ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К УЧЕБНИКУ САЛЫГИНА Е.Н., САЛЫГИНОЙ Ю.Г.
“ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ЧАСТЬ II. ГРАЖДАНИН И ГОСУДАРСТВО”
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ, ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА |
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЗАКОНЫ, ТЕОРИИ |
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ |
ЧТО ТАКОЕ ПОЛИТИКА? Понятие политики. Возникновение политики. Политическая власть. Политика и мораль. Виды политики. |
Учащиеся должны: знать основное содержание интегративного, конфликтного и властного подходов к пониманию политики и уметь оценивать их достоинства и недостатки; знать содержание внешней и внутренней политики; знать свойства политической власти; уметь объяснять различные точки зрения по вопросу соотношения политики и морали; знать ключевые направления решения проблемы соотношения политики и морали. Уроки могут сочетать элементы лекции (по понятиям и теориям темы), дискуссии (по проблемам достоинств и недостатков подходов к пониманию политики, соотношения политики и морали) и ролевой игры в процессе которой каждая из групп обосновывает какую-либо точку зрения по вопросу соотношения политики и морали. |
Политика; политическая власть; внешняя политика; внутренняя политика; политический морализм; политический имморализм; макиавеллизм; политический аморализм; политический реализм. |
Устный или письменный опрос; тест; самостоятельная работа. |
СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ Политические элиты. Политические партии. Группы давления. Политические лидеры. Типы политического лидерства. |
Учащиеся должны: знать содержание понятия “политическая элита”; знать точки зрения В. Парето и Г. Моски по вопросам понятия, видов и способов обновления политической элиты; уметь объяснять объективные причины существования политических элит; знать признаки и виды политических партий; знать особенности политической деятельности заинтересованных групп; уметь объяснять влияние личностного, ситуационного и группового факторов на лидерство; знать основные типы лидерства. Уроки можно проводить в виде лекции с элементами дискуссии (по проблемам демократии и политической элиты, государственной поддержки партий, качеств лидеров), а также с использованием выступлений учащихся по вопросам параграфа. |
Политическая элита; политическая партия; группа давления; политический лидер; традиционное, харизматическое, рационально-легальное лидерство |
Устный или письменный опрос; самостоятельная работа; тест. |
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Понятие политической системы. Структура политической системы. Функции политической системы. Политическая система в России. |
Учащиеся должны: знать структуру и механизм действия политической системы; уметь объяснять функции политической системы; знать особенности политической системы в России. Урок можно провести в форме ролевой игры. Учащиеся предварительно выслушивают лекцию о понятии и механизме действия политической системы. Затем они делятся на группы, каждая из которых получает задание: привести примеры функционирования политической системы. При этом они должны самостоятельно сформулировать требования и различные формы поддержки на входе в политическую систему и соответствующие политические решения и действия на выходе из политической системы. Задание можно усложнить, предложив группам определить функционирование в политической системе правительства, парламента, президента, оппозиционной партии и т.д. |
Политическая система; функции политической системы; политическая социализация. |
Устный или письменный опрос; самостоятельная, контрольная работа, зачет. |
ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА Понятие государства. Социальное назначение и функции государства. Разделение властей. |
Учащиеся должны: знать основные и дополнительные признаки государства; уметь объяснить общесоциальное и классовое назначение государства; знать содержание понятия “функции государства”; уметь объяснит предназначение разделения властей в государстве; знать исторические условия формирования принципа разделения властей; Уроки можно проводить в форме лекции, “мозговой атаки” (вопросы общесоциального и классового назначения государства), дискуссии (проблема необходимости разделения властей). |
Государство; функции государства. |
Устный или письменный опрос; самостоятельная работа; тест. |
ФОРМА ГОСУДАРСТВА Форма правления. Форма государственного устройства. Политический режим. |
