Обучающая функция тестов в процессе преподавания
литературы в школе

Доссэ Т.Г.,
доцент кафедры теории и методики
преподавания гуманитарных дисциплин ЯрОИПК ,
методист высшей категории

        Проблема контроля за уровнем знаний, умений и навыков учащихся – вечная проблема образования, и в разные времена предлагалось решать ее по-разному, преобладали то одни формы контроля, то другие, создавались контролирующие системы. Современный учебный процесс не мыслится без системы тестового контроля, которая уже в течение десятилетий осуществляется в западной системе образования, а последние несколько лет все шире применяется у нас в России. Результатом работы в этом направлении явилось создание государственной системы тестирования по ряду предметов школьного цикла.
        Да, безусловно, использование тестов позволяет сэкономить массу времени, проверить широкий спектр знаний учащихся по предмету, уровень сформированности некоторых навыков и умений. Но всегда ли оправдывает себя данная форма контроля? Стоит ли одинаково широко применять ее при выявлении уровня образования учащихся в курсе всех школьных предметов?
        Математика, физика, химия и другие науки, требующие точного знания законов развития мира, конкретных научных формулировок, определенных формул и правил (в том числе в большой степени и русский язык) хорошо укладываются в систему тестового контроля. А как быть с таким предметом, как литература?
        В государственном стандарте литературного образования (речь идет о проекте “Российский образовательный стандарт” под руководством действительного члена РАО, проф. В.С. Леднева, победившем во Всероссийском конкурсе подобных программ) отмечается, что специфика данной учебной дисциплины определяется сущностью литературы как вида искусства. Искусство же логикой, как известно, не измеряется. Цель литературного образования предполагает освоение художественных ценностей, формирование представлений о литературе как социокультурном феномене, развитие эмоциональной культуры личности и специальных художественно-творческих способностей (творческого, воссоздающего, образного и ассоциативного мышления, способности к эстетическому наслаждению искусством), воспитание эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости и рефлексии при восприятии художественного произведения. Вряд ли система тестового контроля способна показать, насколько достигнута эта цель, так как прежде всего направлена на контролирование знаний репродуктивного порядка. А в основе процесса постижения произведения искусства лежит художественная творческая деятельность. Литературное произведение не может быть воспринято всеми одинаково, как воспринимается физическая формула, у каждого читателя свой путь к пониманию художественной идеи и в итоге – рождение своей интерпретации.
        Однако это не означает, что использование тестов в процессе преподавания литературы невозможно. С помощью тестов с успехом проверяется понимание темы произведения, знание текста, истории и теории литературы, умение находить и отличать художественные средства и приемы, то есть тесты позволяют осуществлять фронтальный контроль за “кругом чтения” и уровнем “знаний о литературе” (по определению стандарта литературного образования). Таков ряд заданий в тестах по литературе для 5 класса. (на основе программы под ред. Т.Ф. Курдюмовой), составленных доцентом МЗПИ М.Б. Ладыгиным еще в 1993 году. При изучении новеллы В.И.Белова “Скворцы” предлагаются следующие задания, выявляющие понимание темы произведения и знание  текста:

  1. Новелла рассказывает: а) о болезни Павлуни; б) о нерадивости отца Павлуни; в) о добром сердце и любви к природе мальчика.
  2. Скворечник упал потому, что: а) отец не прибил его; б) был очень сильный ветер и он сломал жердь; в) отец закрепил нижний конец жерди в ледяной лунке, а когда лед растаял, жердь опрокинулась.

