Учебная программа уроков внеклассного чтения
и уроков развития речи по русскому языку и литературе,
составленная на краеведческом материале

  Составитель:
учитель русского языка и литературы
средней школы № 62 Дзержинского района
Горохова С.М.

г. Ярославль 1997 г.

Объяснительная записка

  "Понять литературу, не зная тех мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена".
Д.С. Лихачев
Программа составлена на основе художественных, публицистических, научно- популярных и документальных текстов, в которых отражены все сферы жизни Ярославского края.
Во-первых, это писатели и поэты, которые являются нашими земляками (Н.А. Некрасов, Л.Н.Трефолев, Е.Ф. Савинов).
Во-вторых, писатели и поэты, побывавшие на Ярославской земле или жившие здесь какое-то время (И.С. Аксаков, В.В. Маяковский, Л.И. Ошанин, М.С. Лисянский).
В-третьих, произведения, в которых объектом внимания является жизнь Ярославии (М.М. Пришвин, К. А. Коровин).
Программа состоит из 3-х разделов:
1. Уроки внеклассного чтения по литературе.
2. Уроки развития речи по литературе.
3. Уроки развития речи по русскому языку.
Всего представлено 150 тем уроков. В каждом из разделов материал расположен по классам в соответствии с программой по русскому языку и литературе, предложенными Министерством Просвещения России.
Учтены все навыки и умения, которые должны получить учащиеся за курс школы.


5 КЛАСС
Уроки внеклассного чтения

Урок №1. Сказки.
Ярославские варианты волшебных сказок. Их особенности. Мечта в них ярославцев о радостном свободном труде, о счастливой жизни.
1. "Медведь на липовой ноге". Отголоски религиозных воззрений в сказке, связанные с культом животных. Реализм в разработке образов стариков. Сходство волшебной сказки с бытовой.
2. "Медведь-дурень". Ярославский вариант сказки "Маша и медведь". Ум и смекалка крестьянской девочки. Воспитательная направленность сказки.
3. "Про Ваню Глиняного". Забавный характер сказки, пугающая ситуация. Выразительность языка, традиционные сказочные повторы.
4. "Андрей-стрелок". Ярославский вариант сказки "Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. " Научность сказки. Образ Ума-Разума, который служит трудолюбивым людям и является средством сделать жизнь хорошей и счастливой.
5. "Как солдат шел со службы". Солдатская сказка. Образ решительного и смелого, бескорыстного солдата. Добро, которое несет главный герой людям, его трудолюбие. Любовь солдата к книге - черта, которой в сказках раньше наделялись лишь цари и волшебники.
6. "Сказка про двух портных пошехонов". Авантюрная сказка. Образы главных героев, занимающихся "отхожими промыслами" Находчивость портных. Упоминание знакомых детям ярославских деревень, через которые проходят герои.


Урок №2. В. Блинов. "Сказки нашего леса".
Слово о Блинове. Главные герои стихотворных сказок Блинова - северные грибы, птицы, звери, образ ядовитого мухомора-зазнайки, гордой и глупой ивы. Благородство снегиря, побеждающего коварную сову ("Храбрый снегирь") и др. Простые сюжеты, доступный язык, высокая художественность сказок.


Урок №3. Сказки В.А. Бочарникова.
Слово о В.А. Бочарникове и иллюстраторе его сказок О.П. Отрошко. Дети - главные герои сказок, их находчивость, трудолюбие, благородство. Образ северной земли, родной природы. Воспитательное значение сказок В.А. Бочарникова.


Урок №4. В.А. Бочарников. Стихотворение "Иду... Ищу в природе радости..."
Тема малой родины в стихотворении. Любовь к природе. Нежное и бережное отношение ко всему живому.
В.А. Бочарников "Простые радости".
Лирические новеллы "Живые холмики", "Глазок весны", "Веснянка", "Чудесный цветок", "Подорожник", "Тещин пирог", "Душица", "Силач" и др. Природа раскрывает свои тайны тем, кто умеет быть наблюдательным, участливым. Продолжение В.А.Бочарниковым традиций, начатых М.М. Пришвиным. Человек и природа. Проблема экологии в новеллах.


Урок № 5. Наталья Михайлова "Рассказы".
"Посадили деревца", "Поездка", "Помощница", "Умный карман", "Чистые ботинки".
Слово о Наталье Михайловой. Стремление маленьких героев познать окружающий мир. Проблемы, которые жизнь ставит перед ними (взаимовыручка, внимание к окружающим, способность заботиться о близких, экология и др.) Добрый язык рассказов. Отсутствие нравоучений


Урок №6. Е.Ф. Савинов. "Чудесная книга". Стихи.
Слово о Е.Ф.Савинове. Стихи о родном крае, птицах, растениях, зверюшках. Умение видеть и слышать все, что нас окружает. Готовность защитить живое. Лиричность, нежность, доброта стихов Е. Савинова.


Урок №7. Ю.А. Ефремов. "Бывает". Стихи.
Слово о Ю.А. Ефремове. Сказочные сюжеты стихов. Знание мира природы. ("Что мы видели"), умение обратить внимание на детали ("Про белку", "Аленушкин сон". "О петухе" и др.) Юмор в стихах Ю.А. Ефремова. Уважение к маленьким читателям.


