На предыдущую страницу

5. ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ "СЕМЬЯ"

    Семья — первый устойчивый коллектив (группа) в жизни каждого человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания личности. Здесь ребенок приобретает умения и навыки в общении и человеческих взаимопониманиях, здесь закладывается нравственный облик и профессиональное самоопределение.
    Перед современной семьей стоит множество проблем, важнейшие из которых - увеличение числа проблемных семей и ослабление воспитательной функции семьи. Поэтому школа, педагогический коллектив должны оказать помощь семье в воспитании детей, исходя из чего возникает необходимость создания программы "Семья".
    Школьная программа разработана на основе мероприятий отдела образования администрации Заволжского района по реализации областной комплексной программы "Семья".
    Главными целями и задачами программы являются оказание помощи семье в воспитании детей, психолого- педагогическое просвещение семей, коррекция семейного воспитания, организация досуга семьи.
    Основными направлениями в работе педагогического коллектива с семьями учащихся определяются следующие:

изучение семей и условий семейного воспитания,
пропаганда психолого-педагогических знании,
активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям,
обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания.

    В работе с семьей педагоги руководствуются принципами:
    1. Объективный характер изучения семьи.
    2. Комплексный подход в изучении всех характеристик семьи.
    3. Выявление специфических особенностей семьи и использование их для усиления ее воспитательного потенциала.
    4. Анализ реальной ситуации.
    5. Двусторонний характер изучения семьи (родители, дети).
    6. Осуществление изучения воспитательной деятельности семьи с одновременным изучением личности ребенка, его воспитанности.
    7. Оптимистический подход к семье.
    8. Единство изучения с практической реализацией воспитательных возможностей семьи и общества.
    9. Установление неиспользованных резервов семейного воспитания.

5.1. ДИАГНОСТИКА СЕМЬИ

Цель: выявление воспитательных возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих
          наиболее положительное воздействие на ребенка и установление источников влияния на детей
          и возможных путей их преодоления.
Задачи:
   1. Изучение образа жизни семьи.
   2. Выявление особенностей ситуации семейного воспитания.
   3. Положение детей в системе внутрисемейных положений.
   4. Характеристика нравственного микроклимата семьи, ее традиций.
   5. Выявление взаимоотношений семьи и школы.
   6. Поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия школы, семьи и общества.
   7. Установление неиспользованных резервов семейного воспитания.

5.2. ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

    1. Лекторий "О вас и для вас, родители": роль семьи в формировании личности ребенка, семья глазами ребенка; психосексуальное развитие детей и подростков; проблемы здоровья наших детей; большие проблемы маленького ребенка; непослушный ребенок; проблемы общения родителей и детей; "дети и деньги"; Ваш беспокойный подросток; знают ли они нас?
    2. Цикл бесед по теме "Воспитание здоровых детей": основы рационального питания; чтобы зубы не болели; беречь глаза; алкоголь и подростки; курение и здоровье; резервы нашего организма; нравственно-половое воспитание; первая любовь; физиологические особенности организма женщины и мужчины; гигиена юноши, девушки; СПИД — медико-биологические и социальные аспекты болезни; критические ситуации, сексуальное насилие и принуждение; уметь властвовать собой (или беседы о здоровой и больной личности); экология и здоровье ребенка.
    3. Деловые игры: эстафета семейного воспитания; архитектура семьи; заповеди" семейного воспитания.
    4. Круглые столы: "трудные дети и трудные взрослые"; "отцы и дети в меняющемся мире"; семья сегодня; родители и дети: противостояние или сотрудничество; взаимодействие родителей и детей — живой источник установления отношений сотрудничества и взаимопонимания.
    5. Семейные вечера: дети + родители; вечер — портрет: семьи.
    6. Семейные праздники: "папа, мама, я — дружная семья"; "праздник — День Здоровья"; "новый год — семейный праздник" .
   7. Создание банка развлекательных игр "Дом и семья играют вместе": турнир знатоков этикета; час тихого чтения; корзина грецких орехов (решение трудных проблем ребенка); дерево, посаженное тобою; приглашение к чаю; пять минут поэзии; издание журнала "Ручеек" (самод. стихи); смешинка; конверт дружеских вопросов; день добрых сюрпризов; мой друг магнитофон; у зеркала.

