А.И. Кравченко, Е.А. Певцова

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К КУРСУ “ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ”

Тематическое планирование по обществознанию

Полная школа — 11 класс (68 часов)

№ п/п

к-во

часов

Тема урока (тип урока, форма урока). План изученного материала

Основные понятия, термины

Умения и навыки

развития личности

Региональный

компонент

Межпредметные связи

Литература

1-2/2

Политическая система общества

Политическая власть

(проблемная беседа; практикум)

План

1. Особенности властных отношений.

2. Основные типы власти и их характеристика.

3. Легитимизация власти и ее основания.

Идея: легитимная власть как гарант демократизации общества;

— власть, легитимизация, легализация, харизматическая власть, легитимная власть, традиционная власть.

— Характеризовать особенности властных отношений;

— анализировать конкретные государства с точки зрения определенного типа власти, употребляя соответствующие термины и понятия.

Эволюция политической власти в регионе, ее особенности.

Эволюция политической власти в регионе, ее особенности.

Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 11 кл. М., Русское слово, 2001.

Певцова Е.А. Общество-знание 10 — 11 кл. Книга для учителя. М.,2000. Кравченко А. И. Обществознание. 8 — 11 кл. / Программа. М., Русское слово. 2000.

Кравченко А.И. Задачник по обществознанию для 10 — 11 кл. / (Учебное пособие). М., 2001. Кравченко А.И., Резникова Т.П. Обществознание / Пособие для абитуриентов. М.,2001.

3-4/2

Сущность и организация государства (урок-практикум; лабораторная работа)

План

1. Теории происхождения государства.

2. Государство и его признаки.

3. Территориальная организация государств.

Идея: государство — ведущий элемент политической системы общества;

— государство, форма государства: унитарное государство, федерация, конфедерация.

— Знать, что представляет собой государство как институт политической системы;

— характеризовать основные признаки государства, описывать особенности территориального устройства государств на конкретных примерах.

Область — субъект Российской Федерации. Организация власти и управления в области.

Область — субъект Российской Федерации. Организация власти и управления в области.

Конституция РФ, гл. 3. М. 1995.

5-6/2

Местное самоуправление (лекция + лабораторная работа).

План

1. Из истории местного самоуправления.

2. Сущность местного самоуправления.

3. Функции местного самоуправления.

Идея: местное самоуправление — первичный уровень народовластия, механизм социального контроля;

— местное самоуправление, земства, городские думы, мэрии, делегирование властных функций.

— Определять сущность местного самоуправления и его роль в обществе;

— знать некоторые особенности истории земства и земского движения;

— характеризовать основные функции самоуправления.

Перспективы экономического развития области. Роль органов местного самоуправления в экономической и социально-политической жизни области.

История

Либеральные реформы 60-70 гг. Земская реформа. Становление политической системы Российского государства.

Емельянов Н.А. Местное самоуправление в дореволюционной России. Тула, 1997.

Институты самоуправления: Историко-правовое исследование / Отв. ред. МамутМ., 1995.

7-8/1

Местное самоуправление в моем городе, поселке (урок-экскурсия, урок-практикум, урок-встреча)

План

1. Устав города (поселка): основные положения, принципы, структура;

2. Структура и порядок формирования органов местного самоуправления.

3. Функции представительных и исполнительных органов муниципального образования.

Идея: роль местного самоуправления в решении социальных и экономических проблем;

— муниципальное образование; органы местного самоуправления; представительный орган местного самоуправления; административный округ, структурное подразделение администрации.

— Приводить примеры участия граждан в общественно-политической жизни края;

— называть органы местного самоуправления;

— характеризовать основные функции органов муниципального образования.

Специальный урок “Местное самоуправление в городе, поселке”.

Историческое краеведение

Этапы и особенности экономического развития города, поселка.

Конституция РФ, гл. 8;

Устав города.

9-10/2

Модели политической системы современного общества (урок-семинар, урок-конференция, урок-обобщения и систематизации знаний)

План

1. Сущность политической власти.

2. Основные модели политической власти.

3. Государство — стержень и основа политической власти.

4. Политическая система России

Идея: приоритет прав и свобод личности как ценностная характеристика политической системы;

— политическая система, функции политической системы.

