Я и мир профессий
Калейдоскоп профессий
Что же такое профессия? Профессией объединены все люди, занятые данным видом труда . Люди одной профессии имеют сходные интересы, знания, навыки, образ жизни. Другой смысл слова "профессия" - " система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку ". Говорят: "Он овладел профессией", "У него есть профессия". Профессией также называют разновидность деятельности (то же, что и работа). Наконец, профессией можно назвать необходимую для общества и ограниченную (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека , дающую ему возможность существования и развития.
Есть еще понятие "специальность". По значению оно близко к понятию "профессия" и соответствует разновидностям областей труда в пределах профессий. Например, ты не встретишь ведь "учителя вообще". Это будет или учитель математики, или географии и т.д. То же самое можно сказать и о других профессиях: врач - педиатр, хирург, стоматолог ... , юрист - адвокат, прокурор, нотариус ... , слесарь - слесарь аварийно-восстановительных работ, слесарь-инструментальщик, слесарь механик ... и т.д.
Мир профессий изменчив.
Люди создают новые профессии, объединяют, разъединяют или устраняют старые.
В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.
"ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА"
Здесь главный, ведущий предмет труда - природа.
Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.
Среди профессий типа "человек -природа" можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.
Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования.
При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.
И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.
"ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА"
Здесь главный, ведущий предмет труда -технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.
Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик и др.
Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств.
Среди профессий типа "человек-техника" можно выделить:
профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;
профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов.
профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;
профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;
профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;
профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;
профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;
профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;
профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.
При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.
"ЧЕЛОВЕК - Ч ЕЛОВЕК"
Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.
Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.
Среди этого типа профессий можно выделить:
профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;
профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;
профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;
профессии, связанные с информационным обслуживанием;
профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;
профессии, связанные с медицинским обслуживанием.
Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.
Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:
устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,
потребность в общении,
способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,
умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,
умение находить общий язык с разными людьми.
"ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ"
Здесь главный, ведущий предмет труда -условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.
Профессии типа "человек - знаковые системы" включают:
профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием,
профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения,
профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.
Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.
"ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ"
Здесь главный, ведущий предмет труда -художественный образ, способы его построения.
Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.
Профессии типа "человек -художественный образ" включают:
профессии, связанные с изобразительной деятельностью,
профессии, связанные с музыкальной деятельностью,
профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью,
профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
Одна из особенностей профессий типа "человек -художественный образ" состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.
По условиям труда выделяют четыре группы профессий
Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата
(бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт).
Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности
(строитель, пожарник, полевод, агроном).
Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями
(летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик).
Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности
(учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор ).
В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 отдела
Профессии, связанные с использованием ручного труда
(столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург).
Профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением
(токарь, водитель, машинист, оператор связи).
Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов
(сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы).
Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда
(преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).
В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий
Гностические :распознать, различить , оценить, проверить
(санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).
Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать
(водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,).
Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант,
сконструировать
(закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)
Тест "Интересы и склонности" *
Для того, чтобы помочь вам выбрать профессию с учетом Ваших интересов и склонностей, предлагаем оценить 20 пар описания различных видов занятий.
Инструкция: Внимательно прочтите оба утверждения, стоящих под одним и тем же номером (1а и 1б). Оцените каждое из двух суждений. обозначьте согласие с одним из них знаком "+", а несогласие с другим знаком "-" в листе ответов.
Лист ответов
1а | 4а | 7а | 10а | 13а | 16а | 19а | |||||||
1б | 4б | 7б | 10б | 13б | 16б | 19б | |||||||
2а | 5а | 8а | 11а | 14а | 17а | 20а | |||||||
2б | 5б | 8б | 11б | 14б | 17б | 20б | |||||||
3а | 6а | 9а | 12а | 15а | 18а | ||||||||
3б | 6б | 9б | 12б | 15б | 18б |
П
Т
Ч
З
Х
Я предпочту:
1. а) ухаживать за животными б) обслуживать машины (следить, регулировать)
2. а) помогать больным людям, лечить их б) составлять таблицы, схемы, программы для ЭВМ
3. а) следить за качеством книжных
б) следить за состоянием и иллюстраций, открыток, развитием растений грампластинок
4. а) обрабатывать материала (дерево ткань, металл, пластмассу)
б) доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)
5. а) обсуждать научно-популярные книги, статьи, книги.
б) обсуждать художественные книги (пьесы, концерты).
6. а) выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
б) тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких- либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7. а) копировать рисунки, изображения
б) управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным)средством -трактором, тепловозом (или настраивать музыкальные
инструменты)
8. а) сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, (или участвовать в подготовке
на экскурсии и т.д.)
б) оформлять выставки, витрины пьес, концертов)
9. а) ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище)
б) искать и исправлять ошибки в текстах таблицах, рисунках
10. а) лечить животных
б) выполнять вычисления, расчеты
11. а) выводить новые сорта растений
б) конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома и т.п.)
12. а) разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать
б) разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13.а) наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
б) наблюдать, изучать жизнь микробов
14. а) обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
б) оказывать людям медицинскую помощь при ранения, ушибах, ожогах
15. а) составлять точные описания-отчеты о измеряемых объектах, явлениях, событиях
б) художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)
16. а) делать лабораторные анализыв больнице
б) принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17. а) красить и расписывать стены помещений, поверхность изделий
б) осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
18. а) организовывать культпоходы сверстников или младших втеатр, музеи, экскурсии, туристические походы
б) играть на сцене, принимать участие в концертах
19. а) изготовлять по чертежам детали,изделия (машины, одежду),
б) заниматься черчением, копировать чертежи, карты строить здания
20. а) вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
б) работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ и др.)
Внимание ! После того, как Вы оценили все суждения и занесли свои оценки в лист ответа, сделайте следующие подсчеты. Всего перед Вами 5 столбцов. Подсчитайте число "+" и "-" по каждому столбцу и их сумму поставьте в пустой строке напротив буквы. Например, в 1 столбце 6 "+" и 2 "-", значит напротив "П" нужно поставить цифру "4".
После подсчета во всех 5 столбцах, определите наибольшее положительное значение, эта буква показывает Вашу склонность к определенному типу профессий:
"П" - человек - природа
"Т" - человек техника
"Ч" - человек - человек
"З" - человек - знаковая система
"Х" - человек - художественный образ (см.стр. )