С.И. Козленко, Х.Т. Загладина

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
ИСТОРИЯ РОССИИ И МИРА В XX ВЕКЕ
11 класс

Тематическое планирование

I полугодие
Раздел I. Россия и мир в индустриальную эпоху: 1900-1945 гг.


урока

Название темы урока, план урока

Рекомендации по
проведению урока

Материалы учебника

 

Вводный урок
1. Краткая характеристика содержания курса.
2. Особенности и проблемы изучения отечественной и зарубежной истории XX в.

Вводная лекция с элементами беседы, ознакомление с учебником, его структурой и содержанием разделов.

Предисловие

 

Тема 1. Россия в мировом развитии на рубеже XIX-XX вв. (7 час.). Научно-технические достижения и прогресс индустрии в начале XX в.
1. Причины ускорения научно-технического прогресса в XX в.
2. Достижения научной и технической мысли. Вклад ученых и инженеров России в ее развитие.
3. Становление крупносерийного, конвейерного производства. Создание гигантов индустрии.

Лекция учителя, работа с материалом учебника. Заполнение таблицы “Достижения НТП в начале XX в. и их внедрение”. Сообщения учащихся об известных российских ученых и изобретателях начала XX в.

§ 1

 

Опыт индустриального развития стран Западной Европы, США и Японии.
1. Концентрация производства и централизация капитала, образование монополий в ведущих индустриальных странах.
2. Роль государства в осуществлении модернизации: две модели.

Актуализация пройденного материала. Работа с опорными понятиями по тексту учебника, статистическими материалами, характеризующими динамику перемен в ведущих странах мира. Заполнение таблицы “Две модели модернизации промышленных стран”.

§ 2

 

Социально-политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение.
1. Рост численности и изменение структуры наемных работников в условиях модернизации.
2. Становление массового профсоюзного движения. Развитие международных связей профсоюзов.
3. Социал-демократия в начале XX в., основные течения в социал-демократическом движении. II Интернационал.

Работа с материалами учебника. Обсуждение вопроса о причинах конфликтов между профсоюзами квалифицированных и неквалифицированных рабочих, расколов в социал-демократическом движении. Особое внимание уделяется новым особенностям социальной политики индустриально развитых стран. Работа с понятийным аппаратом.

§ 3

 

Россия: противоречия незавершенной модернизации.
1. Россия в мире начала XX в. 2. Особенности социально-экономического и общественно-политического развития России. Реформы С.Ю. Витте.
3. Причины обострения противоречий в российском обществе начала XX в.

Комментарии учителя к материалам учебника. Анализ диаграмм и таблиц. Сравнение путей модернизации России с индустриальными странами Западной, Центральной Европы и Японии. Обсуждение вопроса о специфике России, ее “догоняющем” или “самобытном” развитии. Сообщение о личности С.Ю. Витте. Заполнение таблицы “Особенности Российской модернизации начала XX в.”.

§ 5

 

Россия от русско-японской до Первой мировой войны.
1. Русско-японская война: причины и последствия.
2. Революция 1905-1907 гг. и ее значение.
3. Столыпинские реформы и их итоги.
4. Россия накануне Первой мировой войны.

Работа с картой. Дается характеристика основных этапов революции. Рассмотрение значения Манифеста 17 октября 1905 г. Обсуждение отношения основных политических партий России к проблемам ее развития. Сообщение о личности П.А. Столыпина. Дискуссия об итогах проведенных им реформ.

§ 5

 

Новый этап развития колониальных и Зависимых стран.
1. Положение колониальных и зависимых стран в начале XX в.
2. Перспективы модернизации в государствах континентальной Азии.
3. Подъем революционного движения в Азии и Латинской Америке и колониальные державы.

Учитель акцентирует внимание на новых чертах колониальной политики, особенностях освободительного и революционного движения в странах Азии и Латинской Америки. Заполнение таблицы “Особенности социально-экономического и политического развития колониальных и зависимых стран”. Работа с картой.