— Называть понятие и функции политической системы;

— давать оценку, высказывать оценочное суждение по поводу различных концепций современных ученых по проблеме;

— моделировать идеальную политическую систему.

Политические процессы в области.

История

Власть и общество. Становление политической системы Российского государства.

Кравченко А. И., Певцова Е.А. Обществознание. 11 кл. М.,2001.

Певцова Е.А. Общество-знание 10 — 11 кл. / Книга для учителя. М.,2000. Кравченко А. И. Задачник по обществознанию для 10 — 11 кл. / Учебное пособие. М.,2001.

Сидельникова Т.Т. и др. Политология: комментарии, схемы, афоризмы. М.,1999.

11-12/2

Политическая жизнь общества

Условия политической жизни (лекция, проблемная беседа)

План

1. Политическая жизнь общества и ее характеристика.

2. Политический режим. Сущность демократии.

3. Гражданин и гражданство.

Идея: влияние условий политической жизни на реформирование гражданского общества и правового государства.

— Знать, что такое политическая жизнь общества;

— характеризовать особенности политических режимов государства;

— определять сущность гражданства и объяснять его юридические и политические основы.

Политическая жизнь и политические процессы в крае. Особенности демократизации общества.

История

Изменение геополитической ситуации в Европе и мире в 90-е годы.

 

13-14/2

Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан (практикум, групповая работа, деловая игра)

План

1. Избирательное право и его сущность.

2. Политическая партия: понятие, признаки, функции.

3. Политическая философия как система взглядов на устройство общества.

Идея: взаимосвязь политической жизни общества, политической системы и политической культуры граждан;

— непосредственное народоизъявление, активное и пассивное избирательное право, политическая партия как субъект политической жизни, политическая философия: коммунизм, либерализм, консерватизм, фашизм.

— Знать формы участия граждан в политической жизни страны;

— характеризовать политическую партию, определять сущность ее функций;

— разъяснять сущность программы партии;

— характеризовать и сравнивать основные типы политической философии.

Специфика формирования политического процесса в области.

История

Формирование многопартийности и начал парламентаризма в России. Многопартийность и проблемы формирования правового государства.

 

15-16/2

Субъекты политической жизни (проблемная беседа, урок-практикум, деловая игра)

План

1. Политические группы как субъекты политической жизни.

2. Кто такие “лобби”. Механизм лоббирования. 3. Молодежные политические организации. Проблемы молодежного движения.

Идея: социальная группа как субъект и объект политической жизни;

— субъекты политики, группы интересов, лобби, цивилизованные формы политической борьбы.

— Знать, кто может выступать в роли субъектов политической жизни;

— характеризовать различные модели поведения субъектов политической жизни;

— объяснять деятельность “лобби” и их роль в общественной жизни страны;

— оценивать свой статус и роль в политической жизни, уровень политической культуры.

Коренные народы как объекты политического процесса. Особенности молодежного движения в области.

История

Становление политической системы Российского государства стран Европы и Азии.

Кравченко А.И. Задачник по обществознанию для 10 — 11 кл. / Учебное пособие. М.,2001.

17-18/2

Социально-политическая деятельность человека и развитие края (урок-конференция, практикум)

План

1. Народ и историческая личность как субъекты политики и истории края.

2. Специфика формирования политического процесса в области.

3. Область как субъект международной политики.

Идея: политический процесс области — составная часть политики России;

— политический процесс, политическая культура жителей Мурманской области, формирование жизненной стратегии.

— Соотносить политические процессы и явления в области, в России и мире;

— осознавать себя субъектом политики, формировать жизненную стратегию.

Специальный урок “Социально-политическая деятельность человека и развитие края, области”.

Историческое краеведение

Область на современном этапе. Политические, социальные, экономические проблемы в крае и пути их решения.

 

19-20/2

Я и политика (семинар. ролевая деловая игра)

План

1. Основные формы участия граждан в политической жизни страны.

2. Политическое лидерство. Партийная борьба за власть в российском обществе.

3. Политическая философия и идеология.

Идея: высокий уровень политической культуры граждан обусловливает становление гражданского общества и правового государства;

— политический лидер, формы участия в политике, политическое кредо.

— Приводить конкретные примеры способов и форм участия граждан в политике;

— проводить анализ статей в известных журналах и газетах о политической жизни страны.