Учащиеся должны: знать содержание понятия “форма государства”; уметь охарактеризовать критерии разграничения монархий и республик; знать виды монархий и республик; знать особенности унитарного и федеративного государства, конфедерации, сообщества и содружества государств; знать формы демократии; знать признаки демократического политического режима; знать признаки тоталитарного и авторитарного политических режимов. Уроки можно проводить в виде лекции по основным понятиям темы, дискуссии по проблемам достоинств и недостатков политических режимов. |
Форма государства; форма правления; монархия; республика; унитарное государство; форма государственного устройства; федеративное государство; конфедерация; сообщество государств; содружество государств; политический режим; демократический, тоталитарный, авторитарный политический режим. |
Устный или письменный опрос; самостоятельная, контрольная работа, зачет. |
ВЫБОРЫ И РЕФЕРНДУМ Принципы выборов. Избирательные системы. Выдвижение кандидатов и голосование. Проведение референдума. |
Учащиеся должны: знать содержание принципов выборов; знать особенности мажоритарной и пропорциональной избирательной системы, уметь оценивать их достоинства и недостатки; знать процедуру выдвижения кандидатов и голосования; знать особенности проведения референдума. Уроки можно проводить в форме лекции по основным понятиям темы, дискуссии по проблемам видов избирательных систем. |
Мажоритарная, пропорциональная избирательная система; референдум. |
Устный или письменный опрос; самостоятельная работа. |
СИСТЕМА ВЛАСТИ В РОССИИ Конституционный статус Президента. Полномочия Президента. Конституционный статус Федерального Собрания. Полномочия Федерального Собрания. Правительство. Система высших судов в Российской Федерации. Местное самоуправление в России. |
Учащиеся должны: знать положение президента в системе государственной власти России и его полномочия; знать особенности формирования и деятельности Государственной Думы и Совета Федерации; знать полномочия Федерального Собрания; знать особенности формирования Правительства и его полномочия; знать систему высших судов России и их юрисдикцию; знать исторические и современные особенности формирования и деятельности местного самоуправления в России; Уроки можно проводить в следующих формах: самостоятельная индивидуальная работа учащихся с фрагментами Конституции РФ, закрепляющих статус высших органов государственной власти и местного самоуправления в России; дискуссии - по проблеме полномочий Президента, Правительства и Федерального Собрания (к какому виду республик относится Россия: к смешанным или президентским?). |
Президент; Совет Федерации; Государственная Дума; Конституционный Суд; Верховный Суд; Высший Арбитражный Суд; местное самоуправление. |
Тест, устный или письменный опрос, зачет. |
ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПРАВА Система социального регулирования. Понятие и признаки права. Система права. |
Учащиеся должны: знать понятие и виды социальных норм; уметь отличать одни социальные нормы от других; знать исторические особенности происхождения права и морали; знать признаки правовых норм; понимать проблему корпоративного права; знать понятие и элементы системы права. Урок можно провести в форме лекции, дискуссии (корпоративное право), семинара (система социальных норм). |
Социальные нормы; обычаи, моральные, религиозные, групповые, корпоративные нормы; право; система права; норма права; отрасль права; подотрасль права; институт прав; субинститут. |
Устный или письменный опрос; самостоятельная работа. |
ПРАВО И ЦЕНОСТИ Обеспечение правом социальных ценностей. Разрешение правом конфликта ценностей. Право и социальная справедливость. Естественное и позитивное право. Правовые ценности |
Учащиеся должны: знать особенности обеспечения правом социальных ценностей и разрешения их конфликта; уметь объяснять особенности обеспечения правом социальной справедливости; знать и понимать содержание правовых ценностей; уметь объяснять проблему естественного и позитивного права. Уроки можно проводить в форме лекции, дискуссии (по проблемам параграфа). |
Социальная ценность; справедливость. Естественное право; позитивное право. |
Устный или письменный опрос; контрольная работа. |
ИСТОЧНИКИ ПРАВА Понятие и виды источников права. Основные правовые системы современности. Признаки закона. Принятие закона. Виды законов. Подзаконные нормативные правовые акты. |
Учащиеся должны: знать, что такое источники права; уметь определять основные источники права; знать, что такое правовая семья и особенности англосаксонской и романо-германской правовой семьи; знать признаки, виды и особенности принятия законов; знать виды подзаконных актов. Уроки можно проводить в форме лекции, ролевой игры (принятие законов). |
