А.И. Кравченко, Е.А. Певцова
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К КУРСУ “ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ”
Тематическое планирование по обществознанию
Полная школа — 11 класс (68 часов)
№ п/п к-во часов |
Тема урока (тип урока, форма урока). План изученного материала |
Основные понятия, термины |
Умения и навыки развития личности |
Региональный компонент |
Межпредметные связи |
Литература |
1-2/2 |
Политическая система общества Политическая власть (проблемная беседа; практикум) План 1. Особенности властных отношений. 2. Основные типы власти и их характеристика. 3. Легитимизация власти и ее основания. |
Идея: легитимная власть как гарант демократизации общества; — власть, легитимизация, легализация, харизматическая власть, легитимная власть, традиционная власть. |
— Характеризовать особенности властных отношений; — анализировать конкретные государства с точки зрения определенного типа власти, употребляя соответствующие термины и понятия. |
Эволюция политической власти в регионе, ее особенности. |
Эволюция политической власти в регионе, ее особенности. |
Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 11 кл. М., Русское слово, 2001.Певцова Е.А. Общество-знание 10 — 11 кл. Книга для учителя. М.,2000. Кравченко А. И. Обществознание. 8 — 11 кл. / Программа. М., Русское слово. 2000. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию для 10 — 11 кл. / (Учебное пособие). М., 2001. Кравченко А.И., Резникова Т.П. Обществознание / Пособие для абитуриентов. М.,2001. |
3-4/2 |
Сущность и организация государства (урок-практикум; лабораторная работа)План 1. Теории происхождения государства. 2. Государство и его признаки. 3. Территориальная организация государств. |
Идея: государство — ведущий элемент политической системы общества;— государство, форма государства: унитарное государство, федерация, конфедерация. |
— Знать, что представляет собой государство как институт политической системы;— характеризовать основные признаки государства, описывать особенности территориального устройства государств на конкретных примерах. |
Область — субъект Российской Федерации. Организация власти и управления в области. |
Область — субъект Российской Федерации. Организация власти и управления в области. |
Конституция РФ, гл. 3. М. 1995. |
5-6/2 |
Местное самоуправление (лекция + лабораторная работа).План 1. Из истории местного самоуправления.2. Сущность местного самоуправления.3. Функции местного самоуправления. |
Идея: местное самоуправление — первичный уровень народовластия, механизм социального контроля; — местное самоуправление, земства, городские думы, мэрии, делегирование властных функций. |
— Определять сущность местного самоуправления и его роль в обществе;— знать некоторые особенности истории земства и земского движения;— характеризовать основные функции самоуправления. |
Перспективы экономического развития области. Роль органов местного самоуправления в экономической и социально-политической жизни области. |
История Либеральные реформы 60-70 гг. Земская реформа. Становление политической системы Российского государства. |
Емельянов Н.А. Местное самоуправление в дореволюционной России. Тула, 1997.Институты самоуправления: Историко-правовое исследование / Отв. ред. МамутМ., 1995. |
7-8/1 |
Местное самоуправление в моем городе, поселке (урок-экскурсия, урок-практикум, урок-встреча)План 1. Устав города (поселка): основные положения, принципы, структура; 2. Структура и порядок формирования органов местного самоуправления. 3. Функции представительных и исполнительных органов муниципального образования. |
Идея: роль местного самоуправления в решении социальных и экономических проблем; — муниципальное образование; органы местного самоуправления; представительный орган местного самоуправления; административный округ, структурное подразделение администрации. |
— Приводить примеры участия граждан в общественно-политической жизни края;— называть органы местного самоуправления;— характеризовать основные функции органов муниципального образования. |
Специальный урок “Местное самоуправление в городе, поселке”. |
Историческое краеведение Этапы и особенности экономического развития города, поселка. |
Конституция РФ, гл. 8; Устав города. |
9-10/2 |
Модели политической системы современного общества (урок-семинар, урок-конференция, урок-обобщения и систематизации знаний)План 1. Сущность политической власти.2. Основные модели политической власти.3. Государство — стержень и основа политической власти.4. Политическая система России |
