Программа развивающего обучения по системе Л.В. Занкова
Программа по русскому языку для начальных классов
Первый -"Русский язык как речевая деятельность", в котором раскрыты линии работы по развитию связной устной и письменной речи, формированию навыков чтения и письма.
При освоении устной и письменной речи основное внимание уделяется осознанию детьми средств устного и письменного общения, установлению общего и особенностей в различных речевых ситуациях. Основной способ освоения речи - самостоятельная речевая деятельность школьников в вариантных условиях и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации.
Второй раздел составляют грамматическая система языка, правописание, орфоэпия - то, что придает речевой деятельности формальную правильность.
На дальнейших этапах обучения, в основной и старшей школе, не столько увеличивается объем материала, сколько изменяется степень глубины, сложности и многоаспектности его анализа.
I. Русский язык как речевая деятельность
История возникновения речи. Способы ее передачи и хранения. Речь устная и письменная; монологическая и диалогическая: разговорная, деловая, научная, художественная (общее ознакомление).
Устная речь
Понимание устной речи. Наблюдение взаимосвязи: цель - содержание -форма высказывания. Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение, убеждение, вопрос, просьба, спор и проч. Речевые средства: мелодика, темп речи, логическое ударение, паузы, сила, тембр голоса, мимика, жесты, движения.
Речевой этикет.
Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, восприятие противоположной точки зрения, высказывание, слушание. Ситуационные различия в произношении и интонировании высказывания, в использовании мимики, жестов.
Монолог. Связное высказывание на заданную тему по чтению, естествознанию, математике и проч. или спонтанные высказывания учеников на темы, обсуждаемые в связи с изучаемым материалом или личным внешкольным опытом детей; диалог (дискуссия, спор) - расширение опыта.
Придумывание ситуационных игр. Правильное использование слов, интонации, темпа речи, силы, тембра голоса, жестов, мимики. Чтение по ролям, драматизация.
Орфоэпические нормы речи (без введения понятия). Чистота произношения.
Письменная речь
Речь монологическая и диалогическая; разговорная и книжная (деловая, научная, художественная).
Взаимосвязь: цель - содержание - форма. Наблюдение соответствия цели высказывания, вида, жанра, стиля письменной речи.
Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания в соответствии с выбранной автором формой. сравнение разных способов выражения одной цели высказывания или одной темы высказывания.
Тема, название (заголовок), автор. Структура текста, его целостность.
Подбор и выписки цитат из текста; конспект, отзыв. Составление содержательного и стилистически точного предложения к тексту, изменение жанра текста; выявление жанровых особенностей (юмористических, лирических, трагических).
Собственные сочинения (репродуктивные и творческие). Соответствие содержания теме сочинения.
Выбор жанра, стиля
письменной речи в соответствии с
целью письменного высказывания:
рассказ, сказка, научно-популярная
статья, открытка, письмо,
телеграмма, объявление.
(Например, "Что я знаю о кошке",
"Сказка о кошке и солнце",
"Объявление о пропаже кошки" и
т.д.)
Предварительный отбор материала для сочинения. Использование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов.
Анализ детьми написанных работ. Редактирование сочинений.
Использование детских сочинений в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов, выставок детских работ.
гласные: однозвучные, двузвучные; согласные: твердые, мягкие, звонкие, глухие, шипящие, сонорные; ударение; слабые и сильные позиции гласных и согласных, слоги; звуки, буквы.
Правописание
Перенос слов К К З
Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами (я,е,ё,ю,и) и мягким знаком К К
Сочетания: чк, чн, нщ, щн, рщ К
Сочетания: жи, ши, ча, ща, чу, щу К К
Разделительные Ь и Ъ К К З
Ь в числительных от 5 до 10 и на -дцать К
Состав слова З
формы слова, родственные (однокоренные) слова; основа слова; корень, приставка, суффикс, окончание, суффиксы -сь, -ся; сложные слова. Суффиксы словообразующие (наиболее продуктивные во всех частях речи) и формообразующие (-ть, -ти, -сь, -ся).
Правописание
простое предложение: распространенное, нераспространенное; сложное предложение (сложносочиненное, сложноподчиненное - главное, придаточное); прямая речь.
Правописание
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 ЛАССЕ
1 блок.