Урок № 8. Н.А. Некрасов. Стихи для детей.
Слово о Н.А. Некрасове.
"Плач детей", "Мужичек с ноготок", "Крестьянские дети", "Дед Мазай и зайцы", "Генерал Топтыгин'''. Картины прошлой жизни, тяжелого детского труда. Любовь к маленькому читателю. История создания стихотворений, связанных с ярославским и костромским краем. Язык стихов Некрасова.


Урок №9. И.З. Суриков. "Детства прошлого картины ". Стихи.
1. "Детство". Автобиографичность стихотворения. Взволнованные и романтичные картины детства. Житейские темы и сказочные видения в детской фантазии. Лиризм, музыкальность стихотворения.
2. "Кузяха". Рассказ о мальчике, оставшемся без матери, сходство стихотворения И. Сурикова со стихотворением Н. Некрасова "Мужичек с ноготок".
3. "Бабушкина сказка". Труд-основа жизни. Образ избалованного Титушки. Мудрость жизненной философии бабушки Маланьи. Работа жизни крестьянских детей: И. Суриков - продолжатель некрасовских традиций в поэзии.


Урок № 10. Валерий Тихонов "Простишь, отец..."
Тема Великой Отечественной войны в рассказе. Кристально чистая душа 6-летнего Стаськи Ивкина. Столкновение ее с такими понятиями как жестокость, подлость и предательство. Гибель отца по вине Стаськи. Осознание вины в зрелом возрасте.

Уроки развития речи по литературе

Урок № 1. Составление сказки по рисункам учащихся и репродукциям картин ярославских художников (Павлова, Брячева, Флоринского, Семенюка, Дарьина и др.) "Природа Ярославского края"


Урок № 2. Составление 4 - стиший по опорным словам "Природа Ярославского края", по детским рисункам.


Урок № 3. Составление простого плана рассказа Н. Михайловой "Помощница "


Урок №4. Прогулка и экскурсия по городу.
Набережная Волги. Прошлое и. "настоящее". Запись простого плана экскурсии.


Урок № 5. Урок рассказывания и выразительного чтения.
"Ярославские писатели и поэты о зиме". (Голосов, Савинов, Горбунов, Якушев, Баринова, Грешневиков и др.)


Урок № 6. Зимние праздники.
Рождество. История празднования Рождества Христова. Особенности празднования в северных районах страны (посты, коляда, гадания...), запись обычаев и стихов о Рождестве.


Урок № 7. Сочинение "Мое любимое стихотворение ярославского поэта о зиме".
(Стихотворение выбирают сами учащиеся).


Урок № 8. Урок выразительного чтения
"Стихи Ю. Ефремова и Е. Савинова о войне". Героизм нашего народа. Людская память.


Урок № 9. Урок рассказывания.
"О чем рассказывают улицы нашего Северного жилого района..." (Труфанова, Шавырина, Панина, Колесовой, Дзержинского и др.)


Урок №10. Составление викторины
"Знаешь ли ты свой край?" Умение составлять вопросы, требующие краткого ответа.

Уроки развития речи по русскому языку

Урок №1. Составление сказки о растениях, птицах, животных Ярославского края. Запись сказки.


Урок №2. Изложение по рассказу А. Грешневикова "Скворцы".
Художественный текст. Повествование с элементом описания скворцов, рощи.


Урок № 3. Устная работа по картине И.П. Батюкова "За семейным столом".
Обстановка уюта и покоя. Составление рабочих материалов.


Урок №4. Сочинение - миниатюра
"Мой любимый полевой цветок". Описание цветка.

Урок № 5. Изложение
Глава из книги "Пряник, прялка и птица Сирин", "Ярославские прялки, пряничные доски". Повествование с элементами описания.


Урок № 6. Изложение
"Последний луч" с использованием картины Ю. Семенюка "Последний луч". Повествование. Элемент описания.


Урок № 7. Сжатое изложение
"История Ярославского кукольного театра".


Урок .№ 8. Сочинение по картине Н.М. Чернышова "Летом в городе".
Описание мягких сумерек. Огни города.


Урок № 9. Изложение
Описание и изготовление Ярославских изразцов. Глава из книги А. Миловского "Скачи, добрый единорог" (стр. 63 "Сказ про поливной изразец").


Урок №10. Сочинение "Моя дорога в школу".
Повествование с элементом описания.


6 КЛАСС
Уроки внеклассного чтения

Урок №1. Ю.С. Бородкин "Санькино лето".
Повесть отмечена дипломом на Всероссийском конкурсе на лучшее литературное произведение для детей в 1972-74 годах.
Светлый мир деревенского детства. Образы детей в повести: Санька Никитин (Губан), его друзья. Их певучая речь. Быт людей ярославской деревни. Красота и неповторимость родной природы.


Урок № 2. П.Ф. Лосев "У берегов большой реки".
Слово о Лосеве. Книга о детстве Н.А. Некрасова. Образ поэта, его друзей-крестьян. Роль матери в жизни будущего поэта.