§ 6

 

Обобщающее занятие: Россия в мировом развитии на рубеже XIX-XX вв.

Подведение итогов рассмотрения положения России в мире начала XX в., особенностей ее модернизации. Выполнение заданий учителя.

 

 

Тема 2. Державное соперничество в начале XX века. Россия в годы Первой мировой войны (6 час.).
Международные отношения в индустриальную эпоху. Начало Первой мировой войны.
1. Причины обострения борьбы за рынки и сферы влияния между ведущими индустриальными державами.
2. Россия в системе военно-политических союзов и первые войны за передел мира.
3. Начало Первой мировой войны.

Углубленное усвоение понятий. Работа с картой, схемами и таблицей “Неравномерность распределения колониальных владений в 1900 г.”. Рассмотрение основных очагов соперничества между ведущими державами мира, выделение роли в нем России. Характеристика ее интересов и особенностей политики. Составление и заполнение таблицы “Первые войны за передел мира”.

§ 7

 

Мировая воина и начало революции 1917 г. в России
1. Роль Восточного фронта в войне 1914-1918 гг.
2. Обострение противоречий в воюющих державах. Симптомы общественно-политического и социально-экономического кризиса в России.
3. Начало революции 1917 г.

Работа с материалом учебника, таблицами и схемами. Дискуссия по теме “Россия и союзники в Первой мировой войне: проблемы взаимоотношений”. Анализ причин, по которым бремя тягот войны оказалось особенно тяжелым для России.

§ 8

 

Россия в год революционных потрясений.
1. Особенности политики Временного правительства. “Двоевластие” и причины углубления общественно-политического кризиса в России.
2. Особенности стратегии и тактики партии большевиков. Роль В.И. Ленина в ее деятельности.
3. Захват власти большевиками и первые шаги России к гражданской войне. Разгон Учредительного собрания и Брестский мир.

Обсуждение с учащимися вопросов об альтернативах российской истории: демократической, корниловской, большевистской, проблемах оценки и значения захвата власти большевиками. Дискуссия о характере и мотивах политики Советского правительства в конце 1917-начале 1918 г. Работа с материалами учебника, анализ таблицы “Рост крестьянских выступлений в 1917 г.”. Сообщение об А.Ф. Керенском, Л.Г. Корнилове.

§ 9

12-13

Кризис 1918-1920 гг. в странах
Европы и гражданская война в России.
1. Завершение Первой мировой войны и ее итоги для народов Европы. Революции в Германии и Венгрии.
2. Создание Версальско-Вашингтонской системы. Страны Антанты и Советская Россия.
3. Белое движение и его особенности.
4. Политика “военного коммунизма” и ее итоги. Причины победы большевиков в гражданской войне.
5. Советско-польская война
1920 г. и ее итоги.
6. Советская Россия и освободительное движение в странах Азии.

Лекция учителя и работа с материалами учебника. Обсуждение вопроса о причинах поражения революционного движения в странах Центральной Европы. Сравнение политики белых и красных в гражданской войне, дискуссия об истоках успеха большевиков. Рассказ учителя о деятельности Коминтерна, особенностях восприятия лидерами большевиков проблем взаимоотношений Советской России с соседними странами. Обсуждение вопроса о причинах враждебных отношений России и стран Антанты. Работа с картами “Территориальные изменения в Европе” и “Гражданская война в России”.

§§ 10-11

 

Обобщающее занятие: Россия и союзники в Первой мировой войне, проблемы взаимоотношений.

Подведение итогов последствий первой мировой войны для России и стран Центральной и Западной Европы, государств Азии. Обсуждение различий между событиями февраля и октября 1917 г., анализ обещаний партии большевиков и ее практической политики.

 

 

Тема 3 . Развитие индустриальных стран в 1920-1930-е гг. (6 час.). Государства демократии: США, Англия, Франция в 1920-1930-е гг.
1. Последствия Первой мировой войны для стран Запада.
2. США: от процветания к кризису 1929-1932 гг.
3. Меры государственного регулирования экономики в США. “Новый курс” Ф.Д. Рузвельта.
4. Опыт выхода из кризиса Англии и Франции: сравнительный анализ.