Идея: приоритет прав и свобод личности как ценностная характеристика политической системы; — политическая система, функции политической системы. |
— Называть понятие и функции политической системы;— давать оценку, высказывать оценочное суждение по поводу различных концепций современных ученых по проблеме;— моделировать идеальную политическую систему. |
Политические процессы в области. |
История Власть и общество. Становление политической системы Российского государства. |
Кравченко А. И., Певцова Е.А. Обществознание. 11 кл. М.,2001.Певцова Е.А. Общество-знание 10 — 11 кл. / Книга для учителя. М.,2000. Кравченко А. И. Задачник по обществознанию для 10 — 11 кл. / Учебное пособие. М.,2001. Сидельникова Т.Т. и др. Политология: комментарии, схемы, афоризмы. М.,1999. |
11-12/2 |
Политическая жизнь общества Условия политической жизни (лекция, проблемная беседа) План 1. Политическая жизнь общества и ее характеристика.2. Политический режим. Сущность демократии.3. Гражданин и гражданство. |
Идея: влияние условий политической жизни на реформирование гражданского общества и правового государства. |
— Знать, что такое политическая жизнь общества;— характеризовать особенности политических режимов государства;— определять сущность гражданства и объяснять его юридические и политические основы. |
Политическая жизнь и политические процессы в крае. Особенности демократизации общества. |
История Изменение геополитической ситуации в Европе и мире в 90-е годы. |
|
13-14/2 |
Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан (практикум, групповая работа, деловая игра)План 1. Избирательное право и его сущность. 2. Политическая партия: понятие, признаки, функции. 3. Политическая философия как система взглядов на устройство общества. |
Идея: взаимосвязь политической жизни общества, политической системы и политической культуры граждан; — непосредственное народоизъявление, активное и пассивное избирательное право, политическая партия как субъект политической жизни, политическая философия: коммунизм, либерализм, консерватизм, фашизм. |
— Знать формы участия граждан в политической жизни страны; — характеризовать политическую партию, определять сущность ее функций; — разъяснять сущность программы партии; — характеризовать и сравнивать основные типы политической философии. |
Специфика формирования политического процесса в области. |
История Формирование многопартийности и начал парламентаризма в России. Многопартийность и проблемы формирования правового государства. |
|
15-16/2 |
Субъекты политической жизни (проблемная беседа, урок-практикум, деловая игра)План 1. Политические группы как субъекты политической жизни. 2. Кто такие “лобби”. Механизм лоббирования. 3. Молодежные политические организации. Проблемы молодежного движения. |
Идея: социальная группа как субъект и объект политической жизни; — субъекты политики, группы интересов, лобби, цивилизованные формы политической борьбы. |
— Знать, кто может выступать в роли субъектов политической жизни; — характеризовать различные модели поведения субъектов политической жизни; — объяснять деятельность “лобби” и их роль в общественной жизни страны; — оценивать свой статус и роль в политической жизни, уровень политической культуры. |
Коренные народы как объекты политического процесса. Особенности молодежного движения в области. |
История Становление политической системы Российского государства стран Европы и Азии. |
Кравченко А.И. Задачник по обществознанию для 10 — 11 кл. / Учебное пособие. М.,2001. |
17-18/2 |
Социально-политическая деятельность человека и развитие края (урок-конференция, практикум)План 1. Народ и историческая личность как субъекты политики и истории края. 2. Специфика формирования политического процесса в области. 3. Область как субъект международной политики. |
Идея: политический процесс области — составная часть политики России; — политический процесс, политическая культура жителей Мурманской области, формирование жизненной стратегии. |
— Соотносить политические процессы и явления в области, в России и мире; — осознавать себя субъектом политики, формировать жизненную стратегию. |
Специальный урок “Социально-политическая деятельность человека и развитие края, области”. |
Историческое краеведение Область на современном этапе. Политические, социальные, экономические проблемы в крае и пути их решения. |
|
19-20/2 |
Я и политика (семинар. ролевая деловая игра)План 1. Основные формы участия граждан в политической жизни страны. 2. Политическое лидерство. Партийная борьба за власть в российском обществе. 3. Политическая философия и идеология. |
