ПРОГРАММА ДЛЯ 5 КЛАССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
"ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ"

Программа составлена учителями школы №24 г. Ярославля Марковой Ларисой Николаевной и Хоревой Мариной Валерьевной под руководством доктора искусствоведческих наук Злотниковой Татьяны Семеновны.

1 четверть

1 урок.

Введение. Общее понятие о культуре. Понятие "художественная культура". Их роль в жизни людей. Понятие "художественный образ".(сравнить образы осени в разных произведениях искусства: Чайковский, Левитан, Пушкин и др.)

Д/З: написать о запомнившемся произведении искусства (чем запомнилось, почему?).

2 урок.

Продолжение темы "Общее понятие о культуре". Введение понятия "виды искусств". Рассмотрение различных видов искусств (с примерами). Взаимосвязь разных видов искусства.

Д/З: подготовиться к игре (вспомнить известные живописные, музыкальные произведения, литературных героев.).

3 урок.

Игра "Звёздный час" (игра по командам). Возможные виды заданий:
1) Угадать сказку (если есть, то назвать автора) по предложенному фрагменту.
2) Угадать мелодию (правильно выбрать номер музыкального фрагмента из предложенных на доске).
3) Узнать картину и её автора...
Задания могут включать как набор из предложенных вариантов, так и выстраивание последовательности событий.

МХК ДРЕВНЕГО МИРА.

4 урок.

Первобытное искусство. Общая характеристика. Введение понятия "примитивный". Периодизация первобытной культуры.

Д/З: подумать над вопросом: "Почему появилось искусство?".

Задание носит письменный характер. На следующем уроке ответ на этот вопрос может быть использован учениками для устного ответа.

5 урок.

"Музей первобытного искусства".

6 урок.

Наскальная живопись. Причины возникновения искусства:

1) познание мира;
2) созидание;
3) магия;
4) самопознание через познание мира.
Отличие рисунков палеолита ("реализм" звериных "портретов" палеолита) от творчества эпохи неолита (появление человека, передача движения - стилизация, зачатки "композиции" рисунка).
Связь с развитием человеческого мышления.
Д/З: выполнить рисунок в стиле палеолита или неолита.

7 урок.

Символ в первобытном искусстве. Картина мира. Рассмотрение символа на примере символов мировых вод, горы, дерева, яйца.
Введение понятия "анимизм". Литература к уроку: Евсюков В.В. "Мифы о Вселенной", Новосибирск, 1988. иллюстрации с. 152, 159, 160.
Д/З: нарисовать свой собственный символ-образ мира.

8 урок.

Ранние верования и их воплощение в обрядах первобытных людей.
Введение понятий "ритуал", "магия", "тотем". Охотничьи пляски.
Тотемические пляски. Повторение понятия "анимизм". Зачатки театрального искусства. Литература к уроку: Авдеев А.Д.
"Происхождение театра. Элементы театра в первобытном строе" М-Л., 1959.
Д/З: подготовиться к зачётной игре.

(3 команды)

1) Выбрать тотем. Сделать его знак.
2) Придумать тотемическую пляску.
3) Придумать и исполнить какой-нибудь обряд.
4) Изобразить образ мира своего рода, суметь его объяснить.
5) Рассказать, в каких духов верит род.
9 урок.
Урок-зачёт (театрализованная игра).

2 четверть

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ КУЛЬТУРЫ.

10 урок. Боги Древнего Египта.

Введение понятия "миф". Миф как основа мировой культуры. Почему необходимо знать мифологию. Главные боги Древнего Египта: Ра, Осирис, Исида, Гор, Сет, Анубис, Сехмет. Повторение понятия "тотемизм".

Д/З: выучить имена и функции богов Древнего Египта.

11 урок. Боги Древней Индии.

Брахма, Шива, Вишну, Индра. Скульптурное изображение богов. Повторение понятия "миф". На примере мифов раскрыть функции богов. Литература к уроку: Немировский А.И. "Мифы и легенды Древнего Востока". М., 1994. с.250-261, 270, 301-302, 316.

Д/З: выучить имена и функции богов. Нарисовать одного из богов.

12 урок. Нравственный смысл мифов. Мифы Востока. Буддизм.

Выражение в мифах нравственных категорий народа (сострадание, милосердие, осуждение алчности, вероломства, зла в мифах "Шакьямуни", "Дерево пробуждения", "Одинокий слон".

13, 14 уроки. Боги Древней Греции.

Боги Олимпийского пантеона, их атрибутика. Введение понятия "антропоморфизм". Сравнение по функциям богов Древней Греции и Древнего Египта.

Д/З: подготовиться к зачётной работе.

15 урок. Письменный зачёт.

