С.И. Козленко, Х.Т. Загладина
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
ИСТОРИЯ РОССИИ И МИРА В XX ВЕКЕ
11 класс
Тематическое планирование
I полугодие
№ |
Название темы урока, план урока |
Рекомендации по |
Материалы учебника |
|
Вводный урок 2. Особенности и проблемы изучения отечественной и зарубежной истории XX в. |
Вводная лекция с элементами беседы, ознакомление с учебником, его структурой и содержанием разделов. |
Предисловие |
|
Тема 1. Россия в мировом развитии на рубеже XIX-XX вв. (7 час.). Научно-технические достижения и прогресс индустрии в начале XX в.1. Причины ускорения научно-технического прогресса в XX в. 2. Достижения научной и технической мысли. Вклад ученых и инженеров России в ее развитие. 3. Становление крупносерийного, конвейерного производства. Создание гигантов индустрии. |
Лекция учителя, работа с материалом учебника. Заполнение таблицы “Достижения НТП в начале XX в. и их внедрение”. Сообщения учащихся об известных российских ученых и изобретателях начала XX в. |
§ 1 |
|
Опыт индустриального развития стран Западной Европы, США и Японии. 2. Роль государства в осуществлении модернизации: две модели. |
Актуализация пройденного материала. Работа с опорными понятиями по тексту учебника, статистическими материалами, характеризующими динамику перемен в ведущих странах мира. Заполнение таблицы “Две модели модернизации промышленных стран”. |
§ 2 |
|
Социально-политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение. 2. Становление массового профсоюзного движения. Развитие международных связей профсоюзов. 3. Социал-демократия в начале XX в., основные течения в социал-демократическом движении. II Интернационал. |
Работа с материалами учебника. Обсуждение вопроса о причинах конфликтов между профсоюзами квалифицированных и неквалифицированных рабочих, расколов в социал-демократическом движении. Особое внимание уделяется новым особенностям социальной политики индустриально развитых стран. Работа с понятийным аппаратом. |
§ 3 |
|
Россия: противоречия незавершенной модернизации. 3. Причины обострения противоречий в российском обществе начала XX в. |
Комментарии учителя к материалам учебника. Анализ диаграмм и таблиц. Сравнение путей модернизации России с индустриальными странами Западной, Центральной Европы и Японии. Обсуждение вопроса о специфике России, ее “догоняющем” или “самобытном” развитии. Сообщение о личности С.Ю. Витте. Заполнение таблицы “Особенности Российской модернизации начала XX в.”. |
§ 5 |
|
Россия от русско-японской до Первой мировой войны. 2. Революция 1905-1907 гг. и ее значение. 3. Столыпинские реформы и их итоги. 4. Россия накануне Первой мировой войны. |
Работа с картой. Дается характеристика основных этапов революции. Рассмотрение значения Манифеста 17 октября 1905 г. Обсуждение отношения основных политических партий России к проблемам ее развития. Сообщение о личности П.А. Столыпина. Дискуссия об итогах проведенных им реформ. |
§ 5 |
|
Новый этап развития колониальных и Зависимых стран. 2. Перспективы модернизации в государствах континентальной Азии. 3. Подъем революционного движения в Азии и Латинской Америке и колониальные державы. |
Учитель акцентирует внимание на новых чертах колониальной политики, особенностях освободительного и революционного движения в странах Азии и Латинской Америки. Заполнение таблицы “Особенности социально-экономического и политического развития колониальных и зависимых стран”. Работа с картой. |
§ 6 |
|
Обобщающее занятие : Россия в мировом развитии на рубеже XIX-XX вв. |
Подведение итогов рассмотрения положения России в мире начала XX в., особенностей ее модернизации. Выполнение заданий учителя. |
|
|
Тема 2. Державное соперничество в начале XX века. Россия в годы Первой мировой войны (6 час.). 1. Причины обострения борьбы за рынки и сферы влияния между ведущими индустриальными державами. 2. Россия в системе военно-политических союзов и первые войны за передел мира. 3. Начало Первой мировой войны. |