Идея: высокий уровень политической культуры граждан обусловливает становление гражданского общества и правового государства; — политический лидер, формы участия в политике, политическое кредо. |
— Приводить конкретные примеры способов и форм участия граждан в политике; — проводить анализ статей в известных журналах и газетах о политической жизни страны. |
Особенности и противоречия современного общественно-политического развития областей. Мой социальный статус и политическое кредо. |
История Формирование многопартийности в странах Европы, Азии и России. |
|
21-22/2 |
Закон и право Происхождение права, его формы и структура (лекция) План 1. Основные концепции о происхождении и сущности права. 2. Структура права. 3. Действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц. |
Идея: право как регулятор общественных отношений; — происхождение права, правовая система, система права, действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц. |
— Давать определение понятию “право”; — объяснять сущность отдельных концепций правопонимания ;— разъяснять сущность правовой системы и системы права, иерархию соподчинения нормативно-правовых актов и действия закона во времени, пространстве и по кругу лиц. |
История От первобытности к цивилизации. Древний Рим периода республики и империи. Кодификация Юстиниана. Этапы становления и развития права в России. |
Алексеев С.С. Философия права. М.,1998. Аннерс Э. История европейского права. М., 1994. Алексеев С.С. Теория права. М.,1995. Баглай М.В. Конституционное право РФ. М., 1998. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1997. |
|
23-24/2 |
Правосудие в современной России (лабораторная работа с источниками; деловая игра “судебное заседание”)План 1. Правосудие и эволюция судебной системы в России. 2. Судебная система страны. 3. Основные принципы российского судопроизводства. |
Идея: единство судебной системы России как гарантия защиты прав и свобод каждой личности; — особенности осуществления правосудия в России, коллегиальность, присяжные заседатели, принципы судопроизводства, кассация, инстанция. |
— Разъяснять особенности российского судопроизводства, разбираться в судебной системе страны; — уметь написать исковое заявление в суд. |
Правоохранительные области — составная часть правоохранительной системы России. |
История судебная реформа 1864 года и ее роль в истории России. |
Конституция РФ, гл. 7. Федеральный конституционный закон от 21.07.94 “О Конституционном Суде РФ”. Федеральный Закон “О мировых судьях в РФ”. Принят Госуд. Думой 11.11.98г., № 188-ФЗ. |
25-26/2 |
Юридическая ответственность (практикум; групповая работа)План 1. Поведение человека в правовой сфере. 2. Юридическая ответственность и ее виды. 3. Обстоятельства, смягчающие и отягощающие юридическую ответственность. |
Идея: принцип неотвратимости наказания за преступление — составная часть идеи законности; — юридическая ответственность, правонарушения, презумпция невиновности. |
— Знать, что такое юридическая ответственность, и в каких случаях она наступает; — характеризовать состав правонарушения, уметь различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного поведения. |
Отклоняющееся поведение подростков. Правовая и социальная помощь подросткам с девиантным поведением. |
Литература Проблема ответственности личности в романе Достоевского Ф.М. “Преступление и наказание”. |
Конституция РФ, гл. 2, ст. 49. Кравченко А. И. Задачник по обществознанию для 10 — 11 кл. / Учебное пособие. М., 2001. |
27-28/2 |
Частное право (лабораторная работа; ролевая игра)План 1. Предпринимательство и закон. 2. Трудовые права российских граждан. а) Как заключить трудовой контракт? б) В каких случаях прекращаются трудовые правонарушения? 3. Семья и право. а) Брак и его правовое регулирование. б) Правовые взаимоотношения родителей и детей. |
Идея: частное право как регулятор социальных отношений в гражданском обществе; — субъекты права: юридические и физические лица, правоспособность, дееспособность, трудовой контракт, частное право. |
— Знать правовые особенности регулирования основных форм предпринимательской деятельности; — разъяснять сущность дееспособности и правоспособности лиц — участников правоотношений; — знать особенности регулирования трудовых правоотношений; — разъяснять сущность института брака. |
Трудовая деятельность человека в условиях Крайнего Севера. Особенности законодательства о труде в условиях Крайнего Севера. |
История появление частной собственности. Зарождение и развитие капиталистических отношений. География трудовые миграции “Утечка умов”. |
Кравченко А. И., Резникова Т.П. Обществознание / Пособие для абитуриентов. М., 2001 г.Клименко А.В. Основы государства и права. М., 1997. Основы государства и права / Под ред. Кутафина О.Е. М, 1996. |
