ПРИНЦИПЫ  ПРЕПОДАВАНИЯ  РИТОРИКИ В ШКОЛЕ

Калмыкова И.Р.


    Поскольку основная цель риторики - формирование коммуникативно-речевой культуры, то и методы преподавания должны быть коммуникативные . Преподавать риторику традиционными методами нельзя.

    Что же входит в понятие "коммуникативный метод" обучения?

    Понятие "коммуникативный метод" в методике русского языка еще не сложилось. Однако характеристику его можно найти в методике преподавания иностранных языков, в частности в работах Е.И.Пассова, И.А.Зимней, О.И.Москальской, В.Г.Костомарова и других ученых. Несмотря на определенные расхождения, существующие между преподаванием русского языка и иностранного, есть много общего, что их объединяет. Это прежде всего поиск ответа на принципиально важный вопрос - как следует изучать язык, чтобы учащиеся не просто отвечали на вопросы учителя, воспроизводили правила и определения или составляли предложения по заданию учителя, а чтобы научились общаться на этом языке.

    Итак, рассмотрим, что вкладывают вышеперечисленные авторы в понятие "коммуникативный метод" и что из этого можно использовать в современной методике преподавания риторики?

    Коммуникативный метод заключается в уподоблении процесса обучения процессу коммуникации, точнее говоря, он основан на том, что процесс обучения является моделью процесса общения, пусть несколько упрощенной, но по основным параметрам адекватной, подобной реальному процессу коммуникации.

    Какие же параметры процесса общения необходимо сохранить в процессе обучения? К ним относятся:

    а) соотнесенность общения с определенной коммуникативной ситуацией;

    б) целенаправленность и мотивированность общения;

    в) партнерские отношения между коммуникантами, в частности между учителем и учеником;

    г) деятельностно-речевая направленность учебного процесса.

    Необходимость сохранения указанных параметров общения диктует следующие принципы преподавания риторики.

1. Принцип обучения речи на основе ситуаций.

    Использование этого принципа обосновывается тем, что общение всегда осуществляется в той или иной ситуации, вызывается и определяется ею. Ситуация - это основа функционирования общения. Весь процесс общения - это непрерывный динамичный ряд сменяющих друг друга ситуаций.

    Что такое ситуация? Существует распространенное мнение, что ситуация - это совокупность обстоятельств (место, время действия). Но название места и времени действия еще не обладает стимулирующей силой. Скажите ученику: "Представь себе, что ты в магазине. Организуй диалог с продавцом". Такая ситуация отторгается учеником, поскольку не возникает речевой интенции. Кроме того, при общении в магазине могут возникнуть разные ситуации, так как характер ситуации зависит от того, кто общается, каковы их взаимоотношения.

    Но ситуация, по мнению многих ученых, в частности Н.И.Формановской, Л.П.Крысина, Е.И.Пассова, В.П.Кузовлева, Т.А.Ладыженской, - это более широкое понятие. Под ней понимается вся совокупность условий, необходимых и достаточных для того, чтобы осуществить речевое общение. К таким условиям относятся:

    1) наличие речевых партнеров - говорящего и слушающего или пишущего и читающего;

    2) отношения между ними (ролевые, личностные, деятельностные и другие);

    3)средства связи (язык, жесты, сигнализация и т.п.);

    4) способы связи (устный-письменный, контактный-дистанционный и другие);

    5) место;

    6) время, продолжительность общения;

    7) цель;

    8) тема, содержание общения.

    Каждый из этих факторов определяет степень эффективности общения.

    В традиционной системе обучения главным фактором речевой деятельности, отправной точкой отсчета является тема. Так, в школьных учебниках большинство речевых заданий формулируется следующим образом: "Напишите сочинение на тему...", "Создайте рассказ на тему...". Но это методологически неверно. Тема может входить в содержание ситуации, "питать" ее. Но, как правило, в отдельной ситуации поднимается несколько тем, то есть ситуация межтемна. В этом плане предпочтительнее говорить не о тематичности, а о содержательности ситуации.

    Кроме того, различие между ситуацией и темой заключается в том, что ситуация - это то, что порождает проблему для общающегося человека, которую он должен решить. Именно наличие коммуникативной проблемы, задачи обеспечивает истинную ситуацию, способную служить стимулом и основой обучения.

    Следовательно, для обучения языку как средству общения необходимо организовать речевой материал вокруг ситуаций. Содержательной "начинкой" ситуации следует считать проблемы, соответствующие интересам данной аудитории.

2. Принцип приоритета практики заключается в такой организации обучения, когда ученик постоянно вовлечен в процесс практического использования языка, то есть в процесс речевого общения. Данный принцип реализуется через совокупность следующих правил:

    - не пренебрегайте теорией, но помните, что критерием истины является практика;

    - теорию изучайте не столько для того, чтобы ее знать, сколько для того, чтобы применять ее на практике;

    - доводите, насколько это возможно, все свои идеи, замыслы и намерения до практической реализации.