Работа над понятийным аппаратом. Объяснение причин перехода в странах демократии к государственному регулированию экономики в мирное время. Раскрытие новых функций и задач государства в странах с рыночной экономикой. Анализ на базе материалов учебника национально-специфических особенностей развития стран Запада в 1920-1930-е гг.

§ 12

16-17

Фашизм в Италии и Германии, милитаристское государство в Японии.
1. Предпосылки установления фашистских режимов в Италии и Германии.
2. Утверждение фашистских тоталитарных государств.
3. Милитаристский режим в Японии.

Работа с текстом учебника, актуализация пройденного материала. Отработка терминологического аппарата. Раскрытие учащимся общих и различных черт фашизма в Италии и Германии, милитаризма в Японии. Заранее подготовленное сообщение учащихся о тоталитарных диктаторах - А. Гитлере и Б. Муссолини с последующим обсуждением. Заполнение таблицы “Причины роста националистических настроений в Германии, Италии и Японии”. Лекция учителя с элементами беседы.

§§ 13-14

 

Советское общество в 1920-е гг.
1. Переход от “военного коммунизма” к нэпу.
2. Создание СССР.
3. Политическое развитие советского общества в 1920-е гг. Борьба за власть в советском обществе.

Комментарии учителя к материалам учебника. Анализ возможных альтернатив развития СССР по альтернативам развития СССР по материалам внутрипартийных дискуссий 1920-х гг. Сравнительная характеристика политики “военного коммунизма” и НЭПа. Приводится биография И.В. Сталина.

§ 15

 

СССР в 1930-е гг.
1. Советская модель модернизации. Индустриализация и коллективизация.
2. Сталинизм и его особенности. Террор 1930-х гг.
3. Итоги развития СССР в 1920-1930-е гг.

Лекция учителя. Раскрытие особенностей сталинизма, причин его утверждения. Показ сильных и слабых сторон советской модели модернизации. Рассказ учителя о дискуссиях, посвященных роли личности Сталина, в современной исторической науке. Заполнение таблицы “Индустриализация: цели, средства, итоги”.

§ 16

 

Обобщающее занятие: Индустриальные страны в 1920- 1930-е гг.: опыт выхода из кризиса.

Обсуждение моделей решения проблем выхода из кризиса различными странами.

 

 

Тема 4.СССР в системе международных отношений 1920-1930-х гг. (5 час.)
Внешняя политика СССР и
международные отношения конца 1920-х - начала 1930-х гг.
1. Проблема победителей и побежденных в Первой мировой войне.
2. Возникновение очагов военной опасности в Европе и Азии.
3. Проблемы коллективной безопасности в Европе.
4. Гражданская война в Испании и ее международные последствия.

Лекция учителя с элементами беседы. Анализ международного развития в 1920-е гг., особенностей интересов ведущих стран мира и их политики в этот период. Обсуждение вопроса о причинах роста пацифистских настроений в странах Запада, их влияния на политику. Рассматриваются первые очаги военной опасности, политика СССР по предотвращению расширения фашистской агрессии и ее мотивы, причины неудачи. Учащиеся приступают к заполнению таблицы №1 “Политика европейских государств в 1930-е гг.” и таблицы №2 “Акты агрессии накануне Второй мировой войны”.

§ 17

 

СССР, Германия и страны Запада в конце 1930-х гг.
1. Расширение фашистской агрессии и политика “умиротворения”.
2. Мюнхенский сговор.
3. Советско-германские отношения накануне Второй мировой войны.

Аналитическая беседа. Причины роста военной опасности. Постановка проблемы о виновниках провала попыток предотвращения Второй мировой войны. Подведение учащихся к дискуссии, посвященной урокам и опыту 1930-х гг., показывающим ограниченность политики, преследующей узко понятые национальные и классовые цели перед лицом общей для всех народов угрозы. Обобщение учителем материалов полемики в исторической науке о мотивах советско-германского сближения в 1939 г. Работа с картой. Завершение заполнения таблиц № 1,2 из предыдущего параграфа.