29-30/2 |
Трудовая деятельность человека в области или крае (ролевая или деловая игра; практикум)План 1. Малый бизнес и предпринимательство в области. 2. Рынок труда: занятость населения; требования к современному работнику; профессии, нужные краю. 3. Особенности трудового законодательства в области. |
Идея: защита прав работника как приоритетное направление в развитии трудового законодательства в области; — предпринимательство; рынок труда; правовая культура; профессионализм работника. |
— Характеризовать рынок труда, занятость, уровень жизни, правовую культуру северян; — объяснять (интерпретировать) социальные последствия рыночной экономики; — суждение о необходимости знаний по частному праву для социализации личности |
Специальный урок “Трудовая деятельность человека в области”. |
Экономика Предпринимательство бизнес. Организация фирмы. Рынок труда. История края трудовая деятельность человека по преобразованию края. Охрана окружающей среды. |
|
31-32/2 |
Поведение человека в правовой сфере (урок-семинар)План 1. Почему мы нарушаем закон? Проблемы и противоречия. 2. Как можно защитить свои права? 3. Право — помощник нашей жизни. |
Идея: законная защита своих прав и свобод — показатель уровня правовой культуры личности, защита своих и чужих прав может быть только правовой; — правовая сфера; правовое поведение; правовая защита. |
— Находить оценочные суждения в учебной литературе по проблемам и противоречиям правового поведения людей; — называть пути защиты своих прав; — характеризовать правовую сферу. |
Состояние законности и правопорядка в регионе. Отклоняющиеся поведение несовершеннолетних (статистика по области). |
Экономика защита прав потребителя. История экономические реформы и их последствия. |
Певцова Е. А. Право. М., 2000. Закон РФ о правах потребителя. М.,1999. Основы государства и права / Кутафин О. Е. и др. М.,1996. |
33-34/2 |
Социальная система общества Социальная стратификация (проблемная беседа) План 1. Социальная стратификация и ее сущность.2. Рабство, кастовое общество, сословное и классовое общество как системы социальной стратификации |
Идея: необходимость циви-лизационного решения социальных проблем в условиях социальной стратификации; — страта, класс, рабство, каста, сословие, титул, социальная стратификация. |
— Объяснять сущность социальной стратификации; — уметь анализировать положение людей, принадлежащих к определенному социальному классу. |
Основные тенденции социальной жизни общества Заполярья. Углубление социальной дифференциации в Мурманской области. |
Литература Социальные отношения в произведениях русских писателей Салтыкова-Щедрина М.Е. “История одного города”. “Как один мужик дух генералов прокормил” и др. |
Конституция РФ, гл., ст. Кравченко А. И. Введение в социологию: Учебное пособие. М.,2000. Социальная философия: Учебное пособие / Под ред. Лавриненко В.Н. М., 1995. |
35-36/2 |
Социальная мобильность (ролевая игра, либо практикум; групповая работа)План 1. Социальный статус. 2. Социальная мобильность и ее виды. |
Идея: изменения социального статуса продвижения по каналам вертикальной мобильности; — социальный статус, социальная роль, социальная мобильность, жизненные стратегии. |
— Разъяснять сущность социального статуса; — характеризовать основные виды социальной мобильности; — анализировать конкретные ситуации, способствующие социальному продвижению личности. |
Молодежь как социальная группа. Положение молодежи в области: демография, здоровье, образование, труд и занятость, уровень жизни, общественно-политическая активность и ценности, девиантное поведение. |
История традиционное общество. Социальные группы и сословия в древних обществах. Становление гражданского общества. |
Кравченко А.И. Основы социологии: Учебное пособие для студентов ср. спец. заведений. М., 1997.Кравченко А.И. Задачник по обществознанию для 10 — 11 кл. / Уч. пособие. М., 2001. |
37-38/2 |
Семья и брак (проблемная беседа)План 1. Добрачное поведение. 2. Брак и создание семьи. 3. Современная семья. |
Идея: особая роль семейных традиций в воспитании личности; — добрачное поведение, семья, современная семья, нукмарная и расширенная семья, степень родства. |
— Пояснять сущность брака как социального института общества; — уметь анализировать различные виды семей и взаимоотношения их членов. |
Родословная семьи, демографическая динамика. |
Литература Нравственная социальная проблематика русской литературы. Чернышевский Н.Г. “Что делать?”. Толстой Л.Н.“Война и мир”, <Анна Каренина”. История семья на различных этапах исторического развития. |
