Важнейшим условием эффективности
использования социальной сферы в воспитании
детей, формирование их ценностных ориентации
являются знание всех особенностей этой сферы и
факторов, влияющих на формирование личности.
Социально-педагогическое
обследование, изучение особенностей микросреды
должно предшествовать, быть основой построения
планов и прогнозов воспитательных воздействий.
Профессиональная деятельность социального
педагога протекает в недрах микрорайонного
сообщества, которое имеет свои особенности
инфраструктуру, традиции, без знания которых
невозможно принимать обоснованные решения.
Социально-педагогический паспорт и
является тем первичным документом, в котором
обобщаются данные по всему микрорайону,
позволяющие делать те или иные оценки дающие
представления об обстановке в социуме.
Социально-педагогический паспорт
включает в себя следующие аспекты.
Материальная база жилого
массива микрорайона школы, возможности ее
использования для организации внеучебного
времени детей и подростков: спортивная,
техническая и культурно-просветительная база
микрорайона, детские комнаты, клубы,
военно-спортивные площадки и комплексы,
мастерские. Микрорайон школы делится на
естественные относительно замкнутые участки со
стихийно сложившимся или целенаправленно
созданными центрами сосредоточениях интересов
детей и подростков микрорайона в свободное для
них время. Такие относительно замкнутые
микроучастки представляют собой дворовые
территории больших домов, отдельные объекты
микрорайона, могут отрицательно воздействовать
на детей (места скопления аморальных элементов,
торговые точки, нарушающие правила торговли по
отношению к детям и пр.)
Изучение микрорайона в соответствии с
указанными аспектами позволяет определить
главную воспитательную задачу по работе с детьми
микрорайона, а также содержание, формы и методы
этой работы, ведущий центр (центры)
сосредоточения воспитательной работы с детьми в
микрорайоне, конкретные формы участия
общественности в работе с детьми по месту
жительства.
Взрослое население и окружение
микрорайона: его состав (возрастной и
профессиональный).
Решение воспитательных задач
невозможно без точного представления о том
взрослом окружении, которое в первую очередь
оказывает положительное или отрицательное
воздействие на детей микрорайона. В связи с этим
диагностика микрорайона должна включить в себя
также изучение взрослого окружения, взрослых
жителей микрорайона, кадры
культурно-производственного окружения
микрорайона школы.
Диагностика только этих компонентов
позволяет выявить целый ряд воспитательных
возможностей и потребностей микрорайона:
во-первых, диагностика взрослого населения и
производственного окружения дает возможность
определить наиболее традиционные для
микрорайона формы профессиональной, культурной
и бытовой ориентации. Во-вторых, она позволяет
определить тех конкретных людей (живущих и
работающих в микрорайоне), которые реально или
потенциально могут быть центром внимания детей,
могут стать для последних своеобразным образцом
для подражания (в положительном или
отрицательном плане). В-третьих, диагностика
выявляет людей, которые участвуют в воспитании
детей микрорайона, и тех которых можно привлечь к
этой работе с целью повышения ее эффективности (к
руководству детскими объединениями, кружками,
секциями, к индивидуальной воспитательной
работе и пр.).
Институт семьи. Особое
место в характеристике микрорайона занимает
проблема семейного воспитания. Ее решение
целиком зависит от состава семьи: материальных
условий, существующих ценностей, воспитательной
целенаправленности, нравственной культуры.
Главное внимание при диагностике
микрорайона направляется на изучение всех детей
микрорайона, их интересов и дел, в которых эти
интересы реализуются.
Интересы детей и подростков, как и те
дела, в которых они реализуются, выражают прежде
всего потребности детей, их отношение к внешнему
миру, а также мотивы их добровольной и
самостоятельной деятельности. Поэтому выявление
наиболее ярко проявляющихся интересов и
наиболее типичных видов деятельности детей и
подростков микрорайона представляет собой
познание детской потребностей как исходной
основы для организации воспитательной работы с
детьми.
Внимание к познанию внеучебных
интересов детей и подростков при изучении
воспитательных возможностей и потребностей
микрорайона определяется также тем положением,
что интересы возникают, формируются и
развиваются под воздействием внешней среды
(школы, семьи, товарищей, соседей и пр.).