§ 18

 

Первый период Второй мировой воины.
1. Начало Второй мировой войны.
2. Поражение Франции и новая ситуация в Европе.
3. Расширение японской агрессии в Азии.
4. Политика СССР в 1939-1940-е гг.

Работа с материалами учебника, опорными понятиями (“странная война”, “блицкриг” и т.д.) и картой, объяснение причин побед германской армии в Европе. Раскрытие характера изменений в политике СССР, его действий в период советско-финской войны и аннексии Прибалтики.

§ 19

 

СССР и Германия накануне Великой Отечественной войны: 1940-1941 гг.
1. Причины ухудшения советско-германских отношений.
2. Подготовка Германии к нападению на СССР.
3. Оборонительные мероприятия Советского Союза.

Обсуждение сущности перемен в советско-германских отношениях в 1940-1941 гг. Анализ имеющейся в параграфе таблицы о численности вооруженных сил СССР, Германии и ее союзников. Подведение учащихся к дискуссии о состоянии Красной Армии накануне войны, причинах ее низкой боеготовности. Работа с картой.

§ 20

 

Семинар на тему: СССР в системе международных отношений 1920-1930-х гг.

Обсуждение причин, по которым не удалось предотвратить Вторую мировую войну. Рассмотрение характера и целей внешней политики СССР в 1930-е гг.

 

 

Тема 5. СССР в Великой Отечественной войне и страны Запада. (6 час.).
СССР в первый период Великой Отечественной войны.
1. Начальный период войны и его особенности.
2. Организация отпора фашистской агрессии.
3. Битва под Москвой и ее историческое значение.

Лекция учителя, посвященная проблемам и различным версиям начала Великой Отечественной войны. Обсуждение причин неудач Красной Армии на начальном этапе войны, характеристика мер по мобилизации тыла. Привлечение внимания учащихся к значению общенационального патриотического подъема в СССР. Работа с картой и таблицей в параграфе “Соотношение сил на советско-германском фронте к началу войны”. Учащиеся начинают заполнять таблицу “Велика Отечественная война”.

§ 21

 

Советский Союз в переломный период Великой Отечественной войны (1942-1943) .
1. Создание антифашистской коалиции.
2. Битва под Сталинградом и коренной перелом в ходе войны.
3. Проблема Второго фронта и действия союзников.
4. Партизанское движение в СССР.

Комментарии учителя к тексту учебника. Рассказ учителя о дискуссиях по поводу коренного перелома в ходе войны. Обсуждение вопроса о причинах разногласий между СССР и странами Запада по поводу открытия Второго фронта. Работа с картой. Сообщения о партизанском движении в их регионе, крае, селе и т.д. Продолжение заполнения таблицы “Великая Отечественная война”.

§ 22

 

СССР и антифашистская коалиция в решающих битвах Второй мировой войны.
1. Сражение на Орловско-Курской дуге.
2. Освобождение советской земли от захватчиков.
3. Открытие Второго фронта.

Работа с картой. Обсуждение причин побед Красной Армии, стратегии союзников СССР в новых условиях. Работа с таблицей “Соотношение сил СССР и Германии в начале 1944 г.”, продолжение заполнения таблицы “Великая Отечественная война”.

§ 23

 

Советский Союз на завершающем этапе Второй мировой войны.
1. Освобождение Европы.
2. Разгром германского фашизма.
3. Война на Тихом океане и роль СССР в победе над Японией.

Пояснения учителя к тексту учебника о роли СССР в победе над Германией и Японией. Работа с картой и таблицей “Соотношение сил на берлинском направлении” и ее анализ. Обсуждение вопроса о взаимоотношениях СССР и стран Запада на завершающем этапе войны, растущих противоречиях между ними. Завершение таблицы “Великая Отечественная война”.

§ 24

 

СССР и итоги Второй мировой войны.
1. Проблема роли СССР в победе над фашизмом.
2. Итоги Второй мировой войны.
3. Значение создания ООН.