Урок № 3. А. Иванов "Откуда начинается Россия?" Стихи.
Ярославский поэт А. Иванов о своей малой родине, Пошехонье, о Ярославле, земляках, родной природе. Лиричность стихов Иванова. Ярославский диалект.


Урок № 4. М.М. Пришвин "Родники берендея"
Пришвинская весна - светлое, поэтическое время. Этапы весны. Раздумья Пришвина о жизни. Быт, обычаи, язык людей края.


Урок № 5. И.Е. Баринова "Времена года". Стихи.
Слово о Бариновой. Неброская красота серверной природы в стихах ярославской поэтессы. Художественность стихов. Эпитеты в стихах.


Урок № 6. В. Рымашевский "Рассказ о воздушном бое".
Стихи о ярославце Михаиле Жукове, одном из первых Героев Советского Союза в Великой Отечественной войне.
В. Бочарников "Настоящий человек". Рассказ о простом солдате, потерявшем ноги, но вернувшемся в строй. Образ мужественного Николая Погодина.


Урок №7. П. Лосев "Листки из фронтовых блокнотов"
Главы "Первая бомбежка", "Брат", "Тетя Галя", "Язык фронтовых дорог".
Время действия - война. Герои записок - солдаты и офицеры, а также люди, защищавшие тыл. Героизм советских людей в годы войны. Необычный жанр произведения о войне.


Урок № 8. М.С. Лисянский "Здравствуй! "
Слово о Лисянском, начавшем свой путь в поэзии в Ярославле. Стихи о Ярославле и ярославцах.


Урок № 9. К.А. Коровин "Рассказы о животных".
("Собаки и барсук", "Тайна", "Звери", "Мой Фет", "Белка".) Рассказы известного художника, жившего в Переславском крае. Образы охотников, образ удивительного рассказчика, любовь Коровина к животным. Мягкий юмор в рассказах. Красивый язык.


Урок № 10. Г.В. Кемоклидзе "Детское время".
Слово о Кемоклидзе. Юмористические рассказы ярославского писателя о детях и для детей. Диалог в рассказах.


Уроки развития речи по литературе

Урок №1. Урок рассказывания.
"Природа Ярославского края". Стихи и проза ярославских поэтов и писателей о природе. Составление викторины.


Урок № 2. Составление сложного плана
Главы их книги Ю. Бородкина "Санькино лето"


Урок №3. Экскурсия "Всему начало здесь".
Детство Н.А. Некрасова в Грешневе. Урок рассказывания и выразительного чтения.


Урок № 4. Сочинение-рассуждение "Прогулки по городу".
Власьевская улица. Мологская улица. Прошлое и "настоящее".


Урок № 5. Урок рассказывания "Зимние праздники".
Масленица. Происхождение праздника. Языческие истоки праздника. Обрядовые игры.


Урок № 6. Урок - концерт
"Образ русской березы в прозе, поэзии и живописи ярославцев". Обучение выразительному чтению. Сочинение - миниатюра о березе.


Урок № 7. Краски ярославской осени.
Составление собственных стихов и рассказов об осени. Рисунки на тему "Ярославская осень".


Урок №8. Сочинение "Мое любимое стихотворение ярославского поэта о природе".


Урок №9. "Имени писателей земли русской"
Рассказ об улицах, носящих имена писателей, связанных с ярославской землей. Запись рабочих материалов.


Урок № 10. Легенды, связанные с Переславским краем.
Легенда о Синем камне, легенда о Гремячем ключе и др. Языческие отголоски в легендах. В. Воронов "Загадки царства Берендея".


Уроки развития речи по русскому языку

Урок №1. Устная работа по картине А.А. Чурина "На реке Которосль 1946г."
Составление рабочих материалов.


Урок № 2. Изложение по книге Б.М. Носика "По Руси Ярославской".
Гл. 5. Описание дороги, пейзажа, панорамы.


Урок №3. Выборочное изложение "Ростовская финифть".
Ярославские промыслы. Глава из книги И.И. Купцова "Родина жар-птицы".


Урок №4. Устная работа. "По залам Ярославского Художественного Музея"
Понятие о городском пейзаже.
А.М.Васнецов "Ярославль. Слобода Коровники". Этюд. П. И. Петровичев "Кремлевская стена. Ростов".
Запись рабочих материалов.


Урок №5. Сочинение по картине А.К. Шиндыкова "Сумерки".
Городской пейзаж. Изображена Ярославская пристань на Волге и часть набережной от Красного спуска до Арсенальной башни.


Урок №6. Сочинение - рассуждение "Мой любимый уголок родного края".


Урок №7. Сочинение - описание "Фойе театра на площади Юности". Декор.


Урок №8. Сочинение по картине ярославского художника М.М. Антонова "По следам оккупантов".


Урок №9. Сжатое изложение по очерку В.А. Гиляровского "Обреченные".
Гл. 2. Описание казармы ярославского свинцово-белильного завода купца Сорокина.


Урок № 10. Сочинение по картине Г.П. Огаревой-Дарьиной "Жаворонки поют".
Этюды к картине создавались в районе д. Белкино Ярославского района и в окрестностях г. Переславля-Залесского. Ярославская весна в картине. Мягкие краски.