Язык, речь. Стилистика, лексика.
Язык -
универсальное средство общения.
Речевое общение. Формы речи: устная,
письменная, внутренняя. Общие и
особенные их характеристики и
связи с назначением. Речь -
отражение общей культуры и общего
развития человека ( жизненные
наблюдения и литературные
источники ). Средства устного и
письменного общения: органы слуха и
говорения, зрительные,
двигательные органы, мозг. Выбор
речевых средств
( лексики, синтаксиса, интонации... )
в соответствии с целью
высказывания, адресатом и
условиями общения. Голос -
отражение индивидуальных
особенностей человека. Форма речи (
устная, письменная ) - цель
высказывания - адресат, условия -
речевые средства ( ключевые
взаимосвязи ).
Грамматика ( фонетика, морфемика, морфология, синтаксис ).
Основные единицы
устной и письменной речи: текст,
предложение. Зависимость значения
слова, его формы от общего смысла,
высказываемого в предложении ( Из
окна лилась песня. В окно сильной
струей лилась вода ). Зависимость
структуры, смысла предложения от
общего смысла, высказываемого в
тексте
( грамматическое, смысловое
единство, средства связи между
предложениями ). Члены предложения -
части речи. Группа подлежащего,
группа сказуемого. Состав слова.
Основа слова. Окончания - средства
связи слов в предложении. Корень -
основное лексическое значение.
Приставки и суффиксы - средства
образования новых слов в связки с
целью высказывания. Звуки, буквы.
Звуки гласные и согласные.
Согласные звонкие, глухие
( парные, непарные); мягкие, твердые (
парные, непарные ).
Правописание. Орфоэпия.
Громкость, темп, ритм речи. Голос высокий, низкий; сильный, слабый; мелодичный, монотонный. Совершенствование своего голоса. Дикция ( скороговорки, чистоговорки ), дыхательные упражнения. Особенности произнесения гласных в ударных и безударных предложениях ( в сильных и слабых позициях, после шипящих всегда твердых и всегда мягких ). Различие способов проверки безударных гласных в корне, в приставках, в окончаниях. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Вводятся исключения-иноязычные слова: брошюра, парашют, жюри. Гласные о, а в приставках (постоянные написания ). Особенности произнесения согласных в сильных и слабых позициях. Способы проверки звонких согласных в корне. Правописание согласных З, С, в приставках. Смысловое различие между приставками при-, пре-, их правописание.
Примечание.
Возможные речевые ситуации: докажите в устной и письменной форме, что вишня это дерево, а сирень - кустарник ( задание для двух разных групп ). Наблюдения на улице, в школе, дома, во время телевизионных передач за тем, как в устной речи проявляется культура, общее развитие человека: содержательность высказывания, соответствие ситуации, цели общения, адресату, соответствие речевых средств ( языковых и неязыковых ).
2 блок.
Язык, речь. Стилистика, лексика.
Стили речи:
разговорный, книжный ( публичный ) -
научный, официально-деловой,
публицистический, художественный (
ознакомление ). Особенности
разговорного стиля
( устанавливаются при сравнении
конкретных примеров из текстов
разных стилей ). Разговорный стиль в
устной и письменной речи
(художественной и публицистической
). Неязыковые средства в устной
разговорной речи - мимика, жесты;
ремарки в художественных
произведениях, указывающие на
особенность речевой ситуации.
Диалог, монолог.
Интонация в диалоге. Ограниченное
употребление личных местоимений в
научном стиле речи. Использование
позиционных мен в стихотворных
произведениях. Слово. Его
лексическое значение ( при
сравнении текстов различных стилей
). Однозначные и многозначные слова
( термины только однозначные).
Прямое и
переносное значение слов (
переносное значение -
стилистическое средство
эмоционального воздействия ). Слова
общеупотребительные и
ограниченные в употреблении
( неологизмы, архаизмы, диалектизмы,
слова иноязычного происхождения ).
Стилистическая сочетаемость слов.
Ознакомление со словарями,
постоянная работа с ними.
Грамматика ( фонетика, морфемика, морфология, синтаксис ).
