Независимый
научно-методический центр
Развивающее
обучение"
г.
Харьков
Экспериментальная
программа развивающего обучения по
русскому языку по системе В.В.
Давыдова и Д.Б. Эльконина
- В 1996, 97 г. на
базе кабинета русского языка и
литературы ЯоИПК были
проведены семинары по
проблемам развивающего
обучения. Институт рекомендует
для использования в
практической работе программы
развивающего обучения по
системе Л.В. Занкова и по
системе В.В. Давыдова.
Программы
распространяются по согласованию с
разработчиками.
5 класс
5 час х 34
нед - 170 час
Часть I.
Речь. Введение в синтаксис.
5 час х 16
нед = 80 час
- 1.РЕЧЬ. Язык и другие
средства общения. Речь как
общение с помощью языка.
- Виды речи.
Диалогическая и
монологическая речь. Строение
диалога ( реплики ). Оформление
диалога на письме. Обращение.
Устная и письменная речь, их
особенности. Стили речи :
разговорная ( обиходная ) речь,
книжная речь и ее
разновидности ( поэтическая,
деловая, научная речь ).
Нейтральный стиль речи.
- 2.
ВЫСКАЗЫВАНИЕ.
Высказывание как минимальный
смысловой отрезок речи.
Интонация как средство
оформления высказывания на
письме ( большая буква в начале,
точка в конце высказывания ).
Виды высказывания по цели
(повествовательные,
вопросительные и
побудительные высказывания ),
особенности их интонации и
оформления на письме.
Восклицательные и
невосклицательные
высказывания. Особенности
строения вопросительных
высказываний. Вопросительные
высказывания с
вопросительными словами и без
них. Необходимость
содержательного ответа на
вопрос с вопросительным
словом. Значение
вопросительного высказывания
без вопросительного слова (
вопрос-предложение ).
Возможность ответа в форме
подтверждения или отрицания
предложения. Риторический
вопрос. Строение побудительных
высказываний (использование
глагола в повелительном
наклонении или в инфинитиве ).
- Предмет ( тема )
высказывания и содержание
сообщения, вопроса о предмете (
рема ) как смысловые части
высказывания. Известное и
новое в высказывании. Фразовое
и логическое ударение.
Утвердительные и
отрицательные высказывания.
Частица НЕ как основное
средство выражения отрицания в
русском языке. Отрицательная
частица НЕ и приставка НЕ- (сравнительная
характеристика ). Тема и рема в
отрицательном высказывании.
Отрицательные высказывания со
словом НЕТ. Усиление
утверждения и отрицания с
помощью частиц ДА и НЕТ,
способность этих частиц
заменять целые высказывания в
диалоге. Интонационная
обособленность частиц ДА и НЕТ
в устной речи, их выделение на
письме.
- 3.
СОБСТВЕННАЯ И НЕСОБСТВЕННАЯ (
ЧУЖАЯ ) РЕЧЬ. Строение
высказываний с несобственной
речью. Функция слов автора в
высказываниях с несобственной
речью. Два способа передачи
несобственной речи ( прямая и
косвенная речь ). Интонационное
выделение прямой речи на
письме ( красная строка и тире,
кавычки ). Знаки, отделяющие
прямую речь от слов автора.
Союзы, присоединяющие прямую
речь к словам автора. Запятая в
предложениях с косвенной речью. Перевод прямой
речи в косвенную и обратно (
наблюдения ). Цитаты и их
оформление на письме.
- 4. ТЕКСТ. Текст как основная
единица речи. Свойства текста (
целостность,
самостоятельность,
завершенность сообщения ).
Тексты, состоящие из одного
высказывания ( пословицы,
загадки и т. п.) Наличие общего
предмета ( темы ) в тексте.
Отражение темы текста в его
заголовке. Строение сообщения
о предмете текста. Основная
мысль ( идея ) текста.
Возможность ее отражения в
заголовке. Часть текста как
отдельное сообщение о
предмете. План текста как
отражение состава и
последовательности его частей.
Простой и сложный план текста.
Оформление частей текста на
письме Абзац =.
- Виды текста по
содержанию сообщения о
предмете ( повествование,
описание, рас- суждение ).
Содержание сообщения о
предмете в повествовании (
изложение события или ряда
событий ). Состав и
последовательность частей
повествования. Содержание
описания ( сообщение о
признаках предмета, его
строения и т.п. ). Связь между
частями описания. Деловое и
художественное описание.
Содержание рассуждения (
доказательство, обоснование
мысли о предмете ). Части
рассуждения ( тезис, аргументы,
выводы ), их функции и
последовательность.