7 КЛАСС
Уроки внеклассного чтения

Урок №1. Былины и герои былин, связанные с ярославской землей.
"Илья Муромец и Идолище поганое", "Алеша Попович и Тугарин змей". Исторические основы былин. Художественные особенности былин.
Поленицы. Образы женщин-героинь, наших землячек: Дарья Тужбольская и Мария Ростовская.


Урок №2. Люди средневековья.
Д. Кедрин "Князь Василька Ростовский".
С. Кайдаш "Сильнее бедствия земного". Очерк о княгине Марии. Образы мужественного ростовского князя-патриота Василька и его жены княгини Марии. Изобразительные средства, с помощью которых созданы образы.


Урок №3. "Вырос я в краю черемух и льняных полей..." Поэзия ярославца Е.Ф. Савинова.
Глубокое знание природы родного края. Патриотизм поэта. Изумительное владение Ярославской лексикой. Знание быта ярославцев, ярославской флоры и фауны. Савиновская доброта, нежность, музыкальность стихов.


Урок №5. В.А. Бочарников "Лоси с колокольцами".
Повесть о дружбе и любви человека и лося. Образы заведующего лосефермой Михеева, его жены Галины Николаевны и др. Индивидуальность в обрисовке характеров. Единение героев Бочарникова с природой.


Урок №6. Малая родина в поэзии Л.И. Ошанина. Урок-путешествие.
Ростов. Рыбинск. Ярославль в стихах Ошанина. Образы земляков. Любовь поэта к малой родине. Новаторство поэта. Необычность изобразительных средств.


Урок № 7. В.В. Маяковский в Ярославле.
1. В. Маяковский "Лучший стих"
2. Обращение Маяковского к ярославцам.
3. Н. Якушев "Маяковский в Ярославле". Стихи.
4. Памятное событие в биографии Ярославля (посещение города великим поэтом).


Урок № 8. "Свищет ветер фронтовой..."
М.С. Лисянский. Стихи о Великой Отечественной войне. Поэт воевал в составе 234 Ярославской стрелковой дивизии. Автор дивизионного марша.
Е.Ф. Савинов. "Зоины товарищи". Документальный очерк о фронтовых друзьях Героя Советского Союза, разведчицы москвички Зои Космодемьянской. Образ командира партизанского отряда ярославца Бориса Крайнова, где воевала Зоя.


Урок №9. Б. Сударушкин "Секрет опричника"
"Преступление в Слободе". Времена Ивана Грозного в изображении ярославского писателя. Повести о загадочных происшествиях, исчезнувших сокровищах и не раскрытом преступлении. Жанр занимательного детектива. Подлинность исторических событий.


Урок №10. Сатира и юмор в произведениях ярославских писателей.
Г.В.Кемоклидзе "Звонок Бубякину " Юмористичность и сатиричность рассказов Кемоклидзе.
Е.П. Гусев "Визит к даме". Юмористические рассказы о современной жизни ярославцев.


Уроки развития речи по литературе

Урок №1. Урок выразительного чтения стихов и прозы о Ярославской земле.
Составление собственных стихов о крае.


Урок №2 Отзыв о рассказе К. Яковлева "Неразгаданный край".
Земля срединной Руси с ее удивительной природой, замечательными людьми.


Урок №3. Сочинение "Мое любимое стихотворение Е. Савинова".


Урок № 4. Урок рассказывания.
"Зимние праздники". Татьянин день. День святого Валентина. Написание очерка.


Урок №5. Составление характеристики литературного героя по рассказу Н. Серова "Отчаяние".
Образ 18-летнего солдата, потерявшего в первые дни войны друзей.


Урок №6. Отзыв-размышление о прочитанном. "Берегись... человека". Притча.


Урок №7. Легенды и предания, связанные с Ростовской землей.
Урок рассказывания с оценкой прочитанного.


Урок №8. "Хочется быть чистым и хорошим нашей тихой северной весной..."
Чтение стихов, прозы ярославских поэтов и писателей о весне. Весенние картины ярославских художников. Приметы весны. Весенний фольклор.


Урок №9. Составление викторины "Ярославский портрет".
Использовать портретные зарисовки из литературных произведений и описания картин.


Урок №10. Составление кроссвордов.
"Здесь прописано сердце мое … Ярославская земля. История. Литература. Искусство. Спорт.


Уроки развития речи по русскому языку

Урок №1. Изложение "Рождение русского театра".
Зарождение народного театра в недрах скоморошьих представлений, игрищ. Федор Волков-отец русского театра. Научно-популярный текст.


Урок № 2. Изложение-миниатюра "Мир родной природы".
Статья из газеты "Северный рабочий" о творчестве ярославского художника - графика О. П. Отрошко. Публицистический стиль.


Урок № 3. Портрет.
Устная работа по картине Н.Н. Жукова "Марина". Составление рабочих материалов.


Урок № 4. Сочинение по картине Н.Д. Мыльникова "Портрет Н.И. Соболевой".
Образ ярославской купчихи.


Урок №5. Сочинение-рассуждение "Мой любимый ярославский поэт".


Урок №6. Публицистический стиль.
Очерк "Ярославские промыслы", (лепной, фарфоровый, овчинный.)