В тестах по стихотворению М.Ю. Лермонтова “Бородино” предлагаются задания, определяющие знания по теории литературы, умение отличать жанр произведения и художественные средства:

1. По жанру это произведение является: а) исторической песней; б) балладой; в) стихотворным рассказом.
3. При описании сражения поэт использует: а) звукопись и гиперболы; б) олицетворения и символы; в) постоянные эпитеты и антитезы.
10. Строфы стихотворения являются: а) катренами; б)септимами; в) октавами.
        Последнее задание, безусловно, предназначено учащимся гуманитарных классов, учащимся образовательных школ лучше предложить определить размер стиха или вид рифмовки.
        В учебно-методическом пособии Коршуновой Н.Н., Липиной Е.Ю. Тесты. Литература. – 5-8 классов. – М.:Дрофа,1997 большинство заданий   направлено на проверку вышеуказанных знаний и умений, например: в тесте для 5 класса по теме “Библия” из 10 заданий подобных – 5, в тесте по сказке Х.К. Андерсена “Соловей” из 8 заданий – 7; в тесте для 6 класса по теме “ Мифы народов мира” из 10 заданий –7 и т.д.
        Подобный вывод позволяет сделать и анализ пособия Михайловой И.М.Тесты. Литература. – 9-11 классов. – М.: Дрофа, 1997.
        Тест 7 по теме “И.С. Тургенев” содержит 23 задания, из них 16 заданий ( 70% ) носят воспроизводящий характер: выявляют знание творческого пути Тургенева, его высказываний, текста романа “Отцы и дети”, истории и теории литературы.
Например:
Задание 1.
И.С. Тургенев написал: 1. “Записки врача”. 2. “Записки на манжетах”.3. “Записки охотника”. 4. “Записки из “Мертвого дома”.
Задание 4.
Кому адресовано посвящение романа “Отцы и дети”: 1. А.И. Герцену. 2. В.Г. Белинскому. 3.Н.Н. Некрасову. 4. Другому лицу.
Задание 10:
Кому из героев романа принадлежат слова …
Задание 11.
Типизация – это: …
Задание 12.
Критическую статью “Базаров” написал …
Задание 14.
На какие круги русского общества возлагает надежды Базаров ….
Далее (как в заданиях 1,4) даются варианты ответов для выбора.
        Таким образом, даже беглый анализ тестовых заданий еще раз подтверждает: в основном они контролируют формальные знания, что может привести к простому заучиванию (именно от этого предостерегает А.Г.Кутузов в своем методическом пособии для 5 класса “ Как войти в мир литературы”), и мало способствуют развитию эмоциональной сферы, художественно-творческих способностей и читательских навыков учащихся.
        Кроме того, при выполнении таких тестов достаточно высок процент “случайного угадывания” и списывания.
        И все же работа школьников с тестами может помочь в изучении литературы как вида искусства, формировании у учащихся умения анализировать текст в единстве содержания и формы, развитии воссоздающего, образного и ассоциативного мышления, если на первый план выдвигать не контролирующую функцию тестирования, а обучающую.
        Для этого необходимо, чтобы в тестах преобладали задания не репродуктивного, а продуктивного уровня, которые позволяют учащимся задуматься над характером и поступками героев, над ролью эпизода, образа, художественного средства или приема в тексте, над авторской позицией. Это задания типа:
- рассказ начинается с пейзажа для того, чтобы …;
- автор вводит сон в композицию рассказа, чтобы …;
- герой совершил … потому, что …;
                            (для того, чтобы …)
- образ … выступает в произведении как …;
- автор использует …, чтобы …;
- мир в произведении изображен глазами …;
- автор относится к герою (событиям, проблеме)…