Синтаксические,
лексические, грамматические,
интонационные, фонетические
особенности разговорного стиля ( в
течение всего года ). Предложения
простые и сложные
( сложносочиненные и
сложноподчиненные ). Различение
простых предложений: по цели
высказывания
( вопросительное,
повествовательное, побудительное );
по интонации
( восклицательное,
невосклицательное ). Средства
выражения мысли в предложении
( интонация: логическое ударение,
мелодика голоса, пауза; порядок
слов). Лексическое и грамматическое
значение слова. Форма слова -
однокоренные слова. Глагол. Вид
глагола
( совершенный, несовершенный ).
Наклонение глагола ( изъявительное,
повелительное, условное ).
Местоимение как часть речи и член
предложения. Соотносимость
местоимения с другими частями речи:
местоимения - существительные,
местоимения - числительные,
местоимения - наречия. Изменяемые и
неизменяемые местоимения. Члены
предложения, слова не члены
предложения ( предлоги, союзы,
частицы, междометия, обращения -
список пополняется постепенно ).
Служебные части речи. Частицы,
вопросительные, восклицательные
частицы, междометия, обращения -
средства
экспрессивно-эмоциональной
выразительности, субъективной
оценки. Интонация произнесения
частиц и междометий.
Формы обращения при диалоге, в частных письмах, официальных документах. Способы выражения обращений. Интонация обращения. Полногласие, неполногласие ( оро-ра, оло-ла, пере-пре ). Чередование гласных в корне. Чередование согласных в корне. Беглые гласные.
Правописание. Орфоэпия.
Оформление при письме диалога и прямой речи. Интонация при чтении прямой речи и и слов автора. Знаки в конце предложения (.?! ). Запятая внутри сложных предложений. Запятая, восклицательный знак после частиц, междометий, обращений.
Употребление в речи частиц, обращений, междометий, в том числе и этикетных - спасибо, будьте любезны и т. д. Раздельное написание предлогов с именами существительными и местоимениями (сравнение с глаголами, наречиями ). Правописание корня с чередующимися гласными ( по наличию или отсутствию суффикса -"а", по конечному согласному ). Ознакомление с написанием частиц "бы, ли, да, же, -ка, -те, не".
Примечание.
Возможные речевые ситуации: расскажите другу при встрече о том, какого котенка вам подарили; ему о том же самом по телефону. Какими средствами и как вы пользовались в том и другом случае? Как реагировал слушавший? Придумайте и проговорите ( напишите ) ситуации, требующие глаголов разных наклонений. Составьте поздравление устное и письменное адресатам, различным по степени знакомства и возрасту. Поздравление и обращение официальное и неофициальное. Сравнение стилистических значений отдельных приставок и суффиксов, например: медведь заревел ( взревел ), мальчик закричал ( вскричал ), изгнать - выгнать, возлюбить, возрадоваться; сероватый, серенький, добренький, собачка, домик; но: получение, сгорание, успеваемость, учительство ( в течение всего года ).
3 блок.
Язык, речь. Стилистика, лексика.
Диалог, монолог. Активизируется весь материал, необходимый при стилистическом анализе. В дополнение к обозначенным выше используются понятия: омонимы, синонимы, антонимы; фразеологизмы. Значение всех понятий уточняется во время стилистического анализа в течение всего года. Стилистическая роль отрицательных местоименных слов в отрицательном предложении. Наблюдение роли усилительной частицы ни ( он не мог ни читать, ни писать ).
Грамматика ( фонетика, морфемика, морфология, синтаксис ).
Предложения отрицательные и утвердительные. Полное отрицание перед глаголом, частичное перед другими частями речи. Частицы "не, ни" в отрицательных предложениях ( Никто не встретился. Кто не пришел? Не пишите! ). Местоимения: личные, притяжательные, вопросительные, отрицательные ( их соотнесенность с разными частями речи ). Изменяемые и неизменяемые отрицательные местоимения (никто, никакой, но, никуда ). Образование отрицательных местоимений.
Правописание. Орфоэпия.
Запятая при развернутом обращении ( Дорогой мой Ванечка,...).
Правописание частицы "не" с глаголом. Правильное словесное ударение в местоимениях и наречиях с частицами "не и ни".
Правописание НИ и НЕ с местоимениями и наречиями ( ничего, никак, не у кого, не за что, ниоткуда ). Правописание усилительной частицы НИ.
