ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К УЧЕБНИКУ САЛЫГИНА Е.Н., САЛЫГИНОЙ Ю.Г.
“ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ЧАСТЬ II. ГРАЖДАНИН И ГОСУДАРСТВО”

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ,

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЗАКОНЫ, ТЕОРИИ

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

ЧТО ТАКОЕ ПОЛИТИКА?

Понятие политики. Возникновение политики. Политическая власть. Политика и мораль. Виды политики.

Учащиеся должны:

знать основное содержание интегративного, конфликтного и властного подходов к пониманию политики и уметь оценивать их достоинства и недостатки;

знать содержание внешней и внутренней политики;

знать свойства политической власти;

уметь объяснять различные точки зрения по вопросу соотношения политики и морали;

знать ключевые направления решения проблемы соотношения политики и морали.

Уроки могут сочетать элементы лекции (по понятиям и теориям темы), дискуссии (по проблемам достоинств и недостатков подходов к пониманию политики, соотношения политики и морали) и ролевой игры в процессе которой каждая из групп обосновывает какую-либо точку зрения по вопросу соотношения политики и морали.

Политика; политическая власть; внешняя политика; внутренняя политика; политический морализм; политический имморализм; макиавеллизм; политический аморализм; политический реализм.

Устный или письменный опрос; тест; самостоятельная работа.

СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ

Политические элиты. Политические партии. Группы давления. Политические лидеры. Типы политического лидерства.

Учащиеся должны:

знать содержание понятия “политическая элита”;

знать точки зрения В. Парето и Г. Моски по вопросам понятия, видов и способов обновления политической элиты;

уметь объяснять объективные причины существования политических элит;

знать признаки и виды политических партий;

знать особенности политической деятельности заинтересованных групп;

уметь объяснять влияние личностного, ситуационного и группового факторов на лидерство;

знать основные типы лидерства.

Уроки можно проводить в виде лекции с элементами дискуссии (по проблемам демократии и политической элиты, государственной поддержки партий, качеств лидеров), а также с использованием выступлений учащихся по вопросам параграфа.

Политическая элита; политическая партия; группа давления; политический лидер; традиционное, харизматическое, рационально-легальное лидерство

Устный или письменный опрос; самостоятельная работа; тест.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Понятие политической системы. Структура политической системы. Функции политической системы. Политическая система в России.

Учащиеся должны:

знать структуру и механизм действия политической системы;

уметь объяснять функции политической системы;

знать особенности политической системы в России.

Урок можно провести в форме ролевой игры. Учащиеся предварительно выслушивают лекцию о понятии и механизме действия политической системы. Затем они делятся на группы, каждая из которых получает задание: привести примеры функционирования политической системы. При этом они должны самостоятельно сформулировать требования и различные формы поддержки на входе в политическую систему и соответствующие политические решения и действия на выходе из политической системы. Задание можно усложнить, предложив группам определить функционирование в политической системе правительства, парламента, президента, оппозиционной партии и т.д.

Политическая система; функции политической системы; политическая социализация.

Устный или письменный опрос; самостоятельная, контрольная работа, зачет.

ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

Понятие государства. Социальное назначение и функции государства. Разделение властей.

Учащиеся должны:

знать основные и дополнительные признаки государства;

уметь объяснить общесоциальное и классовое назначение государства;

знать содержание понятия “функции государства”;

уметь объяснит предназначение разделения властей в государстве;

знать исторические условия формирования принципа разделения властей;

Уроки можно проводить в форме лекции, “мозговой атаки” (вопросы общесоциального и классового назначения государства), дискуссии (проблема необходимости разделения властей).

Государство; функции государства.

Устный или письменный опрос; самостоятельная работа; тест.

ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Форма правления. Форма государственного устройства. Политический режим.

Учащиеся должны:

знать содержание понятия “форма государства”;

уметь охарактеризовать критерии разграничения монархий и республик;

знать виды монархий и республик;

знать особенности унитарного и федеративного государства, конфедерации, сообщества и содружества государств;

знать формы демократии;

знать признаки демократического политического режима;

знать признаки тоталитарного и авторитарного политических режимов.