Углубленное усвоение понятий. Работа с картой, схемами и таблицей “Неравномерность распределения колониальных владений в 1900 г.”. Рассмотрение основных очагов соперничества между ведущими державами мира, выделение роли в нем России. Характеристика ее интересов и особенностей политики. Составление и заполнение таблицы “Первые войны за передел мира”. |
§ 7 |
|
Мировая воина и начало революции 1917 г. в России 2. Обострение противоречий в воюющих державах. Симптомы общественно-политического и социально-экономического кризиса в России. 3. Начало революции 1917 г. |
Работа с материалом учебника, таблицами и схемами. Дискуссия по теме “Россия и союзники в Первой мировой войне: проблемы взаимоотношений”. Анализ причин, по которым бремя тягот войны оказалось особенно тяжелым для России. |
§ 8 |
|
Россия в год революционных потрясений. 2. Особенности стратегии и тактики партии большевиков. Роль В.И. Ленина в ее деятельности. 3. Захват власти большевиками и первые шаги России к гражданской войне. Разгон Учредительного собрания и Брестский мир. |
Обсуждение с учащимися вопросов об альтернативах российской истории: демократической, корниловской, большевистской, проблемах оценки и значения захвата власти большевиками. Дискуссия о характере и мотивах политики Советского правительства в конце 1917-начале 1918 г. Работа с материалами учебника, анализ таблицы “Рост крестьянских выступлений в 1917 г.”. Сообщение об А.Ф. Керенском, Л.Г. Корнилове. |
§ 9 |
12-13 |
Кризис 1918-1920 гг. в странах 2. Создание Версальско-Вашингтонской системы. Страны Антанты и Советская Россия. 3. Белое движение и его особенности. 4. Политика “военного коммунизма” и ее итоги. Причины победы большевиков в гражданской войне. 5. Советско-польская война 1920 г. и ее итоги. 6. Советская Россия и освободительное движение в странах Азии. |
Лекция учителя и работа с материалами учебника. Обсуждение вопроса о причинах поражения революционного движения в странах Центральной Европы. Сравнение политики белых и красных в гражданской войне, дискуссия об истоках успеха большевиков. Рассказ учителя о деятельности Коминтерна, особенностях восприятия лидерами большевиков проблем взаимоотношений Советской России с соседними странами. Обсуждение вопроса о причинах враждебных отношений России и стран Антанты. Работа с картами “Территориальные изменения в Европе” и “Гражданская война в России”. |
§§ 10-11 |
|
Обобщающее занятие: Россия и союзники в Первой мировой войне, проблемы взаимоотношений. |
Подведение итогов последствий первой мировой войны для России и стран Центральной и Западной Европы, государств Азии. Обсуждение различий между событиями февраля и октября 1917 г., анализ обещаний партии большевиков и ее практической политики. |
|
|
Тема 3 . Развитие индустриальных стран в 1920-1930-е гг. (6 час.) . Государства демократии: США, Англия, Франция в 1920-1930-е гг.1. Последствия Первой мировой войны для стран Запада. 2. США: от процветания к кризису 1929-1932 гг. 3. Меры государственного регулирования экономики в США. “Новый курс” Ф.Д. Рузвельта. 4. Опыт выхода из кризиса Англии и Франции: сравнительный анализ. |
Работа над понятийным аппаратом. Объяснение причин перехода в странах демократии к государственному регулированию экономики в мирное время. Раскрытие новых функций и задач государства в странах с рыночной экономикой. Анализ на базе материалов учебника национально-специфических особенностей развития стран Запада в 1920-1930-е гг. |
§ 12 |
16-17 |
Фашизм в Италии и Германии, милитаристское государство в Японии. 2. Утверждение фашистских тоталитарных государств. 3. Милитаристский режим в Японии. |
Работа с текстом учебника, актуализация пройденного материала. Отработка терминологического аппарата. Раскрытие учащимся общих и различных черт фашизма в Италии и Германии, милитаризма в Японии. Заранее подготовленное сообщение учащихся о тоталитарных диктаторах - А. Гитлере и Б. Муссолини с последующим обсуждением. Заполнение таблицы “Причины роста националистических настроений в Германии, Италии и Японии”. Лекция учителя с элементами беседы. |
§§ 13-14 |
|
Советское общество в 1920-е гг. 2. Создание СССР. 3. Политическое развитие советского общества в 1920-е гг. Борьба за власть в советском обществе. |