Урок №7. Сочинение-рассуждение "Ярославль - спортивный город".
Использовать данные о ярославцах - олимпийских чемпионах, чемпионах страны и мира.


Урок №8. Выборочное изложение.
"Герасим Лебедев". Художественный текст. Повествование с элементом, описания игры Ф.Г. Волкова и описания действий. История ярославского купца, открывшего в Индии первый театр европейского типа. Повесть Смирновой - Ракитиной.


Урок №9. Сочинение по картине Г.А. Дарьина "Они ему дарят цветы".
Описание памятника солдату. Описание действий детей (сажают цветы).


Урок №10. Сжатое изложение "А.Н. Толстой в Ярославле".
Очерк И.Л. Андроникова из книги "А теперь об этом…" Описание внешности А.Н. Толстого, игры ярославских актеров в его пьесе "Петр Первый", впервые сыгранной на сцене театра им. Ф.Г. Волкова.


8 КЛАСС
Уроки внеклассного чтения

Урок № 1. Ярославские песни.
Исторические, революционные, игровые, обрядовые, календарные.
1. "Ах ты, батюшка, Ярославль город!" Песня разинского цикла.
2. "Земляничка, зрелая ягодка". Свадебная.
3. "Со вьюном я хожу". Святочная.
4. "Вейся, вейся хмелюшка". Песня исполнялась на Троицу.
5. "Что в поле, в поле за травонька". Сенокосная.


Урок №2. В.Ф. Московкин "Тугова гора".
Историческая, повесть. Восстание в Ярославле в 1257 г. Героизм русских людей в борьбе с татаро-монголами. Образ 19-летнего ярославского князя Константина, "Лесные люди": Василько, Россава, Кичи, Филька. Быт людей 13 века. Толкование названия повести.


Урок №3. "Люди средневековья".
1. Б.К. Зайцев "Сергий Радонежский". Жизнь великого святого. Образ удивительной эрудиции, простоты, правды, святости. Блистательное проявление в одном человеке рассеянных черт русских в героическую эпоху средневековья.
2. Иоанн (Венланд К.Н.) "Князь Федор". Исторический очерк. Жития святых: ярославского князя Федора Черного и его сыновей Давида и Константина. Миролюбивая политика князя в отношении Золотой Орды. Торговля и ремесла в Ярославле в период правления Федора Черного.


Урок №4. М.А. Рапов "Зимогоры".
Историческая повесть. Жизнь грузчиков Рыбинска - "столицы'" волжских бурлаков. Происхождение слова "зимогоры ''. Образы Николая, Анютки - главных героев. Любовь, предательство, роль денег. Быт голытьбы. Язык повести.


Урок № 5. В.А. Замыслов "Горький хлеб".
1-ая часть романа - трилогии об Иване Болотникове. Юность Ивана. Образ будущего вождя крестьянского восстания. Общественно - политическая обстановка в стране. Образы народных угнетателей и народных заступников. Любовь в повести. Художественность и уникальность романа.


Урок №6. Л.Н. Трефолев "Исторические произведения".
1. "Майорша и капитанша", (Из быта угличских дворян 18-го столетия). Ничтожность предмета спора между представительницами дворянского сословия. Их бездуховность. Сатирическая направленность произведения.
2. "Меланхолик", Картины крепостничества в Ярославской губернии. Образ "маленького" деспота Бакунина, рыбинского помещика.


Урок №7. И.3. Суриков "Исторические поэмы"
"Богатырская жена", "Садко", "Василько". "Святослав и Цимисхий". Героические личности в поэмах, способные противостоять злу. Фольклорные мотивы. Значение поэм.


Урок № 8. "Ах, война, что ты, подлая, сделала
1. С. Аверичева "Дневник разведчицы".
Отрывок 22 июня - 31 декабря 1942 года. Страницы боевой истории 234 стрелковой Ярославской коммунистической дивизии, Мужество народа. Героизм автора - разведчицы, актрисы театра им. Ф.Г. Волкова.
2. К.Г. Брендючков. Поэма "Поземка", повесть "Дважды рожденные".
Произведения об узниках Бухенвальда, о движении Сопротивления. Мужество и взаимовыручка людей, попавших в плен. Бессмертие и вечность жизни. Образ автора - поэта, писателя, драматурга, солдата.


Урок №9. М.А. Богданович "Венок". Стихи.
Слово о Богдановиче. Картины жизни и быта угнетенного белорусского народа. ("Край мой родимый", "Поп и мужик", "Агата", "Погоня".)
Образ любимой родины ("Межи"). Стихи о любви ("Романс", "Городская любовь", "Вами, только вами полна моя душа".)
Образы древней языческой мифологии в стихах Богдановича. (Цикл "В заколдованном царстве".) "М. Богданович - гуманист чистейшей воды".


Урок №10. И.Е. Баринова "Любить не приневолю". Стихи. Проза.
"Не дай нам бог", "Праздник", "Мы торопимся жить", "Вопросы, вопросы...", "Играет "Барокко" и др. Любовь, верность, место человека в жизни, современные ситуации - темы стихов Бариновой. Герой стихов - человек драматичной судьбы. Мягкость, нежность стихов. Проза. "Татьянин день", "Бабушка". "История одного стихотворения". Лирический герой прозы Бариновой.