Уроки можно проводить в виде лекции по основным понятиям темы, дискуссии по проблемам достоинств и недостатков политических режимов.

Форма государства; форма правления; монархия; республика; унитарное государство; форма государственного устройства; федеративное государство; конфедерация; сообщество государств; содружество государств; политический режим; демократический, тоталитарный, авторитарный политический режим.

Устный или письменный опрос; самостоятельная, контрольная работа, зачет.

ВЫБОРЫ И РЕФЕРНДУМ

Принципы выборов. Избирательные системы. Выдвижение кандидатов и голосование. Проведение референдума.

Учащиеся должны:

знать содержание принципов выборов;

знать особенности мажоритарной и пропорциональной избирательной системы, уметь оценивать их достоинства и недостатки;

знать процедуру выдвижения кандидатов и голосования;

знать особенности проведения референдума.

Уроки можно проводить в форме лекции по основным понятиям темы,

дискуссии по проблемам видов избирательных систем.

Мажоритарная, пропорциональная избирательная система; референдум.

Устный или письменный опрос; самостоятельная работа.

СИСТЕМА ВЛАСТИ В РОССИИ

Конституционный статус Президента. Полномочия Президента. Конституционный статус Федерального Собрания. Полномочия Федерального Собрания. Правительство. Система высших судов в Российской Федерации. Местное самоуправление в России.

Учащиеся должны:

знать положение президента в системе государственной власти России и его полномочия;

знать особенности формирования и деятельности Государственной Думы и Совета Федерации;

знать полномочия Федерального Собрания;

знать особенности формирования Правительства и его полномочия;

знать систему высших судов России и их юрисдикцию;

знать исторические и современные особенности формирования и деятельности местного самоуправления в России;

Уроки можно проводить в следующих формах:

самостоятельная индивидуальная работа учащихся с фрагментами Конституции РФ, закрепляющих статус высших органов государственной власти и местного самоуправления в России;

дискуссии - по проблеме полномочий Президента, Правительства и Федерального Собрания (к какому виду республик относится Россия: к смешанным или президентским?).

Президент; Совет Федерации; Государственная Дума; Конституционный Суд; Верховный Суд; Высший Арбитражный Суд; местное самоуправление.

Тест, устный или письменный опрос, зачет.

ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПРАВА

Система социального регулирования. Понятие и признаки права. Система права.

Учащиеся должны:

знать понятие и виды социальных норм;

уметь отличать одни социальные нормы от других;

знать исторические особенности происхождения права и морали;

знать признаки правовых норм;

понимать проблему корпоративного права;

знать понятие и элементы системы права.

Урок можно провести в форме лекции, дискуссии (корпоративное право), семинара (система социальных норм).

Социальные нормы; обычаи, моральные, религиозные, групповые, корпоративные нормы; право; система права; норма права; отрасль права; подотрасль права; институт прав; субинститут.

Устный или письменный опрос; самостоятельная работа.

ПРАВО И ЦЕНОСТИ

Обеспечение правом социальных ценностей. Разрешение правом конфликта ценностей. Право и социальная справедливость. Естественное и позитивное право. Правовые ценности

Учащиеся должны:

знать особенности обеспечения правом социальных ценностей и разрешения их конфликта;

уметь объяснять особенности обеспечения правом социальной справедливости;

знать и понимать содержание правовых ценностей;

уметь объяснять проблему естественного и позитивного права. Уроки можно проводить в форме лекции, дискуссии (по проблемам параграфа).

Социальная ценность;

справедливость. Естественное право; позитивное право.

Устный или письменный опрос; контрольная работа.

ИСТОЧНИКИ ПРАВА

Понятие и виды источников права. Основные правовые системы современности. Признаки закона. Принятие закона. Виды законов. Подзаконные нормативные правовые акты.

