[../../../_private/navbar1.htm]

Приложение 12

Урок - лекция "Колокольные звоны"
(материалы к уроку)

Задачи:
    1. Изучить историю возникновения и распространения колокольных звонов.
    2. Обратить внимание на роль колокольных звонов в жизни народа.
    3. Рассказать историю крупнейших колоколов России.

Цель: продолжить работу по эстетическому воспитанию учащихся.

Оборудование:
    1. Таблица (из чего состоит колокол?)
    2. Аудиозаписи колокольных звонов города Ростова и Троице-Сергиевской Лавры.

Контроль: письменная самостоятельная работа.

Среди дубравы блестит крестами
Храм пятиглавый с колоколами
Их звон призывный через могилы
Звучит так дивно и так уныло!
К себе он тянет неодолимо,
Зовет и манит он в край родимый.
                А.К.Толстой "Благовест"

    Древнейшие предки колокола - бубенец и колокольчик ученые нашли в быту многих народов: египтян, евреев, этрусков, скифов. Еще в IV тысячелетии до нашей эры люди научились изготовлять бронзу и стали делать разнообразные из нее предметы. Они заметили, что при ударе бронза отдает певучий продолжительный звук. По мнению исследователей, примерно в это время должен возникнуть колокольчик.
    В споре о происхождении колокола ряд ученых считает его родиной Китай, Откуда колокол по Великому шелковому пути мог прийти в Европу. Доказательством служит тот факт, что именно в Китае появилось первое бронзовое литье и там же найдены самые древние колокольчики. Принадлежат эти колокольчики 23 - 11 векам до нашей эры. Размеры их невелики: 4,5 - 5,7 см. Пользовались ими по-разному: вешали на пояс, отпугивали злых духов, в качестве амулета на шее у лошади, на службе военной, в храме при богослужении, во время церемонии и ритуалов. К 5 веку до нашей эры увлечение колокольной музыкой сделалось в Китае так велико, что понадобились не единичные колокольчики, а порой целые наборы.
    Колокол высотой 17 см. будет выполнять в городах Европы различные функции, начиная с 1 века до нашей эры и в последующие века: его сигнал в Бонне означал начало уборки улиц; в Этампе (Франция) последний удар колокола назывался "Преследователь гуляк", после него тушили уличные огни; в Турине (Италия) имелся "Хлебный колокол" для домохозяек; в средневековой Англии колокол сопровождал похоронную процессию; в Бовене (Франция) существовал колокол, объявлявший о начале торговли рыбой и назывался "Торговка рыбой".
    Первые христианские колокола появились на Западе в конце IV - начале V веков. Они были небольшие, помещались на папертях. Со временем колокола прибавили в весе, и их стали ставить на крыши церкви в специальной башенке.

    Как же звонили в них? Оказывается, совсем не так, как мы привыкли видеть сегодня, а по-европейски: раскачивали не язык, а весь колокол. Этот способ не давал четкого ритмичного звука и не позволял использовать на колокольнях большие колокола. При раскачивании самого колокола могла расшататься сама колокольня. Опасность такой беды заставила замолчать большой колокол на соборе Парижской Богоматери. А колокол в 1670 пудов на колокольне Кельнского собора получил прозвище "Великий молчальник", так как совсем отказался звонить.
    Русские мастера-звонари, приложив смекалку, нашли новый способ звона - язычный. Открытие это, вероятно, произошло в 14 веке. Русский способ звона допустил на колокольне колокола в 100 и 1000 пудов. Это создало неповторимое русское многоголосье, опирающееся на низкие басовые колокольные голоса. С открытием удобного язычного способа звонов интерес к колоколам усиливается, оживляется литье собственных отечественных колоколов.
    Поначалу русские мастера учились у иноземцев Запада. Прозвища, даваемые им: Николай Немчин; Борис Римлян и подобные, - встречаются и в 17 веке. В летописи 14 века появляется первое, дошедшее до нас, имя русского литейщика. Невелики сведения о нем. Известно, что он жил в Москве, а на колокольнях ставил свое имя: "А лил мастер Бориско".
    И если первые колокола имели гладкую поверхность, то теперь начнут появляться орнаменты, письмена. Надписи будто летопись, которая сообщает нам о возрасте, весе колокола, о событии, в честь которого он отлит, о заказчике и самих мастерах. На отдельных колоколах будут изображаться святые угодники, патриархи, цари и царицы. Иногда целые пейзажи и целые батальные сцены, как на знаменитом Соловецком колоколе, где изображен Соловецкий монастырь и бомбардирующие английские фрегаты. Обитель чудесным образом была спасена в 1854 году. Громадное количество английских снарядов не тронуло ни единого человека из 700 обитателей.
    Отливку громадных колоколов в тысячи пудов русские мастера освоили в XVII веке. Первенствовала московская литейная школа. Располагалась она на пушкарском дворе, т.е. там, где лили пушки.