5.3. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ "СЕМЬЯ"

    Диагностика семей.
    Социологическое обследование родительского контингента.
    Организация содействия родителей школе.
    Праздники микрорайона "Масленица", "Рождество", "Троица" и др.
    Операции "Живая Земля", "Будь здорова ...".
    Конференция микрорайона "Социум и воспитание".
    Педагогический совет "В
заимодействие школы с родителями как частью социума".
    Создание возрастных объединений: "Старший брат", "Старшая сестра", "Бабушка". День открытых дверей в школе.
    Формирование родительского актива непосредственно в домах.
    Родительский университет.
    Программа медико-социальной помощи семьям.
    Информационный стенд "О Вас и для Вас, родители".
    Конкурс досуговых программ родителей.
    Собрани
е (конференция) мужчин микрорайона (отцов).
    Семейные субботы.
    Проведение собраний родителей детей разного возраста по домам.
    Проведение семейных праздников: "День здоровья", "Новый год
семейный праздник", "Папа, мама, я спортивная семья".
    Школа родителей будущих первоклассников.
    Деловая игра "Эстафета семейного воспитания".
    Круглые столы: "Семья сегодня", "Родители и дети: противостояние или сотрудничество"
    Вечер
портрет семьи.
    Создание банка развлекательных игр "Дом и семья играют вместе"
    Создание семейной тропы здоровья в Тверицком бору.
    Смотр-конкурс "Красота твоего дома
красота души семьи"
    Чествование многодетных семей.
    Фестиваль семейного творчества.
    Школьная дискуссия "Моя семья и
..." (II кл.)

4. ПРОГРАММЫ ПОМОЩИ НЕСТАНДАРТНЫМ СЕМЬЯМ

Перечень служб и организаций, способных помочь нестандартным семьям и детям, проживающим в этих семьях (субъекты помощи):

I     —Территориальная служба по оказанию социальной помощи семьям, местная администрация.
II    — Родильные дома, женская консультация, служба "Брак и семья".
III   — Медицинские учреждения.
IV   — Юридические организации.
V    — Правоохранительные органы.
VI   — Учреждения воспитания и образования.
VII  —Службы временного пребывания детей.
VIII — Службы психолого-педагогической помощи в микрорайоне.
IX    —Учреждения психолого— педагогической коррекции. Х — Общественные организации.
XI    — Благотворительные организации, различные фонды, службы попечения, спонсоры.
XII   — Профсоюзные органы.

Многодетные семьи

Направления помощи

Субъект помощи
(номер в перечне)

Сбор и предоставление информации о положении многодетных семей в микрорайоне. I, II, III, V, VI, VII, VIII
Оказание помощи в получении различных льгот и пособий, контроль и предоставление информации о них. I, IV, VI.
Помощь в обеспечении повышения доходов семьи, создание возможностей для достижения ею экономической самостоятельности I, VI, X, XI, XII.
Помощь матери в трудоустройстве, в частичной ее занятости на производстве, обеспечение работой на дому I, XII
Организация, предоставление информации и участие в работе групп самоподдержки многодетных семей VI, VIII, X, XI, XII
Содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (служба нянь, группы продленного дня в школе или в детском саду, педагогическая, медицинская и психологическая консультации ...) I, III, VI, VIII.
Наблюдение за здоровьем всех членов семьи, помощь в укреплении здоровья III, VI, X, XI, XII
Медицинская и диспансерная помощь членам многодетной семьи. II, III, VI, X, XI, XII
Выявление и работа с семьей "трудного" подростка. V, VI, VII, VIII, IX, IV
Учет и предупреждение асоциально-аморального поведения родителей. I, III, IV, V, VI
Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в семье. VI, VII, VIII, IV, V
Постоянное взаимодействие с родителями и родственниками ребенка в период его пребывания во временных службах пребывания детей. Связь с педаго- гическим коллективом службы (детские приемники, приюты, стационары...) VI, VII, V, III
Взаимодействие и контакт с учреждениями постоянного пребывания детей и подростков (детские дома, семейные детские дома, органы опеки и попечительства, дома ребенка) VI, V, VII
Налаживание взаимодействия и контакта школьного педагогического коллектива с семьей VI
Налаживание благотворительной помощи семье. X, XI, XII, VI.
Помощь в организации семейного отдыха и досуга. VI, III. X, XI, XII, I
Организация педагогического просвещения родителей, пропаганда здорового образа жизни. II, III, IV, V, VI, VII.

