2.4 Рефлексия

Не менее чем оценка, для мотивации учения и определения степени достижения цели, важна самооценка или рефлексия, а также взаимооценка.

Учителю всегда важно знать, комфортно ли чувствует себя ученик на уроке, при изучении данной темы или вопроса. Интерес к предмету, к изучаемой проблеме со стороны ученика – это 50% успеха урока. Поэтому на уроках часто применяются различные способы диагностики интереса учащихся. Автор сочетает эти способы с определением уровня понимания материала. Предлагается такой вариант рефлексии:

3 балла - я все очень хорошо понял, мне было интересно;

2 балла - мне все понятно, но материал не всегда интересен;

1 балл - я не все понял, но мне было интересно;

0 баллов - я ничего не понял и на уроке скучал.

Этот вариант простой и понятный для учеников 6-7 класса. В старших классах он, несомненно, будет усложняться и, возможно, приобретет форму уже указанного варианта Черновой М. (см. выше).

Данная рефлексия позволяет определить только внешнюю сторону результатов работы. Она не укажет на причины успеха изучения темы или, наоборот, неудачи. Она не поможет определить, какие способы работы были наиболее эффективными, понятными для ребят. Поэтому рефлексия должна обязательно дополняться анализом работы. Он может быть устным и письменным, его могут проводить одновременно каждый индивидуально и отдельно группа экспертов. Для проведения самоанализа предлагаются следующие вопросы:

    1. Какие цели стояли перед Вами при изучении темы?
    2. Какую главную проблему Вы решали, изучая тему?
    3. Какие понятия необходимы Вам, чтобы раскрыть изученную тему?
    4. Какие выводы Вы сделали, изучая тему?
    5. Какие формы работы Вы применяли? Какие из них Вам более всего помогли?
    6. Проведите рефлексию.
    7. Какие новые вопросы или проблемы ставит изученная тема?

Данный вариант помогает не только ответить на вопрос: “Что хорошо, а что плохо было на уроке?”, но провести качественный анализ урока. Не все ученики сразу начинают хорошо анализировать свою работу, особенно семиклассники. Но сочетание письменного анализа, когда ученик один на один со своими мыслями, с устным анализом, когда возможна помощь класса, позволяет отработать в течение определенного времени умение анализировать работу. Важность анализа учащиеся понимают.

Отработать умение анализировать свою работу и работу класса каждый может, участвуя в группе экспертов.
Обязанности экспертов следующие:

1. Ведут учет баллов.

А/ по листам ответов. Б/ входной контроль В/ работа в учебной группе;

2. Анализируют работу класса по плану.

Активно ли работал класс? Назови особенно активных.
Все ли слушали друг друга? Кто повторялся в вопросах и ответах? Почему?
Кто не работал? В чем причина?
Как звучали ответы? (правильность, полнота, последовательность, речь)
Успели ли рассмотреть запланированный материал? В чем причина?
Оценка работы класса на уроке.

3. Проверяют контрольные задания и проводят рефлексию.

4. На следующем уроке дают краткий анализ рассмотренных вопросов на предыдущем уроке по плану:

а/ Итоги рефлексии (какие вопросы были рассмотрены? Что поняли все? Какие вопросы не были поняты?)
б/ как класс справился с контрольными заданиями?
в/ пожелания классу в работе.

5. Ведут сводную оценочную ведомость.

Важным элементом работы по оценке и анализу работы являются оценочные листы. Они могут быть личными и сводными. Личный оценочный лист заполняется учеником в течение работы над модулем и затем сдается экспертам или учителю для занесения в сводный оценочный лист. В последнем, помимо этих данных, могут содержаться оценки, данные экспертами и учителем. В оценочных листах оценки могут проставляться баллами или, что наиболее наглядно, цветом. Варианты оценочных листов представлены в Приложениях.

на предыдущую страницу