Лекция учителя об итогах Второй мировой войны. Обзор полемики в исторической литературе по результатам Второй мировой войны. Анализ таблицы “Роль Восточного фронта во Второй мировой войне”. Рассмотрение проблемы вклада СССР в победу над Германией. Обсуждение значения победы над фашизмом для последующего мирового развития, создания ООН.

§ 25

 

Обобщающее занятие: СССР в Великой Отечественной войне и страны Запада.

Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы.

 

 

Тема 6. Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первую половину XX в. (3 час.).
Развитие общества, науки и тенденции духовной жизни.
1. Развитие философской, общественно-политической науки.
2. Новые экономические теории. Кейнсианство.
3. З.Фрейд и его учение. Социальная психология.

Лекция учителя. Работа с материалами учебника. Дискуссия на тему “Реальности эпохи и проблемы их теоретического осмысления”. Доклады учащихся с последующим их обсуждением.

§ 26

33-34

Изобразительное искусство, художественная литература, театр, кино.
1. Новые направления в мировом изобразительном искусстве.
2. Зодчество и архитектура:
тоталитарный и модернистский стиль.
3. Основные направления в художественном творчестве. Социалистический реализм.
4. Искусство театра.
5. Зарождение киноискусства.

Работа с материалами учебника, дополнительной литературой. Дискуссия на тему “Искусство и жизнь в СССР”. Доклады учащихся, посещение музеев. Проведение дискуссии на тему “Государство и культура”. Опора на знания, полученные в курсах литературы, обществознания, отечественной истории и др. Доклады учащихся с последующим обсуждением.

§§ 27-28

II полугодие
Раздел 2. СССР-Россия в эпоху перемен:
вторая половина XX в. — начало XXI в.

№ урока

Название темы урока, план урока

Рекомендации по
проведению урока

Материалы учебника

 

Тема 7.СССР и мировое развитие в эпоху “холодной войны”. (12 час.).
“Холодная война” и раскол Европы.
1. Антифашистские, демократические преобразования в освобожденных странах.
2. Политика СССР в Восточной Европе и причины “холодной войны”.
3. “План Маршалла” его влияние на развитие стран Европы.

Лекция учителя с элементами беседы. Обсуждение вопроса о мотивах политики СССР в Восточной Европе. Рассмотрение геополитических, идеологических и субъективных факторов начала “холодной войны”. Анализ значения “плана Маршалла”.

§ 29

 

Создание систем союзов и конфликты в Азии.
1. Начало создания системы военно-политических союзов.
2. Особенности “холодной войны” в Азии
3. СССР и война в Корее (1950-1953).

Работа с материалами учебника. Сравнение политики СССР и США в Европе и Азии. Обсуждение вопроса о характере международных отношений в период существования “двух лагерей”, рассмотрение роли СССР в войне в Корее.

§ 30

 

Советский Союз в первые послевоенные годы.
1. Восстановление народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны.
2. Политика укрепления режима личной власти И.В. Сталина. Репрессии послевоенного периода.
3. Духовная жизнь в СССР конца 1940-х-начала 1950-х гг.

Объяснения учителя, работа с материалами учебника. Обсуждение вопроса о влиянии условий “холодной войны” на внутреннее развитие C'CCP. Проведение дискуссии об изменениях в идеологическом обосновании политики репрессий.

§ 31

 

СССР после смерти И.В. Сталина.
1. Борьба за власть в СССР и первые попытки реформ.
2. XX съезд КПСС и начало периода “оттепели”.
3. События 1956 г. в - Венгрии и их влияние на руководство СССР.

Урок-лекция. Объяснение причин необходимости проведения реформ, их анализ. Рассмотрение истоков непоследовательности политики десталинизации, роли Н.С. Хрущева в ее осуществлении. Попытка его отстранения от власти в 1957 г.: причины и последствия.

