Семья — первый
устойчивый коллектив (группа) в жизни каждого
человека. В процессе формирования личности семья
играет главенствующую роль: это первая ступенька
социализации и самосознания личности.
Здесь ребенок приобретает умения и навыки в
общении и человеческих взаимопониманиях, здесь
закладывается нравственный облик и
профессиональное самоопределение.
Перед современной семьей стоит
множество проблем,
важнейшие из которых - увеличение
числа проблемных семей и ослабление
воспитательной функции семьи. Поэтому школа,
педагогический коллектив должны оказать помощь
семье в воспитании детей, исходя из чего
возникает необходимость
создания программы "Семья".
Школьная программа разработана на основе мероприятий
отдела образования администрации Заволжского
района по реализации областной комплексной
программы "Семья".
Главными целями и задачами программы
являются оказание
помощи семье в воспитании детей, психолого-
педагогическое просвещение семей, коррекция
семейного воспитания, организация досуга семьи.
Основными направлениями в работе
педагогического коллектива с семьями учащихся
определяются следующие:
![]() | изучение семей и условий семейного воспитания, |
![]() | пропаганда психолого-педагогических знании, |
![]() | активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям, |
![]() | обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания. |
В работе с семьей педагоги
руководствуются принципами:
1. Объективный характер изучения семьи.
2. Комплексный подход в изучении всех
характеристик семьи.
3. Выявление специфических
особенностей семьи и использование их для усиления ее
воспитательного потенциала.
4. Анализ реальной ситуации.
5. Двусторонний характер изучения
семьи (родители, дети).
6. Осуществление изучения воспитательной
деятельности семьи с одновременным изучением
личности ребенка, его воспитанности.
7. Оптимистический подход к семье.
8. Единство изучения с практической
реализацией воспитательных возможностей семьи и
общества.
9. Установление неиспользованных
резервов семейного воспитания.
Цель: выявление воспитательных
возможностей, факторов семейного воспитания,
оказывающих
наиболее
положительное воздействие на ребенка и
установление источников влияния на детей
и возможных путей
их преодоления.
Задачи:
1. Изучение образа жизни
семьи.
2. Выявление
особенностей ситуации семейного воспитания.
3. Положение детей в
системе внутрисемейных положений.
4. Характеристика
нравственного микроклимата семьи, ее традиций.
5. Выявление
взаимоотношений семьи и школы.
6. Поиск путей
оптимизации педагогического взаимодействия
школы, семьи и общества.
7. Установление
неиспользованных резервов семейного воспитания.
1. Лекторий "О вас и
для вас, родители": роль семьи в формировании
личности ребенка, семья глазами ребенка;
психосексуальное развитие детей и подростков;
проблемы здоровья наших детей; большие проблемы
маленького ребенка; непослушный ребенок;
проблемы общения родителей и детей; "дети и
деньги"; Ваш беспокойный подросток; знают ли
они нас?
2. Цикл бесед по теме "Воспитание
здоровых детей": основы рационального питания;
чтобы зубы не болели;
беречь глаза; алкоголь и подростки; курение и
здоровье; резервы нашего организма;
нравственно-половое воспитание; первая любовь;
физиологические особенности организма женщины и мужчины;
гигиена юноши, девушки; СПИД —
медико-биологические и социальные аспекты
болезни; критические ситуации, сексуальное
насилие и принуждение; уметь властвовать собой
(или беседы о здоровой и больной
личности); экология и здоровье ребенка.
3. Деловые игры: эстафета семейного
воспитания; архитектура семьи; заповеди" семейного воспитания.
4. Круглые столы: "трудные дети и
трудные взрослые"; "отцы и дети в меняющемся
мире"; семья сегодня; родители и дети:
противостояние или сотрудничество;
взаимодействие родителей и детей — живой
источник установления отношений сотрудничества
и взаимопонимания.
5. Семейные вечера: дети +
родители; вечер — портрет: семьи.
6. Семейные праздники: "папа, мама, я
— дружная семья"; "праздник — День
Здоровья"; "новый год — семейный
праздник" .
7. Создание банка развлекательных игр
"Дом и семья играют вместе": турнир знатоков
этикета; час тихого чтения; корзина грецких орехов (решение трудных
проблем ребенка); дерево, посаженное тобою;
приглашение к чаю; пять минут поэзии; издание журнала
"Ручеек" (самод.