Комментарии учителя к материалам учебника. Анализ возможных альтернатив развития СССР по альтернативам развития СССР по материалам внутрипартийных дискуссий 1920-х гг. Сравнительная характеристика политики “военного коммунизма” и НЭПа. Приводится биография И.В. Сталина. |
§ 15 |
|
СССР в 1930-е гг. 2. Сталинизм и его особенности. Террор 1930-х гг. 3. Итоги развития СССР в 1920-1930-е гг. |
Лекция учителя. Раскрытие особенностей сталинизма, причин его утверждения. Показ сильных и слабых сторон советской модели модернизации. Рассказ учителя о дискуссиях, посвященных роли личности Сталина, в современной исторической науке. Заполнение таблицы “Индустриализация: цели, средства, итоги”. |
§ 16 |
|
Обобщающее занятие: Индустриальные страны в 1920- 1930-е гг.: опыт выхода из кризиса. |
Обсуждение моделей решения проблем выхода из кризиса различными странами. |
|
|
Тема 4.СССР в системе международных отношений 1920-1930-х гг. (5 час.) международные отношения конца 1920-х - начала 1930-х гг. 1. Проблема победителей и побежденных в Первой мировой войне. 2. Возникновение очагов военной опасности в Европе и Азии. 3. Проблемы коллективной безопасности в Европе. 4. Гражданская война в Испании и ее международные последствия. |
Лекция учителя с элементами беседы. Анализ международного развития в 1920-е гг., особенностей интересов ведущих стран мира и их политики в этот период. Обсуждение вопроса о причинах роста пацифистских настроений в странах Запада, их влияния на политику. Рассматриваются первые очаги военной опасности, политика СССР по предотвращению расширения фашистской агрессии и ее мотивы, причины неудачи. Учащиеся приступают к заполнению таблицы №1 “Политика европейских государств в 1930-е гг.” и таблицы №2 “Акты агрессии накануне Второй мировой войны”. |
§ 17 |
|
СССР, Германия и страны Запада в конце 1930-х гг. 2. Мюнхенский сговор. 3. Советско-германские отношения накануне Второй мировой войны. |
Аналитическая беседа. Причины роста военной опасности. Постановка проблемы о виновниках провала попыток предотвращения Второй мировой войны. Подведение учащихся к дискуссии, посвященной урокам и опыту 1930-х гг., показывающим ограниченность политики, преследующей узко понятые национальные и классовые цели перед лицом общей для всех народов угрозы. Обобщение учителем материалов полемики в исторической науке о мотивах советско-германского сближения в 1939 г. Работа с картой. Завершение заполнения таблиц № 1,2 из предыдущего параграфа. |
§ 18 |
|
Первый период Второй мировой воины. 2. Поражение Франции и новая ситуация в Европе. 3. Расширение японской агрессии в Азии. 4. Политика СССР в 1939-1940-е гг. |
Работа с материалами учебника, опорными понятиями (“странная война”, “блицкриг” и т.д.) и картой, объяснение причин побед германской армии в Европе. Раскрытие характера изменений в политике СССР, его действий в период советско-финской войны и аннексии Прибалтики. |
§ 19 |
|
СССР и Германия накануне Великой Отечественной войны: 1940-1941 гг. 2. Подготовка Германии к нападению на СССР. 3. Оборонительные мероприятия Советского Союза. |
Обсуждение сущности перемен в советско-германских отношениях в 1940-1941 гг. Анализ имеющейся в параграфе таблицы о численности вооруженных сил СССР, Германии и ее союзников. Подведение учащихся к дискуссии о состоянии Красной Армии накануне войны, причинах ее низкой боеготовности. Работа с картой. |
§ 20 |
|
Семинар на тему: СССР в системе международных отношений 1920-1930-х гг. |
Обсуждение причин, по которым не удалось предотвратить Вторую мировую войну. Рассмотрение характера и целей внешней политики СССР в 1930-е гг. |
|
|
Тема 5. СССР в Великой Отечественной войне и страны Запада. (6 час.). 1. Начальный период войны и его особенности. 2. Организация отпора фашистской агрессии. 3. Битва под Москвой и ее историческое значение. |
