Независимый научно-методический центр
Развивающее обучение"
г. Харьков

Экспериментальная программа развивающего обучения по русскому языку по системе В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина


   В 1996, 97 г. на базе кабинета русского языка и литературы ЯоИПК были проведены семинары по проблемам развивающего обучения. Институт рекомендует для использования в практической работе программы развивающего обучения по системе Л.В. Занкова и по системе В.В. Давыдова.

Программы распространяются по согласованию с разработчиками.

5 класс

5 час х 34 нед - 170 час

Часть I. Речь. Введение в синтаксис.

5 час х 16 нед = 80 час

1.РЕЧЬ. Язык и другие средства общения. Речь как общение с помощью языка.
Виды речи. Диалогическая и монологическая речь. Строение диалога ( реплики ). Оформление диалога на письме. Обращение. Устная и письменная речь, их особенности. Стили речи : разговорная ( обиходная ) речь, книжная речь и ее разновидности ( поэтическая, деловая, научная речь ). Нейтральный стиль речи.
2. ВЫСКАЗЫВАНИЕ. Высказывание как минимальный смысловой отрезок речи. Интонация как средство оформления высказывания на письме ( большая буква в начале, точка в конце высказывания ). Виды высказывания по цели (повествовательные, вопросительные и побудительные высказывания ), особенности их интонации и оформления на письме. Восклицательные и невосклицательные высказывания. Особенности строения вопросительных высказываний. Вопросительные высказывания с вопросительными словами и без них. Необходимость содержательного ответа на вопрос с вопросительным словом. Значение вопросительного высказывания без вопросительного слова ( вопрос-предложение ). Возможность ответа в форме подтверждения или отрицания предложения. Риторический вопрос. Строение побудительных высказываний (использование глагола в повелительном наклонении или в инфинитиве ).
Предмет ( тема ) высказывания и содержание сообщения, вопроса о предмете ( рема ) как смысловые части высказывания. Известное и новое в высказывании. Фразовое и логическое ударение. Утвердительные и отрицательные высказывания. Частица НЕ как основное средство выражения отрицания в русском языке. Отрицательная частица НЕ и приставка НЕ- (сравнительная характеристика ). Тема и рема в отрицательном высказывании. Отрицательные высказывания со словом НЕТ. Усиление утверждения и отрицания с помощью частиц ДА и НЕТ, способность этих частиц заменять целые высказывания в диалоге. Интонационная обособленность частиц ДА и НЕТ в устной речи, их выделение на письме.
3. СОБСТВЕННАЯ И НЕСОБСТВЕННАЯ ( ЧУЖАЯ ) РЕЧЬ. Строение высказываний с несобственной речью. Функция слов автора в высказываниях с несобственной речью. Два способа передачи несобственной речи ( прямая и косвенная речь ). Интонационное выделение прямой речи на письме ( красная строка и тире, кавычки ). Знаки, отделяющие прямую речь от слов автора. Союзы, присоединяющие прямую речь к словам автора. Запятая в предложениях с косвенной речью. Перевод прямой речи в косвенную и обратно ( наблюдения ). Цитаты и их оформление на письме.
4. ТЕКСТ. Текст как основная единица речи. Свойства текста ( целостность, самостоятельность, завершенность сообщения ). Тексты, состоящие из одного высказывания ( пословицы, загадки и т. п.) Наличие общего предмета ( темы ) в тексте. Отражение темы текста в его заголовке. Строение сообщения о предмете текста. Основная мысль ( идея ) текста. Возможность ее отражения в заголовке. Часть текста как отдельное сообщение о предмете. План текста как отражение состава и последовательности его частей. Простой и сложный план текста. Оформление частей текста на письме Абзац =.