- 5. ВВЕДЕНИЕ
В СИНТАКСИС. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Понятие о
синтаксических единицах языка
(единиц, возникающих на основе
грамматических связей между
словами ). Синтаксические
единицы как "материал" для
построения высказываний.
Самостоятельные и
несамостоятельные
высказывания. Предложение как
синтаксическая единица,
предназначенная для
построения самостоятельных
высказываний. Предикативность
( отнесенность высказывания к
действительности ) как
грамматическое значение
предложения. Грамматические
формы предложения (формы
предложения, отличающиеся друг
от друга только
предикативностью высказывания
).
- Понятие о
сказуемом как слове ( группе
слов ), выражающем
предикативное значение
предложения. Способ выделения
сказуемого ( сравнение форм
предложения ). Понятие о
подлежащем как слове ( группе
слов ), определяющем
грамматическую форму
сказуемого. Грамматическая
основа предложения. Понятие о
простом и сложном предложении
(предложение с одной или
несколькими грамматическими
основами ). Средства связи
между частями сложного
предложения ( интонация, союзы
и знаки препинания между ними (
запятая в сложном предложении ).
- Выражение
предикативности с помощью
глагольной связки БЫТЬ.
Понятие о составном (именном)
сказуемом. Именительный и
творительный падежи в
присвязачной части именного
сказуемого. Опущение связки в
настоящем времени ( нулевая
форма связки ). Тире при нулевой
связке. Составное глагольное
сказуемое, вспомогательные
глаголы ( общее представление ).
- 6.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. Типы
грамматической связи между
словами в предложении (
взаимная связь между
подлежащим и сказуемым,
подчинительная связь,
сочинительная связь ).
Словосочетание как
синтаксическая единица,
возникающая на основе
подчинительной связи между
словами. Номинативная функция
словосочетания (
словосочетание, как утонченное
название предмета, действия
или признака ). Строение
словосочетания ( независимое и
зависимое
слово в словосочетании ). Типы
грамматических значений
словосочетания ( определенное,
дополнительное,
обстоятельственное ), способы
их определения ( постановка
вопроса от независимого слова
к зависимому ). Простое и
сложное словосочетание.
- 7. СЛОВО В
ПРЕДЛОЖЕНИИ. Слова, входящие в
грамматическую основу
предложения, грамматические
связанные и не связанные с ней.
Понятие о членах предложения.
Главные и второстепенные члены
предложения.
Нераспространенные и
распространенные предложения.
Односоставные и двусоставные
предложения. Предложения
полные и неполные. Функция
слов, не являющихся членами
предложения. Обращения.
Вводные слова ( общее
представление ), их выделение в
устной речи и на письме. Слова
ДА и НЕТ. Междометия.
Сочинительная связь между
словами в предложении. Знаки
препинания между словами,
связанными сочинительной
связью (основные случаи ).
ЧАСТЬ 2.
ФОНЕТИКА И ПИСЬМО. 5 час х 18 нед = 90
час
- 1.ВВЕДЕНИЕ.
Знаки и их
роль в жизни человека. Слово
как знак. Строение знака
(означаемое и означающее ).
Система значений слова (
лексическое,
словообразовательное и
грамматические значения).
Понятие о морфеме как языковом
знаке, входящем в состав слова (
наименьшая значимая часть
слова ). Общий способ
морфемного анализа слова
( словоизменение и
установление отношений
словесной мотивации ). Разделы
науки о языке, изучающие
значение слова ( лексикология,
словообразование, грамматика ).
Две оболочки слова. Отношение
между звуковой и буквенной
оболочками слова. Фонетическая
транскрипция (упрощенная ).
Предмет фонетики и орфографии.
- 2.ФОНЕТИКА.
Фонетические
( звуковые ) единицы языка. Звук
как наименьшая фонетическая
единица. Членораздельность
звуков речи. Звуки гласные и
шумные, шумные звонкие и
глухие, сонорные звуки.
Особенности артикуляции
гласных и согласных звуков
( Наблюдение ). Слог как
наименьшая произносительная
единица. Представление о слоге
как "волне звучности".
Роль гласных и согласных
звуков в слогообразовании.
Слово как целостная звуковая
единицы. Роль ударения в
объединении слогов в слово.
Слово как лексическая и
фонетическая единица. Фраза и
речевой такт. Фразовое (
тактовое ) ударение, паузы и
интонация как средство
образования произносительных
единиц речи. Звуки как
"строительный материал"
звуковых оболочек слов ( морфем
) и основное средство их
различия. Звуки речи (звуки со
всеми их индивидуальными
качествами ) и звуки языка
( звуки с учетом только их
"смыслоразличительных",
фонологических качеств ).
Смыслоразличительные качества
гласных и согласных звуков (
звонкость-глухость, твердость- мягкость ).