Лекция учителя, посвященная проблемам и различным версиям начала Великой Отечественной войны. Обсуждение причин неудач Красной Армии на начальном этапе войны, характеристика мер по мобилизации тыла. Привлечение внимания учащихся к значению общенационального патриотического подъема в СССР. Работа с картой и таблицей в параграфе “Соотношение сил на советско-германском фронте к началу войны”. Учащиеся начинают заполнять таблицу “Велика Отечественная война”. |
§ 21 |
|
Советский Союз в переломный период Великой Отечественной войны (1942-1943) . 2. Битва под Сталинградом и коренной перелом в ходе войны. 3. Проблема Второго фронта и действия союзников. 4. Партизанское движение в СССР. |
Комментарии учителя к тексту учебника. Рассказ учителя о дискуссиях по поводу коренного перелома в ходе войны. Обсуждение вопроса о причинах разногласий между СССР и странами Запада по поводу открытия Второго фронта. Работа с картой. Сообщения о партизанском движении в их регионе, крае, селе и т.д. Продолжение заполнения таблицы “Великая Отечественная война”. |
§ 22 |
|
СССР и антифашистская коалиция в решающих битвах Второй мировой войны. 2. Освобождение советской земли от захватчиков. 3. Открытие Второго фронта. |
Работа с картой. Обсуждение причин побед Красной Армии, стратегии союзников СССР в новых условиях. Работа с таблицей “Соотношение сил СССР и Германии в начале 1944 г.”, продолжение заполнения таблицы “Великая Отечественная война”. |
§ 23 |
|
Советский Союз на завершающем этапе Второй мировой войны. 2. Разгром германского фашизма. 3. Война на Тихом океане и роль СССР в победе над Японией. |
Пояснения учителя к тексту учебника о роли СССР в победе над Германией и Японией. Работа с картой и таблицей “Соотношение сил на берлинском направлении” и ее анализ. Обсуждение вопроса о взаимоотношениях СССР и стран Запада на завершающем этапе войны, растущих противоречиях между ними. Завершение таблицы “Великая Отечественная война”. |
§ 24 |
|
СССР и итоги Второй мировой войны. 2. Итоги Второй мировой войны. 3. Значение создания ООН. |
Лекция учителя об итогах Второй мировой войны. Обзор полемики в исторической литературе по результатам Второй мировой войны. Анализ таблицы “Роль Восточного фронта во Второй мировой войне”. Рассмотрение проблемы вклада СССР в победу над Германией. Обсуждение значения победы над фашизмом для последующего мирового развития, создания ООН. |
§ 25 |
|
Обобщающее занятие: СССР в Великой Отечественной войне и страны Запада. |
Проверка знаний, дискуссия по вопросам и заданиям изученной темы. |
|
|
Тема 6. Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первую половину XX в. (3 час.). 1. Развитие философской, общественно-политической науки. 2. Новые экономические теории. Кейнсианство. 3. З.Фрейд и его учение. Социальная психология. |
Лекция учителя. Работа с материалами учебника. Дискуссия на тему “Реальности эпохи и проблемы их теоретического осмысления”. Доклады учащихся с последующим их обсуждением. |
§ 26 |
33-34 |
Изобразительное искусство, художественная литература, театр, кино. 2. Зодчество и архитектура: тоталитарный и модернистский стиль. 3. Основные направления в художественном творчестве. Социалистический реализм. 4. Искусство театра. 5. Зарождение киноискусства. |
Работа с материалами учебника, дополнительной литературой. Дискуссия на тему “Искусство и жизнь в СССР”. Доклады учащихся, посещение музеев. Проведение дискуссии на тему “Государство и культура”. Опора на знания, полученные в курсах литературы, обществознания, отечественной истории и др. Доклады учащихся с последующим обсуждением. |
§§ 27-28 |
II полугодие
№ урока |
Название темы урока, план урока |
Рекомендации по |
Материалы учебника |
|
Тема 7.СССР и мировое развитие в эпоху “холодной войны”. (12 час.). 1. Антифашистские, демократические преобразования в освобожденных странах. 2. Политика СССР в Восточной Европе и причины “холодной войны”. 3. “План Маршалла” его влияние на развитие стран Европы. |
Лекция учителя с элементами беседы. Обсуждение вопроса о мотивах политики СССР в Восточной Европе. Рассмотрение геополитических, идеологических и субъективных факторов начала “холодной войны”. Анализ значения “плана Маршалла”. |
§ 29 |
|
Создание систем союзов и конфликты в Азии. 2. Особенности “холодной войны” в Азии 3. СССР и война в Корее (1950-1953). |