    В XVIII веке императрица Анна Иоановна приказала отлить Царь-колокол иноземному мастеру, члену Парижской академии наук Жермену. Но тот, напуганный неслыханной величиною заказываемого колокола, отказался. И отливку поручили Ивану Моторину с сыном Михаилом. Над колоколом работали более 5 лет. На нем были изображены царица Анна Иоановна во весь рост в коронационном наряде рядом с Алексеем Михайловичем. Над ними - благословляющий их Господь. С другой стороны колокола - патриарх Никон в облачении, в митре, с посохом. На "плечах" колокола - Херувимы и Серафимы. Царь-колокол весил более 12000 пудов (более 200 тонн), высотой 6 метров 14 см, диаметром 6 м 60 см. В 1737 году в Кремле случился страшный пожар. Загорелись деревянные леса вокруг колокола, и москвичи усердно лили воду. От разницы температур колокол треснул, и от него отпала большая часть весом в 11,5 тонн. Колокол оставался в яме до 1836 года, пока Август Монферан (автор Исаакиевского собора) не придумал устройство для его поднятия. Когда все предварительные работы были выполнены, колокол подняли за 42 минуты 33 секунды.

    Исследователи посчитали, что в начале XX в одной Москве было около 200 колоколов весом от 100 до 1000 пудов. А по всей России громадных в 1000 и более пудов насчитывалось 39. До наших дней дошло лишь 5 (3 в Московском Кремле, 2 - в Ростове Великом).

    Разные существовали звонницы на Руси. Но особая звонница была построена в Ростове при митрополите Ионе Сысоевиче. Это сводчатая галерея с широкими окнами - проемами на 10 метров в ширину, 20 метров в высоту и 30 метров - в длину. Звонари располагались вдоль галереи, не мешая друг другу. Нижний этаж звонницы был пуст и служил резонатором. Кроме того, звон идет в сторону находящегося рядом озера Неро, которое своей гладью отражает звуковые волны прямо ввысь. Когда ударяли в большой колокол, было слышно за 25 верст. А о Ростовских колоколах особый рассказ. Сначала на трехпролетной звоннице были расположены колокола, дающие минорный, печальный лад. Это сочувствовало настроений опального митрополита.
    Но положение Ионы изменилось - возникла необходимость в новом, торжественном зале. Митрополита часто приглашали в Москву, да и в Ростов наведывались знатные и великие персоны.
    Решено отлить колокол весом в 2000 пудов. Дело поручено редкостному мастеру Фролу Терентьеву. Когда колокол дал первый звук, обрадованный Иона дал колоколу имя своего отца - крепостного крестьянина Сысоя.
    Митрополит записал: "На своем дворишке лью колоколишки. Ничего, - хвалят людишки". Здесь весь характер Ионы - размашистый, с хитрецой, горделивый.

    Существовало несколько типов звонов: ионийский - звучал в торжественных случаях, колязенский - имел плясовой ритм, георгиевский - плавный "малиновый звон". В наши дни, звук каждого колокола в точности копирует камертон. А.Израилев сделал первые нотные записи колокольных звонов. Композиторы - классики много раз обращались к неисчерпанному богатству колокольных звуков. Это и Глинка, и Танеев, и Рахманинов.