Примечание.
Возможные речевые ситуации: один участник диалога что-то предлагает, другой не соглашается; один уговаривает что-то не делать - другой убеждает в необходимости этого; один предлагает что-то сделать - другой соглашается ( выполняется устно и письменно ). Особое внимание уделяется тону, словесной форме отказа, возражения, высказыванию противоположной точки зрения.
4 блок.
Язык, речь. Стилистика, лексика.
Средства связи в тексте, предложении. Снятие повторов слов при помощи местоимения, наречия. Изменение смысла высказывания при наличии или отсутствии частиц, междометий. Неологизмы в науке, технике, литературе.
Грамматика ( фонетика, морфемика, морфология, синтаксис ).
Способы выражения
подлежащего в простом и сложном
предложении. Подлежащее одиночное
и состоящее из нескольких слов (
Появилась лодка, которая...,
несколько человек, оба ученика,
никто не хотел ). Переход
прилагательных в существительные (
мороженое ). Неопределенная форма глагола в роли
подлежащего, группа сказуемого.
Частица бы, же, то. Различение
частей речи с частицами и союзов.
Состав слова: основа, корень.
Сложные слова. Сложносокращенные
слова, их связи в предложении.
Образование новых слов
( тракторист, метростроевец ).
Правописание. Орфоэпия.
Запятая и восклицательный знак при частицах и междометиях. Сравнение со знаками при обращении. Интонация, пауза. Правописание союзов и наречий, образованных при помощи частиц. Особенности чтения и произнесения мягких и твердых согласных. Показатели мягкости согласных ( и, е, ю, я, ь ). Чтение и написание йотированных гласных в разных позициях в слове. Правописание разделительных Ь и Ъ. Ъ в сложных словах ( двухъярусный, трех-, сверх-, но: двухактный ).
Слоговой принцип письма. Правописание сложносокращенных слов ( полу-, пол- ).
Примечание.
На речевом материале ученики наблюдают частицы, междометия, восклицательные и вопросительные частицы, междометия, восклицательные и вопросительные частицы как средства выражения цели высказывания ( Что ж, поедешь ты? Какой чудесный день!) Различение части речи по смыслу всего высказывания ( Как! Вы все еще здесь? Как он любил! Как вы себя чувствуете? Он, как и все.). Ситуация: по телефону узнать, не опаздывает ли поезд ( речевой этикет ).
5 блок.
Язык, речь. Стилистика, лексика.
Текст с описанием чего-либо в устной и письменной форме, в разговорном и научном стиле. Заимствованные слова. Целесообразность использования заимствованной лексики в разных стилях речи. Анализ газетной статьи. Работа с этимологическим словарем и словарем иностранных слов.
Грамматика ( фонетика, морфемика, морфология, синтаксис ).
Простое предложение с однородными членами. Обобщающие слова. Односоставные, двусоставные предложения ( наблюдать в простом и сложном предложениях ). Варианты простого предложения ( Не было видно. Ничего не было видно. Мне ничего не было видно.). Интонация при чтении разных по структуре и составу предложений.
Имена существительные общего рода, несклоняемые имена существительные. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Полные и краткие прилагательные. Употребление кратких имен прилагательных в роли сказуемого. Изменение кратких прилагательных по числам и родам в единственном числе.
Правописание. Орфоэпия.
Запятая в предложении с однородными членами без союзов с неповторяющимися и повторяющимися союзами. Двоеточие после обобщающего слова, тире перед обобщающим словом в предложении с однородными членами. Сравнение со знаками в прямой речи ( слова автора в начале, в конце, в середине предложения ). Способы определения рода несклоняемых имен существительных в предложениях ( стояло трюмо, вязаное кашне). Правильное употребление слов общего рода ( Он такой егоза! Какая ты егоза!). Не путать со словами мужского рода, обозначающими род занятий ( новый судья Иванова, скульптор Мухина ). Ударение в заимствованных словах.
Нарушение слогового принципа письма в некоторых иноязычных словах ( бульон, йод, брошюра).
Примечание.
Для наблюдения однородных членов предложения возможно сравнение следующих текстов:
6 блок.
Язык, речь. Стилистика, лексика.