Работа с материалами учебника. Сравнение политики СССР и США в Европе и Азии. Обсуждение вопроса о характере международных отношений в период существования “двух лагерей”, рассмотрение роли СССР в войне в Корее. |
§ 30 |
|
Советский Союз в первые послевоенные годы. 2. Политика укрепления режима личной власти И.В. Сталина. Репрессии послевоенного периода. 3. Духовная жизнь в СССР конца 1940-х-начала 1950-х гг. |
Объяснения учителя, работа с материалами учебника. Обсуждение вопроса о влиянии условий “холодной войны” на внутреннее развитие C'CCP. Проведение дискуссии об изменениях в идеологическом обосновании политики репрессий. |
§ 31 |
|
СССР после смерти И.В. Сталина. 2. XX съезд КПСС и начало периода “оттепели”. 3. События 1956 г. в - Венгрии и их влияние на руководство СССР. |
Урок-лекция. Объяснение причин необходимости проведения реформ, их анализ. Рассмотрение истоков непоследовательности политики десталинизации, роли Н.С. Хрущева в ее осуществлении. Попытка его отстранения от власти в 1957 г.: причины и последствия. |
§ 32 |
|
СССР в конце 1950-х-начале 1960-х гг. 2. Духовная жизнь общества: завершение “оттепели”. 3. Реформы системы управления и отстранение Н.С. Хрущева от власти. |
Обсуждение вопроса об увеличении разрыва между программными целями КПСС и возможностями общества, причин волнений в Новочеркасске. Проведение дискуссии на тему “Оттепель. Замыслы и реальность”. Опора на межпредметные связи. Объяснение сути конфликта между Н.С. Хрущевым и партийным аппаратом. |
§ 33 |
|
Советский Союз и крушение колониальной системы. 2. Пути освобождения народов Азии и Африки. Идея социалистической ориентации. 3. СССР в Суэцком (1956) и Карибском (1962) кризисах. |
Работа с текстом учебника. Выявление причин подъема освободительного движения в колониальных странах после Второй мировой войны. Анализ влияния политики СССР на развитие антиколониальной борьбы народов. Освободившиеся страны и военно-блоковая политика. Опыт участия СССР в локальных конфликтах и его влияние на советскую внешнюю политику. |
§ 34 |
41-42 |
Евроатлантические страны и Япония после Второй мировой войны (конец 1940-х-начало 1960-х гг.) 2. “Великое общество” 1960-х гг. в США. 3. Японская модель развития. |
Комментарии учителя к материалам учебника. Объяснение причин и предпосылок перехода к социально ориентированной рыночной экономике в развитых странах. Сравнение моделей развития США, Западной Европы и Японии в 1950-1960-е гг. Составление развернутого плана по теме урока. |
§§ 35-36 |
43-44 |
Кризис моделей развития: 1960-1970-е гг. 2. СССР: от реформ к “застою”. 3. Еврокоммунизм и новые левые в Западной Европе. 4. “Кризис доверия” в США. 5. Обострение противоречий в Восточной Европе. Кризис 1968 г. в Чехословакии. |
Лекция учителя, рассмотрение вопроса о причинах провала попыток экономических реформ в СССР и странах Восточной Европы, кризиса социально ориентированной политики в Западной Европе. Составление таблицы “Еврокоммунисты, коммунисты и социал-демократы: особенности идеологии”. Анализ доктрины Брежнева, проблемы советско-китайских разногласий. |
§§ 37-38 |
|
Период партнерства и соперничества между СССР и США. 2. Развитие процесса разрядки напряженности в Европе. 3. Война и мирное урегулирование во Вьетнаме: роль СССР. 4. Противоречия разрядки и причины обострения советско-американских отношений в начале 1980-х гг. |
Работа с материалами учебника. Обсуждения проблем “правил игры” в ракетно-ядерную эпоху и ее отражения в международных документах. Анализ возможностей укрепления международной безопасности и стратегической стабильности в условиях паритета сверхдержав. Дискуссия о причинах ввода советских войск в Афганистан и срыва разрядки. Отработка понятийного аппарата |
§ 39 |
|
Обобщающее занятие: СССР и мировое развитие в период “холодной войны”. |
Заполнение таблицы “СССР и крупнейшие международные конфликты”. Работа над вопросами и заданиями к изученной теме. |
|
|
Тема 8. Ускорение научно-технического развития и его последствия. (3 час.). Технологии новой эпохи1. Новый уровень научно-технических знаний. 2. Информационные технологии и их значение. |