Особенности и противоречия современного общественно-политического развития областей. Мой социальный статус и политическое кредо.

История

Формирование многопартийности в странах Европы, Азии и России.

 

21-22/2

Закон и право

Происхождение права, его формы и структура (лекция)

План

1. Основные концепции о происхождении и сущности права.

2. Структура права.

3. Действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц.

Идея: право как регулятор общественных отношений;

— происхождение права, правовая система, система права, действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц.

— Давать определение понятию “право”;

— объяснять сущность отдельных концепций правопонимания;

— разъяснять сущность правовой системы и системы права, иерархию соподчинения нормативно-правовых актов и действия закона во времени, пространстве и по кругу лиц.

 

История

От первобытности к цивилизации. Древний Рим периода республики и империи. Кодификация Юстиниана. Этапы становления и развития права в России.

Алексеев С.С. Философия права. М.,1998.

Аннерс Э. История европейского права. М., 1994. Алексеев С.С. Теория права. М.,1995.

Баглай М.В. Конституционное право РФ. М., 1998. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1997.

23-24/2

Правосудие в современной России (лабораторная работа с источниками; деловая игра “судебное заседание”)

План

1. Правосудие и эволюция судебной системы в России.

2. Судебная система страны.

3. Основные принципы российского судопроизводства.

Идея: единство судебной системы России как гарантия защиты прав и свобод каждой личности;

— особенности осуществления правосудия в России, коллегиальность, присяжные заседатели, принципы судопроизводства, кассация, инстанция.

— Разъяснять особенности российского судопроизводства, разбираться в судебной системе страны; — уметь написать исковое заявление в суд.

Правоохранительные области — составная часть правоохранительной системы России.

История

судебная реформа 1864 года и ее роль в истории России.

Конституция РФ, гл. 7. Федеральный конституционный закон от 21.07.94 “О Конституционном Суде РФ”.

Федеральный Закон “О мировых судьях в РФ”. Принят Госуд. Думой 11.11.98г., № 188-ФЗ.

25-26/2

Юридическая ответственность (практикум; групповая работа)

План

1. Поведение человека в правовой сфере.

2. Юридическая ответственность и ее виды.

3. Обстоятельства, смягчающие и отягощающие юридическую ответственность.

Идея: принцип неотвратимости наказания за преступление — составная часть идеи законности;

— юридическая ответственность, правонарушения, презумпция невиновности.

— Знать, что такое юридическая ответственность, и в каких случаях она наступает;

— характеризовать состав правонарушения, уметь различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного поведения.

Отклоняющееся поведение подростков. Правовая и социальная помощь подросткам с девиантным поведением.

Литература

Проблема ответственности личности в романе Достоевского Ф.М. “Преступление и наказание”.

Конституция РФ, гл. 2, ст. 49.

Кравченко А. И. Задачник по обществознанию для 10 — 11 кл. / Учебное пособие. М., 2001.

27-28/2

Частное право (лабораторная работа; ролевая игра)

План

1. Предпринимательство и закон.

2. Трудовые права российских граждан.

а) Как заключить трудовой контракт?

б) В каких случаях прекращаются трудовые правонарушения?

3. Семья и право.

а) Брак и его правовое регулирование.

б) Правовые взаимоотношения родителей и детей.

Идея: частное право как регулятор социальных отношений в гражданском обществе;

— субъекты права: юридические и физические лица, правоспособность, дееспособность, трудовой контракт, частное право.

— Знать правовые особенности регулирования основных форм предпринимательской деятельности;

— разъяснять сущность дееспособности и правоспособности лиц — участников правоотношений;

— знать особенности регулирования трудовых правоотношений; — разъяснять сущность института брака.

Трудовая деятельность человека в условиях Крайнего Севера. Особенности законодательства о труде в условиях Крайнего Севера.

История

появление частной собственности. Зарождение и развитие капиталистических отношений.

География

трудовые миграции “Утечка умов”.

Кравченко А. И., Резникова Т.П. Обществознание / Пособие для абитуриентов. М., 2001 г.

Клименко А.В. Основы государства и права. М., 1997.

Основы государства и права / Под ред. Кутафина О.Е. М, 1996.