Неполные семьи

Направления помощи

Субъект помощи
(номер в перечне)

Сбор и предоставление информации о положении неполных семей на территории, закрепленной за социальным педагогом I, II, III, V, VI, VII
Оказание помощи в получении различных льгот, пособий, контроль и предоставление информации о них. I, IV. VI
Помощь матери в частичной ее занятости на производстве, трудоустройстве, помощь в обеспечении работой на дому I, XII.
Помощь в обеспечении повышения доходов семьи, создание возможностей для достижения ею экономической самостоятельности. I, X, XI, XII
Организация, предоставление информации и участие в работе групп самоподдержки неполных семей. VI, VIII, X, XI, XII.
Психологическая помощь, поддержка одиноких родителей в стрессовых ситуациях (острые финансовые затруднения, развод, потеря близкого родственника, небрежное отношение к своим родительским обязанностям, конфликт с ребенком и т.д.) I, IV, V, VI, VIII, X, XI, XII.
Педагогический всеобуч родителей II, III, IV, V, VI, VIII.
Содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (служба нянь, группы продленного дня, в школе или в детском саду, педагогическая, медицинская и психологическая консультация и т. д.) I, VI, VIII, IX, III.
Всевозможная помощь одинокой беременной женщине (встреча с ее родственниками, от которых зависит в той или иной степени судьба ребенка и матери, оказание помощи в различных вопросах при взаимодействии с центральной территориальной социальной службой и администрацией района) I, II, IV, VI, VII, X, XI, XII.
Помощь разводящимся в принятии решения о разводе (психологическая, педагогическая, юридическая и т. д.) IV, VI, V, VIII.
Информационная помощь в решении юридических вопросов (развод, потеря кормильца, ребенок, рожденный вне брака, размен жилой площади и т. д.) .VI, IV
Работа с семьей "трудного" подростка V, IV, VI, VII, VIII, IX
Взаимодействие и контакт с учреждениями постоянного внесемейного пребывания детей и подростков (интернаты, детские дома, органы опеки и попечительства, дома ребенка и т. д.) VI, V.
Постоянное взаимодействие с родителями, родственниками ребенка и педагогическим коллективом службы в период пребывания ребенка во временных службах пребывания детей (детские приемники, приюты, стационары и т. д.) VI, V, VII
Учет и предупреждение асоциально - аморального поведения родителей. III, IV, V, I
Наблюдение за здоровьем всех членов семьи, помощь в укреплении здоровья, помощь в организации совместного отдыха матери и ребенка. III, I, X, XI, XII.
Помощь в организации полезного семейного досуга, пропаганда здорового образа жизни VI, XI, X

Семьи, воспитывающие ребенка — инвалида

Направления помощи

Субъект помощи
(номер в перечне)

Организация медико-гинекологической консультации, советы матери по планированию семьи II, III, VI, VIII.
Содействие в оганизации диспансеризации родителей и других детей в семье при наличии отклонений в состоянии здоровья II, III, VI, VIII
Помощь в получении различных льгот и пособий, предоставляемых государством, контроль и предоставление информации о них. I, IV, III, VI
Помощь в обеспечении повышения доходов семьи, создание возможностей для достижения ею экономической самостоятельности и независимости. I, X, XI, XII
Помощь матери в трудоустройстве с частичной ее занятостью на производстве или обеспечение работой на дому. I, XI, XII
Воспитание у родителей и других членов семьи правильного отношения к ребенку инвалиду. II, III, VI, VIII, IX
Помощь в устранении конфликтных ситуаций между родителями, родителями и детьми и т. д VI, VIII, IX.
Содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (служба нянь, педагогические, психологические, медицинские консультации, медицинский патронаж ...). .I, III, VI, VIII.
Организация и контроль за регулярной помощью в воспитании и обучении ребенка на дому. VI, VIII, IX
Организация помощи в получении достаточно полной информации о профессиях, рекомендуемых больным теми или иными заболеваниями, помощь в профориентации, профобучении и трудоустройстве. I, III, VI, VIII, IX
Организация, предоставление информации и участие в работе групп самоподдержки семей, имеющих детей инвалидов. I,VI, VIII,  X, XI, XII.
Организация педагогического и медицинского обучения родителей. II, III, VI, VIII.
Оказание единовременной, целенаправленной, благотворительной помощи семье для организации досуга, летнего оздоровительного отдыха детей и родителей (в санаториях, домах отдыха, пансионатах и т. д.). I, III, VI, X, XI, XII.
Оказание помощи в приобретении необходимых коррегирующих устройств, приспособлений, тренажеров, инвалидных колясок, ортопедической обуви, дорогостоящих лекарств и т. д. I, III, VI, X, XI, XII.
Помощь в устройстве ребенка инвалида в службы временного пребывания и лечения, в случае необходимости (интернаты, пансионаты, стационары и т. д.), и постоянное взаимодействие с родителями ребенка и сотрудниками данных служб.  