Социология: Учебное пособие / Общ. ред. Тадевасяна Е.В., М., 1995. |
39-40/2 |
Социальная система области (урок-практикум)План 1. Общая характеристика социальной структуры нашего края. 2. Основные тенденции социальной жизни общества. 3. Социальная стратификация. Углубление социальной дифференциации. |
Идея: социальная система области — составная часть российской социальной системы; — углубление социальной дифференциации, тенденции социальной жизни общества. |
— Называть основные элементы социальной структуры общества нашего края; — характеризовать положение молодежи области; — объяснять социальные последствия рыночной экономики. |
Специальный урок по теме: “Социальная система области”. |
Историческое краеведение развитие социальной сферы области. |
|
41-42/2 |
Как можно добиться успеха в бизнесе и личной жизни (урок-семинар, либо систематизации и обобщения знаний)План 1. Социальная стратификация в современном российском обществе. 2. Как можно сделать карьеру и добиться высокого социального статуса. 3. Успех в личной жизни: некоторые секреты. |
Идея: достижение успеха в карьере и личной жизни — важная составляющая жизненной стратегии каждой личности; — успех в бизнесе и личной жизни, карьера, жизненная стратегия. |
— Приводить конкретные примеры, поясняющие особенности социальной стратификации в нашей стране;— анализировать материалы учебника о социальной мобильности, делать выводы о возможности достижения успеха в жизни. |
Формирование жизненных стратегий (успеха, благополучия, самореализации жителями нашего края). |
Литература жизненные стратегии в произведении Чернышевского Н.Г. “Что делать?” и др. История Российские предприниматели. |
Кравченко А. И. Введение в социологию: Учебное пособие. М., 2000.Райэберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. М., 1993. |
43/1 |
Взаимодействие людей в обществе Социальное взаимодействие (проблемная беседа) План 1. Что такое социальное взаимодействие? 2. Основные формы взаимодействия людей: кооперация, конкуренция, конфликты. |
Идея: зависимость стабильности общества от характера социального взаимодействия; — социальное взаимодействие, потребности, мотивация, ожидание, кооперация, конкуренция, конфликт. |
— Разъяснять сущность социального взаимодействия; — характеризовать основные элементы социального взаимодействия, а также его основные формы; — уметь анализировать определенные поступки людей, используя научные знания о социальном взаимодействии. |
Основные тенденции социальной жизни общества области. Межнациональные отношения в крае. |
Литература современная литература о нравственных взаимоотношениях между людьми. |
Кравченко А. И.. Резникова Т.П. Обществознание:Пособие для абитуриентов. М., 2001. Кравченко А. И. Введение в социологию. М., 2000. |
44/1 |
Конфликт и протестное движение (деловая игра; дискуссия)План 1. Конфликт и основные способы его разрешения. 2. Протест как активная форма конфликтного поведения. 3. Социальные движения и их характеристика. |
Идея: конструктивный конфликт как фактор прогрессивного развития общества; — конфликт, протест, социальные движения. |
— Пояснять сущность социальной напряженности общества; — знать особенности возникающих в обществе конфликтов и уметь давать советы по их разрешению, используя разные способы, известные в науке; — характеризовать протестные формы поведения людей. |
Особенности и противоречия современного общественного развития области. Специфика формирования политического процесса в области. |
История социально-политическое развитие России в период модернизации. Восстание, крестьянские войны и революции в России. |
Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1995.Клименко А. В., Румыни-на В. В. Обществознание в вопросах и ответах. М., 1998.Андреева Г.М. Социальная психология. М.,1998. |
45/1 |
Социальный контроль (проблемная беседа; практикум, групповая работа) План 1. Социальный контроль и его элементы. 2. Виды санкций. 3. формы социального контроля: — самоконтроль; — внешний контроль. |
Идея: социальный контроль как условие поддерживания стабильного порядка в обществе и развития личности; — нормы, санкции, социальные предписания, система социального взаимодействия, самоконтроль, совесть. |
— Характеризовать особенности социальных норм и их санкций; — разъяснять особенности самоконтроля; — характеризовать конкретные проявления внешнего контроля. |
Образ жизни, особенности менталитета жителей края. Правовая и социальная помощь подросткам с девиантным поведением. |
История переход от первобытности к цивилизации. Предгосударственная власть, социальные отношения.
