МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РИТОРИКИ
ТИПЫ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАНИЙ
Калмыкова И.Р.
Согласно главному методическому закону - закону адекватности средств обучения его цели, от упражнений как деятельностных средств обучения зависит практически все. В упражнении, как солнце в капле воды, отражается вся концепция обучения. Что касается упражнений, используемых на уроках риторики, которая является коммуникативно-направленным предметом, то они чрезвычайно многофакторны, объемны и многоплановы.
Во-первых, в них должны быть отражены все аспекты коммуникативно-речевой культуры. Выполнение упражнения должно преследовать учебную, развивающую, познавательную и воспитательную цели. Какая-то из этих целей может быть доминирующей , ведущей в упражнении. В зависимости от цели, а также от типа урока одно и то же упражнение может рассматриваться как познавательное, развивающее или сугубо учебное. Оно направлено в первую очередь на овладение именно данным аспектом, хотя сопутствующими задачами такого упражнения является реализация и других аспектов.
Во-вторых, упражнение должно быть комплексным, то есть отражать процесс взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности (говорению, слушанию, чтению, письму) или, по крайней мере, двум - трем из них. Это означает, что упражнения должны быть полифункциональными. Чем выше уровень полифункциональности упражнений, тем более успешным будет овладение материалом.
В-третьих, в упражнении должны отражаться принципы коммуникативного обучения - ситуативность, функциональность, новизна, индивидуализированность, речевая направленность.
При обучении риторике все упражнения должны быть коммуникативно-речевыми , то есть упражнениями в общении. В отличие от языковых упражнений, риторические упражнения предусматривают наличие речевой задачи, речевого партнера, ситуативности, предполагают определенный уровень речевой активности и самостоятельности говорящих.
К риторическим упражнениям можно отнести риторические задачи, ситуативные упражнения, ролевой тренинг, риторические игры, риторический анализ устных и письменных текстов.
И т. д.