        В системе тестирования М.Б. Ладыгина подобные задания развивающего характера значительно преобладают над воспроизводящими. В них реализуется не только контрольная, но и обучающая функция: задания фиксируют внимание учащихся на средствах и приемах создания художественной реальности, их роли в произведении, а значит, учат эстетическому прочтению текста, основам литературоведческого анализа, то есть формируют читательские качества. Так, при изучении стихотворения “Бородино” все 10 заданий по теме требуют не только знания текста, но и его осмысления, из 8 заданий к новелле “Скворцы” таких –7, из 10 заданий к повести Н.В. Гоголя “Майская ночь или утопленница” – 9, в то время как в пособии Н.Н. Коршуновой и Е.Ю. Липиной для 5-8 классов, например, в тесте к теме “А.С. Пушкин “Руслан и Людмила” из 17 заданий только 3 направлены на анализ текста, остальные выявляют знание сюжета поэмы, в теме “Библия” подобных заданий 5 из 10, а в теме “Х.К. Андерсен “Соловей” – 2 из 10.
        Но следует отметить, что и тестах развивающего характера, количество возможных вариантов ответов всего 3 – 4, у учащихся практически ограничена свобода выбора, а значит, свобода выражения собственного мнения. Это является препятствием для достижения главной цели литературного образования: сформировать у каждого читателя - школьника свое, неповторимое видение героя и авторской позиции, понимание знаковой системы, создающей условную реальность в искусстве и художественной идеи произведения в целом. Также, выбирая готовые ответы, ребята лишены того, что крайне необходимо для осмысления литературного произведения и его адекватной оценки, - возможности доказать правильность своего выбора и убедить в этом других, а часто и самих себя; нарушается в ходе этой работы и полнота восприятия произведения, “волшебство” литературы уходит. Учитывая указанные недостатки, предлагаем задания типа “выбери нужный ответ” сочетать с вопросами и заданиями творческого, исследовательского характера: “почему?, зачем?, обоснуй …, докажи …, объясни …” и т. п. Контрольно-обучающие задания такого смешанного характера лучше всего использовать по ходу изучения произведения на целом ряде уроков. Тем более, что тесты М.Б. Ладыгина фактически представляют собой план анализа произведений с учетом их жанровой специфики, чем оказывают большую практическую помощь учителю литературы.

Тестовые и дополнительные задания.

Что проверяем, чему обучаем.

 И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак”. 

 
1.Содержание этой басни:                                     
а) сказочно;
б) аллегорично;
в) правдоподобно.
Знание и понимание особенностей басни
 
2. Мораль басни содержится:
а) в первых трех строках;
б) в последней строке;
в) в предпоследней строке.
Знание особенностей басни и понимание идеи
3.Автор басни стремится показать:
а) различия между животными;
б) нежелание трудиться;
в) необходимость единства при выполнении общего дела.
Понимание авторской, позиции, умение ее выявить
4.Мораль басни подтверждается тем, что:
а) "воз и ныне там";
б) животные взялись за непосильное для
них дело;
в) животные потянули воз в разные стороны.
Понимание того, как выражается идея.
5.Мораль в басне это:
а) ее краткое содержание;
б) нравоучительный вывод из рассказанного;
в) объяснение происходящего в басне.
Знание теории литературы, понятие “мораль басни”.
6.Задача басни:
а) объяснить на доступном примере сложную проблему;
б) преподать нравственный урок;
в) изложить житейскую мудрость.
Понимание целенаправленности басни.

Н. В. Гоголь “Майская ночь или утопленница”.

 
1."Майская ночь" по жанру является:
а) сказкой;
б) легендой;
в) новеллой.

Дополнительное задание. Обоснуй свой выбор.

Знание жанровых признаков, умение определять жанр.
2.Главным героем "Майской ночи" является:
а) Левко;
б) Голова;
в) панночка-русалка.
Знание текста, понимание системы образов.
 
3.Описание украинской ночи дается в произведении, чтобы:
а) объяснить название;
б) показать красоту мира, в котором живет человек;
в) объяснить, как парубкам удалось обмануть Голову.

Дополнительное задание. Если хочешь, напиши свой вариант ответа.

Понимание роли пейзажа, умение ее определить.
 
4.Встреча с русалкой-панночкой:
а) приснилась Левку;
б) произошла на самом деле;
в) была придумана Левком
 
Дополнительное задание.

Почему ты так думаешь?

 

Понимание сочетания фантастического и реалистического в художественном произведении, умение их отличать.

 
5.В основе "Майской ночи" лежит:
а) фантастика (сказочность);
б) жизнеподобие (реальность);
в) сочетание фантастики и жизнеподобия.

Дополнительное задание. Докажи свою позицию.

Та же проблема вымысла и реальности в художественном произведении.

6. Действие "Майской ночи" происходит:
а) в глубоком прошлом;
б) в XVIII веке;
в) в XIX веке.

Дополнительное задание. Обоснуй свой выбор текстом.