Источники права; правовой обычай; судебный прецедент; нормативный договор; нормативный правовой акт; закон; подзаконный нормативный правовой акт. |
Устный или письменный опрос; самостоятельная работа. |
КОНСТИТУЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА Понятие и виды Конституции. История Конституции. Основные свойства Конституции. Структура Конституции России. |
Учащиеся должны: знать признаки и виды Конституций; знать исторические особенности принятия Конституции в России; знать структуру Конституции России. Уроки можно проводить в форме: лекции, выступлений учащихся с докладами (история Конституции), самостоятельной работы учащихся с текстом Конституции (ознакомление со структурой Конституции России). |
Конституция; писаная, неписаная, реальная, фиктивная, гибкая, жесткая конституция; верховенство, высшая юридическая сила Конституции. |
Устный или письменный опрос; контрольная, самостоятельная работа. |
СИСТЕМА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Понятие прав человека. Виды прав человека. Нормативные правовые акты, закрепляющие права человека. Предназначение прав человека. |
Учащиеся должны: знать понятие, виды и предназначение прав человека; критерии неравенства; знать основные нормативные правовые акты, закрепляющие права человека. Уроки можно проводить в форме: лекции, “мозговой атаки” (предназначение прав человека), решения задач. |
Права человека; Всеобщая декларация прав человека; Конвенция о правах ребенка. |
Устный или письменный опрос; самостоятельная работа. |
ГРАЖДАНСТВО Понятие гражданства. Влияние гражданства на обладание правами. Основания приобретения гражданства. Обязанности граждан. |
Учащиеся должны: знать понятие гражданства, гражданственности; уметь объяснять зависимость прав человека от гражданства; знать основания приобретения гражданства. Уроки можно проводить в форме: лекции (понятие гражданства); самостоятельной работы (понятие гражданственности); ролевой игры (основания приобретения гражданства) в ходе которой класс делится на 3 группы, две из которых разрабатывают законопроекты о гражданстве, а третья оценивает их работу; самостоятельной работы с Конституцией (обязанности граждан). |
Гражданство, иностранные граждане; лица без гражданства; гражданственность. |
Устный или письменный опрос; самостоятельная, контрольная работа. |
ПРАВА РЕБЕНКА Права человека и возраст. Виды прав ребенка. Имущественные права малолетних. Имущественные права несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. |
Учащиеся должны: уметь объяснить обусловленность объема прав человека его возрастом; знать особенности законного представительства, в том числе, опекунства и попечительства; знать виды прав ребенка; знать объем имущественных прав несовершеннолетних. Урок можно проводить в форме: “мозгового штурма” (обусловленность прав человека его возрастом); лекции (виды прав несовершеннолетних; законное представительство) ;самостоятельной работы с текстом Конвенции о правах ребенка (сравнение с Конституцией РФ); решения задач по учебнику (объем имущественных прав несовершеннолетних). |
Несовершеннолетний; законное представительство; усыновители; опекуны; попечители; имущество; сделка; мелкая бытовая сделка. |
Устный или письменный опрос; самостоятельная работа. |
ДИСКРИМИНАЦИЯ Понятие дискриминации. Дискриминация в истории и современности. Причины дискриминации. |
Учащиеся должны: уметь объяснять суть и причины дискриминации; знать формы дискриминации; знать способы противодействия дискриминации. Урок можно провести в форме: лекции (понятие и причины дискриминации); выступлений учащихся (формы дискриминации); решения задач. |
Дискриминация; стереотипы. |
Устный или письменный опрос; самостоятельная работа. |
ПРАВОНАРУШЕНИЕ Признаки правонарушения. Виды правонарушений. |
Учащиеся должны: знать признаки правонарушений; знать особенности проступков и преступлений; знать признаки административного правонарушения, дисциплинарного проступка; гражданского правонарушения. Урок можно провести в виде: лекции, самостоятельной работы учащихся с текстом учебника (привести примеры различных видов правонарушений), решения задач. |
Правонарушение; деяние; вина; умысел; неосторожность; казус; деликтоспособность; презумпция невиновности; преступление; проступок; административное правонарушение; дисциплинарный проступок; гражданское правонарушение. |
Устный или письменный опрос; контрольная работа. |