Уроки развития речи по литературе

Урок №1. "Волга в изображении ярославских поэтов, писателей, художников".
Урок - концерт с элементами беседы. Выразительное чтение и рассказывание. Образ реки - труженицы. Запись рабочих материалов.


Урок №2. Прогулки по городу.
"Каменные сказы Ярославля". (Ярославские церкви - памятники архитектуры 17 века.) Литературный этюд.


Урок №3. "Ярославль - театральный город".
Реферат. Особенности этого вида работы. Библиография.


Урок №4. "В Музее. М.А. Богдановича". "У памятника М.А. Богдановичу".
Размышление о жизни и творчестве классика белорусской литературы, жившего в Ярославле. Сочинение в публицистическом стиле.


Урок №5. Д.Н. Кардовский – иллюстратор Н.В. Гоголя "Ревизор".
Характеры, созданные кистью Кардовского. Сходство и различие с гоголевскими персонажами. Письменная работа.


Урок №6. "Праздник праздников. Пасха".
Как вычисляют срок Пасхи. Что должно быть на праздничном столе. Пасхальные развлечения. Игры за праздничным столом (палиндром, анаграммы, телеграмма и др.)


Урок №7. "У истоков истории русской..."
Размышление о людях, времени, эпохе (на материале одного или нескольких исторических произведений.)


Урок №8. "Война для каждого из нас".
Очерк на основе увиденного или услышанного. (Посещение Музея Боевой Славы, встреча с участниками войны, посещение воинского кладбища, Вечного огня ...).


Урок №9. Составление викторины.
"Ярославия". История края. Замечательные люди. Литература. Искусство. Промыслы. Спорт. Составление вопросов, устных зарисовок в стихах и прозе.


Урок № 10. Составление кроссвордов.
"Золотой век Ярославля" (17 век). Архитектура. Фресковая живопись. Замечательные люди. Контуры кроссвордов - контуры ярославских церквей.


Уроки развития речи по русскому языку

Урок №1. "Улицы". Живая летопись города"
Сочинение - рассуждение на основе увиденного, услышанного, прочитанного.


Урок №2. "Ярославские стояния".
Изложение. Страницы Смутного времени. Ярославль в 1612 году. Художественный текст ярославского писателя В. Шамшурина. Журнал "Русь" за 1992 год №2. Дать собственную оценку происходившего.


Урок №3. "Мир ярославского купечества".
Сочинение. (Очерки о Вахромееве, Пастухове, Оловянишникове). Предприимчивость ярославских купцов. Уважение к науке, просвещению, культуре. Благотворительность.


Урок №4. "Писал Семен Спиридонов".
Сочинение - миниатюра о творчестве выдающегося изографа 17 века. Черты ярославской школы иконописания. Новаторство Семена Спиридонова холмогорца.


Урок №5. Сочинение. Описание памятника искусства.
Церковь Николы Надеина, Ильи Пророка, Богоявления. Здание Присутственных мест (классицизм), особняк Вахромеева (барокко), и др.


Урок №6. Сочинение. Описание памятника Н.А. Некрасову.
Скульптор Г.И. Мотовилов Архитектор Л.М. Поляков. Образ поэта, озабоченного судьбой России. Любимая поза Некрасова. Символичность места памятника.


Урок №7. Сочинение по картине К.П.  Брюллова "Портрет В.А. Мусина - Пушкина".
Образ декабриста. Романтизм в обрисовке героя. Колорит картины.


Урок №8"Ярославская вотчина Салтыковых".
Выборочное изложение. Литературный сборник "Ярославль". Художественно - документальный очерк А. Прямкова.


Урок №9. "Жизнь и житие В.Ф. Войно – Ясенецкого"
Изложение. Художественный текст, рассказывающий о работе епископа и хирурга в Переславской больнице. Портрет Валентина Феликсовича. Собственная оценка услышанного. Журнал "Октябрь" за 1990 год №2.


Урок №10. "В краю Берендея".
Сжатое изложение. М. Горький, В. Серов. Ф. Шаляпин в гостях у К. Коровина в Переславском крае. Текст из книги "Константин Коровин вспоминает". Дать свою собственную оценку взаимоотношениям великих деятелей искусства. Художественный стиль.


9 КЛАСС
Уроки внеклассного чтения

Урок № 1. "О, Русская земля, ты уже за холмом!"
1. Борис Сударушкин "Уединённый памятник". Повесть - расследование об истории находки и гибели списка "Слово о полку Игореве".
2. Владимир Медведев "Автор "Слова..." Кто же он? Журнал "Русь" 1992 год № 4.
3. Константин Воротной "Где родилось "Слово о полку Игореве"?" Журнал "Русь" 1995 год №4


Урок №2. "Познанья роковая чаша".
Лирика Каролины Павловой. "Думы". "Мое святое ремесло", "Мы странно сошлись", "Везде и всегда", "Москва", стихи "утинского" цикли и др. Противоборство мечты и реальности в стихах Павловой, былых воспоминаний и нынешних разочарований. Приоритет ума над чувствами. К. Павлова - типичный представитель последекабрьского поколения поэтов.


