Изложение. 9 класс. 1998 год
  Вариант 14. (для классов коррекции)

        Это было сразу после войны. Лето выдалось на Кубани жаркое, но не сухое. Сочные травы вымахали чуть ли не по пояс. Станичники, кто с косами, кто с серпами, с утра уходили на сенокос. Пока старшие занимались делами, я ходил по округе. Нередко мне попадались затянутые временем окопы, воронки от разорвавшихся снарядов, россыпи гильз.
        Однажды, когда я продирался сквозь заросли черемухи, боярышника, облепихи, еле заметная тропинка вывела меня на поляну, заросшую разнотравьем. Но что это? Над зеленым ковром покачивались на ветру махровые фиолетово-синие гладиолусы. Ровными рядами возвышались они над скромными полевыми цветами.
        Откуда здесь, среди леса, возникло это садовое чудо, украшение хрустальных ваз? Может быть, тут когда-то стояла усадьба, снесенная военным шквалом?
        Вдруг кто-то кашлянул. В тени на бугорке сидел пожилой мужчина. На нем была выгоревшая гимнастерка, такие же солдатские брюки-галифе, через плечо ремень.
         Я подошел, поздоровался. Показывая на гладиолусы, спросил о цветах.
        - Сам сажал. В сорок третьем. После боев здесь стояли. На отдыхе. Как раз на этом месте были разбиты наши палатки, - сказал мужчина. - А ты, хлопец, чей будешь?
        Я ответил.
        - Гостишь, значит... А гладиолусы и впрямь хороши. По весне их около хаты высажу. Видел на краю станицы высокую шелковицу? Так это моя. Заходи. С сыном познакомлю. ...
        Недавно я побывал в тех краях. Еще на автобусе заметил на околице высокую шелковицу. Она! Но рядом стояла не прежняя белая мазанка под соломою, а красного кирпича дом. До и вся станица сильно изменилась.          Зашел я в дом. Спросил хозяина.
       - Схоронили запрошлым летом, - ответила старушка. - Жена я ему. Сын на ферме. Посидите чуток.
        Пообещав вернуться, пошел в лес: "Интересно, живы ли гладиолусы?"
        Вот, кажется и то место. Да, точно оно. Раздвигаю ветки густых кустов, сердце учащенно забилось. На поляне, среди травы, стоят фиолетово-синие гладиолусы необыкновенной красоты. Живы! Вот оно как: солдат умер, а цветы, посаженные им, живут.

(По Ю. Медведеву). 346 слов.

Задания:

  1.  Подберите заговолок, отражающий основную мысль текста.
  2.  Напишите изложение, близкое к тексту: постарайтесь передать основную мысль высказывания, сохранить композицию и типологическую структуру текста, стиль речи, использовать характерные для стиля и замысла автора языковые средства.

на предыдущую страницу