ПРОГРАММА ДЛЯ 5 КЛАССА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
"ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ"
Программа составлена
учителями школы №24 г. Ярославля
Марковой Ларисой Николаевной и
Хоревой Мариной Валерьевной под
руководством доктора
искусствоведческих наук
Злотниковой Татьяны Семеновны.
1 четверть
1 урок.
Введение. Общее понятие о культуре. Понятие "художественная культура". Их роль в жизни людей. Понятие "художественный образ".(сравнить образы осени в разных произведениях искусства: Чайковский, Левитан, Пушкин и др.)
Д/З: написать о запомнившемся
произведении искусства (чем
запомнилось, почему?).
2 урок.
Продолжение темы "Общее понятие о культуре". Введение понятия "виды искусств". Рассмотрение различных видов искусств (с примерами). Взаимосвязь разных видов искусства.
Д/З: подготовиться к игре
(вспомнить известные живописные,
музыкальные произведения,
литературных героев.).
3 урок.
МХК ДРЕВНЕГО МИРА.
4 урок.
Первобытное искусство. Общая характеристика. Введение понятия "примитивный". Периодизация первобытной культуры.
Д/З: подумать над вопросом: "Почему появилось искусство?".
Задание носит письменный
характер. На следующем уроке ответ
на этот вопрос может быть
использован учениками для устного
ответа.
5 урок.
"Музей первобытного
искусства".
6 урок.
Наскальная живопись. Причины возникновения искусства:
7 урок.
8 урок.
(3 команды)
2 четверть
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ
ИСТОКИ КУЛЬТУРЫ.
10 урок. Боги Древнего Египта.
Введение понятия "миф". Миф как основа мировой культуры. Почему необходимо знать мифологию. Главные боги Древнего Египта: Ра, Осирис, Исида, Гор, Сет, Анубис, Сехмет. Повторение понятия "тотемизм".
Д/З: выучить имена и функции богов
Древнего Египта.
11 урок. Боги Древней Индии.
Брахма, Шива, Вишну, Индра. Скульптурное изображение богов. Повторение понятия "миф". На примере мифов раскрыть функции богов. Литература к уроку: Немировский А.И. "Мифы и легенды Древнего Востока". М., 1994. с.250-261, 270, 301-302, 316.
Д/З: выучить имена и функции богов.
Нарисовать одного из богов.
12 урок. Нравственный смысл мифов. Мифы Востока. Буддизм.
Выражение в мифах нравственных
категорий народа (сострадание,
милосердие, осуждение алчности,
вероломства, зла в мифах
"Шакьямуни", "Дерево
пробуждения", "Одинокий
слон".
13, 14 уроки. Боги Древней Греции.
Боги Олимпийского пантеона, их атрибутика. Введение понятия "антропоморфизм". Сравнение по функциям богов Древней Греции и Древнего Египта.
Д/З: подготовиться к зачётной
работе.
15 урок. Письменный зачёт.
3 четверть
16 урок. Нравственный смысл мифов.
17 урок. Мифы о явлениях природы.
Отражение в мифах представлений людей об окружающем их мире, природных явлениях. Повторение мифа об Осирисе и Исиде. Умирание и Воскрешение природы. Миф о Диметре и Персефоне. Мифы о Ночи, Луне, Заре и Солнце.
Д/З: попробовать создать свой миф
данной тематики.
18 урок. Мифы о появлении животных и растительности.
19,20,21 уроки. Культура Древнего Египта.
Введение понятия "канон", "монументальность". Пирамида как символ искусства Древнего Египта. Заупокойный культ в Древнем Египте. Искусство носитель жизни вечной. Реформы Аменхотепа IV (культ Амона-солнца). Поэтическое творчество Аменхотепа IV ("Гимн Атону").
Д/З: по опорной схеме подготовить
рассказ о культуре Древнего Египта.
22 урок. Шумеро-аккадская культура. Эпос о Гильгамеше.
23 урок. Прикладное искусство Древнего Востока.
24, 25 уроки. Живопись Китая.
(в мастерской художника...)
26, 27 уроки. Архитектура Востока (буддийская).
Разнообразие архитектурных форм Востока; связь с философией буддизма (пагода, ступа, пещерный храм). Иллюстрации: Ступа в Санчи, Пещерный храм в Аджанте, Пагода Бинь-шон.
Д/З: по зарисовкам с урока подготовить рассказ о буддийской архитектуре.
28, 29 уроки. Театральное искусство Древности.
31 урок. Зачёт.
3. Что это за бог: Гефест, Афродита, Афина, Палогада, Тот?
32 урок. Резервный.
Объявление!
Профессор Злотникова Т.С.
проводит индивидуальные
консультации для учителей школ
города и области по дисциплине
"История мировой художественной
культуры".
телефон для справок 21-68-81