Чередование звуков в звуковых
оболочках слов (морфем) в
зависимости от условий
произношения ( позиций ) звуков.
Закономерный характер и
обязательность чередования
звуков.Фонетические и
нефонетические чередования
звуков, их отражение на письме. Понятие о фонеме
как ряде позиционно
чередующихся звуков. Фонема
как "различитель"
звуковых оболочек морфем. Звук
как элемент фонемы и ее
"представитель" в слове.
Сильные и слабые позиции
фонемы, различия между ними
( возможность появления в
сильной позиции любого звука
данного типа и невозможность
появления некоторых из них в
слабой позиции ). Сильные и
слабые позиции гласных фонем.
Сильные и слабые позиции
согласных фонем, парных по
звонкости-глухости,
твердости-мягкости. Звук в
сильной позиции как
представитель фонемы,
однозначно ее характеризующей.
"Неопределенные" фонемы (
гиперфонемы ). Фонемная запись
слова. Фонемный состав
русского языка. Способ
определения состава согласных
фонем
( в позиции перед гласным ).
Вопрос о твердых и мягких
вариантах фонем Г, К, Х. Способ
определения состава гласных
фонем. Влияние на гласные звуки
предшествующего согласного.
Количество гласных фонем в
абсолютно сильной позиции ( под
ударением не после согласного
). Звуки И и Ы как позиционные
"представители" фонемы И.
- 3. РУССКОЕ ПИСЬМО. Письмо как способ
передачи устной речи во
времени и пространстве. Общие
сведения об истории письма (
идеографическое, словесное и
звуковое письмо ). Основные и
дополнительные знаки
звукового письма. Русский
алфавит. Буква как знак фонемы.
Основной закон русского письма
( обозначение фонемы по звуку,
представляющему ее в сильной
позиции ). Возможность
написаний, нарушающих закон
русского письма ( на примере
приставок на -З (-С). Правила
графики, устанавливающие
способы обозначения фонем
буквами. Правила русской
графики, определяющие способы
обозначения
твердости-мягкости согласных
фонем. Основные случаи
нарушения этих правил ( буквы Ы
после Ц, буква Е после
шипящих-основные случаи, буква
Ь после шипящих-систематизация
). Правило устанавливающее
способы обозначения фонемы Й.
Употребление разделительных
знаков Ь и Ъ. Правила
обозначения гласных фонем.
Особенности употребления букв
Э и Е. Понятие об орфограмме как
элементе буквенной записи
слова ( предложения ),
однозначно не определяемом
произношением и правилами
графики. Орфограммы,
передающие фонемный состав
морфемы ( слова ) и не связанные
с его передачей (пробелы,
прописные Ир строчные буквы,
знаки переноса слов, знаки
препинания ). Орфограммы
сильных и слабых позиций.
Необходимость специальных
правил, регулирующих написание
орфограмм сильных позиций.
Основные орфограммы сильных
позиций ( систематизация ).
Удвоенные согласные как
орфограммы сильных позиций (
удвоенные согласные на стыке
морфем, в корнях слов, в
суффиксах ). Общий способ
проверки орфограмм слабых
позиций ( общее
орфографическое правило ), его
применение к орфограммам
корней, приставок и падежных
окончаний существительных и
прилагательных. Орфограммы,
связанные с нарушением
основного закона русского
письма ( нефонемные написания
). Нефонемные
написания в падежных
окончаниях существительных и
прилагательных, правила их
правописания. Нефонемные
написания в корнях ГОР/ГАР,
ЛОЖ/ЛАГ, КОС/КАС. Необходимость
специальных правил,
регулирующих написание
орфограмм с двойной проверкой
(корни ЗОР/ЗАР,
КЛОН/КЛАН). Последовательность
действий при решении
орфографической задачи.
- 4. ПРАВИЛА
ПРОИЗНОШЕНИЯ И ПИСЬМА. Нормы
произношения как отражение
законов чередования звуков.
Понятие об орфоэпии. Основные
закономерности чередования
согласных звуков в русском
литературном языке. Трудности
правописания, связанные с
позиционным чередованием
согласных ( нефонемные
написания согласных,
обозначение фонемы Ж,
"непроизносимые"
согласные, обозначение
сочетания звуков Ц А !) Основные
закономерности чередования
гласных звуков в русском языке.
Краткие
( редуцированные ) гласные
звуки . Особенности
правописания гласных (
нефонемные написания,
необходимость специальных
правил для обозначения
"проверяемых" гласных в
некоторых морфемах ).
- 5.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Фонетико-орфографическая
характеристика слова.
Начало Возврат Дистанционная поддержка
Комментарии и предложения можно присылать по адресу rcnit@iro.yar.ru