришвин.
"Таинственный ящик",
"Синий лапоть", "Лесная
капель" и другие рассказы.
Мудрость и доброта рассказов
Пришвина.
- 25. Р/р. "Почему Травка спасла
Митрошу ?".
- 26. Природа и родина в
стихотворениях русских поэтов
конца 20 века. А. Блок "Летний
вечер", С. А. Есенин,
"Задремали звезды
золотые...".
- 27. А. Ахматова. "Перед весной
бывают дни такие".
Постижение красоты.
- 28. Н. Рубцов. "Звезда
полей". Своеобразие стихов
Рубцова.
- 29. Р/р. Мое любимое
стихотворение русских поэтов 20
века о природе и родине.
- IV четверть
- ( Всего 22 часа, В/ч - 2 ч., Р/р. - 2 ч. )
- 1. К. Паустовский. О писателе.
"Разливы рек", "Старый
повар".
- 2. "Кот - ворюга". Отношение
писателя к животным в
рассказах Паустовского.
- 3. В/ч. Гармония человека и
природы в рассказах
Паустовского.
- 4. Н. А. Заболоцкий. О поэте.
"Журавли", "Одинокий
дуб".
- 5. Размышления поэта о
непреходящих духовных
ценностях, о воле к борьбе,
стойкости, постоянном
совершенствовании человека.
- 6. " Не позволяй душе лениться
". Высокая требовательность
поэта к себе, к другим.
- 7. А. Я. Яшин. "Орел".
Утверждение силы духа, любви к
жизни, природе.
- 8. А. Я. Яшин. "Орел",
"Покормите птиц",
"Спешите делать добрые
дела".
- Жизненная позиция.
- 9. В. П. Астафьев. "Конь с
розовой гривой". Быт и жизнь
сибирской деревни.
- 10. Герой рассказа "Санька
Левонтьев". Бабушка Катерина
Ивановна, ее честность,
мудрость, доброта.
- 11. Нравственные проблемы
рассказа. Юмор в рассказе.
Яркость и самобытность
народной речи.
- 12. В. Г. Распутин. "Уроки
французского". Отражение в
повести трудностей
послевоенного времени.
- 13. Стойкость героя, жажда
знаний, чувство собственного
достоинства.
- 14. Духовная щедрость
учительницы. Ее роль в жизни
мальчика. Смысл названия
повести.
- 15. Фазиль Искандер.
"Тринадцатый подвиг
Геракла". Влияние учителей
на
- формирование детских
характеров. Юмор в рассказе.
- 16. Скандинавские мифы. "
Сказание о путешествии Тора в
Утград".
- В/ч. "Сказки про брауни".
- 17. Астрид Линдгрен. "Мио, мой
Мио".
- 18. Мечта героя о доме и
родительской любви.
Фантастическое и реальное
- в повести.
- 19. Рей Д. Бредбери.
"Каникулы", "Зеленое
утро".
- 20. Фантастика Бредбери как
выражение стремления уберечь
людей от зла и опасности на
Земле.
- 21. Мечта Рея о победе добра над
злом. Предостережения в
рассказах Бредбери.
- 22. Рекомендация книг для
летнего чтения. Итоги года.