Следовательно, выявление наиболее типичных
интересов детей микрорайона также необходимо
для совершенствования воздействия внешней среды
на детей, для повышения педагогической
эффективности этой среды.
Социально-педагогический паспорт микрорайона составляется на основе изучения различной документации, анкетирование и интервьюирование детей и родителей, наблюдений жизни микрорайона.
Материальная база жилого
массива. Микрорайон школы №59 г. Ярославля
охватывает 18 многоэтажных домов по улицам: С.
Орджоникидзе, Доброхотова, Космонавтов,
Яковлевской.
На территории района находятся
организации: ЖЭУ №26, 27, Областная больница,
Лесничество "Яковлевский бор". Детский
комбинат №155, Детская спортивная школа №7.
Непосредственно к микрорайону
примыкают: Кинотеатр "Аврора", Комната
школьника "Костер", Действующая церковь
"Яковлевская".
Материальная база для проведения
воспитательной работы в районе: Молодежный центр
КОЦ "Лад", Центр 'внешкольной работы. Комната
школьника "Костер", кинотеатр "Аврора",
библиотека им. Маяковского, спортшкола №7, Центр
реабилитации, детские сады.
Средний возраст населения - 36 лет
Число жителей микрорайона |
человек |
% |
всего детей от 0 до 6 детей от 7 до 18 мужчин женщин |
5480 |
100 % |
Социальный состав взрослого населения |
количество |
% |
Рабочие фермеры служащие среднего звена пенсионеры домохозяйки (безработные ) инвалиды учащиеся школ учащиеся ПТУ студенты безработная молодежь |
1139 |
20,8 |
Национальный состав: русские, украинцы, белорусы, татары, евреи, азербайджанцы, киргизы, чеченцы, цыгане. | ||
Уровень образования населения |
количество |
% |
н/с среднее ср. спец. н/высшее высшее |
557 |
19,48 |
Состав семей |
количество |
% |
Общее
число семей полные — многопоколенные полные — двухпоколенные неполные бездетные одиноких имеющие 1-го ребенка 2-х детей З-х и более |
1186 |
100 |
Анкета учащегося
01. Ф.И.О.
02. Пол: мужской - 001, женский - 002
03. Класс____________
04. Идут школьные годы, в течении
которых человек приобретает знания, умения,
навыки, необходимые ему для всей последующей
жизни. Что из указанного в списке Вы хотели бы
получить от школы в первую очередь, во вторую и т.
д.?
— общую языковую культуру, умение
общаться с людьми; прочную математическую
подготовку; широкую политехническую базу;
какую-либо профессию для жизни, подготовиться к
труду; необходимую подготовку для поступления в
техникум, институт; подготовку к семейной жизни;
развить свои творческие способности; глубоко
познать какой либо вид искусства; знание
иностранного языка; научиться
предпринимательству, экономике рынка;
нравственное содержание личности: доброту,
человечность.
05. Уроки по каким предметам Вы
посещаете (с желанием, без желания, не могу
сказать):
Русский язык, литература, математика,
биология, география, физика, химия, история,
информатика, иностранный язык, физическая
культура, трудовое обучение, музыка,
изобразительное искусство, этика и психология.
06. Каким учеником вы себя считаете:
способным, хорошим, средним,
малоспособным, трудным.
07.Какой Вы видите свою школу в
настоящее время и какой хотели бы видеть се в
будущем:
Школа — второй дом, школа — любимое
занятие, место, где познается мир, школа радости,
школа творчества, школа как цыганский табор,
школа — принудиловка, школа — ненавистное
занятие, школа — место встречи с друзьями.
08. Оцените в себе следующие
качества (в пятибалльной системе):
честность, правдивость; доброта,
щедрость; коллективизм, товарищество;
трудолюбие, работоспособность; сила воли,
настойчивость; оптимизм, вера; скромность,
терпимость, выдержка; достоинство, честь;
активность, предприимчивость;
самостоятельность, независимость;
любознательность, увлеченность; культурность,
воспитанность; смелость, решительность; умение
постоять за себя.