стихи); смешинка; конверт дружеских вопросов;
день добрых сюрпризов; мой друг магнитофон; у
зеркала.
Диагностика семей.
Социологическое обследование
родительского контингента.
Организация содействия родителей
школе.
Праздники микрорайона
"Масленица", "Рождество", "Троица"
и др.
Операции "Живая Земля", "Будь
здорова ...".
Конференция
микрорайона "Социум и воспитание".
Педагогический совет "Взаимодействие
школы с родителями как частью социума".
Создание возрастных объединений:
"Старший брат", "Старшая сестра",
"Бабушка". День открытых дверей в школе.
Формирование родительского актива
непосредственно в домах.
Родительский университет.
Программа медико-социальной помощи
семьям.
Информационный стенд "О Вас и для
Вас, родители".
Конкурс досуговых программ родителей.
Собрание (конференция) мужчин микрорайона
(отцов).
Семейные субботы.
Проведение собраний родителей детей
разного возраста по домам.
Проведение семейных праздников:
"День здоровья", "Новый год — семейный праздник", "Папа, мама,
я — спортивная семья".
Школа родителей будущих
первоклассников.
Деловая игра "Эстафета семейного
воспитания".
Круглые столы: "Семья сегодня",
"Родители и дети: противостояние или
сотрудничество"
Вечер — портрет
семьи.
Создание банка развлекательных игр
"Дом и семья играют вместе"
Создание семейной тропы здоровья в
Тверицком бору.
Смотр-конкурс "Красота твоего дома
— красота души семьи"
Чествование многодетных семей.
Фестиваль семейного творчества.
Школьная дискуссия "Моя семья и
..." (I-ХI кл.)
Перечень служб и организаций, способных помочь нестандартным семьям и детям, проживающим в этих семьях (субъекты помощи):
I —Территориальная служба по
оказанию социальной помощи семьям, местная
администрация.
II — Родильные дома, женская
консультация, служба "Брак и семья".
III — Медицинские учреждения.
IV — Юридические организации.
V — Правоохранительные органы.
VI — Учреждения воспитания и образования.
VII —Службы временного пребывания детей.
VIII — Службы психолого-педагогической помощи в
микрорайоне.
IX —Учреждения психолого—
педагогической коррекции. Х — Общественные
организации.
XI — Благотворительные организации,
различные фонды, службы попечения, спонсоры.
XII — Профсоюзные органы.
Направления помощи |
Субъект
помощи |
Сбор и предоставление информации о положении многодетных семей в микрорайоне. | I, II, III, V, VI, VII, VIII |
Оказание помощи в получении различных льгот и пособий, контроль и предоставление информации о них. | I, IV, VI. |
Помощь в обеспечении повышения доходов семьи, создание возможностей для достижения ею экономической самостоятельности | I, VI, X, XI, XII. |
Помощь матери в трудоустройстве, в частичной ее занятости на производстве, обеспечение работой на дому | I, XII |
Организация, предоставление информации и участие в работе групп самоподдержки многодетных семей | VI, VIII, X, XI, XII |
Содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (служба нянь, группы продленного дня в школе или в детском саду, педагогическая, медицинская и психологическая консультации ...) | I, III, VI, VIII. |
Наблюдение за здоровьем всех членов семьи, помощь в укреплении здоровья | III, VI, X, XI, XII |
Медицинская и диспансерная помощь членам многодетной семьи. | II, III, VI, X, XI, XII |
Выявление и работа с семьей "трудного" подростка. | V, VI, VII, VIII, IX, IV |
Учет и предупреждение асоциально-аморального поведения родителей. | I, III, IV, V, VI |
Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в семье. | VI, VII, VIII, IV, V |
Постоянное взаимодействие с родителями и родственниками ребенка в период его пребывания во временных службах пребывания детей. Связь с педаго- гическим коллективом службы (детские приемники, приюты, стационары...) | VI, VII, V, III |
Взаимодействие и контакт с учреждениями постоянного пребывания детей и подростков (детские дома, семейные детские дома, органы опеки и попечительства, дома ребенка) | VI, V, VII |
Налаживание взаимодействия и контакта школьного педагогического коллектива с семьей | VI |