Синонимия односоставных и двусоставных предложений. Односоставные номинативные предложения в разговорном и художественном стиле (стихи, диалог, ремарки в драме).
Грамматика (фонетика, морфемика, морфология, синтаксис)
Односоставные
номинативные предложения ( только
утвердительные, распространенные и
нераспространенные ). Отличие
номинативных предложений от
словосочетаний и слова
( Мороз. Конец декабря. ). Способы
выражения подлежащего. Возврат к
частицам, междометиям, обращениям.
Второстепенные члены предложения.
Определения.
Связь слов в словосочетании: сочинительная и подчинительная - согласование, управление, примыкание. Роль окончаний и предлогов для связи слов в предложении. Согласованные и несогласованные определения. Имя существительное - часть речи ( значение, синтаксические и грамматические признаки ). Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Род имен существительных, в том числе 10 существительных на -мя и слово дитя. Разносклоняемые имена существительные.
Правописание. Орфоэпия.
Интонация произнесения и чтения номинативных предложений. Чистота произнесения окончаний. Согласование имени прилагательного с именем существительным в падеже, числе, роде. Управление падежом зависимого слова. Правописание большой буквы в именах собственных, случаи заключения их в кавычки. Употребление таких наименований только в форме именительного падежа ( У судна "Нева"...). Мягкий знак в количественных числительных.
Примечание.
Ученики могут составить ремарки к отдельным сценам хорошо известных произведений; лаконично описать какую-то ситуацию: " Ясная теплая погода. На школьном дворе пятиклассники с лопатами, граблями. Лица веселые, задорные. Унылый лишь Коля Кесликов; составить диалог, например, между Красной Шапочкой и Волком во время их второй встречи.
7 блок.
Язык, речь. Стилистика, лексика.
Сравнение разговорного, художественного и научного стиля. Ученики составляют описание погоды с точки зрения оптимиста и с точки зрения пессимиста. Сравнивают с официальной сводкой погоды. Сравнивают по эмоциональной окрашенности, синтаксису, лексике. Омонимы. Омонимы и многозначность.
Грамматика ( фонетика, морфемика, морфология, синтаксис ).
Способы выражения сказуемого в простом и сложном предложении: сказуемое глагольное, составное глагольное ( решила отказаться ), составное именное ( дуб - дерево ). Глагол - часть речи ( значение, синтаксическая роль, грамматические формы ). Спряжение глаголов. Полные и краткие прилагательные. Их синтаксическая роль. Степени сравнения прилагательных. Различение их и степени сравнения наречий ( Этот мальчик выше меня. Он прыгнул выше меня. ).
Правописание. Орфоэпия.
Тире между
подлежащим и сказуемым при
пропуске глагола-связки.
Правописание безударных окончаний
глаголов. В суффиксах и личных
окончаниях глаголов под ударением
после шипящих пишется только ё
( бережёт, раскорчёвывать ). Ь знак в
неопределенной форме глагола и
форме 2-го лица единственного числа.
Отсутствие мягкого знака в краткой
форме прилагательного после
шипящих. Правописание суффиксов
-ова, -ева, -ыва, -ива. Составление
обобщенного правила написания или
отсутствия мягкого знака в конце
слов после шипящих
( имя существительное - ночь, нож,
луж; прилагательное - летуч;
глаголы, наречия, частицы - уберечь,
пишешь, настежь, лишь, но: уж, замуж,
невтерпеж).
Примечание.
Особую сложность представляет различение номинативных предложений и двусоставных с составным именным сказуемым. К осознанию различий подводит их непосредственное сравнение: Дни ( пауза ) тихие, солнечные. Тихие, солнечные дни.
Ранняя осень - прекрасная пора. Старость не радость.
8 блок.
Язык, речь. Стилистика, лексика.
Книжные примеры односоставных глагольных предложений, составляющие разные стили речи. Самостоятельное составление объявлений: о родительском собрании, о дискотеке, о правилах поведения в ... Синонимы. Наблюдения семантической (волнение, тревога) и стилистической синонимии (лицо, лик, морда).
Редактирование: умение найти наиболее точное слово и избежать повторов.
Грамматика (фонетика, морфемика, морфология, синтаксис)
Односоставные глагольные предложения (без различения по видам).