09. В каких видах деятельности Вы
участвуете или хотели бы участвовать в свободное
от учебы время (систематически, иногда, хотел бы
заняться):
шефство над ветеранами, помощь
больным; работа с малышами, помощь детскому саду;
благоустройство двора, улицы; оплачиваемая
работа вне школы; труд в школьном кооперативе;
работа в саду, в огороде; работа по дому (уборка,
готовка и т. п.); музыка (Слушание записей,
концерты); игра на музыкальных инструментах,
певческий коллектив, хор: танцевальный кружок,
коллектив; танцы, дискотека; кружок
декоративно-прикладного искусства; чтение
художественной литературы, литературный
драматический кружок; посещение театра;
посещение кино и видео; просмотр телепередач;
фото-, кинокружок, студия; физико-математический
кружок; компьютерные игры; биологический,
экологический кружок, клуб; технический кружок,
клуб; мастерская по изготовлению различных
предметов; спортивная секция, школа; выход в лес
на реку; участие в спортивных соревнованиях;
общение с друзьями по улице, двору; домашние
настольные игры.
10. Кто проживает вместе с Вами в
семье: мать, отец, бабушка, дедушка, др.
родственники;
детей: один, двое, трое, четверо, пятеро
и более.
11. Как часто Ваша семья собирается
вместе? ежедневно, по выходным, редко,
никогда.
12. Что делает ваша семья, собравшись
вместе?
Решает сообща жизненные проблемы;
занимаетесь семейно-бытовым трудом; работаете на
приусадебном участке; вместе проводите досуг,
смотрите телепередачи; обсуждаете вопросы учебы,
работы; делитесь впечатлениями о прожитом дне;
поете, музицируете; играете в общие игры; каждый
занимается своим делом.
13. Едины ли родители в своих
требованиях к Вам? да, нет, не совсем.
14. Принимаете ли Вы во внимание
мнение родителей при выборе друзей? всегда,
никогда, не всегда.
15. Говорите ли вы родителям правду?
всегда, никогда, не всегда.
16. Как часто родители применяют к
Вам различные виды воспитательных воздействий
(систематически, никогда, всегда)? ласка;
поощрение; убеждение, разъяснение; жесткие
требования, принуждение; угрозы, ругань;
физическое наказание.
17. Выскажитесь о Ваших отношениях
с окружающими людьми (полное взаимопонимание,
доверительные, уважительные, отсутствие
взаимопонимания):
мать, отец, бабушка, дедушка, брат,
сестра, друг из школы (подруга), друг вне школы
(подруга), учитель (лучший для Вас), классный
руководитель, руководитель кружка, тренер.
18. Ниже приводится список основных
целей, которые люди стремятся достичь в своей
жизни. Какие из них являются для Вас лично
наиболее значимыми?
фирменные вещи, красивая внешность,
деньги, широкая эрудиция, кругозор, верные
друзья, интересная профессия, здоровье, власть
над другими, физическая сила, уважение
окружающих, красивая одежда, любовь, любимый
человек, ум, интеллект, изобразительное
искусство, удачная карьера, жизнь, полная
развлечений, музыка, жизнь — творчество, книги.
19. Каково Ваше отношение к
различным предполагаемым явлениям (не верю,
нейтрален, испытываю интерес, верю)?
народные приметы, бог, нечистая сила,
потусторонний мир, инопланетяне, гадание на
картах, хиромантия, астрология, телепатия.
20. Как Вы оцениваете состояние Вашего
здоровья?
совершенно здоров, здоровье
нормальное, здоровье среднее, ниже среднего,
здоровье слабое.
21. Соблюдаете ли Вы правила личной
гигиены и ухода за собой?
делаю зарядку, чищу зубы, режим сна,
уборка постели, гигиена тела.
22. Употребляю (постоянно, иногда,
никогда):
табак (курение), алкоголь (вино, водка),
наркотические вещества, токсические вещества.
23. На какие из нижеперечисленных
направлений профессиональной подготовки Вы
ориентируетесь (хотели бы подготовиться в школе)?
музыкально-эстетическое,
художественно-эстетическое, языковой (светской)
культуры, нравственной культуры, экологической
культуры, физической культуры и спорта,
естественно-математическое, прикладного
творчества.
