Институт повышения квалификации
педагогических и руководящих работников
образования Кафедра теории и методики преподавания
гуманитарных дисциплин в средней школе
Холодяков
И.В.
Вариант итоговой контрольной работы
Литература, 5 класс. 1998 г. Для
практического использования на уроках
литературы
Сопроводительная
записка
Чистое время проведения - 1 урок
Цели проведения работы:
1. Выявление уровня развития творческого
воображения ученика, оригинальности и гибкости
мышления.
2. Определение сформированности речевых навыков
(правильность, выразительность, богатство речи,
соблюдение стилистических особенностей и норм,
присущих сказке)
3. Выявление умений создавать текст,
соответствующий жанрово-стилевым особенностям
сказки (наличие вымысла, сказочная обстановка,
фантастические ситуации и герои; композиционное
своеобразие, присущее сказке: повторы,
характерная концовка, гиперболизация и т.п.) и
языковых особенностей сказки (на лексическом
уровне - постоянные эпитеты, разговорная речь,
эмоционально окрашенные слова; на
морфологическом уровне - краткие прилагательные,
уменьшительно-ласкательные суффиксы и т.п.; на
синтаксическом уровне - неполные предложения,
диалоги, обратный порядок слов ...)
4. Выявление реализации в тексте нравственных
категорий, присущих сказке (победа добра над
злом, торжество справедливости).
5. Определение сформированности
таких текстовых категорий, как полнота, глубина
раскрытия темы и главной мысли,
структурно-композиционная завершенность,
последовательность, логичность.
Содержание работы
Ученикам зачитывается начало сказки (см. ниже),
затем классу предлагается написать продолжение,
чтобы получилось законченное произведение.
Перед написанием учитель должен
нацелить учащихся на то, чтобы в результате их
творческой деятельности возникла именно сказка,
которая имеет свои характерные языковые,
стилевые, композиционные особенности.
Проверка и описание работы
При проверке одна оценка выставляется за
грамотность в соответствии с требованиями для
учащихся 5-го класса.
Вторая оценка выставляется за содержание, при
этом учитывается, насколько работа
соответствует следующим критериям:
1. Оригинальность замысла и его реализации.
2. Правильность речи.
3. Соблюдение жанрово-стилевых особенностей
сказки.
По каждому критерию работа
оценивается в рамках от 0 до 2 баллов (0 - критерий
не проявляется, 1 - присутствует, 2 - ярко выражен).
В целом работа может быть максимально оценена 10
баллами.
Шкала оценок:
9-10 баллов - оценка 5
6-8 баллов - оценка 4
3-5 баллов - оценка 3
0-2 балла - оценка 2
ЛИСТ ОТВЕТА
Район____________________________________________
Школа № _____ Класс ________
Фамилия, имя
________________________________________________________________
Текст
Жил да был в
дальней деревне крестьянин, и всю жизнь он без
коня маялся, и так-то уж ему плохо приходилось!
Поле пахать - он с лопатой возиться, дрова
готовить на зиму - он на плечах бревна тащит, сено
корове возить - он все на себе. И начал он деньги
копить, да не на простого конька, а на такого,
чтобы и силен был, и красив, и вынослив. Всю жизнь
копил, а помирать стал - сыну своему завещал мечту
исполнить. Но и тому не посчастливилось, тогда он
своему сыну мечту передал.
Вот однажды
...________________________________________________