Умение ориентироваться в эпохе.
 
7. Песни Левка включаются в повествование, чтобы:
а) полнее раскрыть характер парубка;
б) внести дополнительные сведения в
развитие событий;
в) объяснить происходящие события.
 

Дополнительное задание. Если хочешь, Напиши свой вариант ответа.

 

Понимание роли эпизода, умение выявлять главное.

 
8.Образ Каленника вводится для того, чтобы:
а) придать рассказу занимательность;
б) дать характеристику Голове;
в) объяснить происходящие события.
Понимание системы образов, роль данного образа в произведении.
9.* "Майская ночь" написана:
а) для развлечения читателей,
б) для прославления человеческой смелости;
в) для знакомства с украинским бытом.

Дополнительное задание. Дай свой вариант ответа.

Выявление авторской цели.
 
10."Шутки" парубков - это:
а) шалости невоспитанных юношей;
б) безобидная игра;
в) один из способов борьбы за справедливость.

*Примечание: На наш взгляд данное задание является некорректным, т.к. замысел Н. В. Гоголя гораздо шире. Использовать задание не рекомендуется.

Осмысление и оценка поступков героев.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ "БОРОДИНО".

1. По жанру это произведение является:
а) исторической песней; .
б) балладой;
в) стихотворным рассказом

Дополнительное задание. Объясни свой выбор.

Знание жанровых признаков, умение определить жанр
2. Стихотворение:
а) описывает воинские подвиги;
б) противопоставляет старое поколение молодому;
в) воспевает любовь русских людей к Отчизне.
Понимание идеи произведения , умение ее выявлять
 
3. При описании сражения поэт использует:
а) звукопись и гиперболы;
б) олицетворения и символы;
в) постоянные эпитеты и антитезы.

Дополнительное задание. Почему автор использует именно эти художественные средства?

Знание художественных средств, умение их отличать и  понимать их назначение
4. Стихотворение начинается с вопроса молодого солдата, чтобы:
а) противопоставить старое поколение новому;
б) напомнить о забытом событии;
в) показать связь поколений и гордость за славу предков
Осмысление роли эпизода, выявление авторской позиции.
5. Москва в стихотворении выступает:
а) как символ России;
б) как город, который солдаты обещали защищать;
в) как столица государства.
Понимание символической роли образа в стихотворении, умение осмыслить образ
6. Отношение солдат и командиров к предстоящему сражению:
а) одинаково;
б) различно;
в) не описано.

Дополнительное задание.Как выражено это отношение в стихотворении?

Умение определять позицию героев.
7. В стихотворении слышатся:
а) два "голоса";
б) три "голоса";
в) много "голосов".

Дополнительное задание. Почему автор использует этот прием?

 

Понимание приема “многоголосия”.

8. В последних словах старого солдата звучит:
а) досада;
б) упрек;
в) чувство вины.

Дополнительное задание. Докажи текстом, что твой выбор верен.

Выявление позиции героя.
9. В строках: “ Сквозь дым летучий французы двинулись, как тучи” автор использует:
а) метафору;
б) сравнение;
в) гиперболу.

Дополнительное задание. Почему именно это художественное средство использует автор?

Знание художественных средств, умение их распознавать.

        Небольшие творческо-аналитические задания, как нам кажется, позволяют сохранить целостность художественного произведения, полноту и личностность восприятия, развивать творческие способности и исследовательские умения учащихся, их воображение и речь, формировать эмоциональную и эстетическую культуру. Очень важным, на наш взгляд, является решение литературной задачи по выявлению смысла названия произведения, к сожалению, ни в одном из проанализированных тестов всех четырех авторов такое задание учащимся не предлагается.
        Большинство тестов, позволяющих обучать анализу литературного произведения, принадлежат к закрытому типу (выбери правильный ответ). Тесты открытого типа ( допиши, закончи фразу), где учащиеся дополняют не более двух слов, обычно используются при контроле за знанием терминов:

1. Употребление слов в переносном значении для создания яркого художественного образа называется …                                                         (Метафорой)
2. Яркое, красочное определение для создания единого художественного образа – это…                                                                                      (Эпитет)
Интересны тесты на соответствие:
- установи, кому принадлежат слова …,
- чей это портрет,
- из какого произведения данный пейзаж, интерьер … и т.п.
  1. Установи соответствие термина и понятия:

    1. Эпитет.                                                        а. Противопоставление.