§ 32

 

СССР в конце 1950-х-начале 1960-х гг.
1. Хозяйственные эксперименты и кризис сельскохозяйственного производства.
2. Духовная жизнь общества: завершение “оттепели”.
3. Реформы системы управления и отстранение Н.С. Хрущева от власти.

Обсуждение вопроса об увеличении разрыва между программными целями КПСС и возможностями общества, причин волнений в Новочеркасске. Проведение дискуссии на тему “Оттепель. Замыслы и реальность”. Опора на межпредметные связи. Объяснение сути конфликта между Н.С. Хрущевым и партийным аппаратом.

§ 33

 

Советский Союз и крушение колониальной системы.
1. Предпосылки крушения колониализма.
2. Пути освобождения народов Азии и Африки. Идея социалистической ориентации.
3. СССР в Суэцком (1956) и Карибском (1962) кризисах.

Работа с текстом учебника. Выявление причин подъема освободительного движения в колониальных странах после Второй мировой войны. Анализ влияния политики СССР на развитие антиколониальной борьбы народов. Освободившиеся страны и военно-блоковая политика. Опыт участия СССР в локальных конфликтах и его влияние на советскую внешнюю политику.

§ 34

41-42

Евроатлантические страны и Япония после Второй мировой войны (конец 1940-х-начало 1960-х гг.)
1. Послевоенная реконструкция и становление социально ориентированной рыночной экономики в Западной Европе.
2. “Великое общество” 1960-х гг. в США.
3. Японская модель развития.

Комментарии учителя к материалам учебника. Объяснение причин и предпосылок перехода к социально ориентированной рыночной экономике в развитых странах. Сравнение моделей развития США, Западной Европы и Японии в 1950-1960-е гг. Составление развернутого плана по теме урока.

§§ 35-36

43-44

Кризис моделей развития: 1960-1970-е гг.
1. Социально-экономические проблемы развитых стран начала 1970-х гг.
2. СССР: от реформ к “застою”.
3. Еврокоммунизм и новые левые в Западной Европе.
4. “Кризис доверия” в США.
5. Обострение противоречий в Восточной Европе. Кризис 1968 г. в Чехословакии.

Лекция учителя, рассмотрение вопроса о причинах провала попыток экономических реформ в СССР и странах Восточной Европы, кризиса социально ориентированной политики в Западной Европе. Составление таблицы “Еврокоммунисты, коммунисты и социал-демократы: особенности идеологии”. Анализ доктрины Брежнева, проблемы советско-китайских разногласий.

§§ 37-38

 

Период партнерства и соперничества между СССР и США.
1. Установление военного паритета между СССР и США и его значение.
2. Развитие процесса разрядки напряженности в Европе.
3. Война и мирное урегулирование во Вьетнаме: роль СССР.
4. Противоречия разрядки и причины обострения советско-американских отношений в начале 1980-х гг.

Работа с материалами учебника. Обсуждения проблем “правил игры” в ракетно-ядерную эпоху и ее отражения в международных документах. Анализ возможностей укрепления международной безопасности и стратегической стабильности в условиях паритета сверхдержав. Дискуссия о причинах ввода советских войск в Афганистан и срыва разрядки. Отработка понятийного аппарата

§ 39

 

Обобщающее занятие: СССР и мировое развитие в период “холодной войны”.

Заполнение таблицы “СССР и крупнейшие международные конфликты”. Работа над вопросами и заданиями к изученной теме.

 

 

Тема 8. Ускорение научно-технического развития и его последствия. (3 час.). Технологии новой эпохи
1. Новый уровень научно-технических знаний.
2. Информационные технологии и их значение.

Работа с учебником, пояснения учителя. Обсуждение современных горизонтов научно-технического развития. Сообщения учащихся об основных направлениях НТП.

§ 40

 

Информационное общество: основные черты.
1. Понятие “информационного общества”.
2. Автоматизация производства и индустрия знаний.
3. Социальные процессы в информационном обществе.

Лекция учителя. Работа с материалами учебника. Актуализация полученных знаний, выявление и опора на межпредметные связи. Составление таблицы “Социальная структура современного развитого общества”. Дискуссия на тему “Социальные противоречия информационного общества”. Работа над понятийным аппаратом.