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬПонятие юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Цели юридической ответственности. Виды юридической ответственности. |
Учащиеся должны: знать признаки юридической ответственности; знать принципы юридической ответственности; знать цели юридической ответственности; знать виды и меры юридической ответственности. Уроки можно проводить в форме: лекции, “мозгового штурма” (цели юридической ответственности), самостоятельной работы учащихся с текстом (примеры правонарушений и предусмотренных за их совершение мер юридической ответственности). |
Социальная ответственность; юридическая ответственность; презумпция невиновности; уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая ответственность. |
Устный или письменный опрос; самостоятельная, контрольная работа. |
ПРИВЛЕЧЕНИЕ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИПонятие уголовного процесса. Расследование преступлений. Судебное разбирательство по уголовным делам. |
Учащиеся должны: знать, что такое уголовный процесс; знать стадии, участников, документы уголовного процесса; знать основные следственные действия; знать особенности судебного разбирательства по уголовным делам; Уроки можно проводить в форме: деловой игры (класс разыгрывает судебный процесс), лекции. |
Уголовный процесс; предварительное расследование; судебное разбирательство; уголовное дело. |
Устный или письменный опрос. |
ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА ПРАВА НАРУШАЮТСЯ Защита от преступления. Защита от административного правонарушения. Судебная защита прав и свобод. Помощь адвоката. |
Учащиеся должны: знать, куда обращаться за защитой от правонарушений; уметь составлять заявления в правоохранительные органы; иметь навыки составления искового заявления; иметь навыки обращения за помощью к адвокату; знать основные документы, оформляющие отношения адвоката с клиентом. Уроки можно проводить в форме: лекции; самостоятельной индивидуальной или групповой работы (составления заявлений); деловой игры (помощь адвоката). |
Заявления о совершении преступления; исковое заявление; истец; ответчик; адвокатура, адвокат. |
Устный или письменный опрос; самостоятельная, контрольная работа. |
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО История идей правового государства. Признаки правового государства. |
Учащиеся должны: знать основные этапы становления концепции правового государства; знать мыслителей, внесших значительный вклад в развитие идей правового государства; знать признаки правового государства; уметь объяснять взаимосвязанность признаков правового государства. Уроки можно проводить в форме: лекции, докладов учащихся. |
Правовое государство. |
Устный или письменный опрос; самостоятельная работа. |
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО Развитие идей о гражданском обществе. Гражданское общество и правовое государство. Правовой нигилизм и правовая культура. |
Учащиеся должны: знать основные этапы становления идеи гражданского общества; знать мыслителей, внесших существенный вклад в развитие идей гражданского общества; уметь объяснять взаимосвязь гражданского общества и правового государства; знать характерные черты правовой культуры; знать суть и причины правового нигилизма. Уроки можно проводить в форме: лекции; докладов учащихся. |
Гражданское общество; правовая культура; правовой нигилизм. |
Устный или письменный опрос; самостоятельная работа. |
РЕЛИГИЯ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА Понятие религии. Структура религии. Возникновение и развитие религии. Виды религий. Роль религии в обществе. |
Учащиеся должны: знать сущностные признаки религии; знать структуру религии; знать виды религии; знать стадии развития религии; уметь объяснять функции религии. Уроки можно проводить в форме: лекции, докладов учащихся; работы с материалами учебника (поиск ответов на поставленные учителем вопросы), дискуссии (религия и конфликт). |
Религия; религиозное сознание; религиозная деятельность; религиозные отношения; религиозные организации; фетишизм; анимизм; тотемизм; мировая религия; примитивная, архаическая, историческая, раннесовременная, современная религия. |
Устный или письменный опрос; самостоятельная работа; решение задач. |
МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ Буддизм. Христианство. Православие. Католицизм. Протестантизм. Ислам. |
Учащиеся должны: знать исторические особенности возникновения и распространения буддизма, христианства и ислама; знать основные положения буддизма, христианства, православия, католицизма, протестантизма, мусульманства, суннизма и шиизма. Уроки можно проводить в форме: лекции, докладов учащихся; работы с материалами учебника (поиск ответов на поставленные учителем вопросы). |