III, V, VI, VIII, IX, VII

Семьи, имеющие в своем составе мать — подростка

Направления помощи

Субъект помощи (номер в перечне)

Педагогический всеобуч родителей по половому воспитанию детей и подростков II, III, VI, VIII
Профилактика конфликтов и помощь в их разрешении в семье. VI, IV, VIII
Охрана прав, здоровья юной матери I, II, III, IV, V, VI, VIII
Раннее выявление неблагополучия в семье III, V, VI
Коррекция поведения членов семьи по отношению к юной матери и новорожденному VI, VIII, II, III.
Помощь в продолжении образования, трудоустройстве I, VI, VII, X, XII.
Помощь юной матери в адаптации в семье, в коллективе сверстников, в обществе. VI, III, VIII
Помощь и контроль за получением всех материальных льгот и пособий, предусмотренных государством. I, IV, VI.
Содействие юной матери в выполнении ею воспитательных функций по отношению к ребенку (служба нянь, медицинский патронаж, педагогическая, медицинская, психологическая консультации и т. д.). III, VI, I.
Всевозможная помощь одинокой матери подростку (встреча с родственниками, от которых зависит в той или иной степени судьба ребенка и будущей матери, оказание помощи в различных вопросах взаимодействия с центральной социальной территориальной службой и местной администрацией и т. д.). VI, II, III, I, VII, VIII
Привлечение спонсоров, попечителей, благотворительных фондов, общественных организаций для оказания всесторонней материальной помощи одинокой матери подростку. I, VI, X, XI, XII.
Профилактическая психолого педагогическая работа с будущей матерью подростком по предупреждению отказа от ребенка. I, II, III, VI, VII, VIII, IX.

Семьи, имеющие в своем составе больного алкоголизмом

Направления помощи

Субъект помощи (номер в перечне)

Изучение проблем семьи, больного, постижение скрытых процессов, причин, приводящих к алкогольной зависимости. III, VI, V, VIII, IX
Помощь в освобождении семьи от созависимости. III, VI, VIII
Привлечение органов охраны порядка и прав граждан в случае асоциально аморального поведения родителей или одного из членов семьи. V, VI.
Помощь в налаживании контактов "трезвых" членов семьи с педагогическим коллективом школы, в которой учится ребенок. VI, VIII, IX
Совет, помощь, моральная поддержка членам семьи больного алкоголизмом, помощь самому больному. .III, IV, V, VI,VIII.
Взаимодействие и контакт с учреждениями временного и постоянного пребывания детей и с семьей больного алкоголизмом. VII, VI, V, VIII,IX.
Контроль за состоянием здоровья семьи в целом II, III, VI, VIII.
Помощь в организации досуга, семейного отдыха, пропаганда трезвого образа жизни. VI, VIII, X, XI, XII
Психолого педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч). III, IV, V, VI, VIII.
Советы матери по планированию семьи. II, III, VI, VIII

Литература.

Азаров Ю. Семейная педагогика. — М,1993.
Гаврилова Т. П. Учитель и семья школьника.
М, 1988.
Гребенников И. В. Школа и семья. — М, 1985.
Зденек Матейчек. Родители и дети. — М, 1992.
Игошев К. С.Миньковский Г. М. Семья, дети, школа.— М,1986.
Карклин С. Э. Проблемы семейного воспитания.— М, 1983.
Лешан Э. Когда Ваш ребенок сводит Вас с ума. — М, 1990.
Малышева В. А. Работа с родителями. — М, 1982.
Сенько В. Г. Учителя и родители.
Минск, 1988.
Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М, 1993.

 

На предыдущую страницу