29-30/2

Трудовая деятельность человека в области или крае (ролевая или деловая игра; практикум)

План

1. Малый бизнес и предпринимательство в области.

2. Рынок труда: занятость населения; требования к современному работнику; профессии, нужные краю.

3. Особенности трудового законодательства в области.

Идея: защита прав работника как приоритетное направление в развитии трудового законодательства в области;

— предпринимательство; рынок труда; правовая культура; профессионализм работника.

— Характеризовать рынок труда, занятость, уровень жизни, правовую культуру северян;

— объяснять (интерпретировать) социальные последствия рыночной экономики;

— суждение о необходимости знаний по частному праву для социализации личности

Специальный урок “Трудовая деятельность человека в области”.

Экономика

Предпринимательство бизнес. Организация фирмы. Рынок труда.

История

края трудовая деятельность человека по преобразованию края. Охрана окружающей среды.

 

31-32/2

Поведение человека в правовой сфере (урок-семинар)

План

1. Почему мы нарушаем закон? Проблемы и противоречия.

2. Как можно защитить свои права?

3. Право — помощник нашей жизни.

Идея: законная защита своих прав и свобод — показатель уровня правовой культуры личности, защита своих и чужих прав может быть только правовой;

— правовая сфера; правовое поведение; правовая защита.

— Находить оценочные суждения в учебной литературе по проблемам и противоречиям правового поведения людей;

— называть пути защиты своих прав;

— характеризовать правовую сферу.

Состояние законности и правопорядка в регионе. Отклоняющиеся поведение несовершеннолетних (статистика по области).

Экономика

защита прав потребителя.

История

экономические реформы и их последствия.

Певцова Е. А. Право. М., 2000.

Закон РФ о правах потребителя. М.,1999. Основы государства и права / Кутафин О. Е. и др. М.,1996.

33-34/2

Социальная система общества

Социальная стратификация (проблемная беседа)

План

1. Социальная стратификация и ее сущность.

2. Рабство, кастовое общество, сословное и классовое общество как системы социальной стратификации

Идея: необходимость циви-лизационного решения социальных проблем в условиях социальной стратификации;

— страта, класс, рабство, каста, сословие, титул, социальная стратификация.

— Объяснять сущность социальной стратификации;

— уметь анализировать положение людей, принадлежащих к определенному социальному классу.

Основные тенденции социальной жизни общества Заполярья. Углубление социальной дифференциации в Мурманской области.

Литература

Социальные отношения в произведениях русских писателей Салтыкова-Щедрина М.Е. “История одного города”. “Как один мужик дух генералов прокормил” и др.

Конституция РФ, гл., ст. Кравченко А. И. Введение в социологию: Учебное пособие. М.,2000. Социальная философия:

Учебное пособие / Под ред. Лавриненко В.Н. М., 1995.

35-36/2

Социальная мобильность (ролевая игра, либо практикум; групповая работа)

План

1. Социальный статус.

2. Социальная мобильность и ее виды.

Идея: изменения социального статуса продвижения по каналам вертикальной мобильности;

— социальный статус, социальная роль, социальная мобильность, жизненные стратегии.

— Разъяснять сущность социального статуса;

— характеризовать основные виды социальной мобильности; — анализировать конкретные ситуации, способствующие социальному продвижению личности.

Молодежь как социальная группа. Положение молодежи в области: демография, здоровье, образование, труд и занятость, уровень жизни, общественно-политическая активность и ценности, девиантное поведение.

История

традиционное общество. Социальные группы и сословия в древних обществах. Становление гражданского общества.

Кравченко А.И. Основы социологии: Учебное пособие для студентов ср. спец. заведений. М., 1997.

Кравченко А.И. Задачник по обществознанию для 10 — 11 кл. / Уч. пособие. М., 2001.

37-38/2

Семья и брак (проблемная беседа)

План

1. Добрачное поведение. 2. Брак и создание семьи. 3. Современная семья.

Идея: особая роль семейных традиций в воспитании личности;

— добрачное поведение, семья, современная семья, нукмарная и расширенная семья, степень родства.

— Пояснять сущность брака как социального института общества;

— уметь анализировать различные виды семей и взаимоотношения их членов.

Родословная семьи, демографическая динамика.