§ 41

 

Глобализация мировой экономики и ее последствия.
1.Понятие “глобализация” применительно к экономическим процессам.
2.Предпосылки глобализации. Возникновение ТНК и ТНБ.
3. “Центр” и “периферия” мировой экономики.

Лекция учителя. Работа с текстом учебника. Проведение сравнительного анализа процессов централизации и концентрации производства и капитала в начале XX в. с глобализацией мировой экономики. Обсуждение противоречий ее “центра” и “периферии”. Работа над терминами. Заполнение таблицы “Глобализация и ее проявления”.

§ 42

50-51

Тема 9. Модернизационные процессы в мире конца XX в. От СССР - к Российской Федерации. (10 час.). Перестройка и новое мышление. Демократические революции в Восточной Европе и распад СССР.
1. Углубление кризиса в СССР и переход к политике перестройки.
2. Гласность, демократизация и их влияние на советское общество.
3. Новое политическое мышление и первые шаги по прекращению “холодной войны”.
4. Изменения в политике СССР в отношении стран Восточной Европы и их итоги.
5. Особенности демократических революций в восточноевропейских странах.
6. Обострение этносоциальных проблем в СССР.
7. Углубление кризиса советского общества и распад СССР.

Лекция учителя. Анализ соотношения внешних и внутренних факторов обострения противоречий в СССР и странах Восточной Европы. Дискуссия о мотивах и целях советской политики в отношении стран Варшавского договора в новых условиях. Рассмотрение причин провала попыток перехода СССР к новой стадии развития. Дискуссия о возможных альтернативах развития советского общества. Рассмотрение особенностей политики М.С. Горбачева. Составление таблицы “Демократические революции в Восточной Европе”. Проведение сравнения политического развития восточноевропейских стран и России. Анализ последствий кризиса в СССР в августе 1991 г., итогов рыночных преобразований в России, социальных и идеологических основ режимов, сложившихся в странах СНГ в начале 1990-х гг. Рекомендуется обсудить заранее подготовленные сообщения учащихся о современном положении в странах Восточной Европы по материалам периодической печати.

§§ 43-44

52-53

Модернизационные процессы в США и странах Западной Европы.
1. Становление идеологии неоконсерватизма.
2. “Тэтчеризм” в Англии и “рейганомика” в США: общее и особенное.
3. Неоконсервативная волна в развитых странах в 1980-е гг.
4. США при администрациях У. Клинтона и Дж. Буша.
5. Социал-демократический реванш в Западной Европе в конце 1990-х гг.
6. Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке.

Лекция учителя. Анализ особенностей неоконсервативной идеологии и политики, модели модернизации экономики развитых стран в 1980-е гг. и ее социальных последствий. Работа с текстом учебника. Обсуждение особенностей общественно-политической жизни развитых стран в 1990-е гг. Объяснение объективного характера интеграционных процессов в современном мире, возможности альтернативных моделей интеграции. Составление таблицы “Интеграционные объединения в мире начала XXI в.”.

§§ 45-46

54-55

Российская Федерация на новом этапе развития.
1. Концепции модернизации России и опыт первых рыночных преобразований.
2. Кризис 1993 г. и принятие новой Конституции России.
3. Политика коррекции курса реформ.
4. Проблемы межнациональных отношений в России.
5. Избрание Президентом В. В. Путина и развитие российского общества на рубеже XX-XXI вв.
6. Россия и страны СНГ: изменение модели взаимоотношений.

Работа с текстом учебника, Конституцией РФ, материалами текущей прессы. Воспроизведение знаний учащихся, полученных ими в рамках курса “Обществознание”, ознакомление с программными установками основных политических партий России. Дискуссия о возможных альтернативах реформирования социально-экономических и межнациональных отношений в России. Рассмотрение взглядов современных “западников”, “евразийцев” и “почвенников”. Обсуждение проблемы роли стран Запада в реформировании России.