Налаживание благотворительной помощи семье. | X, XI, XII, VI. |
Помощь в организации семейного отдыха и досуга. | VI, III. X, XI, XII, I |
Организация педагогического просвещения родителей, пропаганда здорового образа жизни. | II, III, IV, V, VI, VII. |
Направления помощи |
Субъект
помощи |
Сбор и предоставление информации о положении неполных семей на территории, закрепленной за социальным педагогом | I, II, III, V, VI, VII |
Оказание помощи в получении различных льгот, пособий, контроль и предоставление информации о них. | I, IV. VI |
Помощь матери в частичной ее занятости на производстве, трудоустройстве, помощь в обеспечении работой на дому | I, XII. |
Помощь в обеспечении повышения доходов семьи, создание возможностей для достижения ею экономической самостоятельности. | I, X, XI, XII |
Организация, предоставление информации и участие в работе групп самоподдержки неполных семей. | VI, VIII, X, XI, XII. |
Психологическая помощь, поддержка одиноких родителей в стрессовых ситуациях (острые финансовые затруднения, развод, потеря близкого родственника, небрежное отношение к своим родительским обязанностям, конфликт с ребенком и т.д.) | I, IV, V, VI, VIII, X, XI, XII. |
Педагогический всеобуч родителей | II, III, IV, V, VI, VIII. |
Содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (служба нянь, группы продленного дня, в школе или в детском саду, педагогическая, медицинская и психологическая консультация и т. д.) | I, VI, VIII, IX, III. |
Всевозможная помощь одинокой беременной женщине (встреча с ее родственниками, от которых зависит в той или иной степени судьба ребенка и матери, оказание помощи в различных вопросах при взаимодействии с центральной территориальной социальной службой и администрацией района) | I, II, IV, VI, VII, X, XI, XII. |
Помощь разводящимся в принятии решения о разводе (психологическая, педагогическая, юридическая и т. д.) | IV, VI, V, VIII. |
Информационная помощь в решении юридических вопросов (развод, потеря кормильца, ребенок, рожденный вне брака, размен жилой площади и т. д.) | .VI, IV |
Работа с семьей "трудного" подростка | V, IV, VI, VII, VIII, IX |
Взаимодействие и контакт с учреждениями постоянного внесемейного пребывания детей и подростков (интернаты, детские дома, органы опеки и попечительства, дома ребенка и т. д.) | VI, V. |
Постоянное взаимодействие с родителями, родственниками ребенка и педагогическим коллективом службы в период пребывания ребенка во временных службах пребывания детей (детские приемники, приюты, стационары и т. д.) | VI, V, VII |
Учет и предупреждение асоциально - аморального поведения родителей. | III, IV, V, I |
Наблюдение за здоровьем всех членов семьи, помощь в укреплении здоровья, помощь в организации совместного отдыха матери и ребенка. | III, I, X, XI, XII. |
Помощь в организации полезного семейного досуга, пропаганда здорового образа жизни | VI, XI, X |
Направления помощи |
Субъект
помощи |
Организация медико-гинекологической консультации, советы матери по планированию семьи | II, III, VI, VIII. |
Содействие в оганизации диспансеризации родителей и других детей в семье при наличии отклонений в состоянии здоровья | II, III, VI, VIII |
Помощь в получении различных льгот и пособий, предоставляемых государством, контроль и предоставление информации о них. | I, IV, III, VI |
Помощь в обеспечении повышения доходов семьи, создание возможностей для достижения ею экономической самостоятельности и независимости. | I, X, XI, XII |
Помощь матери в трудоустройстве с частичной ее занятостью на производстве или обеспечение работой на дому. | I, XI, XII |
Воспитание у родителей и других членов семьи правильного отношения к ребенку — инвалиду. | II, III, VI, VIII, IX |
Помощь в устранении конфликтных ситуаций между родителями, родителями и детьми и т. д | VI, VIII, IX. |
Содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (служба нянь, педагогические, психологические, медицинские консультации, медицинский патронаж ...). | .I, III, VI, VIII. |