Различение односоставных глагольных предложений и словосочетаний, слов. Сравнение с номинативными предложениями. Предложения утвердительные и отрицательные, нераспространенные и распространенные (На улице было тепло. Не было тепло. Гулять!). Прямое и косвенное дополнение.
Правописание.
Орфоэпия.
Склонение имен существительных на -ие, -ий, -ия. Правописание гласных в их падежных окончаниях. Правописание И, Ы после Ц в корне, суффиксе, окончании (цифра, станция, Синицын, бледнолицый, улицы).
Примечание
В качестве речевого материала широко используются сочинения школьников по разным учебным предметам.
9 блок.
Язык, речь. Стилистика, лексика.
Речевая недостаточность и речевая избыточность в тексте (устном и письменном). Целесообразность использования распространенных и нераспространенных, односоставных и двусоставных предложений. Антонимы. Создание контраста (пословицы, поговорки). Сытый голодного не разумеет. Мягко стелет, да жестко спать.
Грамматика (фонетика, морфемика, морфология, синтаксис).
Предложения распространенные и нераспространенные; односоставные и двусоставные; утвердительные и отрицательные; повествовательные, вопросительные и побудительные; восклицательные и невосклицательные.
Правописание чередующихся гласных в корне (по ударению и по смыслу).
Переход И в Ы в начале корня после приставки на согласный. Сопоставление со всеми случаями написания разделительных Ъ и Ь (разыграть, но: съемка).
10 блок.
Язык, речь. Стилистика, лексика.
Научный стиль. Развернутые сложные предложения. Точность и однозначность выражения мысли. Термины. Лексика. Глаголы, отглагольные существительные и прилагательные. Монолог. Цитаты в тексте.
Грамматика (фонетика, морфемика, морфология, синтаксис)
Сложные и простые
предложения. Сложносочиненные и
сложноподчиненные предложения
( главное, придаточное), бессоюзное.
Сочинительная и подчинительная
связь между частями сложного
предложения. Союзы сочинительные и
подчинительные. Союзы и союзные
слова. Различение местоимений с
частицей и союзов (что бы, чтобы).
Правописание. Орфоэпия.
Запятая между частями сложного предложения. Оформление цитаты. Сравнение с прямой речью. Составление обобщенного правила написания О и Ё после шипящих в разных частях речи, в разных частях слова под ударением и без ударения.
Примечание.
Материалом для
анализа может быть: любая статья из
любого учебника; устное раскрытие
какой-либо проблемы на уроке;
телефонный разговор между
учениками, один из которых
пропустил урок географии (что там
было, о чем шла речь?). На широком
речевом материале двух последних
тем осуществляется активизация
всего материала, изученного в 5
классе.
Тема: И,У,А после шипящих. Заимствованные слова.
Ход урока.
Задание для учащихся:
- Прочтите в "Школьном словаре иностранных слов" словарную статью о слове компьютер, а Аня найдет эту статью в "Кратком словаре иностранных слов". (Аня не может найти слово компьютер, т.к. словарь издан в 1973 году. Бурное обсуждение ситуации. Вначале объяснили отсутствие слова тем, что словарь краткий. Но сверили со школьным словарем, оказалось, что в нем на 3 тыс. слов больше. Наконец, догадались взглянуть на год издания).
- Как понимаете выражение: "Все народы меняются словами"? (Белинский)
1. Сравнить тексты.
(Воспринимается на слух - учитель читает)
б) Записан на доске (с пропущенными буквами и знаками препинания)
Усыновленные слова.
Цель I - сообщить научную информацию (термины, слова с прямым значением)
Цель II - воздействовать на чувства, создавать художественный образ (слова с переносным значением, олицетворения, метафоры).
4. Выборочный диктант (повторное чтение текста учителем)
- Выпишите из 1 текста заимствованные слова (один ученик за доской работает) (параллельно идет работа со вторым текстом: вставляет учащийся прописные буквы и знаки препинания).
5. Проверка самостоятельной работы.
Кофе, какао, сахар, чай, шоколад.
- Какие признаки указывают на то, что эти слова заимствованные?
