Независимый научно-методический центр
"Развивающее обучение"

Экспериментальные программы развивающего обучения в средней школе
Русский язык
6 класс

(6 час. х 34 нед. = 204 часа (9 из них на развитие речи - 68 час.)

1. Лексика и фразеология; (48 час., из них на развитие речи - 16).

    О чем сообщает слово? Лексическое и грамматические значения слова, средства их выражения (основа и окончание). Словоформа. слово как система словоформ.

    Некоторые приемы установления лексического значения (морфемный анализ, анализ контекста). Толковый словарь, его назначение и устройство.

    Типы слов по лексическому значению. Самостоятельные и служебные слова. Разряды самостоятельных слов: знаменательные слова (названия) , указательные слова (местоимения), вводные (модальные) слова, междометия. Разряды знаменательных слов, названия, имена, названия действий, названия признаков, счетные слова. Имена нарицательные и собственные. Употребление прописной буквы в именах собственных (основные случаи). Местоименные слова, их разряды (основные). Междометия, их роль в речи.

    Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Свободные и несвободные значения многозначного слова. Основное и частные значения многозначного слова. Прямые и переносные значения слова. Связь между значениями многозначного слова, переносные значения, основанные на сходстве и смежности. Чередование лексических значений слова. Лексическая позиция слова. Сильные и слабые лексические позиции. Слово как целостная лексическая единица (лексема) и реализующие ее позиционные лексические варианты. Образное значение слова (тропы).

    Вопрос о границе слова как лексической единицы. Многозначность и омонимия. Виды омонимии (омонимы, омофоны, омографы, омоформы).

    Связь между лексическими значениями разных слов. Понятие о синонимах, типы синонимов. Синонимический ряд, сходство и различие между его членами. Синонимия и многозначность слова. Синонимический ряд как целостная лексическая единица. Сильные и слабые позиции синонимов. Употребление синонимов в речи.

    Антонимы. Связь антонимии с многозначностью. Антонимический ряд как целостная лексическая единица. Некоторые способы образования антонимов в русском языке (приставка НЕ и другие приставки).

    Происхождение и развитие русской лексики. Изменчивость словарного состава языка. Происхождение русских слов (исконно русские слова заимствования из других языков). Общее представление об этимологии. Словари (иностранных слов, этимологические). Заимствования из старославянского языка, их источники и признаки (неполногласные сочетания, их значение для правописания. Заимствования из неславянских языков. Некоторые важнейшие интернациональные слова и морфемы.

    Употребительность слов в речи. Общеупотребительные, устаревшие и новые слова. Общенародные и диалектные слова. Профессиональная лексика (общая характеристика). Термины. Жаргон.

    Фразеология. Свободные и несвободные словосочетания. Фразеологизмы, их виды (практическое ознакомление). Крылатые слова. Пословицы. Поговорки. Употребление фразеологизмов в речи.

    Лексическая характеристика слова. Область употребления слова (общенародное, диалектное, профессиональное). Происхождение и первоначальное значение (простейшие случаи). Значение (или значения) в современном языке. Омономичные слова и формы. Смысловые связи с другими словами (синонимы, антонимы). Фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые слова,  в состав которых входит данное слово.

2. Морфемика и словообразование; (84 часа, из них 28 - на развитие речи).

Морфемика. Можно ли понять неизвестное слово? Словообразовательные связи в языке и их значение. Производное и производящее слова. Установление словообразовательных связей (словесной мотивации) как способ выделения наименьших значимых частей (морфов в слове). Принцип нахождения мотивирующего слова (объяснение значения данного слова через другое, имеющее с ним общую часть). Производные и непроизводные слова.  

Чередование фонем в морфах при их включении в другие слова. Понятие о морфеме как ряде позиционно чередующихся морфов. Морф как часть слова и морфема как единица языка. Способ определения морфем, из которых построено слово (выделение морфов и их сопоставление с теми же морфами в других словах).

Морфемы русского языка. Корни и аффиксы. Корень как морфема, имеющая самостоятельное значение (возможность построения слов, состоящих только из корня). Обязательность корня в слове. Наличие в языке единичных (неповторяющихся) корней.

Аффикс как необязательная часть слова. Отсутствие у аффикса самостоятельного значения. Отсутствие в языке единичных (неповторяющихся) аффиксов. Словоизменительные и словоразличительные аффиксы. Грамматические и неграмматические значения слова, синтаксические и несинтаксические грамматические значения. Флексия как средство выражения синтаксических грамматических значений. Нулевая флексия. Неизменяемые слова и средства выражения их грамматических значений (формы словосочетания).

Основа слова. Соотношение понятий “основа” и “морф”. Возможность совпадения основы непроизводного слова с его  корнем (второе определение корня). Аффиксы основы (префиксы, суффиксы, постфиксы). Аффиксы как средство выражения словообразовательных и грамматических значений слова. Интерфиксы, их отличие от аффиксов. Основообразовательные аффиксы, их близость к интерфиксам.

Членимые и нечленимые основы. Опрощение слова в процессе развития языка. Связанные корни.

