Я и мир профессий


Калейдоскоп профессий

Что же такое профессия? Профессией объединены все люди, занятые данным видом труда . Люди одной профессии имеют сходные интересы, знания, навыки, образ жизни. Другой смысл слова "профессия" - " система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку ". Говорят: "Он овладел профессией", "У него есть профессия". Профессией также называют разновидность деятельности (то же, что и работа). Наконец, профессией можно назвать необходимую для общества и ограниченную (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека , дающую ему возможность существования и развития.

Есть еще понятие "специальность". По значению оно близко к понятию "профессия" и соответствует разновидностям областей труда в пределах профессий. Например, ты не встретишь ведь "учителя вообще". Это будет или учитель математики, или географии и т.д. То же самое можно сказать и о других профессиях: врач - педиатр, хирург, стоматолог ... , юрист - адвокат, прокурор, нотариус ... , слесарь - слесарь аварийно-восстановительных работ, слесарь-инструментальщик, слесарь механик ... и т.д.

Мир профессий изменчив.

Люди создают новые профессии, объединяют, разъединяют или устраняют старые.

В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.

"ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА"

Здесь главный, ведущий предмет труда - природа.

Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

Среди профессий типа "человек -природа" можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.

Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования.

При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.

И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.

"ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА"

Здесь главный, ведущий предмет труда -технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик и др.

Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств.

Среди профессий типа "человек-техника" можно выделить:

При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

 "ЧЕЛОВЕК - Ч ЕЛОВЕК"

Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.

Среди этого типа профессий можно выделить:

Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.

Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:

"ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ"

Здесь главный, ведущий предмет труда -условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.

Профессии типа "человек - знаковые системы" включают:

Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

 "ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ"

Здесь главный, ведущий предмет труда -художественный образ, способы его построения.

Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.

Профессии типа "человек -художественный образ" включают:

Одна из особенностей профессий типа "человек -художественный образ" состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.

По условиям труда выделяют четыре группы профессий

Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата

(бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт).

Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности

(строитель, пожарник, полевод, агроном).

Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями

(летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик).

Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности

(учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор ).

В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 отдела

В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий

Гностические :распознать, различить , оценить, проверить

(санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).

Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать

(водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,).

Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант,

сконструировать

(закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)

Тест "Интересы и склонности" *

Для того, чтобы помочь вам выбрать профессию с учетом Ваших интересов и склонностей, предлагаем оценить 20 пар описания различных видов занятий.

Инструкция: Внимательно прочтите оба утверждения, стоящих под одним и тем же номером (1а и 1б). Оцените каждое из двух суждений. обозначьте согласие с одним из них знаком "+", а несогласие с другим знаком "-" в листе ответов.

 Лист ответов

      10а   13а   16а   19а  
      10б   13б   16б   19б  
      11а   14а   1   20а  
      11б   14б   17б   20б  
      12а   15а   18а      
      12б   15б   18б      

П

Т

Ч

З

Х

Я предпочту:

1. а) ухаживать за животными б) обслуживать машины (следить, регулировать)

2. а) помогать больным людям, лечить их б) составлять таблицы, схемы,  программы для ЭВМ

3.  а) следить за качеством книжных

 б) следить за состоянием и иллюстраций, открыток, развитием растений грампластинок

4. а) обрабатывать материала (дерево ткань, металл, пластмассу)

б) доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)

5.   а) обсуждать научно-популярные книги, статьи, книги.

б) обсуждать художественные книги (пьесы, концерты).

6.   а) выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

б) тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких- либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7.  а) копировать рисунки, изображения

б) управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным)средством -трактором, тепловозом  (или настраивать музыкальные

инструменты)

8.  а) сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, (или участвовать в подготовке

на экскурсии и т.д.)

б) оформлять выставки, витрины  пьес, концертов)

9. а) ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище)

б) искать и исправлять ошибки в текстах таблицах, рисунках

10. а) лечить животных

б) выполнять вычисления, расчеты

11. а) выводить новые сорта растений

б) конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома и т.п.)

12. а) разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать

б) разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13.а) наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

б) наблюдать, изучать жизнь микробов

14. а) обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

б) оказывать людям медицинскую помощь при ранения, ушибах, ожогах

15. а) составлять точные описания-отчеты о измеряемых объектах, явлениях, событиях

б) художественно описывать,  изображать события  (наблюдаемые и представляемые)

16. а) делать лабораторные анализыв больнице

 б) принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17. а) красить и расписывать стены помещений, поверхность изделий

б) осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18. а) организовывать культпоходы сверстников или младших втеатр, музеи, экскурсии, туристические походы

б) играть на сцене, принимать  участие в концертах

19. а) изготовлять по чертежам детали,изделия (машины, одежду),

 б) заниматься черчением, копировать чертежи, карты строить здания

20. а) вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

б) работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ и др.)

Внимание ! После того, как Вы оценили все суждения и занесли свои оценки в лист ответа, сделайте следующие подсчеты. Всего перед Вами 5 столбцов. Подсчитайте число "+" и "-" по каждому столбцу и их сумму поставьте в пустой строке напротив буквы. Например, в 1 столбце 6 "+" и 2 "-", значит напротив "П" нужно поставить цифру "4".

После подсчета во всех 5 столбцах, определите наибольшее положительное значение, эта буква показывает Вашу склонность к определенному типу профессий:

"П" - человек - природа

"Т" - человек техника

"Ч" - человек - человек

"З" - человек - знаковая система

"Х" - человек - художественный образ (см.стр. )

 



Национальный фонд подготовки кадров. Информатизация системы образования.