Литература

Нравственная социальная проблематика русской литературы. Чернышевский Н.Г. “Что делать?”. Толстой Л.Н.“Война и мир”, <Анна Каренина”.

История

семья на различных этапах исторического развития.

Социология: Учебное пособие / Общ. ред. Тадевасяна Е.В., М., 1995.

39-40/2

Социальная система области (урок-практикум)

План

1. Общая характеристика социальной структуры нашего края.

2. Основные тенденции социальной жизни общества.

3. Социальная стратификация. Углубление социальной дифференциации.

Идея: социальная система области — составная часть российской социальной системы;

— углубление социальной дифференциации, тенденции социальной жизни общества.

— Называть основные элементы социальной структуры общества нашего края;

— характеризовать положение молодежи области;

— объяснять социальные последствия рыночной экономики.

Специальный урок по теме: “Социальная система области”.

Историческое краеведение

развитие социальной сферы области.

 

 

41-42/2

Как можно добиться успеха в бизнесе и личной жизни (урок-семинар, либо систематизации и обобщения знаний)

План

1. Социальная стратификация в современном российском обществе.

2. Как можно сделать карьеру и добиться высокого социального статуса.

3. Успех в личной жизни: некоторые секреты.

Идея: достижение успеха в карьере и личной жизни — важная составляющая жизненной стратегии каждой личности;

— успех в бизнесе и личной жизни, карьера, жизненная стратегия.

— Приводить конкретные примеры, поясняющие особенности социальной стратификации в нашей стране;

— анализировать материалы учебника о социальной мобильности, делать выводы о возможности достижения успеха в жизни.

Формирование жизненных стратегий (успеха, благополучия, самореализации жителями нашего края).

Литература

жизненные стратегии в произведении Чернышевского Н.Г. “Что делать?” и др.

История

Российские предприниматели.

Кравченко А. И. Введение в социологию: Учебное пособие. М., 2000.

Райэберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. М., 1993.

43/1

Взаимодействие людей в обществе

Социальное взаимодействие (проблемная беседа)

План

1. Что такое социальное взаимодействие?

2. Основные формы взаимодействия людей: кооперация, конкуренция, конфликты.

Идея: зависимость стабильности общества от характера социального взаимодействия;

— социальное взаимодействие, потребности, мотивация, ожидание, кооперация, конкуренция, конфликт.

— Разъяснять сущность социального взаимодействия;

— характеризовать основные элементы социального взаимодействия, а также его основные формы;

— уметь анализировать определенные поступки людей, используя научные знания о социальном взаимодействии.

Основные тенденции социальной жизни общества области. Межнациональные отношения в крае.

Литература

современная литература о нравственных взаимоотношениях между людьми.

Кравченко А. И.. Резникова Т.П. Обществознание:

Пособие для абитуриентов. М., 2001.

Кравченко А. И. Введение в социологию. М., 2000.

44/1

Конфликт и протестное движение (деловая игра; дискуссия)

План

1. Конфликт и основные способы его разрешения. 2. Протест как активная форма конфликтного поведения.

3. Социальные движения и их характеристика.

Идея: конструктивный конфликт как фактор прогрессивного развития общества;

— конфликт, протест, социальные движения.

— Пояснять сущность социальной напряженности общества; — знать особенности возникающих в обществе конфликтов и уметь давать советы по их разрешению, используя разные способы, известные в науке;

— характеризовать протестные формы поведения людей.

Особенности и противоречия современного общественного развития области. Специфика формирования политического процесса в области.

История

социально-политическое развитие России в период модернизации. Восстание, крестьянские войны и революции в России.

Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1995.

Клименко А. В., Румыни-на В. В. Обществознание в вопросах и ответах. М., 1998.

Андреева Г.М. Социальная психология. М.,1998.

45/1

Социальный контроль

(проблемная беседа; практикум, групповая работа)

План

1. Социальный контроль и его элементы.

2. Виды санкций.

3. формы социального контроля:

— самоконтроль;

— внешний контроль.

Идея: социальный контроль как условие поддерживания стабильного порядка в обществе и развития личности; — нормы, санкции, социальные предписания, система социального взаимодействия, самоконтроль, совесть.