|
Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 2000. |
46/1 |
Отклоняющееся и противоправное поведение (урок-практикум; проблемная беседа) План 1. Девиантное поведение. 2. Делинквентное поведение и его характеристика. |
Идя: девиантное и делинквентное поведение как проблема общества и личности; — девиантное поведение; делинквентное поведение, общественное мнение; криминогенная обстановка; группы риска. |
— Характеризовать сущность девиантного поведения, его формы; — выделять особенности делинквентного поведения; — пояснять причины отклоняющегося поведения. |
Отклоняющееся поведение несовершеннолетних (статистика по области). Областные комплексные программы по обеспечению законности и правопорядка в крае. |
Литература многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе Достоевского Ф.М. “Преступление и наказание” и др. произведения зарубежной и российской литературы. История проблема законности и правопорядка в период сталинских репрессий. |
|
47-48/2 |
Проблемы и противоречия в поведении человека в обществе (урок-семинар; систематизация и обобщение знаний)План 1. Конфликты в обществе: причины, сущность, способы разрешения. |
Идея: актуальность проблемы противоправного поведения человека в обществе и необходимость комплексного подхода к ее |
— Анализировать сообщения СМИ о проблемах и противоречиях в поведении человека и причинах правонарушений; |
Целевые программы по социальной защите и трудоустройству несовершеннолетних к области. |
Литература тема совести и чести человека в произведениях литературы. История разрешения социальных и политических конфликтов. |
Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1995.Андреев Г.М. Социальная психология. М., 1994. Кравченко А. И. Введение в социологию. М., 2000. |
53/1 |
Счастье, удовольствие, гедонизм (дискуссия; проблемная беседа)План 1. Что такое счастье? 2. Гедонизм и его сущность. |
Идея: стремление человека к счастью как фактор саморазвития человека и прогресса общества; — счастье “мораль” гедонизма, авантюра и разумный гедонизм. |
— Разъяснять основные концепции понимания “счастья”; — характеризовать гедонизм и его проявление. |
Жизненный опыт, народная мудрость, здравый смысл и разнообразие творческой деятельности этнических групп Кольского Севера. |
Литература духовные поиски, проблема смысла жизни, идеал человечности в русской литературе XIX—XX вв. |
Гусейнов А.А.. Апресян Р. Г. Этика: Учеб. для вузов. М., 1998.Кон И.С. Открытие “Я”. М, 1978. |
54/1 |
Справедливость и равенство (урок-практикум; групповая работа)План 1. Понятие справедливости в современной науке. 2. Проблема соотношения понятия: справедливость и равенство. |
Идея: разнообразие концептуальных подходов к проблеме соотношения справедливости и равенства; — сущность справедливости, принцип справедливости, равенство и равноправие. |
— Оценивать поведение людей с точки зрения соблюдения принципа справедливости; — знать основные представления о сущности справедливости в истории и современности. |
Социальные последствия рыночной экономики в области. Углубление социальной дифференциации в крае. |
История распространение социалистических учений в XIX в. Политический радикализм. Социальные движения. Начало массового рабочего движения. |
Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1995.Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994. |
55/1 |
Духовная жизнь северян (урок-экскурсия; урок-конференция)План 1. Тенденции духовной жизни народа. 2. Наследие материальной и духовной культуры. 3. Последствия перехода к рыночной экономике для духовной жизни народа. |
Идея: противоречивость последствий перехода к рыночной экономике для духовной жизни северян; — духовная жизнь, материальная и духовная культура, этническая группа как субъект духовной жизни. |
— Характеризовать образ жизни; — оценивать перспективы развития культуры в области в современных условиях; — объяснять влияние рыночной экономики на тенденции развития культуры. |
Специальный урок по теме “Духовная жизнь жителей края”. |
Историческое краеведение развитие культуры в крае в XX в. Возрождение национальной культуры. |
|
56/1 |
Проблема духовной жизни человека и общества (урок-семинар)План 1. Мораль и моральное поведение. 2. Нравственные категории и их реализация в жизни. 3. “Формула” счастья. |