Работа проводится по вариантам. В предложенный отрывок из мифа необходимо учащимся вставить пропущенные имена богов.
Фрагменты мифов взяты из книги Куна Н.А. "Легенды и мифы Древней Греции". Новосибирск, 1991.

3 четверть

16 урок. Нравственный смысл мифов.

Повторение понятия "антропоморфизм".
Миф о Мидасе: осуждение алчности.
Миф о Тантале: осуждение непочитания, нарушения воли богов.
Миф о Сизитре: осуждение сопротивления воле богов.
Д/З: нарисовать иллюстрации к мифам.

17 урок. Мифы о явлениях природы.

Отражение в мифах представлений людей об окружающем их мире, природных явлениях. Повторение мифа об Осирисе и Исиде. Умирание и Воскрешение природы. Миф о Диметре и Персефоне. Мифы о Ночи, Луне, Заре и Солнце.

Д/З: попробовать создать свой миф данной тематики.

18 урок. Мифы о появлении животных и растительности.

Мифы: "Арахна", "Эсак и Гесперия", "Нарцисс".
Мифы о частях света: "Похищение Европы".
Д/З: создать иллюстрацию к мифу.

19,20,21 уроки. Культура Древнего Египта.

Введение понятия "канон", "монументальность". Пирамида как символ искусства Древнего Египта. Заупокойный культ в Древнем Египте. Искусство носитель жизни вечной. Реформы Аменхотепа IV (культ Амона-солнца). Поэтическое творчество Аменхотепа IV ("Гимн Атону").

Д/З: по опорной схеме подготовить рассказ о культуре Древнего Египта.

22 урок. Шумеро-аккадская культура. Эпос о Гильгамеше.

Отражение в древнейшей литературе веры в богов. Проявление веры в богов не только в поклонении им, но и в борьбе с ними.
Взаимосвязь человека и природы. Гильгамеш-Энкиду (благородство, любовь ко всему живому, Энкиду, изменившая жестокого Гильгамеша; прославление дружбы).

23 урок. Прикладное искусство Древнего Востока.

Введение понятия "керамика". Создание ритуальных керамических изделий как одно из проявлений веры в богов, их почитание.
Мировые символы в орнаментах.
Литература к уроку: "Искусство стран Востока" М.,1986. с.86.
Дмитреева Н. "Искусство Древнего мира". М.,1986 с.180-186.
Д/З: придумать орнамент из мировых символов.

24, 25 уроки. Живопись Китая.

(в мастерской художника...)

Сопоставление европейских и восточных картин. Раскрытие особенностей живописи Китая. Тесная связь живописи с мировоззрением народа: человек в природе. Пейзаж. Цветовая гамма.
Символика ("горы-воды"). Роль детали. Связь с поэзией.
Каллиграфия как особое искусство. В ходе второго урока ученики пытаются создать "восточную картину". Иллюстрации китайской живописи, используемой на уроке: У Чжень "Ветка бамбука", Го Си "Начало весны в горах", Сюй Даонин "Ловля рыбы в горном потоке", Юнь Шоунин "Лотосы".

26, 27 уроки. Архитектура Востока (буддийская).

Разнообразие архитектурных форм Востока; связь с философией буддизма (пагода, ступа, пещерный храм). Иллюстрации: Ступа в Санчи, Пещерный храм в Аджанте, Пагода Бинь-шон.

Д/З: по зарисовкам с урока подготовить рассказ о буддийской архитектуре.

28, 29 уроки. Театральное искусство Древности.

Отражение мифологических представлений в обрядовых действиях, лежащих в основе театрального искусства. Индия: Брахма как основатель театра. Обряд освящения сцены.
Символика, жест, мимика, танец. Роль жеста, мимики, танца во всех театральных системах Востока. Отсутствие декораций, символика цвета, грим-маска, роль предметов.
Д/З: после 1-го урока: подготовить обряд освящения сцены; после 2-го урока поставить отрывок из сказки в традициях театра Древнего Востока.

31 урок. Зачёт.

Тестовая работа по теме.
Примерный образец заданий одного из вариантов:
1. Кто и кому поручил создать театральные представления в Древней Индии? Кто мешал и почему первому театральному представлению? Что ты знаешь о празднествах в честь знамени Индры?
2. Антропоморфизм это:
1) вера во многих богов;
2) представление богов в человеческом облике;
3) одушевление природы.

3. Что это за бог: Гефест, Афродита, Афина, Палогада, Тот?


32 урок. Резервный.


Объявление!
Профессор Злотникова Т.С.
проводит индивидуальные консультации для учителей школ города и области по дисциплине "История мировой художественной культуры".
телефон для справок 21-68-81

Начало    Возврат    Дистанционная поддержка   
Комментарии и предложения можно присылать по адресу rcnit@iro.yar.ru