— Характеризовать особенности социальных норм и их санкций;

— разъяснять особенности самоконтроля; — характеризовать конкретные проявления внешнего контроля.

Образ жизни, особенности менталитета жителей края.

Правовая и социальная помощь подросткам с девиантным поведением.

История

переход от первобытности к цивилизации. Предгосударственная власть, социальные отношения.

 

Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 2000.

46/1

Отклоняющееся и противоправное поведение

(урок-практикум; проблемная беседа)

План

1. Девиантное поведение.

2. Делинквентное поведение и его характеристика.

Идя: девиантное и делинквентное поведение как проблема общества и личности;

— девиантное поведение; делинквентное поведение, общественное мнение; криминогенная обстановка; группы риска.

— Характеризовать сущность девиантного поведения, его формы;

— выделять особенности делинквентного поведения;

— пояснять причины отклоняющегося поведения.

Отклоняющееся поведение несовершеннолетних (статистика по области). Областные комплексные программы по обеспечению законности и правопорядка в крае.

Литература

многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе Достоевского Ф.М. “Преступление и наказание” и др. произведения зарубежной и российской литературы.

История

проблема законности и правопорядка в период сталинских репрессий.

 

47-48/2

Проблемы и противоречия в поведении человека в обществе (урок-семинар; систематизация и обобщение знаний)

План

1. Конфликты в обществе: причины, сущность, способы разрешения.

Идея: актуальность проблемы противоправного поведения человека в обществе и необходимость комплексного подхода к ее

— Анализировать сообщения СМИ о проблемах и противоречиях в поведении человека и причинах правонарушений;

Целевые программы по социальной защите и трудоустройству несовершеннолетних к области.

Литература

тема совести и чести человека в произведениях литературы.

История

разрешения социальных и политических конфликтов.

Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1995.

Андреев Г.М. Социальная психология. М., 1994. Кравченко А. И. Введение в социологию. М., 2000.

53/1

Счастье, удовольствие, гедонизм (дискуссия; проблемная беседа)

План

1. Что такое счастье?

2. Гедонизм и его сущность.

Идея: стремление человека к счастью как фактор саморазвития человека и прогресса общества;

— счастье “мораль” гедонизма, авантюра и разумный гедонизм.

— Разъяснять основные концепции понимания “счастья”;

— характеризовать гедонизм и его проявление.

Жизненный опыт, народная мудрость, здравый смысл и разнообразие творческой деятельности этнических групп Кольского Севера.

Литература духовные поиски, проблема смысла жизни, идеал человечности в русской литературе XIX—XX вв.

Гусейнов А.А.. Апресян Р. Г. Этика: Учеб. для вузов. М., 1998.

Кон И.С. Открытие “Я”. М, 1978.

54/1

Справедливость и равенство (урок-практикум; групповая работа)

План

1. Понятие справедливости в современной науке. 2. Проблема соотношения понятия: справедливость и равенство.

Идея: разнообразие концептуальных подходов к проблеме соотношения справедливости и равенства;

— сущность справедливости, принцип справедливости, равенство и равноправие.

— Оценивать поведение людей с точки зрения соблюдения принципа справедливости;

— знать основные представления о сущности справедливости в истории и современности.

Социальные последствия рыночной экономики в области. Углубление социальной дифференциации в крае.

История

распространение социалистических учений в XIX в. Политический радикализм. Социальные движения. Начало массового рабочего движения.

Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1995.

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.

55/1

Духовная жизнь северян (урок-экскурсия; урок-конференция)

План

1. Тенденции духовной жизни народа.

2. Наследие материальной и духовной культуры.

3. Последствия перехода к рыночной экономике для духовной жизни народа.

Идея: противоречивость последствий перехода к рыночной экономике для духовной жизни северян;

— духовная жизнь, материальная и духовная культура, этническая группа как субъект духовной жизни.

— Характеризовать образ жизни;

— оценивать перспективы развития культуры в области в современных условиях;

— объяснять влияние рыночной экономики на тенденции развития культуры.

Специальный урок по теме “Духовная жизнь жителей края”.

Историческое краеведение

развитие культуры в крае в XX в. Возрождение национальной культуры.

 

56/1

Проблема духовной жизни человека и общества (урок-семинар)

План

1. Мораль и моральное поведение.