Учащиеся должны:

знать, что такое источники права;

уметь определять основные источники права;

знать, что такое правовая семья и особенности англосаксонской и романо-германской правовой семьи;

знать признаки, виды и особенности принятия законов;

знать виды подзаконных актов.

Уроки можно проводить в форме лекции, ролевой игры (принятие законов).

Источники права;

правовой обычай; судебный прецедент; нормативный договор; нормативный правовой акт;

закон; подзаконный нормативный правовой акт.

Устный или письменный опрос; самостоятельная работа.

КОНСТИТУЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА

Понятие и виды Конституции. История Конституции. Основные свойства Конституции. Структура Конституции России.

Учащиеся должны:

знать признаки и виды Конституций;

знать исторические особенности принятия Конституции в России;

знать структуру Конституции России. Уроки можно проводить в форме:

лекции, выступлений учащихся с докладами (история Конституции), самостоятельной работы учащихся с текстом Конституции (ознакомление со структурой Конституции России).

Конституция; писаная, неписаная, реальная, фиктивная, гибкая, жесткая конституция; верховенство, высшая юридическая сила Конституции.

Устный или письменный опрос; контрольная, самостоятельная работа.

СИСТЕМА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Понятие прав человека. Виды прав человека. Нормативные

правовые акты, закрепляющие права человека. Предназначение прав человека.

Учащиеся должны:

знать понятие, виды и предназначение прав человека;

критерии неравенства;

знать основные нормативные правовые акты, закрепляющие права человека.

Уроки можно проводить в форме:

лекции, “мозговой атаки” (предназначение прав человека), решения задач.

Права человека; Всеобщая декларация прав человека; Конвенция о правах ребенка.

Устный или письменный опрос; самостоятельная работа.

ГРАЖДАНСТВО

Понятие гражданства. Влияние гражданства на обладание правами. Основания приобретения гражданства. Обязанности граждан.

Учащиеся должны:

знать понятие гражданства, гражданственности;

уметь объяснять зависимость прав человека от гражданства;

знать основания приобретения гражданства. Уроки можно проводить в форме:

лекции (понятие гражданства);

самостоятельной работы (понятие гражданственности);

ролевой игры (основания приобретения гражданства) в ходе которой класс делится на 3 группы, две из которых разрабатывают законопроекты о гражданстве, а третья оценивает их работу;

самостоятельной работы с Конституцией (обязанности граждан).

Гражданство, иностранные граждане; лица без гражданства; гражданственность.

Устный или письменный опрос; самостоятельная, контрольная работа.

ПРАВА РЕБЕНКА

Права человека и возраст. Виды прав ребенка. Имущественные права малолетних. Имущественные права несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Учащиеся должны:

уметь объяснить обусловленность объема прав человека его возрастом;

знать особенности законного представительства, в том числе, опекунства и попечительства;

знать виды прав ребенка;

знать объем имущественных прав несовершеннолетних. Урок можно проводить в форме:

“мозгового штурма” (обусловленность прав человека его возрастом);

лекции (виды прав несовершеннолетних; законное представительство);

самостоятельной работы с текстом Конвенции о правах ребенка (сравнение с Конституцией РФ);

решения задач по учебнику (объем имущественных прав несовершеннолетних).

Несовершеннолетний; законное представительство; усыновители; опекуны; попечители; имущество; сделка; мелкая бытовая сделка.

Устный или письменный опрос; самостоятельная работа.

ДИСКРИМИНАЦИЯ

Понятие дискриминации. Дискриминация в истории и современности. Причины дискриминации.

Учащиеся должны:

уметь объяснять суть и причины дискриминации;

знать формы дискриминации;

знать способы противодействия дискриминации.

Урок можно провести в форме:

лекции (понятие и причины дискриминации);

выступлений учащихся (формы дискриминации);

решения задач.

Дискриминация; стереотипы.

Устный или письменный опрос; самостоятельная работа.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Признаки правонарушения. Виды правонарушений.