Виды текста по содержанию сообщения о предмете ( повествование, описание, рас- суждение ). Содержание сообщения о предмете в повествовании ( изложение события или ряда событий ). Состав и последовательность частей повествования. Содержание описания ( сообщение о признаках предмета, его строения и т.п. ). Связь между частями описания. Деловое и художественное описание. Содержание рассуждения ( доказательство, обоснование мысли о предмете ). Части рассуждения ( тезис, аргументы, выводы ), их функции и последовательность.
5. ВВЕДЕНИЕ В СИНТАКСИС. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Понятие о синтаксических единицах языка (единиц, возникающих на основе грамматических связей между словами ). Синтаксические единицы как "материал" для построения высказываний. Самостоятельные и несамостоятельные высказывания. Предложение как синтаксическая единица, предназначенная для построения самостоятельных высказываний. Предикативность ( отнесенность высказывания к действительности ) как грамматическое значение предложения. Грамматические формы предложения (формы предложения, отличающиеся друг от друга только предикативностью высказывания ).
Понятие о сказуемом как слове ( группе слов ), выражающем предикативное значение предложения. Способ выделения сказуемого ( сравнение форм предложения ). Понятие о подлежащем как слове ( группе слов ), определяющем грамматическую форму сказуемого. Грамматическая основа предложения. Понятие о простом и сложном предложении (предложение с одной или несколькими грамматическими основами ). Средства связи между частями сложного предложения ( интонация, союзы и знаки препинания между ними ( запятая в сложном предложении ).
Выражение предикативности с помощью глагольной связки БЫТЬ. Понятие о составном (именном) сказуемом. Именительный и творительный падежи в присвязачной части именного сказуемого. Опущение связки в настоящем времени ( нулевая форма связки ). Тире при нулевой связке. Составное глагольное сказуемое, вспомогательные глаголы ( общее представление ).
6. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. Типы грамматической связи между словами в предложении ( взаимная связь между подлежащим и сказуемым, подчинительная связь, сочинительная связь ). Словосочетание как синтаксическая единица, возникающая на основе подчинительной связи между словами. Номинативная функция словосочетания ( словосочетание, как утонченное название предмета, действия или признака ). Строение словосочетания ( независимое и зависимое слово в словосочетании ). Типы грамматических значений словосочетания ( определенное, дополнительное, обстоятельственное ), способы их определения ( постановка вопроса от независимого слова к зависимому ). Простое и сложное словосочетание.
7. СЛОВО В ПРЕДЛОЖЕНИИ. Слова, входящие в грамматическую основу предложения, грамматические связанные и не связанные с ней. Понятие о членах предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Нераспространенные и распространенные предложения. Односоставные и двусоставные предложения. Предложения полные и неполные. Функция слов, не являющихся членами предложения. Обращения. Вводные слова ( общее представление ), их выделение в устной речи и на письме. Слова ДА и НЕТ. Междометия. Сочинительная связь между словами в предложении. Знаки препинания между словами, связанными сочинительной связью (основные случаи ).