    Российские колокола и на сегодняшний день являются крупнейшими в мире. Европейские колокола весят не более 1000 пудов, а колокола Японии и Китая - 3000 пудов.

    Русский народ особенно относился к колоколам. Работа пушечника (отливал крупные колокола) и колокольника (мелкие звоны и била) - считались очень почетной.
    Перед отливкой колокола служили водосвятный молебен, и спрашивали благословения на работу, а подмастерья пускали любой, самый нелепый слух. При этом считалось, чем дальше распространялся слух - тем лучше будет звук у колокола.

    С колокольным звоном связывалось множеством примет. Если колокол зазвучит сам по себе - быть беде, если перед началом какой-либо работы услышишь колокольный звон - к удаче.
    Это были своего рода часы:
        1 звон - пропадай мой сон,
        2 звон - земной поклон,
        3 звон - из дома вон.

    Народ служил множество загадок о колоколах "Стоит бык на горах на семи головах, ребра стучат, бока гремят". "Сидит петух, косы до полу, голос до небу". "На каменной горке воюют волки" и другие.

    Названий колоколов существует великое множество. "Пленными" называли колокола, забранные в качестве трофея во время войн. Часто их называли более конкретно - "Немчин", "Татарин", "Галандец".
        "Ссыльные" - сосланные за какую-то провинность.
        "Царские" - жертвованные царскими особами.
        "Лыковые" - разбитые и связанные лыком.
        "Карнаухие" - с отрубленными ушами.
    Уже из этих названий видно, что к колоколу обращались, как к животному существу и плетьми его могли наказать и язык вырвать.
    Хороший колокол должен быть звонким, иметь сильный гул и не иметь звенья.

    Колокола льют из бронзы. Этот сплав включает в себя 78% красной меди и 22% олова. Он не поддается коррозии, на него мало влияет вибрация. Народ складывал много легенд о наличии в сплаве серебра, но это только легенды. Язык у колокола выковывался из соотношения 5 пудов на 100 пудов веса. Составные части колокола хорошо прослеживаются на рисунке. (См. приложение №5.) При этом мастер старался, чтобы толщина стенок колокола не была одинакова: к ушам - тоньше, к месту удара языком - толще, у самого края - самая тонкая. Только при таком соотношении звук выходил хорошим.
    Звонят звонари и звоном врачуют русскую землю. Сегодня ученые института литосферы, заинтересовавшись чудесными свойствами колокольного звона в период эпидемии, тщательно исследовали колокольный звук. Они подтвердили, что энергия ультразвуковой волны колокола действительно врачует человека и атмосферу. Колокольный звон обеззараживает вирус гриппа, желтухи, уничтожает тифозную палочку и другие инфекции.
    Колокола плакали, стонали, молились о русской земле в годы лихолетий. Когда же приходил конец войне, ничто не могло сказать о народной радости так, как это делали мощные победоносные ликующие трезвоны. И самым горьким наказанием для побежденного народа, было лишение колоколов. А в 20 годы нашего столетия эта участь постигла всю русскую землю. Пустые глазницы колоколен и разрушенных храмов осиротело, с укоризной взирали на суету целого поколения людей. Поэтому я считаю, что информация, рассказанная мной, будет полезна вам и вашим родителям.

Литература:
    1. "О Царь-колоколе…", составитель Н. И. Кабанова, Брянск, "Благовестие", 1997 г.
    2. Осетров Е. "Живая древняя Русь", Москва, "Просвещение", 1984 г.

Приложение №13.

Самостоятельная работа по теме "Колокольные звоны"

Вариант 1.

  1. Как применяли первые колокольчики в Китае?
  2. В чем преимущество язычного звона?
  3. Что можете рассказать о Царь-колоколе?
  4. Докажите, что к колоколам на Руси относились как к живому существу.
  5. Из чего отливали колокола?

Вариант 2.

  1. Как применяли первые колокольчики в Европе?
  2. О чем может рассказать надпись на колоколе?
  3. Что можете рассказать о ростовских звонах?
  4. Какую роль играл колокольный звон в жизни народа?
  5. Как проходил подготовительный этап перед отливкой колокола?
[../../../_private/navbar1.htm]