Учащиеся должны:

знать признаки правонарушений;

знать особенности проступков и преступлений;

знать признаки административного правонарушения, дисциплинарного проступка; гражданского правонарушения. Урок можно провести в виде:

лекции, самостоятельной работы учащихся с текстом учебника (привести примеры различных видов правонарушений), решения задач.

Правонарушение; деяние;

вина; умысел; неосторожность; казус; деликтоспособность; презумпция невиновности; преступление; проступок; административное правонарушение; дисциплинарный проступок; гражданское правонарушение.

Устный или письменный опрос; контрольная работа.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Понятие юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Цели юридической ответственности. Виды юридической ответственности.

Учащиеся должны:

знать признаки юридической ответственности;

знать принципы юридической ответственности;

знать цели юридической ответственности;

знать виды и меры юридической ответственности.

Уроки можно проводить в форме:

лекции, “мозгового штурма” (цели юридической ответственности), самостоятельной работы учащихся с текстом (примеры правонарушений и предусмотренных за их совершение мер юридической ответственности).

Социальная ответственность; юридическая ответственность; презумпция невиновности; уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая ответственность.

Устный или письменный опрос; самостоятельная, контрольная работа.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Понятие уголовного процесса. Расследование преступлений. Судебное разбирательство по уголовным делам.

Учащиеся должны:

знать, что такое уголовный процесс;

знать стадии, участников, документы уголовного процесса;

знать основные следственные действия;

знать особенности судебного разбирательства по уголовным делам;

Уроки можно проводить в форме:

деловой игры (класс разыгрывает судебный процесс), лекции.

Уголовный процесс;

предварительное расследование; судебное разбирательство; уголовное дело.

Устный или письменный опрос.

ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА ПРАВА НАРУШАЮТСЯ

Защита от преступления. Защита от административного правонарушения. Судебная защита прав и свобод. Помощь адвоката.

Учащиеся должны:

знать, куда обращаться за защитой от правонарушений;

уметь составлять заявления в правоохранительные органы;

иметь навыки составления искового заявления;

иметь навыки обращения за помощью к адвокату;

знать основные документы, оформляющие отношения адвоката с клиентом.

Уроки можно проводить в форме:

лекции;

самостоятельной индивидуальной или групповой работы (составления заявлений);

деловой игры (помощь адвоката).

Заявления о совершении преступления; исковое заявление; истец; ответчик; адвокатура, адвокат.

Устный или письменный опрос; самостоятельная, контрольная работа.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

История идей правового государства. Признаки правового государства.

Учащиеся должны:

знать основные этапы становления концепции правового государства;

знать мыслителей, внесших значительный вклад в развитие идей правового государства;

знать признаки правового государства;

уметь объяснять взаимосвязанность признаков правового государства. Уроки можно проводить в форме:

лекции, докладов учащихся.

Правовое государство.

Устный или письменный опрос; самостоятельная работа.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Развитие идей о гражданском обществе. Гражданское общество и правовое государство. Правовой нигилизм и правовая культура.

Учащиеся должны:

знать основные этапы становления идеи гражданского общества;

знать мыслителей, внесших существенный вклад в развитие идей гражданского общества;

уметь объяснять взаимосвязь гражданского общества и правового государства;

знать характерные черты правовой культуры;

знать суть и причины правового нигилизма.

Уроки можно проводить в форме:

лекции; докладов учащихся.

Гражданское общество; правовая культура; правовой нигилизм.

Устный или письменный опрос; самостоятельная работа.

РЕЛИГИЯ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Понятие религии. Структура религии. Возникновение и развитие религии. Виды религий. Роль религии в обществе.

Учащиеся должны:

знать сущностные признаки религии;

знать структуру религии;

знать виды религии;

знать стадии развития религии;

уметь объяснять функции религии.

Уроки можно проводить в форме:

лекции, докладов учащихся; работы с материалами учебника (поиск ответов на поставленные учителем вопросы), дискуссии (религия и конфликт).