01. Ф.И.О.
родителей.
02. Пол родителя, заполняющего анкету:
мужской, женский.
03. Возраст родителей:
20-30, 30-40, 40-50, 50-60, старше.
04. Образование:
начальное, среднее специальное,
аспирантура, неполное среднее, неполное высшее,
кандидат наук, среднее, высшее, доктор наук.
05. Профессия (отрасль общественного
производства) каждого родителя:
машиностроение, обслуживание, легкая
промышленность, образование, химия, медицина,
торговля, культура.
06. Каков состав Вашей семьи:
мать, отец, бабушка, дедушка, другие
родственники; детей: одни, двое, трое, четверо,
пять и более.
07. Каковы жилищные условия Вашей
семьи:
общежитие, коммунальная квартира,
отдельная квартира, частный дом, собственная
комната у ребенка.
08. Полезная площадь (м ) на 1
человека: до 5 м , до 7 м , до 10м , более 10.
09. Какие предметы культурного
обихода Вы имеете дома:
радиоприемник, телевизор,
магнитофон, видеомагнитофон, проигрыватель,
плеер, акустическая система, фотоаппарат,
киноаппарат, кинопроектор, диапроектор, пианино,
скрипка, гитара, баян, электромузыкальный
инструмент, записи классической музыки, поп
музыки, картины и репродукции, художественные
коллекции (марки, открытки, монеты, значки,
другое).
10. Ваша домашняя библиотека
содержит: около 50, 100, 200, 500, более томов.
11. Какие спортивные
принадлежности и средства передвижения Вы
имеете дома:
лыжи, коньки, бадминтон, теннис
настольный, спортивная стенка, скейтборд,
палатка, велосипед, машина, мотоцикл, мопед,
лодка.
12. Какие газеты Вы выписываете
(хотели бы выписывать) на семью:
13. Какие журналы Вы выписываете (хотели
бы выписывать):
14. На что Вы предпочитаете тратить
'свободные деньги из своего семейного бюджета:
на покупку подарков для своих близких,
на приобретение вещей, на оплату дополнительного
образования для ребенка, на посещение
развлекательных заведений, на посещение
культурных центров, на занятия спортом, на
покупку сигарет и алкогольных напитков, на свое
хобби, на покупку книг, на приобретение
музыкальных записей, для увеличения своего
"оборотного капитала", предпочитаю
откладывать деньги, на экскурсии и путешествия.
15. Чему Вы предпочитаете отдавать
свое свободное время:
домашнему хозяйству, посвящаю
воспитанию детей, туризму, свободное время я
отдаю культурной жизни (посещение кино, театра,
выставок, концертов), чтению, спорту,
самодеятельному творчеству (хобби),
самообразованию, общественной деятельности,
телевизору или радио, неформальному общению с
родственниками, друзьями, знакомыми.
16. Как Вы считаете, от каких причин
(факторов) зависят результаты воспитания Вашего
ребенка (т.е. каким он станет, человеком)
идеология общества,
общественно-политический строй, уровень
экономики, уровень культуры общества, трудовая
деятельность в которую включен ребенок, игровая
деятельность, учеба в школе, коллектив класса,
учителя, коллектив учителей, классный
руководитель, директор школы, отношения взрослых
в семье, отношение, внимание к ребенку,
педагогическая грамотность родителей,
наследственность, материальная обеспеченность
семьи, улица (неформальное общение), состояние
досуговой сферы микрорайона, средства массовой
информации.
17. Какой Вы видите школу, в которой
учится Ваш ребенок в настоящем времени и какой
хотели бы видеть ее в будущем:
школа — второй дом, школа - любимое
занятие, место, где познается мир, школа —
радости, школа — творчества, школа как цыганский
табор, школа — принудиловка, школа — ненавистное
занятие, школа — место встречи с друзьями.
18. Каким учеником считаете Вы
своего ребенка:
способным, хорошим, средним,
малоспособным, трудным.
19. Как Вы относитесь к учебе
ребенка:
считаю, что это его дело, переживаю
неудачи, радуюсь его успехам, систематически
оказываю помощь в подготовке домашних заданий,
осуществляю контроль за результатами.
