Заберите у меня все, чем я обладаю.
Но оставьте мне мою речь.
И скоро я обрету все, что имел.
Дэниэл Уэбстер

ПРОГРАММЫ ШКОЛЬНОГО КУРСА РИТОРИКИ ДЛЯ 1-4 и 5-6 КЛАССОВ

Калмыкова И.Р.


I. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общие положения

          В последние годы в нашей стране и за рубежом вспыхнул небывалый интерес к такой области гуманитарного знания, как риторика. Недаром вторая половина ХХ века во всем мире названа риторическим Ренессансом. Риторику сейчас изучают во всех цивилизованных странах мира как в колледжах, так и в университетах, правда, в разном объеме и с разным содержанием. Это могут быть и краткие курсы риторического мастерства, на которых учащиеся знакомятся с самыми общими закономерностями построения публичной речи, и объемные курсы, в результате прохождения которых выпускники учебного заведения получают серьезную научно-теоретическую и практическую подготовку по риторике. Широко распространены в странах Европы, Америки и Востока также профессионально ориентированные спецкурсы в системе подготовки специалистов, работающих в "зоне повышенной речевой ответственности", - юристов, менеджеров, дипломатов, педагогов и других.

    Риторика начала стремительное шествие и по нашей стране. Она преподается в гимназиях, колледжах, вузах - там, где ведутся активные поиски обновления содержания образования.

    Однако в современной практике преподавания сейчас наблюдается большой разброс в понимании того, что должен представлять собой курс современной риторики, каковы его содержание, объем, в каких классах он должен изучаться, как он соотносится с курсом современного русского языка, в частности с таким его разделом, как "Развитие речи учащихся". Действительно, неясных вопросов в преподавании риторики возникает очень много, поскольку опыт только накапливается.

    Что же такое риторика?

    Риторика - это древнейшая наука об искусстве речи, возникшая более 2,5 тысяч лет тому назад в недрах разных цивилизаций и существовавшая в нашей стране вплоть до 20-х годов ХХ века. Впоследствии она подверглась резкой критике и была запрещена. Ее критиковали за догматизм и пустословие, за внимание к форме в ущерб содержанию, за стремление к украшательству речи, но в основном по идеологическим мотивам: в тоталитарном государстве люди, владеющие даром живого, острого, меткого слова, представляли большую опасность.

    Однако, когда исчезли идеологические догмы и с этой забытой дисциплины "стряхнули пыль веков", присмотрелись к ее классическому облику, то выяснилось, что она внушает и надежды, и уважение, настолько актуальной для современности, глубоко и тонко разработанной оказалась система риторических идей и принципов образования.

    Сейчас ученые занялись исторической реконструкцией риторики, осмыслением ее творческого наследия. На страницах различных журналов началась оживленная и достаточно разноречивая дискуссия о том, что такое риторика, в каких отношениях она находится с другими смежными науками, о возможностях использования выработанных в ее недрах риторических приемов в современных областях гуманитарного знания.

    Неожиданный интерес к риторике, показавшийся поначалу очередной модой, постепенно приводит к развитию нового и весьма перспективного направления междисциплинарного исследования речи человека, оформившегося в виде особого интегративного учебного курса под названием "неориторика".

    Причины возрождения риторики разнообразны и объективны.

   1. Социально-политические причины.

Развитие свободы, демократии, расширение прав личности привели к тому, что люди перестали быть бессловесными исполнителями, - они начали "возражать", высказывать свое мнение.

    Кроме того, в демократическом государстве возникла необходимость убеждения людей - в процессе политической борьбы, в ходе выборов. Многие политики осознали важность владения коммуникативными навыками в области публичного выступления, ведения спора, искусства убеждения.

   2. Экономические причины.

    Появление рыночной экономики, конкуренции привело к необходимости рекламы, "завоевания" покупателей посредством убеждения, речевого воздействия.

   3. Психологические причины.

    Конец ХХ века - это время персонификации личности, то есть роста ее индивидуальной неповторимости. Углубление различий между людьми привело к затруднениям в общении, что обусловило потребность в науке об общении.

   4. Коммуникативные причины, связанные с развитием самого человеческого общения.

    Для нашего времени характерно резкое расширение сфер общения людей, увеличение числа ситуаций, в которых необходимо вступать в общение и убеждать друг друга.

   5. Лингвистические причины: успехи наук о речи, об общении, в частности коммуникологии, социолингвистики, лингвистики текста, теории речевой деятельности и других.

   6. Общепедагогические и методические: тяга к широким интегративным подходам в изучении родного языка, к преподаванию языка не ради него самого, а как инструмента человеческого общения.

   7. Культурно-исторические: острый интерес молодежи к прошлому, к "ретро", к классической культуре, особенно к "гонимой" науке.

    Все сказанное и обусловило возвращение риторики на авансцену современной науки.

на предыдущую страницу