2. Нравственные категории и их реализация в жизни.

3. “Формула” счастья.

Идея: непреходящие нравственные ценности и изменения моральных норм — историческая реальность;

— мораль, нравственность, духовная жизнь. концепции “счастья”.

— Называть нравственные категории, разъяснять их сущность;

— оценивать поведение людей с позиции моральных аспектов; анализировать происходящие в мире процессы с научной точки зрения;

— объяснять различные точки зрения на понимание “счастья”.

Духовная культура этнических групп Кольского Севера: нравственные устои, народная мудрость и здравый смысл.

История

культура этнических групп Кольского Севера: нравственные устои, народная мудрость и здравый смысл.

Гуманистические ценности современных цивилизаций и проблемы современного мира / Под ред. Полякова В.Л., Элиасбер Н.И. М., 1992.

57-58/2

Внутренний мир и социализация человека Структура человеческой психики (проблемная беседа)

План

1. Роль природных социальных факторов в процессе эволюции человека.

2. Из чего состоит психика человека?

Идея: вытеснение природного начала в человеке социальным (культурным) — результат эволюции общества.

— Объяснять сущность психики как особой формы отражения действительности;

— уметь анализировать роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека;

— объяснять структуру человеческой психики.

Влияние природных условий на образ жизни и менталитет жителей края.

Биология

теория эволюции Дарвина. Движущие силы эволюции человека.

МХК

искусство модернизма как отражение внутреннего мира человека.

Ирвинг Стоун. Страсти ума или Жизнь Фрейда / Пер. с англ. М., 1994.

59/1

Элементы человеческой психики и сознания (урок-дискуссия; проблемная беседа)

План

1. Основные элементы человеческой психики: инстинкты, потребности, привычки, мотивы, рассудок.

2. Сущность человеческой деятельности.

Идея: влияние психики и сознания на сущность деятельности людей; — психика, сознание, инстинкты, рефлексы, человеческие потребности, привычки, мотивы деятельности человека.

— Знать сущность инстинктов и рефлексов;

— разъяснять особенности потребностей человека в жизни;

— характеризовать привычки людей, разъясняя их виды;

— характеризовать мотивы — побудители действий людей.

Разнообразие творческой деятельности людей, живущих в области. Особенности человеческих потребностей, привычек и мотивов деятельности народов края.

Биология Инстинкты и рефлексы. Ф. Энгельс о роли труда в происхождении человека

Историческое краеведение

Человек и природа. Возникновение верований и искусства.

Фрейд 3. Психоанализ и культура. СПб., 1997. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.

60/1

Влияние общества на личность (урок-дискуссия; проблемная беседа)

План

1. Социализация и ее сущность.

2. Формирование личности в семье. Проблема взаимоотношений подростков. Проблемы общения.

Идея: влияние общества на личность как проблема социальных взаимоотношений;

— социализация, формирование личности.

— Объяснять сущность процесса социализации личности;

— объяснять взаимоотношения родителей и детей;

— характеризовать основные проблемы подросткового периода жизни человека.

Влияние природно-климатических и социальных условий на выбор жизненного пути. Традиция воспитания в семьях различных этнических групп Крайнего Севера.

История

Россия: жизнь и быт сословий в период средневековья. Система духовных ценностей русского общества на современном этапе.

Литература

Проблема взаимоотношений отцов и детей в произведениях литературы. Тургенев И.С. “Отцы и дети” и др.

Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 2000.

61/1

Проблемы социализации человека (урок-семинар)

План

1. Я и мой внутренний мир.

2. Как общество влияет на личность.

3. Роль личности в историческом процессе.

Идея: необходимость социализации каждой личности для развития общества;

— проблемы социализации, взаимовлияние общества и личности.

— Разъяснять все элементы человеческой психики и сознания;

— показывать на конкретных примерах богатство внутреннего мира человека; различные аспекты взаимовлияния общества и личности.

Специфика взаимодействия взаимовлияние общества и природы.Образ жизни. Общество в крае.

Историческое краеведение

Эволюция социальной структуры. Роль личности в истории края.

Литература

Стремление по новому осмыслить проблемы отношений человека и общества. Вознесенский А., Бродский И., Рубцов Н.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика / Учебное пособие для вузов. М., 1998.