20. Чем Вы помогаете или можете
помочь школе?
работа в родительских советах,
дежурство на мероприятиях, занятия с отстающими,
проведение бесед, участие в походах, экскурсиях,
ведение кружка, секции, ремонт мебели, класса,
изготовление пособий.
21. Оцените в своем ребенке
приводимые ниже качества (в пятибалльной
системе):
честность, правдивость; доброта,
щедрость; коллективизм, товарищество;
трудолюбие, работоспособность; сила воли,
настойчивость; оптимизм, вера; скромность,
терпимость, выдержка; достоинство, честь;
активность, предприимчивость;
самостоятельность, независимость;
любознательность, увлеченность; культурность,
воспитанность; смелость, решительность; умение
постоять за себя.
22. Как часто Вы бываете в школе? ежедневно,
еженедельно, ежемесячно, 1 раэ в четверть, реже.
23. Как часто Ваша семья собирается
вместе? ежедневно, по выходным дням, редко,
никогда.
24. Что делает Ваша семья,
собравшись вместе?
решаете сообща жизненные проблемы,
занимаетесь семейно-бытовым трудом, работаете на
приусадебном участке, вместе проводите досуг,
смотрите телепередачи, обсуждаете вопросы учебы,
работы, делитесь впечатлениями о прожитом дне,
поете, музицируете, играете в общие игры, каждый
занимается своим делом.
25. Сколько примерно времени семья
уделяет воспитанию детей (сколько времени родные
находятся в контакте с детьми, гуляют, делают
уроки, читают, и т. д.)?
весь день, полдня, 3 часа, 2 часа, 1 час,
менее часа.
26. Вы считает взаимоотношения в
Вашей семье:
очень хорошими, хорошими, не очень
хорошими, плохими.
27. Едины ли взрослые в Вашей семье
в своих требованиях к детям? да, нет, не
всегда.
28. Принимаете ли вы вашего ребенка
как человека которого надо уважать и мнение
которого учитывать в семейной жизни? да, нет,
не всегда.
29. Какие методы воспитания Вы
применяете и как часто:
ласка, поощрение, убеждение,
разъяснение, жесткие требования, приказы,
физическое наказание.
30. Есть ли в Вашей семейной
библиотеке литература по воспитанию, сколько
приблизительно наименований (томов):
31. Участвует ли Ваш ребенок в
коллективном труде семьи по самообслуживанию,
домашнему хозяйству? да, нет, не всегда.
32. Каково ваше отношение к
различным предполагаемым явлениям? (не верю,
нейтрален, испытываю интерес, верю):
народные приметы, нечистая сила,
потусторонний мир, бог, инопланетяне, гадание на
картах, хиромантия (гадание по руке), астрология
(гадание по звездам), телепатия (передача мыслей).
33. Как Вы оцениваете состояние
здоровья Вашего ребенка?
совершенно здоров, здоровье
нормальное, здоровье среднее, здоровье ниже
среднего, слабое здоровье.
34. Соблюдает ли Ваш ребенок
правила личной гигиены и ухода за собой:
делает зарядку, чистит зубы, режим
сна, уборка постели, гигиена тела.
35. Как у Вашего ребенка обстоят
дела с употреблением (постоянно, иногда, никогда):
табака (курение), алкоголя (вино, водка),
наркотических веществ, токсических веществ.
36. По какому из нижеперечисленных
направлений Вы хотели бы дать Вашему ребенку
углубленную подготовку (к чему, по Вашему, у него
"лежит душа" и "имеются данные")?
музыкально-эстетическое,
художественно-эстетическое, языковой (светской)
культуры, нравственной культуры, экологической
культуры, физической культуры и спорта,
естественно-математическое, прикладного
творчества.
03. Как вы оцениваете (в
пятибалльной системе) уровень интеллекта в
каждом ребенке? Проставьте оценки в "Таблицу
классного руководителя" в графу,
соответствующую номеру вопроса.
04. Как вы оцениваете (в пятибалльной
системе) уровень воспитанности каждого ребенка
(проставьте оценки в соответствующуюграфу).