Религия; религиозное сознание; религиозная деятельность; религиозные отношения; религиозные организации; фетишизм; анимизм; тотемизм; мировая религия; примитивная, архаическая, историческая, раннесовременная, современная религия.

Устный или письменный опрос; самостоятельная работа; решение задач.

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ

Буддизм. Христианство. Православие. Католицизм. Протестантизм. Ислам.

Учащиеся должны:

знать исторические особенности возникновения и распространения буддизма, христианства и ислама;

знать основные положения буддизма, христианства, православия, католицизма, протестантизма, мусульманства, суннизма и шиизма.

Уроки можно проводить в форме:

лекции, докладов учащихся; работы с материалами учебника (поиск ответов на поставленные учителем вопросы).

Буддизм; христианство; ислама; православие; католицизм; протестантизм; суннизм; шиизм.

Устный или письменный опрос; самостоятельная работа.

ИСКУССТВО

Понятие искусства. Функции искусства. Основные направления в искусстве. Понятие эстетики. Эстетическая культура.

Учащиеся должны:

уметь объяснять, что такое искусство;

знать основные виды и функции искусства;

уметь объяснять особенности таких направлений в искусстве, как классицизм, романтизм, символизм, реализм;

знать предмет изучения эстетики;

знать особенности выражения эстетической культуры личности.

Уроки могут проводиться в форме:

лекции, докладов, самостоятельной работы (эстетическая культура личности), самостоятельной работы учащихся с текстом учебника.

Искусство; классицизм, романтизм, символизм, реализм, социалистический реализм, эстетика, прекрасное.

Устный или письменный опрос; самостоятельная работа.

ФИЛОСОФИЯ

Что такое философия. Особенности философского мировоззрения. Дисциплины и направления в философии.

Учащиеся должны:

знать основное назначение философии;

знать исторические особенности возникновения философии;

знать характерные черты философского мировоззрения;

знать основные дисциплины в философии;

уметь объяснять особенности материализма и идеализма, рационализма

и иррационализма.

Уроки можно проводить в форме:

лекции, докладов учащихся, работы с текстом учебника.

Философия; натурфилософия; материализм; идеализм; рационализм; иррационализм.

Устный или письменный опрос; самостоятельная работа.

ЭТИКА

Что такое этика. Природа морали. Содержание морали.

Учащиеся должны:

знать предмет этики;

уметь объяснять природу морали;

уметь объяснять абсолютное и относительное в содержании морали;

знать факторы, влияющие на содержание морали;

знать содержание “золотого правила морали”. Уроки можно проводить в форме:

лекции, докладов учащихся, дискуссии (природа и содержание морали).

Этика; этический абсолютизм; этический релятивизм; “золотое правило морали”.

Устный или письменный опрос; самостоятельная работа.

НАУКА

Специфика научного знания. Структура научного знания. Понятие науки. Социальные функции науки. Этика и наука.

Учащиеся должны:

знать цели и особенности научного познания;

знать особенности эмпирического и теоретического уровней познания;

знать структуру научного знания;

уметь объяснять процессы дифференциации и интеграции научного знания;

уметь объяснять социальные функции науки;

знать особенности научно-технической революции.

уметь объяснять основные этические проблемы научного познания.

Уроки можно проводить в форме:

лекции, докладов учащихся, дискуссии (результаты научно-технического прогресса).

уровни познания; дифференциация, интеграция наук; научно-техническая революция.

Научное познание; эмпирический, теоретический

Устный или письменный опрос; самостоятельная работа; тест.

БЫТИЕ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Понятие бытия человека. Смысл жизни человека.

Учащиеся должны:

знать различные подходы к понятию “бытие”;

уметь объяснять бытие как свободу;

знать гедонистическую и эвдемонистическую точки зрения на смысл жизни человека;

уметь особенности обретения человеком смысла жизни через нравственное совершенствование. Уроки можно проводить в форме:

лекции, докладов учащихся, дискуссий (достоинства и недостатки гедонистической этики), самостоятельной работы (эссе, сочинения).

Бытие; экзистенциальная философия; гедонизм; эвдемонизм.