Организация и контроль за регулярной помощью в воспитании и обучении ребенка на дому. | VI, VIII, IX |
Организация помощи в получении достаточно полной информации о профессиях, рекомендуемых больным теми или иными заболеваниями, помощь в профориентации, профобучении и трудоустройстве. | I, III, VI, VIII, IX |
Организация, предоставление информации и участие в работе групп самоподдержки семей, имеющих детей — инвалидов. | I,VI, VIII, X, XI, XII. |
Организация педагогического и медицинского обучения родителей. | II, III, VI, VIII. |
Оказание единовременной, целенаправленной, благотворительной помощи семье для организации досуга, летнего оздоровительного отдыха детей и родителей (в санаториях, домах отдыха, пансионатах и т. д.). | I, III, VI, X, XI, XII. |
Оказание помощи в приобретении необходимых коррегирующих устройств, приспособлений, тренажеров, инвалидных колясок, ортопедической обуви, дорогостоящих лекарств и т. д. | I, III, VI, X, XI, XII. |
Помощь в устройстве ребенка — инвалида в службы временного пребывания и лечения, в случае необходимости (интернаты, пансионаты, стационары и т. д.), и постоянное взаимодействие с родителями ребенка и сотрудниками данных служб. | III, V, VI, VIII, IX, VII |
Направления помощи |
Субъект помощи (номер в перечне) |
Педагогический всеобуч родителей по половому воспитанию детей и подростков | II, III, VI, VIII |
Профилактика конфликтов и помощь в их разрешении в семье. | VI, IV, VIII |
Охрана прав, здоровья юной матери | I, II, III, IV, V, VI, VIII |
Раннее выявление неблагополучия в семье | III, V, VI |
Коррекция поведения членов семьи по отношению к юной матери и новорожденному | VI, VIII, II, III. |
Помощь в продолжении образования, трудоустройстве | I, VI, VII, X, XII. |
Помощь юной матери в адаптации в семье, в коллективе сверстников, в обществе. | VI, III, VIII |
Помощь и контроль за получением всех материальных льгот и пособий, предусмотренных государством. | I, IV, VI. |
Содействие юной матери в выполнении ею воспитательных функций по отношению к ребенку (служба нянь, медицинский патронаж, педагогическая, медицинская, психологическая консультации и т. д.). | III, VI, I. |
Всевозможная помощь одинокой матери — подростку (встреча с родственниками, от которых зависит в той или иной степени судьба ребенка и будущей матери, оказание помощи в различных вопросах взаимодействия с центральной социальной территориальной службой и местной администрацией и т. д.). | VI, II, III, I, VII, VIII |
Привлечение спонсоров, попечителей, благотворительных фондов, общественных организаций для оказания всесторонней материальной помощи одинокой матери — подростку. | I, VI, X, XI, XII. |
Профилактическая психолого — педагогическая работа с будущей матерью — подростком по предупреждению отказа от ребенка. | I, II, III, VI, VII, VIII, IX. |
Направления помощи |
Субъект помощи (номер в перечне) |
Изучение проблем семьи, больного, постижение скрытых процессов, причин, приводящих к алкогольной зависимости. | III, VI, V, VIII, IX |
Помощь в освобождении семьи от созависимости. | III, VI, VIII |
Привлечение органов охраны порядка и прав граждан в случае асоциально — аморального поведения родителей или одного из членов семьи. | V, VI. |
Помощь в налаживании контактов "трезвых" членов семьи с педагогическим коллективом школы, в которой учится ребенок. | VI, VIII, IX |
Совет, помощь, моральная поддержка членам семьи больного алкоголизмом, помощь самому больному. | .III, IV, V, VI,VIII. |
Взаимодействие и контакт с учреждениями временного и постоянного пребывания детей и с семьей больного алкоголизмом. | VII, VI, V, VIII,IX. |
Контроль за состоянием здоровья семьи в целом | II, III, VI, VIII. |
Помощь в организации досуга, семейного отдыха, пропаганда трезвого образа жизни. | VI, VIII, X, XI, XII |
Психолого — педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч). | III, IV, V, VI, VIII. |
Советы матери по планированию семьи. | II, III, VI, VIII |
Азаров Ю. Семейная педагогика. — М,1993.
Гаврилова Т. П. Учитель и семья школьника.