05. Какими учениками считаете вы своих
подопечных:
способный, хороший, средний,
малоспособный, трудновоспитуемый.
06. Оцените в каждом ребенке одно
доминирующее качество из приводимого ниже
перечня (проставить номер ответа я списке
учащихся)
честность, правдивость; доброта,
щедрость; коллективизм, товарищество;
трудолюбие, работоспособность; сила воли,
настойчивость; оптимизм, вера; скромность,
терпимость, выдержка; достоинство, честь;
активность, предприимчивость;
самостоятельность, независимость;
любознательность, увлеченность; культурность,
воспитанность; смелость, решительность; умение
постоять за себя.
07. Как часто бывают в школе
родители ребенка
ежедневно, еженедельно, ежемесячно, 1р.
в четверть, реже.
08. Какой вы считаете
воспитательную обстановку в семье ученика
очень хорошей, благополучной, не очень
благополучной, антипедагогической.
09. Едины ли родители в своих
требованиях к ребенку? да, нет, не всегда.
10. По вашим наблюдениям, какой
метод воспитания применяется в семье данного
ученика в качестве основного:
излишняя опека, баловство; убеждение,
разъяснение; личностный подход; авторитарно -
командный, принуждение; физическое наказание.
11. Какое обстоятельство (фактор)
является на сегодня определяющим в воспитании
данного ребенка:
учеба в школе; коллектив класса;
отношения взрослых в семье; трудовая
деятельность, в которую включен ребенок;
наследственность; материальная обеспеченность
семьи; досуговая сфера микрорайона; улица
(неформальное общение); средства массовой
информации.
12. Как Вы оцениваете состояние
здоровья Ваших учащихся:
совершенно здоров, здоровье
нормальное, здоровье среднее, здоровье ниже
среднего, слабое здоровье.
13. Замечались ли Ваши учащиеся в
употреблении:
табака (курение), алкоголя (вино, водка),
наркотиков (курение, уколы), токсических веществ
(лекарства, вдыхание).
14. Как бы Вы определили Ваших
подопечных детей по ориентации на одно из
перечисленных направлений углубленной
подготовки:
музыкально-эстетическое,
художественно-эстетическое, языковой (светской)
культуры, нравственной культуры, экологической
культуры, физической культуры и спорта,
естественно-математическое, прикладного
творчества.
№
вопроса |
03 |
04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
1 |
||||||||||||
2 |
||||||||||||
3 |
||||||||||||
... |
Анкетирование проводится
параллельно среди учащихся, их родителей и
классных руководителей. Вывод о каком-либо
конкретном качестве или показателе делается на
основе трех высказываний, что делает его
достаточно объективным.
Учащиеся могут быть разделены на
следующие группы:
![]() | по возрасту (классу); |
![]() | по учебно-воспитательной категории (способные, хорошие, средние, малоспособные, трудные); |
![]() | по здоровью (совершенно здоров, здоровье нормальное, среднее, ниже среднего, слабое); |
![]() | по семейному статусу (семья полная, трехпоколенная, неполная, многодетная и т. д.); |
![]() | по преобладанию интересов (группы "человек-человек", "человек-техника", "человек-художественный образ", "человек-знак", "человек-природа"); |
Для каждой из групп можно составить
характеристику со-циокультурных условий
(жилищные условия, обеспеченность предметами
быта и др.), воспитательных отношений в семье,
отношений учащихся со школой и учителями,
некоторых личностных качеств.
При ежегодном проведении обследования
получается картина изменений (динамика)
показателей по годам. Способы получения
информации и обработки результатов социально ~
педагогического обследования описаны в
литературе.
Введение в научное исследование по
педагогике/ Под ред. В. И. Журавлева.- М., 1988.
Как провести социальное исследование/
Под ред. М. К. Горшкова и др. - М., 1985.
Монахов И. И. Проблемы критериев
эффективности воспитания школьников// Советская
педагогика, -1987. - № 2.
Рабочая книга социолога. — М., 1983.
Селевко Г. К., Басов А. В. Новое
педагогическое мышление: педагогический поиск и
экспериментирование. -Ярославль, 1991.