Работа с учебником, пояснения учителя. Обсуждение современных горизонтов научно-технического развития. Сообщения учащихся об основных направлениях НТП. |
§ 40 |
|
Информационное общество: основные черты. 2. Автоматизация производства и индустрия знаний. 3. Социальные процессы в информационном обществе. |
Лекция учителя. Работа с материалами учебника. Актуализация полученных знаний, выявление и опора на межпредметные связи. Составление таблицы “Социальная структура современного развитого общества”. Дискуссия на тему “Социальные противоречия информационного общества”. Работа над понятийным аппаратом. |
§ 41 |
|
Глобализация мировой экономики и ее последствия. 2.Предпосылки глобализации. Возникновение ТНК и ТНБ. 3. “Центр” и “периферия” мировой экономики. |
Лекция учителя. Работа с текстом учебника. Проведение сравнительного анализа процессов централизации и концентрации производства и капитала в начале XX в. с глобализацией мировой экономики. Обсуждение противоречий ее “центра” и “периферии”. Работа над терминами. Заполнение таблицы “Глобализация и ее проявления”. |
§ 42 |
50-51 |
Тема 9. Модернизационные процессы в мире конца XX в. От СССР - к Российской Федерации. (10 час.) . Перестройка и новое мышление. Демократические революции в Восточной Европе и распад СССР.1. Углубление кризиса в СССР и переход к политике перестройки. 2. Гласность, демократизация и их влияние на советское общество. 3. Новое политическое мышление и первые шаги по прекращению “холодной войны”. 4. Изменения в политике СССР в отношении стран Восточной Европы и их итоги. 5. Особенности демократических революций в восточноевропейских странах. 6. Обострение этносоциальных проблем в СССР. 7. Углубление кризиса советского общества и распад СССР. |
Лекция учителя. Анализ соотношения внешних и внутренних факторов обострения противоречий в СССР и странах Восточной Европы. Дискуссия о мотивах и целях советской политики в отношении стран Варшавского договора в новых условиях. Рассмотрение причин провала попыток перехода СССР к новой стадии развития. Дискуссия о возможных альтернативах развития советского общества. Рассмотрение особенностей политики М.С. Горбачева. Составление таблицы “Демократические революции в Восточной Европе”. Проведение сравнения политического развития восточноевропейских стран и России. Анализ последствий кризиса в СССР в августе 1991 г., итогов рыночных преобразований в России, социальных и идеологических основ режимов, сложившихся в странах СНГ в начале 1990-х гг. Рекомендуется обсудить заранее подготовленные сообщения учащихся о современном положении в странах Восточной Европы по материалам периодической печати. |
§§ 43-44 |
52-53 |
Модернизационные процессы в США и странах Западной Европы. 2. “Тэтчеризм” в Англии и “рейганомика” в США: общее и особенное. 3. Неоконсервативная волна в развитых странах в 1980-е гг. 4. США при администрациях У. Клинтона и Дж. Буша. 5. Социал-демократический реванш в Западной Европе в конце 1990-х гг. 6. Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке. |
Лекция учителя. Анализ особенностей неоконсервативной идеологии и политики, модели модернизации экономики развитых стран в 1980-е гг. и ее социальных последствий. Работа с текстом учебника. Обсуждение особенностей общественно-политической жизни развитых стран в 1990-е гг. Объяснение объективного характера интеграционных процессов в современном мире, возможности альтернативных моделей интеграции. Составление таблицы “Интеграционные объединения в мире начала XXI в.”. |
§§ 45-46 |
54-55 |
Российская Федерация на новом этапе развития. 2. Кризис 1993 г. и принятие новой Конституции России. 3. Политика коррекции курса реформ. 4. Проблемы межнациональных отношений в России. 5. Избрание Президентом В. В. Путина и развитие российского общества на рубеже XX-XXI вв. 6. Россия и страны СНГ: изменение модели взаимоотношений. |