кофе - м.р., несклоняемое существительное, наличие буквы Ф
какао - несклоняемое существительное
шоколад - гласная О после шипящей в корне (это слово - исключение)
- Приведите примеры заимствованных слов. Как определили, что они заимствованные? (пальто, кафе, трюмо, лото - из французского языка
существительные несклоняемые; футбол, бутерброд (нем.); контрудар (приставка контр - иноязычная); телевидение (теле - далеко);
Алфавит - с гласной А русские слова не начинаются.
Шоссе - гласная О после Ш и удвоенная согласная.
пюре, бюро - несклоняемые существительные, сочетания пю, бю, вю, кю - несвойственны русским словам.
6. Посмотрите на слова и по их графическому облику найдите среди них заимствованные, не пользуясь словарем, (открывается запись на доске).
Чувствовать, счастье, чудесно, участник, щуриться, щавель, жюри, колючую, навещу, брошюра, товарища, обучать, парашют, кричащая, хороши, вершина, снежинка, свежи (Разбор слов и надписи появляются по ходу обсуждения).
Учитель:
- Почему решили, что эти слова заимствованные?
Проверим по словарю, так ли это.
7. Запись в тетрадь, подбор однокоренных слов, составление предложений, объяснение лексического значения слов.
Жюри (франц.) - клятва, присяга на верность;
Брошюра - небольшая книжка, листы которой не переплетены, а скреплены металлическими скрепками или (чаще всего) сшиты при помощи иглы - броши;
Брошюра буквально значит "сшитая" (брошюровать, брошюровщик, брошюрование, брошюровальный (цех), брошюровка).
Парашют. Пара - "против" (греч.), шют - "падение" (франц.) Парашютный, парашютист, парашютистка, парашютик.
8. - Почему в остальных словах после Ч,Щ пишутся А, У, а после Ж, Ш - И?
(Ж,Ш - непарные твердые, Ч,Щ - непарные мягкие)
- Сгруппируйте данные слова (были предложены следующие способы:
а) по частям речи;
б) по морфемам, в которых есть гласные И, У,А.
в) по орфограммам: ЧУ-ЩУ; ЧА-ЩА; ЖИ-ШИ.
- Укажите части речи и выделите ту часть слова, в которой находятся эти орфограммы.
Домашнее задание:
а) составить словарный диктант с орфограммами И,У,А после шипящих разных частях речи и гласные И,У,А должны находиться в разных частях слова
б) этимологическая страничка (сообщение о происхождении слов) (на следующем уроке можно организовать парную работу по диктовке слов с орфограммами И,У,А после шипящих)
Комментарий
Данная тема таит в себе огромные возможности для связи лексики с фонетикой, морфемикой, словообразованием и стилистикой: нахождение графических, фонетических, морфологических признаков, указывающих на иноязычное происхождение слов, сравнение исконно русских слов и старославянизмов с фонетической, семантической и стилистической точек зрения.
Можно включить следующие задания и упражнения:
1) Определить, из каких по происхождению морфем - исконно русских или заимствованных - состоят данные слова. Какие из этих слов являются исконно русскими по происхождению? а какие - заимствованными?
2) Подобрать к исконно русским словам однокоренные слова с корнями старославянского происхождения.
Город, сторона, лодка, ровный, чужой, один, короткий, хоронить, ворота, огородить, текучий, невежа, розница.
3) Подобрать к словам старославянского происхождения слова с исконно но русскими вариантами того же корня. Сравнить каждую пару слов с фонетической, семантической и стилистической точек зрения.
Власть, глава, здравый, шлем, нрав, стаж, гражданин, между, одежда, висящий, агнец, горящий.
4) Определите признаки, указывающие на иноязычное происхождение слов.
Абажур, аорта, антенна, аншлаг, афиша, бюро, вокзал, гений, джинсы, кенгуру, колледж, кювет, мэр, пауза, пюре, режиссер, спиннинг, фартук, эфир, эхо.
5) Найдите в текстах заимствованные слова:
6) в данных отрывках найдите старославянизмы. По каким признакам их узнали? Какую роль они играют в художественном произведении?
Примерная программа курса русского языка в 6 классе
Изучение материала осуществляется при сравнительном лингвистическом анализе со старославянским и древнерусским языком, со славянской группой языков и изучаемым в школе иностранным языком.
