ПРЕДМЕТ И ЦЕЛИ ПРЕПОДАВАНИЯ РИТОРИКИ

Калмыкова И.Р.


    Основной целью школьного курса риторики является формирование коммуникативно-речевой культуры учащихся. Каждый учебный предмет должен нести определенную часть накопленного человечеством духовного богатства, определенную долю культуры - физической, эстетической, музыкальной, художественной, экологической и другой.

    Процесс риторического образования учащихся должен нести детям коммуникативно-речевую культуру. Что входит в ее содержание?

    Во-первых, формирование коммуникативно-речевой компетентности, то есть сообщение учащимся определенных риторических знаний, сведений, способствующих обогащению духовного мира личности.

    Какие знания должны получить учащиеся на уроках риторики?

    1) Знания о речевом общении, его роли в жизни современного человека, принципах и правилах эффективного общения;

    2) знания о факторах успешности или неуспешности речевого поведения; методах его совершенствования;

    3) сведения о речевом этикете;

    4) сведения о речи, ее видах, формах, типах, жанрах, стилевых разновидностях, качествах хорошей речи;   

    5) знание основных законов порождения речевых высказываний;

    6) знания о методах и способах работы над своей речью.

    Во-вторых, формирование коммуникативно-речевой культуры предполагает совершенствование следующих коммуникативных умений:

    - анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию речевого поведения;

   - реализовать данную стратегию в общении с использованием различных речевых тактик;

   - захватывать и удерживать инициативу общения или предоставлять партнеру возможность реализовать его замысел в зависимости от ваших намерений;

   - адекватно реагировать на коммуникативные помехи;

   - гибко менять свое речевое поведение в зависимости от изменения ситуации общения;

   - анализировать, контролировать и совершенствовать собственную коммуникативную практику в каждой конкретной речевой ситуации и в течение всей жизни.

   В-третьих, формирование коммуникативно-речевой культуры предполагает развитие всех видов речевой деятельности - говорения, слушания, письма, чтения, а также умений и навыков, лежащих в их основе.

   В-четвертых, развитие психических функций и способностей, связанных с речевым общением . Объектами развития являются:

  - способность к общению (коммуникабельность, эмпатия и другие);

  - психические функции, связанные с речевой деятельностью: память, внимание, воображение, речевое мышление, анализ, синтез, обобщение и другие;

  - фонематический слух;

  - чувство языка.

  В-пятых, формирование собственно речевых умений и навыков, к которым относятся:

  - умения и навыки публичного выступления, ведения беседы, переговоров, диспута, спора;

  - умения и навыки построения речевых высказываний в различной жанрово-стилевой форме;

  - умение строить речевое высказывание в соответствии с ортологическими (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими) и стилистическими нормами;

  - умение выбрать из всех языковых ресурсов те средства, которые обеспечат эффективность речевого воздействия.

  В-шестых, коммуникативно-речевая культура включает в себя воспитательный аспект, поскольку обучение без воспитания не существует. На уроке воспитывает все: и содержание текста, и то, как он напечатан; и то, что говорит учитель, и то, как он это говорит.

   Кроме того, успешность формирования коммуникативно-речевой культуры зависит от уровня воспитанности личности. Невоспитанный человек никогда не овладеет высокой речевой и коммуникативной культурой. Поэтому на уроках риторики (и не только риторики!) обучение и воспитание должны осуществляться параллельно. Уроки риторики предоставляют богатейшие возможности для нравственного и эстетического воспитания личности.

    В сфере нравственного воспитания они способствуют формированию уважительного, вежливого отношения к людям, развитию доброжелательности, тактичности, деликатности.

   В сфере эстетического воспитания уроки риторики позволяют воспитать чувство прекрасного, эстетический вкус. Анализируя на уроках образцовые тексты, мы формируем у учащихся речевой идеал, в основе которого лежит красота художественной формы, красота языка. Оценивая коммуникативное поведение говорящих (речь, манеры, позы, жесты), мы опираемся во многом на эстетические категории.

   Кроме того, одним из важнейших аспектов риторики является формирование этической культуры оратора, поскольку успех речи во многом предопределяется его нравственными качествами. Прежде чем принять идею, проповедуемую оратором, слушатели должны принять самого оратора как человека, вызывающего доверие, уважение. Этот вывод отражен в древнериторической "максиме такта". Большинство пособий по риторике включает в себя главы, в которых излагаются этические требования к личности оратора, моральные предписания, регламентирующие поведение оратора на трибуне, формы его контакта со слушателями, способы выхода из нестандартных ситуаций, возникающих в ходе общения выступающего с аудиторией и т.п.

    Оратор должен всегда помнить об этической ответственности перед людьми, поскольку "слово есть поступок" (Л.Толстой), "слово - это и сила человека, и его оружие" (Сб.изречений "Пчела", 12 век).

    Риторическое образование предусматривает также формирование логической культуры оратора. Знание законов логики необходимо на этапе подготовки к выступлению: при отборе фактического материала, составлении плана, определении композиции выступления, формулировке тезиса, обеспечении доказательности и аргументированности речи. Категории и правила логики понадобятся и во время выступления, и на этапе подведения его итогов, при анализе коммуникативных ошибок и промахов.

    Кроме того, риторическое мастерство предполагает высокий уровень психолого-педагогической культуры, проявляющейся в следующих умениях:

    1) умело установить контакт с собеседниками и аудиторией и умело прервать его в нужное время;

    2) управлять вниманием аудитории, владеть методами убеждения и воздействия;

    3) находить общий язык с другими людьми, избегать конфликтов;

    4) правильно выходить из конфликта;

    5) определять с помощью психологических тестов свои коммуникативные способности.

     Таким образом, риторика является культурологической дисциплиной, основной целью которой является не столько развитие у учащихся умений и навыков построения связных высказываний, сколько формирование культуры личности, как общей, так и частной, коммуникативно-речевой.

на предыдущую страницу