Урок №3. Л.Н. Трефолев "Историческая проза"
1."Ярославль при императрице Елизавете Петровне". Общая характеристика Ярославля. Население, низкий уровень жизни. Жалкое состояние образования. Деспотизм чиновников. Писатели - ярославцы: В.И. Майков, князь Михаил Щербатов. Ф.Г. Волков - основатель русского театра.
2."А.П. Мельгунов". Личность и деятельность ярославского наместника А.П. Мельгунова.


Урок №4. Поэты некрасовского направления
1. "Я в мире промелькну падучею звездой..." Лирика Ю.В. Жадовской. Тема трагической любви - основная в ее лирике. Гражданские мотивы. Нежность и музыкальность стихов Жадовской.
2. "Не я пою - народ поет, " Поэзия Л. Н. Трефолева. Главная тема стихов - жизнь самых разных слоев трудового народа.
Образ спившегося чиновника ("Шут"), опустившегося титулярного советника ("Онуфрий Ильич"), умирающей швеи ("Красные руки"). "На бедного Макара и шишки валятся" - печальна быль о бедном крестьянине.
"Песня о камаринском мужике", "Дубинушка" - протест против социальной неспра-ведливости. Преобладание в поэзии эпического элемента над лирическим, разговорных, фольклорных интонаций. Разносторонний стих. Значение поэзии Трефолева.
3. "Не проси от меня светлых песен любви". Лирика И.3. Сурикова. Основная тема - жизнь городской и деревенской бедноты. Картины природы. Музыкальность стиха. Вера в лучшую жизнь. Высокая художественность стихов.


Урок №5. "Неизвестный Некрасов"
Работы В.В. Рымашевского. Слово о Рымашевском.
1. "Храм божий на горе мелькнул..." Журнал "Русь" №1 за 1992 год.
2. "Продолжение родословной". Журнал "Русь" №2 за 1995 год.
3. "Загадочная семерка". Журнал "Русь" №1 за 1996 год. Интересные данные, найденные ярославским поэтом, о нашем знаменитом земляке. Новые сведения о предках и потомках Н.А. Некрасова.


Урок № 6. "Слушайте, дальние наши потомки…" Поэзия А.А. Суркова.
"Мэтр поэзии'''. Поэт трудной эпохи. Сборник "Запев", "Солдатское сердце", "После войны". Многоплановость стихов Суркова. Драматизм зимней кампании 1939 - 40 годов, лицо солдата, взятое "крупным планом" в 1941 г. Мирная жизнь. Художественность стихов.


Урок № 7. "Пою о женском мужестве России". Стихи А.И. Смирнова.
Слово о Смирнове, поэте - фронтовике. Деревня, родная природа, суровые дни войны, образы близких людей, проблемы современности - основные темы поэта - ярославца. Бережное отношение к слову. Ярославская лексика.


Урок № 8. "На запад вели все дороги в смертельную бурю войны".
1. А. Малышев "Тень войны". Рассказ. Образ бывшего командира партизанского отряда, которому "война душу выжгла''.
2. А. Кочкин "Не вернулся..." Рассказ. Гибель 18-летнего Петра Ивановича Королева - Пети. Размышление о его судьбе, если бы он остался жив. Журнал "Русь" №2 за 1995 год.
3. К. Брендючков "Клятва над Эттерсбергом". Повесть об узниках Бухенвальда, о борьбе за свободу, написанная в приключенческом жанре. Это последнее произведение старейшего писателя.


Урок №9. "Самое задушевное". Дмитрий-Горбунов. Стихи.
Слово о тутаевском поэте, драматурге Д.М. Горбунове. Родная деревня Киселюха, быт крестьян, труд односельчан, северная природа, современная поэту жизнь с ее проблемами - темы стихов Горбунова. Яролавская лексика. Простота, задушевность стихов Горбунова.


Урок №10. "Стоит жить, когда и жить не стоит". Н.М. Якушев.
Лирика. Дневники. Слово о Якушеве, человеке трудной судьбы, дважды репрессированном. "Ода подлецам", "Стихи о жестокости", "Воспоминания о детстве", "Прощание с летом", "Березка" и др.
Размышление о нелегкой жизни. Печали и радости, взлеты и разочарования. Обостренная совесть. Романтический настрой, задушевность, яркая образность стихов.
Дневники. Воспоминания, размышления, заметки, выписки: Вера в человека.


Уроки развития речи по литературе

Урок №1. "И опять мне молога приснилась".
Составление сценария видеофильма "Ярославский град Китеж".
Литература:
1. С. Тачалов "Рукотворное море".
2. Ю. Нестеров "Молога - память и боль".
3. "Молога. История и судьба древней русской земли. " Составитель Алексеев Н. М.
4. Журнал "Русь" №1 за 1996 год. Статья "Русская Атлантида"


Урок №2. "Прогулки по городу".
Улицы Дворянская, Варваринская, Пробойная, Срубная. Прошлое и настоящее. Литературные этюды.