3. Принцип сотрудничества и сотворчества учителя и ученика.

    Поскольку "общение это не воздействие одного человека на другого, а их взаимодействие как партнеров", то в процессе обучения надо пересмотреть отношения учителя и ученика. Их отношения на уроке должны быть не субординативными, где поведение обусловлено социальным статусом коммуникантов, а личностными, эмоциональными, заинтересованными. Учитель должен забыть, что он находится "наверху", отбросить менторский тон, проявить подлинный интерес к ученикам, "встать рядом". Только тогда, почувствовав искреннее расположение, ученики откликнутся, станут речевыми партнерами. Перефразируя известную поговорку, можно сказать: "Хочешь иметь речевого партнера, будь им!" Или точнее - учись, чтобы стать им. Принцип сотрудничества и сотворчества педагога и ученика можно раскрыть через следующие правила:

    - создавайте на уроке доверительную, непринужденную атмосферу общения;

    - помните, что отношения между учителем и учеником должны быть равноправными, партнерскими;

   - сотворчество - это совместное творческое решение проблем совершенствования речевой культуры.

4. Принцип развития мыслительной и речевой активности и самостоятельности учащихся.

    Речевое развитие учащихся невозможно без развития мышления, интеллекта, поскольку именно мышление управляет речью. А мышление на уроках риторики можно развивать путем постановки коммуникативных задач (на ориентацию в ситуации общения, на определение целей и содержания общения, на принятие решений, на прогнозирование результатов, на выбор фактов и языковых средств, на конструирование речевых высказываний и т.д.

   Следует также отметить, что чем больше самостоятельности проявляют ученики при решении какой-либо задачи, тем более эффективным будет усвоение и выполнение речевой деятельности. Поэтому при организации коммуникативного обучения следует уделять как можно больше внимания развитию самостоятельности мышления, в частности в процессе обсуждения проблем, когда у учащегося есть потребность поделиться своими мыслями и чувствами, потребность отстоять свою точку зрения.

5. Принцип речевой направленности обучения.

    Коммуникативность обучения предполагает использование не языковых, а речевых упражнений, которые отличаются от первых наличием речевого партнера, речевой задачи, осуществлением определенного воздействия на собеседника.

6. Принцип индивидуализации обучения.

    Коммуникативность включает в себя индивидуализацию обучения, под которой понимается учет индивидуальных и прежде всего личностных свойств ученика: жизненного опыта, эмоциональной сферы, мировоззрения, склонностей, интересов. Все это позволяет создать полноценную мотивацию. При таком подходе учитель подбирает для ребенка такие коммуникативные задачи, которые затрагивают его за живое, вызывают потребность вступить в общение, поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями.

7. Принцип функциональности.

    Функциональность как принцип проявляется в процессе обучения в том, что объектом усвоения являются не речевые средства сами по себе, а функции, выполняемые данными средствами. Отбор и организация материала осуществляются в зависимости от необходимости выражения учащимися тех или иных речевых функций: извинения, благодарности, просьбы, отказа, похвалы, убеждения, сообщения и т.п.

   Поскольку вся система речевых средств не может быть изучена в средней школе полностью, то, в зависимости от цели обучения, типа учебного заведения, характера курса (нормативный, углубленный), должна быть создана соответствующая модель речевых средств. Такая модель будет упрощенной, но функциональной, то есть способной заместить собой систему речевых средств для выражения всех основных потребностей.

    Модель системы речевых средств создается путем подбора как лексических, так и грамматических средств языка для выражения каждой речевой функции. В зависимости от цели для выражения каждой функции может быть отобрано как минимальное, так и максимальное количество вариантов средств выражения. Сюда же нужно подключить и невербальные средства: мимику, жесты и другие.

    Принцип функциональности проявляется также в текстовой основе подачи речевого материала. Это означает, что каждая новая тема должна изучаться на материале текстов, а не разрозненных словосочетаний или предложений, никак не связанных между собой.

8. Принцип новизны.

    Коммуникативное обучение строится таким образом, что все его содержание и организация проникнуты новизной.

    Процесс общения характеризуется постоянной сменой предмета разговора, задач, условий, обстоятельств общения, то есть он эвристичен. И чтобы подготовить учащихся к эвристическому общению, развить у них способность гибкого и адекватного реагирования, необходимо менять все компоненты общения, привносить элемент новизны. Внедрение элементов новизны пробуждает интерес к обучению, обеспечивает гибкость и динамичность речевых умений и навыков.

    В чем может заключаться новизна?

    1) Это новизна содержания материала, постоянная смена проблем обсуждения.

    2) Новизна формы уроков (урок-дискуссия, урок-пресс-конференция, урок-экскурсия, урок-концерт).

   3) Новизна видов и приемов работы.

   4) Новизна речевых партнеров (перетасовывание пар, образование новых групп).

   5) Новизна ТСО и иллюстративной наглядности.

на предыдущую страницу