В 6 классе преимущественно анализируется научный и научно-популярный стили языка при сравнении текстов разных стилей, в устной и письменной форме. Все разделы изучаются в тесной взаимосвязи.
Язык. Речь. Стилистика. Лексика.
Ц е л ь научного изложения - точно, в логической последовательности выражать сложную систему понятий с четким установлением взаимоотношений между ними (доказательства и выводы, конкретный материал и обобщения, причины и следствия и т.д. (А.Н.Гвоздев).
С р е д с т в а научного стиля:
-синтаксические - преобладание разнообразных по структуре сложных предложений; роль связок выполняют: разнообразные союзы, особенно сложные, вводные слова, местоимения и слова, приближающиеся по своей роли к союзам ( для этого..., прежде всего в том, оттого...); простые предложения с однородными членами и разными союзами; предложные конструкции (В течение, со стороны, благодаря и т.д.); широкое применение причастных и деепричастных оборотов, приложений, страдательных конструкций.
-лексические и фразеологические - наличие терминов иноязычных слов, неологизмов, абстрактной лексики, клише, употребление слов в их прямом значении; отсутствие образных слов, эмоциональной лексики;
-морфологические - преобладание имен существительных, особенно отглагольных, причастий, деепричастий, а также составных подчинительных союзов и производных предлогов.
Языковые средства устного научного общения (интонация, паузы, тембр, скорость говорения, мимика, поза, жесты).
Монолог (рассказ о фильме и ответ на уроке). План ответа, выступления.
Диалог (бытовой и обмен мнениями во время научной дискуссии).
Научный спор. Логика доказательства (тезис, доводы, заключение, или демонстрация).
Тема, план научной статьи. Творческие работы на научные темы в связи с изучаемыми предметами.
Тезисы, конспект, реферат. Комментирование анализируемого текста. Цитирование.
В разделе "Лексика" особо выделяются темы: Термины. Синонимы.
Паронимы. Слова ограниченного употребления. (Литературно-книжные слова в сравнении с разговорно-бытовыми), идиомы, фразеология, речевые штампы.
Иноязычная лексика (Заимствования - научные и технические термины).
Неологизмы.
Грамматика (фонетика, графика, морфемика, морфология, синтаксис)
(Завершение курса)
Ф о н е т и к а. Звук, буква. Звуки гласные, согласные. Понятие "редукция гласных". Наблюдение различий в ослаблении гласных звуков в первой предударной, в других предударных, заударных позициях. Общее представление о транскрипции.
Согласные. Парные и непарные глухие и звонкие согласные. Парные и непарные мягкие и твердые согласные. Согласные сонорные и шипящие.
Алфавит. Буквы строчные (маленькие) и прописные (заглавные, большие). Буквы гласные и согласные, буквы Ь и Ъ.
Слог. Слог открытый (оканчивающийся на гласный звук), слог закрытый (оканчивающийся в середине слова на сонорный звук, в конце - на любой согласный).
Ударение. Разноместное, подвижное, второстепенное, или побочное ударение.
Смыслоразличительная роль ударения.
Междометия. Их значение (выражающие различные чувства - эмоциональные междометия, выражающие волю, приказ, т.е. повелительно-побудительные междометия). Междометия первообразные и образованные от других частей речи.
С и н т а к с и с. Полные и неполные предложения. Эллиптические предложения.
Правописание.
Орфоэпия
(Завершение
основного курса)
Продолжается работа над интонацией, соблюдением пауз, над совершенствованием своего голоса, темпа, ритма речи. Орфоэпически правильная речь формируется при сравнении с местными диалектическими вариантами.
7 класс
Лингвистический анализ текста художественного стиля при сравнении с другими стилями, особенно с официально-деловым (резолюция, постановление, автобиография, заявление, нота...). Отзыв о художественном произведении, критическая статья, рецензия. Грамматико-стилистический анализ текстов.
Переосмысление всего курса языка при установлении лексической, синтаксической, морфологической синонимии.
Постепенно, наблюдая процесс преображения слова от лингвистической до художественной, эстетической категории, школьники убеждаются в том, что слово живет лишь в контексте.
8 класс
9 класс
В полной мере школьники анализируют и самостоятельно используют в собственном литературном творчестве все стили языка.