ХАРАКТЕРИСТИКА  ПРОГРАММ  ПО  РИТОРИКЕ

Калмыкова И.Р.


    Риторика сейчас активно вводится в учебные планы многих школ области. Однако преподавание ее ведется по разным программам, в разном объеме, в разных классах. Одни начинают изучение риторики с первого класса, другие с пятого, третьи - с восьмого и т.д. В связи с этим возникла необходимость создания единой программы для средней школы, обеспечивающей при этом преемственность между начальным и средним звеном.

    Разработанная нами программа охватывает весь курс средней школы с первого по одиннадцатый класс. В данном сборнике представлены также подробные программы для начальной четырехлетней школы и для 5-6 классов средней школы. Остальные программы будут опубликованы позднее.

    Программа для 1-4 классов является вариантом программы курса "Детская риторика", разработанного Т.А.Ладыженской, Г.И.Сорокиной, И.В.Сафоновой, Н.В.Ладыженской, Р.И.Сорокиной ("Начальная школа", 1994, № 7). Наш вариант отличается от выше названной программы тем, что, во-первых, более подробен и детализирован, а во-вторых, включает новые блоки типа "Техника речи", "Языковые особенности текста".

    Программы для 5 и 6 классов являются авторскими.

    Программы для начальной и средней школы объединены общей концепцией, содержанием и организацией материала. Подлежащий изучению материал вводится блоками, которые пронизывают весь курс риторики с 1 по 11 класс. Это следующие основные блоки:

    1. Общение. Культура и этикет общения.

    2. Речь как средство общения. Культура речи. Качества хорошей речи.

    3. Техника речи.

    4. Культура речевой деятельности (чтения, письма, говорения, слушания).

    5. Текст. Стиль. Речевые жанры.

    6. Мастерство публичного выступления (ораторское искусство).

    7. Мастерство беседы.

    8. Полемическое мастерство.

    9. Риторика профессионального общения.

    В названии многих блоков встречается слово "культура", и это не случайно. На наш взгляд, риторическое образование должно носить культурообразующий характер, то есть основной целью его должно быть не столько вооружение учащихся основами риторических знаний, сколько формирование коммуникативно-речевой культуры. Это будет способствовать лучшей адаптации личности в постоянно меняющемся обществе, установлению взаимопонимания между людьми, успешному социальному сотрудничеству, творческой самореализации.

    Указанные программы предназначены для средних общеобразовательных школ, а также для классов и школ различного профиля, причем не только гуманитарного, поскольку риторика как наука об эффективном речевом воздействии необходима людям самых разных профессий.

    Объем учебного времени, отводимый на изучение риторики в 1-4 классах, - 35 часов в год (из расчета 1 час в неделю). Это, конечно, явно недостаточно, но при использовании резервов уроков русского языка и чтения можно добиться определенных результатов.

    В 5 и 6 классах данная программа предполагает проведение 2 уроков в неделю (всего в год примерно 70 часов). Преподавание уроков риторики в меньшем объеме представляется нам малоэффективным, поскольку не успевают вырабатываться конкретные риторические умения и навыки. Риторика, как, впрочем, и другие науки, связанные с изучением языка и речи, предполагает интенсивный речевой тренинг, выполнение большого количества упражнений, которые невозможно сделать за один урок.

на предыдущую страницу