Урок №3. "Ярославская золушка".
Составление литературного портрета П.И. Ковалевой - Жемчуговой – Шереметьевой.
Литература:
1. Б. Маринчик "Недопетая песня".
2. Ю. Беляков "Ярославская Золушка".
3. Портрет П.И. Жемчуговой кисти Н. Аргунова.


Урок №4. Доклад. "Ярославль - родина провинциальной журналистики".
Литература:
1. Е.А. Ермолин, А.А. Севастьянова "Воспламененные к Отечеству любовью".
2. Л.Н. Трефолев "Первый русский провинциальный журнал "Уединённый пошехонец".
3. Девяткина А. В. "Первый русский провинциальный журнал".
4. Дементьева В. В. "Из истории возникновения "Ярославских губернских ведомостей". "Сов. архивы" №6 1981 год.


Урок №5. Ярославль. Что читать о городе.
Краеведческая литература.
1. Журнал "Ярославская старина" (изд. ГАЯО).
2. "Русь". Литературно-исторический журнал.
3. Ярославский альманах (ежегодное издание).
4. "Памятники Отечества". (Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры).
5. "Родина". Исторический журнал.
6. Газеты "Северный край", "Золотое кольцо", "Ярославская неделя", "Городские новости". Обзор краеведческих изданий.


Урок №6. "Тема Родины в поэзии ярославцев"
Сочинение по творчеству одного или нескольких поэтов.


Урок №7. Экскурсия "Литературный Ярославль".
1. Подбор материалов, логических переходов от одной подтемы к другой по заданному маршруту.
2. Составление викторины "Литературный Ярославль".
3. Составление кроссворда "Литературный Ярославль ".


Урок № 8. "У нас в году два праздника: Семик да Троица..."
Праздник "девичьего" праздника Троицы (на 50-й день после Пасхи). Троица и древнеславянский праздник Семик, Хороводы. Яичница - главное блюдо. Березка на Троицу. "Горелки". Соломенные куклы. Трапеза.


Урок № 9. Сочинение-рассказ "Некрасовские места города Ярославля".
1. Гимназия, где поэт провел 5 лет.
2. Здание театра. (Некрасов-драматург).
3. Набережная Волги.
4. Гостиницы купцов Чепахина и Пастухова.


Урок №10. Война в произведениях ярославских писателей и поэтов.
Сочинение по творчеству нескольких поэтов - фронтовиков (Савинов Е., Горбунов Д., Якушев Н., Смирнов И. и др.) или нескольких писателей (Рымашевский В., Брендючков К., Коноплин А. и др.)


Уроки развития речи по русскому языку

Урок № 1. "За что я люблю свой город". Сочинение - рассуждение.


Урок № 2. Портреты ярославского художника Н.Д. Мыльникова.
(Портрет мальчика, парные портреты купцов Астаховых, Соболевых). Законченность характеристик. Единство формы и содержания. Привлекательность женских образов.


Урок № 3. Сочинение "Архитектор П.Я. Паньков".
Изложение публицистического стиля с элементом сочинения по статье из газеты "Ярославская неделя" с использованием видеозаписи.


Урок № 4. "Из истории народного декоративно - прикладного искусства".
Изложение. Научно - художественный стиль. Резьба по дереву. (Изображение берегини, коня, птицы - сирина и льва.) Кузнечное ремесло. (Ярославские сундуки, замки, кресты.)


Урок № 5. "На Выставке перед картинами Н.П. Флоринского". (Г.А. Дарьина).
Сочинение. Способность художников улавливать переменчивые состояния природы. Пейзажи - портреты какого-либо места. Композиционная завершенность жанровых работ (Дарьин) и натюрмортов (Флоринский).


Урок № 6. "Ярославский расторопный мужик". Очерк.
Материалы:
1. Д. Гранин "Точка опоры". Очерк "Братья Елисевы".
2. "Телушкин, позолотивший шпиль Адмиралтейства" (Газета "Северный рабочий).
3. Братья Шенк. Рыбинские купцы, основавшие Голливуд.


Урок №7. "По страницам угличского летописца".
Изложение. Судьба ссыльного колокола. Эпоха Бориса Годунова.


Урок №8. Рецензия на рассказ.
1. А. Малышев "Тень войны".
2.А. Кочкин "Не вернулся".
Или поэтический сборник.
1. И.Е. Баринова "Птицы любви".
2. Е.П. Гусев "Утоли мои печали... " (храм в Саратове)


Урок № 9. Тезисы к докладу.
Темы:
1. "Академик из крепостных". Скульптор А.М. Опекушин. Жизнь. Творчество.
Литература:
1. И.М. Суслов "А.М. Опекушин", Жизнь и творчество
2. Ольга Давыдова "Академик из крепостных".
2. "Ярославский соловей". Певец Л.В. Собинов. Творческая судьба.
Литература:
Сборник "Воспоминания о Собинове".


Урок № 10. Конспект статьи из книги А.В. Астафьева, Н.А. Астафьевой
"Писатели ярославского края", (гл., посвященные К.Д. Ушинскому, С.Я. Дерунову, братьям Золотаревым, С.Н. Кошкарову, С. Заревой).



Начало   Возврат   Дистанционная поддержка   
Комментарии и предложения можно присылать по адресу rcnit@iro.yar.ru