Идея: непреходящие нравственные ценности и изменения моральных норм — историческая реальность; — мораль, нравственность, духовная жизнь. концепции “счастья”. |
— Называть нравственные категории, разъяснять их сущность; — оценивать поведение людей с позиции моральных аспектов; анализировать происходящие в мире процессы с научной точки зрения; — объяснять различные точки зрения на понимание “счастья”. |
Духовная культура этнических групп Кольского Севера: нравственные устои, народная мудрость и здравый смысл. |
История культура этнических групп Кольского Севера: нравственные устои, народная мудрость и здравый смысл. |
Гуманистические ценности современных цивилизаций и проблемы современного мира / Под ред. Полякова В.Л., Элиасбер Н.И. М., 1992. |
57-58/2 |
Внутренний мир и социализация человека Структура человеческой психики (проблемная беседа)План 1. Роль природных социальных факторов в процессе эволюции человека. 2. Из чего состоит психика человека? |
Идея: вытеснение природного начала в человеке социальным (культурным) — результат эволюции общества. |
— Объяснять сущность психики как особой формы отражения действительности; — уметь анализировать роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека;— объяснять структуру человеческой психики. |
Влияние природных условий на образ жизни и менталитет жителей края. |
Биология теория эволюции Дарвина. Движущие силы эволюции человека. МХК искусство модернизма как отражение внутреннего мира человека. |
Ирвинг Стоун. Страсти ума или Жизнь Фрейда / Пер. с англ. М., 1994. |
59/1 |
Элементы человеческой психики и сознания (урок-дискуссия; проблемная беседа)План 1. Основные элементы человеческой психики: инстинкты, потребности, привычки, мотивы, рассудок. 2. Сущность человеческой деятельности. |
Идея: влияние психики и сознания на сущность деятельности людей; — психика, сознание, инстинкты, рефлексы, человеческие потребности, привычки, мотивы деятельности человека. |
— Знать сущность инстинктов и рефлексов; — разъяснять особенности потребностей человека в жизни; — характеризовать привычки людей, разъясняя их виды; — характеризовать мотивы — побудители действий людей. |
Разнообразие творческой деятельности людей, живущих в области. Особенности человеческих потребностей, привычек и мотивов деятельности народов края. |
Биология Инстинкты и рефлексы. Ф. Энгельс о роли труда в происхождении человекаИсторическое краеведение Человек и природа. Возникновение верований и искусства. |
Фрейд 3. Психоанализ и культура. СПб., 1997. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989. |
60/1 |
Влияние общества на личность (урок-дискуссия; проблемная беседа)План 1. Социализация и ее сущность. 2. Формирование личности в семье. Проблема взаимоотношений подростков. Проблемы общения. |
Идея: влияние общества на личность как проблема социальных взаимоотношений; — социализация, формирование личности. |
— Объяснять сущность процесса социализации личности; — объяснять взаимоотношения родителей и детей; — характеризовать основные проблемы подросткового периода жизни человека. |
Влияние природно-климатических и социальных условий на выбор жизненного пути. Традиция воспитания в семьях различных этнических групп Крайнего Севера. |
История Россия: жизнь и быт сословий в период средневековья. Система духовных ценностей русского общества на современном этапе. Литература Проблема взаимоотношений отцов и детей в произведениях литературы. Тургенев И.С. “Отцы и дети” и др. |
Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 2000. |
61/1 |
Проблемы социализации человека (урок-семинар)План 1. Я и мой внутренний мир. 2. Как общество влияет на личность. 3. Роль личности в историческом процессе. |
Идея: необходимость социализации каждой личности для развития общества; — проблемы социализации, взаимовлияние общества и личности. |
— Разъяснять все элементы человеческой психики и сознания; — показывать на конкретных примерах богатство внутреннего мира человека; различные аспекты взаимовлияния общества и личности. |
Специфика взаимодействия взаимовлияние общества и природы.Образ жизни. Общество в крае. |
Историческое краеведение Эволюция социальной структуры. Роль личности в истории края. Литература Стремление по новому осмыслить проблемы отношений человека и общества. Вознесенский А., Бродский И., Рубцов Н. |
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика / Учебное пособие для вузов. М., 1998. |