Работа с текстом учебника, Конституцией РФ, материалами текущей прессы. Воспроизведение знаний учащихся, полученных ими в рамках курса “Обществознание”, ознакомление с программными установками основных политических партий России. Дискуссия о возможных альтернативах реформирования социально-экономических и межнациональных отношений в России. Рассмотрение взглядов современных “западников”, “евразийцев” и “почвенников”. Обсуждение проблемы роли стран Запада в реформировании России. |
§§ 47-48 |
|
Страны Азии и Африки: проблемы модернизации. 2. Новые индустриальные страны и их проблемы. 3. Особенности развития Индии. 4. Исламский фундаментализм в современном мире и факторы солидарности исламских стран. 5. Особенности положения в странах Африки после освобождения. Трайбализм и модернизация. |
Работа с текстом учебника. Обсуждение особенностей модернизации в социалистических странах Азии, опыта развития рыночной экономики в условиях партийно-государственного контроля над процессами политической жизни. Сообщения учащихся об особенностях развития новых индустриальных стран (НИС). Дискуссия на тему: “НИС как образец для подражания в странах Юго-Восточной Азии”. Анализ специфики развития Индии. Объяснение причин сближения исламских стран, возрождения исламского фундаментализма. Объяснение исторической уникальности положения в странах Африки. |
§ 49 |
|
Латинская Америка: от авторитаризма к демократии. 2. Революция на Кубе и ее влияние на страны Латинской Америки. 3. Модернизация, авторитаризм и переход к демократии в латиноамериканских странах в 1980-1990-е гг. |
Лекция учителя. Работа с текстом учебника. Анализ особенностей развития латиноамериканских стран, теории “зависимого капитализма”. Дискуссия о революционном национализме в Латинской Америке. Обсуждение возможностей независимого демократического развития государств Южной Америки на базе интеграции в современных условиях. |
|
|
Россия и международные отношения начала XXI в. 2. Рост конфликтности в мировой политике и его причины. Военные конфликты 1990-х гг. 3. Роль России в поддержании международной стратегической стабильности. 4. Россия и “горячие точки” современного мира. |
Лекция учителя с элементами беседы. Обсуждение материалов учебника, текущей прессы. Анализ вклада России в обеспечение международной безопасности, перспектив взаимодействия России и стран Запада в мирном урегулировании конфликтов. Проблемы стратегических вызовов интересам России в современном мире. Сообщения учащихся по материалам периодических изданий о встречах руководителей России на высшем уровне. |
§ 51 |
|
Семинарское занятие: |
Работа над вопросами и заданиями текущей темы. |
|
|
Тема 10. Особенности духовной жизни человека во второй половине XX в. 1. Особенности современной массовой культуры. 2. Постмодернизм в живописи и художественной литературе. 3. Контркультуры молодежного протеста. 4. Технологии информационного общества и искусство. 5. Национальные культуры стран Азии, Африки и Латинской Америки: новый этап развития. |
Работа с текстом учебника. Обсуждение вопроса “Массовая культура и контркультуры в современной России”. Подготовка докладов с последующим обсуждением. Углубление понятийного аппарата. Рассмотрение возможных тем для написания рефератов. |
§ 52 |
|
Духовная жизнь в советском и российском обществе. 2. Духовная оппозиция как фактор перемен в советском обществе. Писатели и правозащитное движение. 3. Искусство и литература периода гласности и демократизации. 4. Духовная жизнь, искусство демократической России. |
Работа с текстом учебника и дополнительной литературой (по усмотрению учителя). Обсуждение проблемы “Диссиденты в советской культуре: творчество и политика”. Посещение музеев, выставок, вернисажей, художественных галерей с последующим обсуждением проблем современного искусства. |
§ 53 |
|
Итоговое занятие. |
Подведение итогов изучения истории XX в. Обобщение тенденций изменения облика мира. Рассмотрение проблемы пределов человеческого сознания в осмыслении реальностей мира. Анализ современных глобализации. “Перспективы противоречии Дискуссия на тему человечества в III тысячелетии”. |
Заключение |
63-68 |
Итоговая проверка знаний, резерв времени. |
|
|