§§ 47-48

 

Страны Азии и Африки: проблемы модернизации.
1. Особенности развития Китая, Вьетнама, Северной Кореи.
2. Новые индустриальные страны и их проблемы.
3. Особенности развития Индии.
4. Исламский фундаментализм в современном мире и факторы солидарности исламских стран.
5. Особенности положения в странах Африки после освобождения. Трайбализм и модернизация.

Работа с текстом учебника. Обсуждение особенностей модернизации в социалистических странах Азии, опыта развития рыночной экономики в условиях партийно-государственного контроля над процессами политической жизни. Сообщения учащихся об особенностях развития новых индустриальных стран (НИС). Дискуссия на тему: “НИС как образец для подражания в странах Юго-Восточной Азии”. Анализ специфики развития Индии. Объяснение причин сближения исламских стран, возрождения исламского фундаментализма. Объяснение исторической уникальности положения в странах Африки.

§ 49

 

Латинская Америка: от авторитаризма к демократии.
1. Страны Латинской Америки после Второй мировой войны: поиск путей национальной самоидентификации.
2. Революция на Кубе и ее влияние на страны Латинской Америки.
3. Модернизация, авторитаризм и переход к демократии в латиноамериканских странах в 1980-1990-е гг.

Лекция учителя. Работа с текстом учебника. Анализ особенностей развития латиноамериканских стран, теории “зависимого капитализма”. Дискуссия о революционном национализме в Латинской Америке. Обсуждение возможностей независимого демократического развития государств Южной Америки на базе интеграции в современных условиях.

 

 

Россия и международные отношения начала XXI в.
1. Особенности развития системы международных отношений после завершения “холодной войны”.
2. Рост конфликтности в мировой политике и его причины. Военные конфликты 1990-х гг.
3. Роль России в поддержании международной стратегической стабильности.
4. Россия и “горячие точки” современного мира.

Лекция учителя с элементами беседы. Обсуждение материалов учебника, текущей прессы. Анализ вклада России в обеспечение международной безопасности, перспектив взаимодействия России и стран Запада в мирном урегулировании конфликтов. Проблемы стратегических вызовов интересам России в современном мире. Сообщения учащихся по материалам периодических изданий о встречах руководителей России на высшем уровне.

§ 51

 

Семинарское занятие:
Модернизационные процессы в мире конца XX в. От СССР - к Российской Федерации.

Работа над вопросами и заданиями текущей темы.

 

 

Тема 10. Особенности духовной жизни человека во второй половине XX в.
Эпоха постмодернизма.
1. Особенности современной массовой культуры.
2. Постмодернизм в живописи и художественной литературе.
3. Контркультуры молодежного протеста.
4. Технологии информационного общества и искусство.
5. Национальные культуры стран Азии, Африки и Латинской Америки: новый этап развития.

Работа с текстом учебника. Обсуждение вопроса “Массовая культура и контркультуры в современной России”. Подготовка докладов с последующим обсуждением. Углубление понятийного аппарата. Рассмотрение возможных тем для написания рефератов.

§ 52

 

Духовная жизнь в советском и российском обществе.
1. От “оттепели” к репрессиям: политика КПСС в вопросах культуры в годы “застоя”.
2. Духовная оппозиция как фактор перемен в советском обществе. Писатели и правозащитное движение.
3. Искусство и литература периода гласности и демократизации.
4. Духовная жизнь, искусство демократической России.

Работа с текстом учебника и дополнительной литературой (по усмотрению учителя). Обсуждение проблемы “Диссиденты в советской культуре: творчество и политика”. Посещение музеев, выставок, вернисажей, художественных галерей с последующим обсуждением проблем современного искусства.

§ 53

 

Итоговое занятие.

Подведение итогов изучения истории XX в. Обобщение тенденций изменения облика мира. Рассмотрение проблемы пределов человеческого сознания в осмыслении реальностей мира. Анализ современных глобализации. “Перспективы противоречии Дискуссия на тему человечества в III тысячелетии”.

Заключение

63-68

Итоговая проверка знаний, резерв времени.