Институт повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования
Кафедра теории и методики преподавания гуманитарных дисциплин в средней школе

Холодяков И.В.
Вариант итоговой контрольной работы
Литература, 5 класс
.
1998 г.
Для практического использования на уроках литературы

Сопроводительная записка

Чистое время проведения - 1 урок
Цели проведения работы:
1. Выявление уровня развития творческого воображения ученика, оригинальности и гибкости мышления.
2. Определение сформированности речевых навыков (правильность, выразительность, богатство речи, соблюдение стилистических особенностей и норм, присущих сказке)
3. Выявление умений создавать текст, соответствующий жанрово-стилевым особенностям сказки (наличие вымысла, сказочная обстановка, фантастические ситуации и герои; композиционное своеобразие, присущее сказке: повторы, характерная концовка, гиперболизация и т.п.) и языковых особенностей сказки (на лексическом уровне - постоянные эпитеты, разговорная речь, эмоционально окрашенные слова; на морфологическом уровне - краткие прилагательные, уменьшительно-ласкательные суффиксы и т.п.; на синтаксическом уровне - неполные предложения, диалоги, обратный порядок слов ...)
4. Выявление реализации в тексте нравственных категорий, присущих сказке (победа добра над злом, торжество справедливости).
5. Определение сформированности таких текстовых категорий, как полнота, глубина раскрытия темы и главной мысли, структурно-композиционная завершенность, последовательность, логичность.
Содержание работы
Ученикам зачитывается начало сказки (см. ниже), затем классу предлагается написать продолжение, чтобы получилось законченное произведение.
Перед написанием учитель должен нацелить учащихся на то, чтобы в результате их творческой деятельности возникла именно сказка, которая имеет свои характерные языковые, стилевые, композиционные особенности.
Проверка и описание работы
При проверке одна оценка выставляется за грамотность в соответствии с требованиями для учащихся 5-го класса.
Вторая оценка выставляется за содержание, при этом учитывается, насколько работа соответствует следующим критериям:
1. Оригинальность замысла и его реализации.
2. Правильность речи.
3. Соблюдение жанрово-стилевых особенностей сказки.
4. Передача языковых особенностей сказки.
5. Соответствие традиционным нравственным ценностям.
По каждому критерию работа оценивается в рамках от 0 до 2 баллов (0 - критерий не проявляется, 1 - присутствует, 2 - ярко выражен). В целом работа может быть максимально оценена 10 баллами.
Шкала оценок:
9-10 баллов - оценка 5
6-8 баллов - оценка 4
3-5 баллов - оценка 3
0-2 балла - оценка 2

ЛИСТ ОТВЕТА

Район____________________________________________

Школа № _____ Класс ________

Фамилия, имя ________________________________________________________________

Текст

Жил да был в дальней деревне крестьянин, и всю жизнь он без коня маялся, и так-то уж ему плохо приходилось! Поле пахать - он с лопатой возиться, дрова готовить на зиму - он на плечах бревна тащит, сено корове возить - он все на себе. И начал он деньги копить, да не на простого конька, а на такого, чтобы и силен был, и красив, и вынослив. Всю жизнь копил, а помирать стал - сыну своему завещал мечту исполнить. Но и тому не посчастливилось, тогда он своему сыну мечту передал.

Вот однажды ...________________________________________________

и т.д.


Начало   Возврат   Дистанционная поддержка   
Комментарии и предложения можно присылать по адресу rcnit@iro.yar.ru