Правописание аффиксов (на примере префиксов). Фонемные написания в префиксах. Наличие в русском языке префиксов, разных по значению и фонемному составу, но совпадающих по звучанию в слабых позициях (ПРЕ-, ПРИ-, ПО-, ПА-, ПРО-, ПРА-). Необходимость семантического анализа слов с этими префиксами в интересах правописания. Нефонемные написания в префиксах (приставки на –З/-С/,  приставка РОЗ/РАЗ/).

Чередование фонем и их роль в языке. Орфографические чередования и их отличие от чередования фонем. Закономерный характер чередования фонем (его зависимость от позиции фонемы в слове). Чередование согласных фонем (основные случаи). Чередование гласных фонем (основные случаи). Беглые гласные. Чередование полногласных и неполногласных сочетаний, их природа и значение для правописания. Правописание корней с орфографическими чередованиями (ЛОЖ-/ЛАГ-, РАСТ-/РАЩ-, КОС-/КАС-, ГОР-/ГАР-, ЗОР-/ЗАР-, БЕР-/БИР- и др.).

Словообразование. Производные и непроизводные слова с точки зрения современного языка и происхождения. Словообразовательный анализ слова: производящая база и формант. Отношения между производящим и производным словами (по значению и строению). Особые случаи словообразования (образование существительных от прилагательных). Словообразовательная цепочка, степени производности слова. Словообразовательная модель и словообразовательное значение. Понятие о словообразовательном типе. Словообразовательные синонимы. Словообразовательная продуктивность (продуктивные и непродуктивные словообразовательные типы).

Способы словообразования. Суффиксальный способ, его особенности. Префиксальный способ, его особенности. Смешанные способы. Образование слов путем сложения. Интерфиксы и их правописание. Сложносокращенные слова, особенности их написания (основные случаи). Слитное и дефисное написание сложных слов.

Словообразование и выразительность речи.

Лексическая и словообразовательная характеристика слова.

3. Введение в морфологию; (72 часа, из них на развитие речи – 24 часа).

Введение в морфологию. Слово с четырех точек зрения (слово как фонетическая единица, слово как лексическая единица, слово как словообразовательная единица, слово как грамматическая единица). Морфология – раздел науки о языке, изучающий грамматические значения слова.

Роль грамматических значений в языке. Грамматические значения, выражающие отношения между словами в словосочетании и предложении, и грамматические значения, выражающие отношения высказывания к действительности.

Слово и словоформа. Слово как система словоформ. Начальная форма слова. Грамматические значения словоформы, их противопоставленность друг другу. Парадигма слова. Полная и частная парадигма. Грамматическое значение и грамматическая категория. Словоизменительные и словоразличительные значения.

Грамматические классы слов (изменяемые и неизменяемые, склоняемые и спрягаемые слова и т.д.). Части речи как основные грамматические классы слов. Принцип выделения частей речи (на примере существительных и прилагательных). Общее (частеречовое) значение и средства его выражения. Самостоятельные и служебные части речи. Разделенность лексического и грамматических значений в самостоятельных частях речи и их нерасчлененность в служебных частях речи. Синтаксические функции самостоятельных и служебных частей речи. Состав самостоятельных частей речи (имена существительные, прилагательные, числительные, глаголы, наречия, предикативы). Место местоимений в системе частей речи (личные местоимения и местоименные прилагательные, числительные, наречия). Состав служебных частей речи (предлоги, союзы, частицы). Проблема отношения к частям речи вводных слов и междометий.

Служебные части речи.

Предлоги. Предлог как дополнительное средство выражения грамматической зависимости существительных и числительных от других слов. Выражение с помощью предлогов разных отношений (пространственных, временных, причинных и т.п.). Употребление предлогов с падежами (общие сведения). Производные предлоги и их употребление. Правописание производных предлогов.

Союзы. Понятие о союзах (часть речи, выражающая связи между однородными словами в предложении или частями сложного предложения). Смысловые отношения, выражаемые с помощью союзов (соединительные, противительные, разделительные, причинные и т.д.). Сочинительные и подчинительные союзы. Изъяснительные союзы как особый тип числительных союзов. Простые и составные союзы. Особенности правописания союзов. Знаки препинания в предложениях с союзами (повторение).

Частицы. Понятие о частице как части речи, вносящей дополнительный смысловой оттенок в высказывание. Разряды частиц (модальные и отрицательные частицы). Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ. Частицы НЕ и НИ и омонимичные приставки.

Связочные слова. Понятие о связочных словах (слова, выражающие грамматическую связь между подлежащим и сказуемым, выраженным именными частями речи или наречием). Глагольная связка БЫТЬ. Связочные слова как неоформившаяся часть речи.

Междометия. Роль междометий в языке. Положение междометий в системе частей речи. Употребление полнозначных слов в роли междометий. Пунктуация в предложениях с междометиями.

Модельные (вводные) слова, их положение в системе частей речи. Основные значения вводных слов. Пунктуация в предложениях с вводными словами.

Ответственный за публикацию: Рыжова Н.П., методист кабинета русского языка и литературы ЯрОИПК.


Начало   Возврат   Дистанционная поддержка   
Комментарии и предложения можно присылать по адресу rcnit@iro.yar.ru