ЧАСТЬ 2. ФОНЕТИКА И ПИСЬМО. 5 час х 18 нед = 90 час

1.ВВЕДЕНИЕ. Знаки и их роль в жизни человека. Слово как знак. Строение знака (означаемое и означающее ). Система значений слова ( лексическое, словообразовательное и грамматические значения). Понятие о морфеме как языковом знаке, входящем в состав слова ( наименьшая значимая часть слова ). Общий способ морфемного анализа слова
( словоизменение и установление отношений словесной мотивации ). Разделы науки о языке, изучающие значение слова ( лексикология, словообразование, грамматика ). Две оболочки слова. Отношение между звуковой и буквенной оболочками слова. Фонетическая транскрипция (упрощенная ). Предмет фонетики и орфографии.
2.ФОНЕТИКА. Фонетические ( звуковые ) единицы языка. Звук как наименьшая фонетическая единица. Членораздельность звуков речи. Звуки гласные и шумные, шумные звонкие и глухие, сонорные звуки. Особенности артикуляции гласных и согласных звуков
( Наблюдение ). Слог как наименьшая произносительная единица. Представление о слоге как "волне звучности". Роль гласных и согласных звуков в слогообразовании. Слово как целостная звуковая единицы. Роль ударения в объединении слогов в слово. Слово как лексическая и фонетическая единица. Фраза и речевой такт. Фразовое ( тактовое ) ударение, паузы и интонация как средство образования произносительных единиц речи. Звуки как "строительный материал" звуковых оболочек слов ( морфем ) и основное средство их различия. Звуки речи (звуки со всеми их индивидуальными качествами ) и звуки языка
( звуки с учетом только их "смыслоразличительных", фонологических качеств ). Смыслоразличительные качества гласных и согласных звуков ( звонкость-глухость, твердость
- мягкость ). Чередование звуков в звуковых оболочках слов (морфем) в зависимости от условий произношения ( позиций ) звуков. Закономерный характер и обязательность чередования звуков.Фонетические и нефонетические чередования звуков, их отражение на письме. Понятие о фонеме как ряде позиционно чередующихся звуков. Фонема как "различитель" звуковых оболочек морфем. Звук как элемент фонемы и ее "представитель" в слове. Сильные и слабые позиции фонемы, различия между ними
( возможность появления в сильной позиции любого звука данного типа и невозможность появления некоторых из них в слабой позиции ). Сильные и слабые позиции гласных фонем. Сильные и слабые позиции согласных фонем, парных по звонкости-глухости, твердости-мягкости. Звук в сильной позиции как представитель фонемы, однозначно ее характеризующей. "Неопределенные" фонемы ( гиперфонемы ). Фонемная запись слова. Фонемный состав русского языка. Способ определения состава согласных фонем
( в позиции перед гласным ). Вопрос о твердых и мягких вариантах фонем Г, К, Х. Способ определения состава гласных фонем. Влияние на гласные звуки предшествующего согласного. Количество гласных фонем в абсолютно сильной позиции ( под ударением не после согласного ). Звуки И и Ы как позиционные "представители" фонемы И.
3. РУССКОЕ ПИСЬМО. Письмо как способ передачи устной речи во времени и пространстве. Общие сведения об истории письма ( идеографическое, словесное и звуковое письмо ). Основные и дополнительные знаки звукового письма. Русский алфавит. Буква как знак фонемы. Основной закон русского письма ( обозначение фонемы по звуку, представляющему ее в сильной позиции ). Возможность написаний, нарушающих закон русского письма ( на примере приставок на -З (-С). Правила графики, устанавливающие способы обозначения фонем буквами. Правила русской графики, определяющие способы обозначения твердости-мягкости согласных фонем. Основные случаи нарушения этих правил ( буквы Ы после Ц, буква Е после шипящих-основные случаи, буква Ь после шипящих-систематизация ). Правило устанавливающее способы обозначения фонемы Й. Употребление разделительных знаков Ь и Ъ. Правила обозначения гласных фонем. Особенности употребления букв Э и Е. Понятие об орфограмме как элементе буквенной записи слова ( предложения ), однозначно не определяемом произношением и правилами графики. Орфограммы, передающие фонемный состав морфемы ( слова ) и не связанные с его передачей (пробелы, прописные Ир строчные буквы, знаки переноса слов, знаки препинания ). Орфограммы сильных и слабых позиций. Необходимость специальных правил, регулирующих написание орфограмм сильных позиций. Основные орфограммы сильных позиций ( систематизация ). Удвоенные согласные как орфограммы сильных позиций ( удвоенные согласные на стыке морфем, в корнях слов, в суффиксах ). Общий способ проверки орфограмм слабых позиций ( общее орфографическое правило ), его применение к орфограммам корней, приставок и падежных окончаний существительных и прилагательных. Орфограммы, связанные с нарушением основного закона русского письма ( нефонемные написания ). Нефонемные написания в падежных окончаниях существительных и прилагательных, правила их правописания. Нефонемные написания в корнях ГОР/ГАР, ЛОЖ/ЛАГ, КОС/КАС. Необходимость специальных правил, регулирующих написание орфограмм с двойной проверкой (корни ЗОР/ЗАР, КЛОН/КЛАН). Последовательность действий при решении орфографической задачи.
4. ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ И ПИСЬМА. Нормы произношения как отражение законов чередования звуков. Понятие об орфоэпии. Основные закономерности чередования согласных звуков в русском литературном языке. Трудности правописания, связанные с позиционным чередованием согласных ( нефонемные написания согласных, обозначение фонемы Ж, "непроизносимые" согласные, обозначение сочетания звуков Ц А !) Основные закономерности чередования гласных звуков в русском языке. Краткие
( редуцированные ) гласные звуки . Особенности правописания гласных ( нефонемные написания, необходимость специальных правил для обозначения "проверяемых" гласных в некоторых морфемах ).
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Фонетико-орфографическая характеристика слова.

Начало   Возврат   Дистанционная поддержка   
Комментарии и предложения можно присылать по адресу rcnit@iro.yar.ru