Устный или письменный опрос; самостоятельная работа.

 

Рекомендации по проведению занятий

Современное гуманитарное образование в школе находится в процессе реформирования и смены педагогических парадигм. В содержательном плане оно существенно обогащается курсами по экономике, праву, политике, социологии, философии, культурологии и другим дисциплинам. В методическом отношении - все чаще использует новые средства обучения: тесты, ролевые и деловые игры, семинарские занятия, дискуссии и т.п. Многообразие гуманитарных спецкурсов в школе является закономерным итогом отказа общества от господства одной идеологии и принятием в качестве важнейших принципов социального устройства политического и идеологического плюрализма. Поливариативность в преподавании обществознания в школе положительно влияет на всесторонность и глубину знаний учащихся об обществе. Многочисленные программы спецкурсов с углубленным изучением какой-либо гуманитарной дисциплины являются заметным шагом вперед по сравнению с ранее существовавшим курсом “Обществоведение”.

В то же время становится очевидным, что формирование целостной системы знаний о человеке и обществе на разных этапах развития цивилизации не может быть обеспечено в рамках одного или нескольких углубленных курсов. Следующей стадией развития гуманитарного образования в школе, обобщающей этап его плюрализации, является разработка и практическая реализация целостного интегрированных курсов по обществознанию. Представляемый учебный курс претендует стать обобщающим, комбинирующим различные спецкурсы и модули обществознания и объединяющим их в таком сочетании, которое обеспечивает усвоение базисных компонентов содержания образования. Он может способствовать преодолению разрозненности, бессистемности гуманитарных знаний школьников, установлению межпредметных связей с историей, географией и другими смежными дисциплинами.

Целью предлагаемого учебника является стимулирование активности учащихся в познании общества. В результате старшеклассники получают возможность узнать о себе, своем месте и роли в общественной жизни; о своих личностных достижениях и ответственности; выработать жизненные цели и ценностное мировосприятие; научиться решать встающие на пути проблемы и принимать грамотные решения. Учебник призван решать задачи духовно-нравственного и гражданского воспитания школьников, способствовать социализации личности, формированию идеалов демократии, прав человека, правового государства. В качестве основного принципа в преподавании курса “Обществознание” избирается диалог с учащимися, в ходе которого достигается глубокое понимание рассматриваемых тем и открываются перспективы для дальнейшего творческого исследования интересующих вопросов.

Учебник не навязывает учащимся какое-либо одно мировоззрение, ставя все точки над “и”, но освещает отдельные проблемы с различных позиций, способствуя свободному, осознанному самоопределению учащихся. В нем содержатся темы проблемного содержания, что способствует пониманию учащимися сложности и противоречивости общественного развития и стимулирует формирование у них умений критического мышления и приучает к самостоятельной аналитической деятельности. Эти темы, как правило текстуально выделяются:

“Дискуссионная проблема: за и против”, “Выскажите свое мнение”. Проблемные темы следует излагать в форме проблемно-поисковых ситуаций, развивающих креативное мышление учащихся, инициирующих аргументированность их рассуждений. Данные темы могут стать основой проектной деятельности.

Учебник ориентирован также на практическую применимость знаний. Вопросы выбираются и анализируются с учетом жизненных реалий учащихся с тем, чтобы это учило мыслить и действовать, выбирая верные решения. Всесторонность анализа тем позволяет использовать многообразные методы проведения занятий с учащимися: ролевые игры, диспуты, семинары, лекции, проекты, написание рефератов. Учебный курс можно преподавать историей России (1917-1993), новая и новейшей историей, основами правоведения, государства и права, политологией, философией и т.п. Курс “Обществознание” тесно связан с курсами для основной школы: “Введением в обществознание” (Л.Н. Боголюбова), “Основами правоведения” (В.О. Мушинского), “Правом и политикой” (А.Ф. Никитина), “Граждановедением” (Я.В. Соколова) и др. Он развивает и расширяет проблематику этих курсов.