Буддизм; христианство; ислама; православие; католицизм; протестантизм; суннизм; шиизм. |
Устный или письменный опрос; самостоятельная работа. |
ИСКУССТВО Понятие искусства. Функции искусства. Основные направления в искусстве. Понятие эстетики. Эстетическая культура. |
Учащиеся должны: уметь объяснять, что такое искусство; знать основные виды и функции искусства; уметь объяснять особенности таких направлений в искусстве, как классицизм, романтизм, символизм, реализм; знать предмет изучения эстетики; знать особенности выражения эстетической культуры личности. Уроки могут проводиться в форме: лекции, докладов, самостоятельной работы (эстетическая культура личности), самостоятельной работы учащихся с текстом учебника. |
Искусство; классицизм, романтизм, символизм, реализм, социалистический реализм, эстетика, прекрасное. |
Устный или письменный опрос; самостоятельная работа. |
ФИЛОСОФИЯ Что такое философия. Особенности философского мировоззрения. Дисциплины и направления в философии. |
Учащиеся должны: знать основное назначение философии; знать исторические особенности возникновения философии; знать характерные черты философского мировоззрения; знать основные дисциплины в философии; уметь объяснять особенности материализма и идеализма, рационализма и иррационализма. Уроки можно проводить в форме: лекции, докладов учащихся, работы с текстом учебника. |
Философия; натурфилософия; материализм; идеализм; рационализм; иррационализм. |
Устный или письменный опрос; самостоятельная работа. |
ЭТИКА Что такое этика. Природа морали. Содержание морали. |
Учащиеся должны: знать предмет этики; уметь объяснять природу морали; уметь объяснять абсолютное и относительное в содержании морали; знать факторы, влияющие на содержание морали; знать содержание “золотого правила морали”. Уроки можно проводить в форме: лекции, докладов учащихся, дискуссии (природа и содержание морали). |
Этика; этический абсолютизм; этический релятивизм; “золотое правило морали”. |
Устный или письменный опрос; самостоятельная работа. |
НАУКА Специфика научного знания. Структура научного знания. Понятие науки. Социальные функции науки. Этика и наука. |
Учащиеся должны: знать цели и особенности научного познания; знать особенности эмпирического и теоретического уровней познания; знать структуру научного знания; уметь объяснять процессы дифференциации и интеграции научного знания; уметь объяснять социальные функции науки; знать особенности научно-технической революции. уметь объяснять основные этические проблемы научного познания. Уроки можно проводить в форме: лекции, докладов учащихся, дискуссии (результаты научно-технического прогресса). уровни познания; дифференциация, интеграция наук; научно-техническая революция. |
Научное познание; эмпирический, теоретический |
Устный или письменный опрос; самостоятельная работа; тест. |
БЫТИЕ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Понятие бытия человека. Смысл жизни человека. |
Учащиеся должны: знать различные подходы к понятию “бытие”; уметь объяснять бытие как свободу; знать гедонистическую и эвдемонистическую точки зрения на смысл жизни человека; уметь особенности обретения человеком смысла жизни через нравственное совершенствование. Уроки можно проводить в форме: лекции, докладов учащихся, дискуссий (достоинства и недостатки гедонистической этики), самостоятельной работы (эссе, сочинения). |
Бытие; экзистенциальная философия; гедонизм; эвдемонизм. |
Устный или письменный опрос; самостоятельная работа. |
Рекомендации по проведению занятий
Современное гуманитарное образование в школе находится в процессе реформирования и смены педагогических парадигм. В содержательном плане оно существенно обогащается курсами по экономике, праву, политике, социологии, философии, культурологии и другим дисциплинам. В методическом отношении - все чаще использует новые средства обучения: тесты, ролевые и деловые игры, семинарские занятия, дискуссии и т.п. Многообразие гуманитарных спецкурсов в школе является закономерным итогом отказа общества от господства одной идеологии и принятием в качестве важнейших принципов социального устройства политического и идеологического плюрализма. Поливариативность в преподавании обществознания в школе положительно влияет на всесторонность и глубину знаний учащихся об обществе. Многочисленные программы спецкурсов с углубленным изучением какой-либо гуманитарной дисциплины являются заметным шагом вперед по сравнению с ранее существовавшим курсом “Обществоведение”.