    2. Антитеза                                                     б. Преувеличение.

    3. Гипербола                                                  в. Красочное определение.

    1 ;                      2 ;                     3 .

  1. Определи, кому из героев романа принадлежат высказывания:
    1. “Возлюби прежде всего себя, ибо все на личном интересе основано”.
    2. “Надо жить весело”.
    3. “ Это человек – то вошь!”

(Свидригайлов; Лужин; Соня.)

Тесты на установление последовательности применимы при работе над сюжетом и композицией произведения, над явлениями литературного процесса и фактами.

1.Восстанови хронологическую последовательность событий романа “Герой нашего времени”:
- “Бэла”.
- “Максим Максимыч”.
- “Тамань”.
- “Княжна Мэри”.
- “Фаталист”.

2. Установи последовательность смены литературных направлений:

- реализм;
- классицизм;
- сентиментализм;
- модернизм;
- реализм.

Подобные задания на установление соответствия и последовательности часто предлагаются в пособии И.М. Михайловой “Тесты. Литература” для 9-11 класса и являются в основном заданиями воспроизводящего уровня, хотя при комплексной организации теста им можно придать аналитический характер.

Проанализируй композицию романа …
и восстанови хронологическую последовательность событий:
“Бэла”.
“Максим Максимыч” и т.д.

        В этом случае выполнение тестового задания станет результатом самостоятельной   исследовательской работы.
        Итак, тесты репродуктивного уровня (выявление знания сюжета, имен героев, творческого пути и биографии писателя, литературоведческих терминов и понятий, истории литературного процесса и т.п.) применяются для осуществления контроля за кругом чтения и знаниями по истории и теории литературы. Тесты развивающего характера (продуктивного уровня) должны прежде всего выполнять обучающую функцию, т.е. формировать читательские навыки и умения: умение видеть значимость слова, образа; умение оценивать поступки героя, следить за развитием его характера; умение определять роль эпизода, художественного средства, приема или детали в тексте, умение выявлять авторскую позицию, рассуждать, делать выводы и адекватно оценивать произведение – и одновременно осуществлять систематический текущий контроль за уровнем литературного развития учащихся, чему способствует использование комплексных заданий.
        Таким образом, при употреблении тестов в процессе преподавания предмета следует, учитывая специфику литературы как вида искусства, типологию и назначение каждого теста, расширить их обучающую функцию и возможности использования для решения основных задач литературного образования: научить ребенка постижению искусства слова в процессе читательской художественной деятельности, сформировать его эмоциональную культуру, эстетический вкус и нравственные устои, а значит, привить любовь к чтению прекрасных книг.
        В какой степени мы, педагоги, решаем данные задачи, покажет итоговый контроль, основной формой которого, на наш взгляд, должна остаться самостоятельная работа творческого характера, позволяющая определить уровень восприятия художественного произведения и сформированности школьника как читателя: решение литературной задачи, ответ на проблемный вопрос, анализ самостоятельно прочитанного или незнакомого произведения, отзыв, рецензия, эссе и т.п., - а тестирование может явиться ее составной частью (в том числе и на экзамене ).

Примечание : В статье использован ряд тестов, составленных М.Б. Ладыгиным ( Тесты и контрольные задания для 5 класса по программе "Литература" под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Пардус, 1993.), Н.Н. Коршуновой и Е.Ю. Липиной (Литература. Тесты. 5-8 кл. - М.:Дрофа, 1997.), И.М. Михайловой (Литература. Тесты. 5-11 кл. -М.: Дрофа, 1997.)


Начало   Возврат   Дистанционная поддержка   
Комментарии и предложения можно присылать по адресу rcnit@iro.yar.ru