В то же время становится очевидным, что формирование целостной системы знаний о человеке и обществе на разных этапах развития цивилизации не может быть обеспечено в рамках одного или нескольких углубленных курсов. Следующей стадией развития гуманитарного образования в школе, обобщающей этап его плюрализации, является разработка и практическая реализация целостного интегрированных курсов по обществознанию. Представляемый учебный курс претендует стать обобщающим, комбинирующим различные спецкурсы и модули обществознания и объединяющим их в таком сочетании, которое обеспечивает усвоение базисных компонентов содержания образования. Он может способствовать преодолению разрозненности, бессистемности гуманитарных знаний школьников, установлению межпредметных связей с историей, географией и другими смежными дисциплинами.
Целью предлагаемого учебника является стимулирование активности учащихся в познании общества. В результате старшеклассники получают возможность узнать о себе, своем месте и роли в общественной жизни; о своих личностных достижениях и ответственности; выработать жизненные цели и ценностное мировосприятие; научиться решать встающие на пути проблемы и принимать грамотные решения. Учебник призван решать задачи духовно-нравственного и гражданского воспитания школьников, способствовать социализации личности, формированию идеалов демократии, прав человека, правового государства. В качестве основного принципа в преподавании курса “Обществознание” избирается диалог с учащимися, в ходе которого достигается глубокое понимание рассматриваемых тем и открываются перспективы для дальнейшего творческого исследования интересующих вопросов.
Учебник не навязывает учащимся какое-либо одно мировоззрение, ставя все точки над “и”, но освещает отдельные проблемы с различных позиций, способствуя свободному, осознанному самоопределению учащихся. В нем содержатся темы проблемного содержания, что способствует пониманию учащимися сложности и противоречивости общественного развития и стимулирует формирование у них умений критического мышления и приучает к самостоятельной аналитической деятельности. Эти темы, как правило текстуально выделяются:
“Дискуссионная проблема: за и против”, “Выскажите свое мнение”. Проблемные темы следует излагать в форме проблемно-поисковых ситуаций, развивающих креативное мышление учащихся, инициирующих аргументированность их рассуждений. Данные темы могут стать основой проектной деятельности.
Учебник ориентирован также на практическую применимость знаний. Вопросы выбираются и анализируются с учетом жизненных реалий учащихся с тем, чтобы это учило мыслить и действовать, выбирая верные решения. Всесторонность анализа тем позволяет использовать многообразные методы проведения занятий с учащимися: ролевые игры, диспуты, семинары, лекции, проекты, написание рефератов. Учебный курс можно преподавать историей России (1917-1993), новая и новейшей историей, основами правоведения, государства и права, политологией, философией и т.п. Курс “Обществознание” тесно связан с курсами для основной школы: “Введением в обществознание” (Л.Н. Боголюбова), “Основами правоведения” (В.О. Мушинского), “Правом и политикой” (А.Ф. Никитина), “Граждановедением” (Я.В. Соколова) и др. Он развивает и расширяет проблематику этих курсов.